XVII Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»
6 июня 2024 года
№ 11 ноябрь 2023 — 13 ноября 2023

Туризм как экономический драйвер территорий

Версия для печати 314 Материалы по теме
Туризм как экономический драйвер территорий

Ученые Вологодского научного центра РАН на протяжении последних 20 лет изучают проблематику развития туристско-рекреационной сферы. Центр структурных исследований и прогнозирования территориального развития не только выполняет научно-исследовательские работы по данному направлению, но и разрабатывает стратегические и программные документы для органов исполнительной власти.

Екатерина Георгиевна Леонидова, заведующая лабораторией отраслевых исследований Центра структурных исследований и прогнозирования территориального развития, старший научный сотрудник Вологодского научного центра Российской академии наук, кандидат экономических наук

Программа туристического кешбэка

В условиях нестабильной геополитической обстановки, связанной с действием экономических санкций со стороны стран Запада, для России крайне важно обеспечить устойчивые темпы развития. Актуальным становится как насыщение внутреннего рынка качественными товарами и услугами, производимыми внутри страны, так и активизация потребления населения, значительно сократившего траты из-за роста цен. Задача стимулирования внутреннего потребительского спроса определяет контуры развития российской экономики в ближайшей перспективе. Для ее решения в России имеется большой потенциал формирования новых точек роста. Одна из них — туризм, высокий мультипликативный эффект которого позволяет рассматривать его в качестве экономического драйвера.

Для моделирования и прогнозирования развития туристской отрасли ученые центра активно развивают и применяют межотраслевой баланс. Это метод, который позволяет рассчитывать эффекты для экономики при изменении спроса на конечную продукцию отрасли. Так, сотрудниками центра были оценены эффекты для экономики страны и регионов от реализации программы субсидирования внутренних туристских поездок, так называемого туристического кешбэка.

Проведенные нами расчеты[1] позволили определить, что субсидирование внутренних поездок по стране стало эффективным механизмом для российской экономики. Он помог восстановить потребительский спрос в кризисный период, связанный с негативным влиянием пандемии COVID-19. В 2020 году стимулирование конечного спроса на 1,2 миллиарда рублей в виде туристического кешбэка обеспечило увеличение выпуска валовой продукции в целом по экономике на 2,4 миллиарда рублей, численности работников — на 1,5 тысячи человек, фонда оплаты труда — на 8,6 миллиона рублей. Результаты расчетов показали, что значение мультипликатора туристских расходов соответствует 1,9. Это свидетельствует о высоком мультипликативном эффекте отрасли и подтверждает значимость ее стимулирования для российской экономики. В том числе происходит снижение импортной зависимости, поскольку в структуре формирования ресурсов продукции туризма доля импорта минимальна.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно