Версия для печати 675 Материалы по теме
Управление доходами:  опыт Медногорска

Постоянное внимание к эффективности управления финансовыми ресурсами — одна из важнейших составляющих работы местных властей по улучшению качества жизни горожан, совершенствованию социальной инфраструктуры и повышению инвестиционной привлекательности муниципального образования.

Ирина Валерьевна Никитина, заместитель главы муниципального образования город Медногорск по финансово-экономической политике

Сегодня в городе Медногорске реализуется большой комплекс мероприятий в сфере управления бюджетными доходами. Основные направления этой работы таковы:

  • повышение качества прогнозирования бюджетных доходов;
  • мобилизация доходных источников, увеличение доходного потенциала, поиск новых доходных источников;
  • снижение суммы недоимки и разработка мероприятий для предотвращения образования новой задолженности;
  • выявление и привлечение к постановке на налоговый учет объектов недвижимости и земельных участков;
  • разъяснительная работа с населением города об изменениях в бюджетном и налоговом законодательстве с использованием официального сайта администрации и средств массовой информации.

Прогнозирование доходов

Исполнение доходной части бюджета города напрямую зависит от точности прогнозирования поступлений налоговых и неналоговых доходов и контроля за исполнением запланированных поступлений. Ежеквартально мы проводим мониторинг исполнения налоговых обязательств по основным налогоплательщикам. При проведении мониторинга поступлений используются сведения, поступающие от Управления Федерального казначейства по Оренбургской области и данные от МРИ ФНС по Оренбургской области в рамках заключенных соглашений о взаимодействии. За первое полугодие 2022 года поступления крупных налогоплательщиков составили 61,8% от собственных доходов бюджета города.

Получаемые от УФК по Оренбургской области сведения о поступивших от юридических лиц платежах предоставляют финансовому органу возможность разрабатывать аналитические таблицы по каждому доходному источнику в разрезе налогоплательщиков, определять удельный вес каждого налогоплательщика в сумме доходного источника, а также в сумме собственных доходов.

В рамках реализации положений, внесенных в федеральное законодательство, постановлениями администрации города утверждены: перечень главных администраторов доходов бюджета, перечень главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета, порядок и сроки внесения изменений в перечень главных администраторов доходов бюджета. В соответствии с общими требованиями к соответствующим методикам главные администраторы доходов бюджета разработали и согласовали с финансовым органом методики прогнозирования поступлений доходов в бюджет муниципального образования.

В целях увеличения поступлений местных налогов в бюджет города проводится активная работа по повышению собираемости имущественных налогов. В результате поступления первого полугодия 2022 года по местным налогам по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличились на 998,9 тысячи рублей.

Для пересмотра ставок по налогу на имущество физических лиц была проведена оценка налоговой нагрузки на население города. После проведенного анализа было принято решение увеличить ставку налога на имущество физических лиц с 0,1 до 0,15%; в отношении объектов недвижимости, находящихся в собственности физических лиц, проживающих на территории города. Это позволит бюджету получить дополнительные поступления более чем в 400 тысяч рублей.

Сокращение задолженности

Ежемесячно мы проводим анализ задолженности перед бюджетом, а также сверку с межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по Оренбургской области по налоговым платежам и с главными администраторами доходов — по неналоговым платежам. Принятые нами меры по взысканию задолженности и недопущению образования новой задолженности привели к снижению суммы недоимки за первое полугодие 2022 года по налоговым платежам на 4%, по неналоговым платежам — на 21%. Также регулярно проводится работа с администраторами доходов по претензионно-исковой деятельности и по списанию нереальной к взысканию задолженности.

Для сокращения суммы недоимки по платежам в бюджет на территории города работают две комиссии.

В течение первого полугодия 2022 года проведено шесть заседаний межведомственной комиссии «По стабилизации экономического развития город Медногорск и легализации объектов налогообложения». На заседания комиссии было приглашено 132 организации, индивидуальных предпринимателя и физических лица. В результате была погашена налоговая задолженность в сумме 613,8 тысячи рублей, или 39% от общей суммы задолженности, рассматриваемой на заседаниях комиссии.

Заседания комиссии «По контролю за поступлением арендной платы за государственные земельные участки до их разграничения и муниципальное имущество в доход бюджета города» проводятся регулярно, раз в квартал. На заседаниях комиссии мы заслушиваем отчеты специалистов комитета по управлению имуществом о поступлении доходов от использования и продажи муниципального имущества, о причинах невыполнения (перевыполнения) планового задания и о претензионно-исковой работе по взысканию задолженности. В первом полугодии 2022 года проведено два заседания, по итогам проведенных заседаний была погашена задолженность в сумме 223,6 тысячи рублей.

Выявление неучтенной недвижимости

29 июня 2021 года вступил в силу Федеральный закон № 518‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Для его реализации администрация города разработала и утвердила дорожную карту по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости, расположенных на территории муниципального образования город Медногорск. Кроме того, была создана рабочая группа по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости.

Для информирования населения об этой работе широко используются все средства массовой информации. Работа по выявлению собственников ранее учтенных объектов недвижимости проводится согласно утвержденной дорожной карте в два этапа:

  • первый этап: выявление правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости;
  • второй этап: снятие с кадастрового учета объектов, прекративших существование.

Всем выявленным правообладателям направляются письма-приглашения для оформления объектов недвижимости в собственность. По состоянию на 1 июля 2022 года по заявлению правообладателя внесено 271 право, 50 сведений о выявленных правообладателях, снято с кадастрового учета по причине отсутствия 34 объекта.

В соответствии с соглашением о мерах по обеспечению устойчивого социально-экономического развития и оздоровлению муниципальных финансов, заключенным между Министерством финансов Оренбургской области и администрацией города, одним из мероприятий по повышению эффективности бюджетных средств является разработка и утверждение плана мероприятий (дорожной карты) по вовлечению в оборот неиспользуемых или неэффективно используемых земельных участков, в том числе земель сельскохозяйственного назначения. В результате реализации мероприятий плана мероприятий (дорожной карты) на 2021–2023 годы собственные доходы бюджета города увеличились за первое полугодие 2022 года на 667 тысяч рублей. Переданы в аренду два земельных участка общей площадью 40,4 тысячи квадратных метров с суммой арендной платы 590,4 тысячи рублей в год, а также предоставлен в собственность один земельный участок для размещения объекта торговли площадью 96 квадратных метров.

Дополнительные доходные источники

Стоит отметить, что ежегодно при формировании бюджета города проводится активная работа с основным градообразующим предприятием по привлечению дополнительных средств на развитие социально-культурной сферы. В результате проведенной работы было заключено соглашение о социально-экономическом партнерстве на сумму 105,4 миллиона рублей.

Стимулом для расширения перечня оказываемых бюджетными и автономными учреждениями города услуг становится увеличение доходов от приносящей доход деятельности. Увеличение доходов бюджетных и автономных учреждений от предпринимательской деятельности способствует повышению самостоятельности учреждений. Так, объем доходов от приносящей доход деятельности за первое полугодие 2022 года по сравнению с аналогичным периодом 2021 года увеличился на 27,1%.

В результате реализации комплекса мер, направленных на увеличение собственных доходов, плановое задание по налоговым и неналоговым доходам за первое полугодие 2022 года выполнено на 51% от годовых плановых назначений. Собственные доходы по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличились на 3,8 миллиона рублей, или на 3,4%.

Поделиться