Версия для печати 2659 Материалы по теме
Фармацевтическая отрасль остается одной из наиболее стабильных

ФГБОУ ВО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России является одним из крупнейших учебных заведений, готовящих специалистов для нескольких сфер медицины и для фармацевтических производств. Создан ВУЗ был 2 апреля 1922 года и в прошлом году отметил столетний юбилей. Учебное заведение не только готовит высококвалифицированные кадры, но и предоставляет возможность слабослышащим студентам получать образование (в отдельных группах работает сурдопереводчик). Благодаря ВУЗу страна пополнялась и пополняется специалистами, столь необходимыми фармпроизводствам.

Мы побеседовали с директором научно-образовательного института фармации Денисом Владимировичем Куркиным и обсудили важность развития фармацевтического образования в современном мире.

Денис Владимирович, расскажите о современном состоянии отрасли?

По данным всероссийского научно-исследовательского института труда фармацевтическая отрасль является одной из наиболее стабильных. Количество вакансий в фармацевтических компаниях росло в 2020/2019 на 10%, 2021/2022 на 18% (отрасли, в которых не было найма/были сокращения и оптимизации штата — потребительские товары (FMCG); продуктовая розница; нефтегазовый сектор; строительство; банки и финансовые институты; химическая промышленность). Временной период 2020/2019 гг, характеризовался темпом роста объема производства фармацевтической продукции — 2 040 млрд руб. против 1 858 млрд (при сокращении мирового ВВП — 4,3%). В то же время, по данным ВОЗ, ещё до пандемии 2019 года, на планете недоставало 8 млн медицинских специалистов/фармацевтов, и с приходом коронавируса страны столкнулись с кадровым голодом.

Июнь 2022, согласно опросу Super Job (16 000 респондентов) показал, что фармацевтика остается также одной из самых перспективных сфер в области построения карьеры и высокооплачиваемых (наряду с IT, банками и финансами), а по прогнозам ВОЗ, к 2035 году дефицит кандидатов с профильным мед/фарм образованием увеличится до 12,9 млн человек.
Эти факты являются подтверждением востребованности фармацевтических специалистов, а значит и получения фармацевтического образования.

Фармацевтический рынок России условно можно разделить на 2 группы — розница (аптеки и аптечные сети, в том числе e-commerce) и лечебно-профилактические учреждения (государственные закупки в ЛПУ и система дополнительного лекарственного обеспечения, изготовление лекарственных средств в больничной аптеке). В 2022 году объем фармацевтического рынка составлял около 2,8-2,9 трлн рублей, распределенных между 550 российскими и 570 иностранными компаниями. Из 5900 брендов лекарственных препаратов 2581 принадлежит отечественным компаниям, а около 50% лекарственных препаратов поставляются из так называемых «недружественных» стран, что означает высокий потенциал с точки зрения эффективного замещения. Текущая макроэкономическая ситуация и высокий уровень технологической национальной зрелости открывают перед Россией возможности для интенсивного развития собственных фармацевтических производств. Россия — одна из самых больших стран в мире, занимающая одну десятую всей суши на Земле. Большинство фармплощадок, работающих в России, принадлежат отечественным компаниям. Отсутствие интеграции с другими странами ограничивает потенциальный эффект санкций, связанных с фармацевтической продукцией. В России функционирует не менее 72 производственных площадок, 8 из которых аккредитованы на международном уровне. При этом, 69% активных фармацевтических ингредиентов импортируются из Индии и Китая, но в среднесрочной перспективе может стать необходимым наращивание собственных мощностей, а это соответственно потребует привлечения значительного числа специалистов с фармацевтическим образованием.

Стоимость исследований в России существенно ниже, чем в западных странах, а наличие серьезной научной базы позволяет стране реализовать импортозамещение с дальнейшей экспансией на новые рынки, что является уникальным преимуществом и точкой роста для национальных фармацевтических компаний.

С учетом динамики ключевых сегментов можно ожидать, что российский фармацевтический рынок к 2030 году в базовом сценарии может вырасти до 4,5 трлн рублей и 6,25 млрд упаковок и до 3,9 трлн рублей и 6,12 млрд упаковок в негативном сценарии соответственно. В базовом сценарии средний ежегодный рост рынка в стоимостном выражении составит 5,7% при сохранении импорта и восстановлении инвестиций в маркетинг и ускоренное импортозамещение. При этом в негативном сценарии рост также сохранится, но будет ниже и составит 3,9%. В этом сценарии, по нашим оценкам, российский рынок сместится в сторону более дешевых небрендированных дженериков и биоаналогов из-за постепенного ухода иностранных компаний.

Обозначенное выше показывает стабильное состояние и перспективы развития российского фармацевтического рынка, что позволяет считать фармацевтическое образования одним из приоритетных в естественно — научной области с точки зрения возможностей трудоустройства и карьерного роста.

В качестве потенциальных сфер деятельности специалиста с фармацевтическим образованием традиционно рассматривают — фармацевтические компании (разработка, производство, регистрация, реализация и продвижение лекарственных средств, контроль качества), компании дистрибьюторы (хранение, транспортировка и оптовая торговля), фармацевтическую розницу (аптеки и аптечные сети), стратегический консалтинг, исследовательские организации, лечебно-профилактические учреждения, в том числе осуществляющие изготовление лекарственных средств, систему фармаконадзора, образование и научно-исследовательскую сферу, центры контроля качества лекарственных средств, судебно-медицинские лаборатории. Особенностью фармацевтической отрасли является сочетание традиционных знаний и необходимости динамичного развития специалистов, начиная с расширения знаний о биологических системах, новых подходах к терапии и в связи с этим необходимости и разработки новых лекарственных средств, так и с трансформацией общества в целом, ускорением процессов принятия решения (например, раньше процесс скрининга молекул занимал 2-3 года, теперь с использованием цифровых технологий 2-3 месяца), логистических решений (доставка в течении дня), использование онлайн форматов встреч и переговоров. Естественно, что фармацевтическое образование также претерпевает изменения в связи с усложнением процессов, протекающих в отрасли и интегрируясь с системой обеспечения лекарственной безопасности.

— Почему необходима ранняя профориентация студентов, которую пропагандирует МГМСУ, какие задачи можно решить с ее помощью?

Ранняя профориентация обусловлена спецификой фармацевтической отрасли. Фармацевтическая отрасль — это важный кластер промышленной, научной и экономической сферы любого государства. Качественное лекарственное обеспечение — основа здоровья и долголетия граждан. Многогранность фармацевтического бизнеса определяет совершенно разные виды деятельности специалиста, требующие порой наличия разноплановых знаний, компетенций, навыков и личностных качеств.

В настоящее время помимо качественного профильного образования для успешной реализации в профессиональной области требуется наличие так называемых «надпрофессиональных компетенций» — коммуникабельность, эмоциональный интеллект, умение работать в команде, аналитическое и критическое мышление, гибкость, лидерские качества, стрессоустойчивость и другие, а также дополнительных навыков, к примеру — знания в индустрии, владения иностранным языком. Некоторые из обозначенных компетенций и навыков развиваются легко, развитие большинства требуют усилий. Помочь сориентироваться, определить ожидания от профессии и вектор будущей профессиональной реализации студента задача ранней профориентации. Именно благодаря этому, а также определению баланса и комбинации исходных способностей студента, направлений их развития можно выявить изначальные предпочтения и сформировать представление о специфике работы фармацевтических специалистов и карьерных траекториях в этой области. Раннее профориентрирование позволяет сокращать время трудоустройства за счёт таргетирования усилий в области конкретных вакансий и возможно конкретных работодателей; эффективность работы и темпы достижения карьерных ожиданий у таких специалистов как правило выше, чем у людей, подбирающих работодателя случайным образом, по финансовыми причинам или плохо структурированным критериям. С точки зрения работодателя, такие специалисты будут более востребованы, так как исходно обладают набором как профессиональных, так и надпрофессиональных компетенций востребованных и необходимых в выбранных вакансиях, более адаптированы к ним, с высоким уровнем мотивации.

— Какие специалисты, возможно, будут востребованы в сфере фармацевтики в ближайшее время?

В первую очередь это специалисты в области науки и производства, что связано с необходимостью повышения доли оригинальных российских лекарственных средств и создания новых производственных площадок, адаптированных к современным условиям и при этом отвечающие международным требованиям качества. Отмечается высокий спрос на специалистов в области регулирования обращения и регистрации лекарственных средств, что необходимо для увеличения экспорта отечественных лекарственных средств и медицинских изделий. Фармацевтическая логистика и дистрибуция также являются областями, в которых отчетливо прослеживается дефицит фармацевтических кадров. Аптеки, аптечные сети и фармацевтические компании являются и вероятно продолжат оставаться основными работодателями для провизоров, но и в этих достаочно традиционных сферах происходят значительные изменения, например, устойчивое развитие онлайн направления, как в аптеках, так и в компаниях, занимающихся продвижением лекарственных препаратов.
Среди относительно новых направлений работы для фармацевтических специалистов можно выделить сферы, сформировавшиеся в результате цифровизации все большего числа сегментов экономики. Востребованными являются специалисты с высшим фармацевтическим образованиям, занятые в области дистанционных продаж лекарственных средств (онлайн консультирование, создание информационного контента, участие в системе маркировки лекарственных средств), поскольку этот сегмент фармацевтического рынка является наиболее быстрорастущим.
Многогранность специальностей, доступных для выпускника фармацевтического вуза, дает ему возможность реализоваться в самых разнообразных областях от фундаментальных исследований, результаты которых часто позволяют создавать лекарства, меняющие мир, их производства и обращения до аналитики и прогнозирования финансовых показателей местных и глобальных фармацевтических рынков в составе консалтинговых компаний различного уровня.

— Какие компетенции необходимо развивать в студентах (любознательность, кругозор, практические навыки и т.д.)?

В первую очередь необходимо сосредоточиться на стремлении выпустить специалиста с качественным высшим образованием, знания и навыки которого соответствуют требованиям профессионального стандарта. Также необходимо сформировать у выпускника определенный набор общих навыков и компетенций, владение которыми необходимо во многих сферах деятельности человека — коммуникабельность, адаптивность, умение работать в команде, планирование рабочего времени, гибкость, лидерские качества, аналитическое и критическое мышление, стрессоустойчивость, проектный менеджмент, лидерство, а также максимально глубокие представления о фармацевтической индустрии в общем и предпочтительных областях для каждого выпускника в отдельности. При этом необходимо отметить, что наличие надпрофессиональных компетенций желательно не только для руководящих должностей, но и для начинающих специалистов будет являться весомым конкурентным преимуществом на рынке труда. Организовывать и руководить многими процессами (например, написать стандартную операционную процедуру (СОП) на предприятии), собирать команды даже в горизонтальной структуре и запускать проекты, все это востребовано в условиях динамично развивающейся отрасли.

— Насколько заинтересована молодежь в фармацевтическом образовании сейчас?

Медицинские и фармацевтические ВУЗы традиционно являются одними из лидирующих в области высшего образования. Учитывая перспективы и возможности для развития, спрос на специалистов в области фармации будет только расти. Молодые люди и их родители понимают, что выбор ВУЗа может определить направление работы человека в течение всей его жизни и в полной мере осознают ответственность за выбор будущей специальности. К счастью, фармацевтические факультеты всегда пользовались, пользуются и мы уверены будут пользоваться высоким спросом среди абитуриентов.

Мы уверены, что подобные учебные заведения и принимаемые ими меры способствуют популяризации фармацевтического образования и решают важные задачи отрасли!

Источник: https://asinf.ru/article/455589/

Поделиться