Версия для печати 506 Материалы по теме
Туризм как экономический драйвер территорий

Ученые Вологодского научного центра РАН на протяжении последних 20 лет изучают проблематику развития туристско-рекреационной сферы. Центр структурных исследований и прогнозирования территориального развития не только выполняет научно-исследовательские работы по данному направлению, но и разрабатывает стратегические и программные документы для органов исполнительной власти.

Екатерина Георгиевна Леонидова, заведующая лабораторией отраслевых исследований Центра структурных исследований и прогнозирования территориального развития, старший научный сотрудник Вологодского научного центра Российской академии наук, кандидат экономических наук

Программа туристического кешбэка

В условиях нестабильной геополитической обстановки, связанной с действием экономических санкций со стороны стран Запада, для России крайне важно обеспечить устойчивые темпы развития. Актуальным становится как насыщение внутреннего рынка качественными товарами и услугами, производимыми внутри страны, так и активизация потребления населения, значительно сократившего траты из-за роста цен. Задача стимулирования внутреннего потребительского спроса определяет контуры развития российской экономики в ближайшей перспективе. Для ее решения в России имеется большой потенциал формирования новых точек роста. Одна из них — туризм, высокий мультипликативный эффект которого позволяет рассматривать его в качестве экономического драйвера.

Для моделирования и прогнозирования развития туристской отрасли ученые центра активно развивают и применяют межотраслевой баланс. Это метод, который позволяет рассчитывать эффекты для экономики при изменении спроса на конечную продукцию отрасли. Так, сотрудниками центра были оценены эффекты для экономики страны и регионов от реализации программы субсидирования внутренних туристских поездок, так называемого туристического кешбэка.

Проведенные нами расчеты[1] позволили определить, что субсидирование внутренних поездок по стране стало эффективным механизмом для российской экономики. Он помог восстановить потребительский спрос в кризисный период, связанный с негативным влиянием пандемии COVID-19. В 2020 году стимулирование конечного спроса на 1,2 миллиарда рублей в виде туристического кешбэка обеспечило увеличение выпуска валовой продукции в целом по экономике на 2,4 миллиарда рублей, численности работников — на 1,5 тысячи человек, фонда оплаты труда — на 8,6 миллиона рублей. Результаты расчетов показали, что значение мультипликатора туристских расходов соответствует 1,9. Это свидетельствует о высоком мультипликативном эффекте отрасли и подтверждает значимость ее стимулирования для российской экономики. В том числе происходит снижение импортной зависимости, поскольку в структуре формирования ресурсов продукции туризма доля импорта минимальна.

Поделиться