Версия для печати 3882 Материалы по теме
Исландия
Интервью с премьером Исландии Гейром Хорде

Вчера вечером в Вашингтоне (в Москве в это время уже была ночь) МВФ после нескольких отсрочек должен был вынести решение о предоставлении многомиллиардного кредита Исландии. Накануне премьер-министр этой страны ГЕЙР ХОРДЕ рассказал о перспективах получения стабилизационного кредита и самой исландской экономики в интервью корреспонденту Handelsblatt ХЕЛЬМУТУ ШТОЙЕРУ. Также г-н Хорде поделился своим взглядом на причины и последствия финансового кризиса, а также на отношения с Евросоюзом, Китаем и Россией.

— Когда вы ждете получения от Международного валютного фонда (МВФ) кредита в объеме 2 млрд долл.?
— Окончательного согласия МВФ мы ждем очень скоро. Однако точную дату я назвать не могу. Впрочем, речь идет о днях, а не о неделях. Договоренности по условиям кредита уже достигнуты, так что причин для задержки принятия решения со стороны МВФ нет.

— Однако его принятие уже трижды откладывалось. В чем причина?
— С МВФ о взаимоприемлемых условиях кредита мы договорились, однако сверх этого мы должны презентовать и другие возможности финансирования, назвав конкретные финансовые институты и страны. В этом направлении мы еще работаем и надеемся, что скоро все завершим.

— Это означает, что кредит МВФ зависит от того, получите ли вы помощь еще и из других источников, дабы в результате сложилась планируемая сумма примерно в 6 млрд долл.?
— Да, пакет должен быть скомпонован целиком.

— Вы обратились за финансовой помощью к Китаю и России после того, как от стран Евросоюза конкретного ответа не последовало. Как идут переговоры?
— На все нужно свое время. Но реакция этих государств была очень дружелюбной. Нам надо подождать. Никакого нажима на эти страны мы оказывать не хотим.

— Но время-то между тем уходит?
— Нет, время у нас есть. Нынешняя ситуация не оптимальная, но мы справляемся. Конечно, чем быстрее мы из трудного положения выберемся, тем лучше.

— Не испытываете ли вы разочарования ввиду крайне сдержанного желания Евросоюза оказать вам помощь?
— Да, в определенной степени. У нас существуют двусторонние проблемы с Голландией и Велико­британией…

— …Там были закрыты счета исландского интернет-банка Icesafe, «дочки» национализированного Landsbanki…
— …Да, это так, однако мы надеемся, что все быстро разрешится и отношения нормализуются. Евросоюз предложил нам маленький, очень маленький кредит, который надо рассматривать скорее как знак симпатии, нежели как финансовый прорыв. Мы ценим это.

— Ну а как вы объясняете такую явную сдержанность Евросоюза?
— Как я уже упоминал, у нас есть проблемы с Нидерландами и Великобританией. Правда, Евро­союз в них не втянут…

— …Так вы полагаете, что Евросоюз не торопится из-за того, что между Исландией и двумя членами Евросоюза существуют двусторонние проблемы?
— Да, думаю, что это так, но точно не знаю. В любом случае, проблему надо разрешить. Причем срочно.

— А кредит МВФ от этого тоже зависит?
— Насколько нам известно, нет. Для нас это разные вещи, их нельзя смешивать.

— До сих пор настоящую помощь вы получили только из Норвегии и с крошечных Фарерских островов, которые хотят выделить 40 млн евро.
— Да. И из Польши тоже. Польша сама предложила нам помощь. Вероятно, потому что в Исландии работает много поляков. Помощь же от Фарерских островов, если иметь в виду их размеры, просто гигантская.

— Если оглянуться назад, что бы вы, имея сегод­няшний опыт, сделали по-другому?
— Нам не следовало допускать, чтобы банки достигли такого большого размера. Банкам следовало действовать гораздо более осторожно. Нам следовало быть более внимательными по отношению к тем рискам, которые развивались за пределами Исландии. Конечно, предвидеть наступление глобального финансового кризиса не мог никто. Но после краха Lehman Brothers наши банки уже не могли себя финансировать, а ведь эти три банка и есть вся финансовая система Исландии.

— Ваши банки работали в соответствии с законодательной базой Евросоюза. Получается, она виновата в исландском кризисе?
— Мы поняли, что законодательство Евросоюза для нашей маленькой экономики не годится. У нас нет возможности оказать банкам поддержку. Центробанк слишком мал для этого, да и экономика в целом тоже. Так что в будущем такое не повторится. Люди потеряли очень много денег. Многие еще и лишатся работы. Мы находимся в фазе экономической рецессии. Однако с помощью МВФ мы сравнительно быстро эти трудности преодолеем и в 2010 году будем снова в порядке.

— Так быстро?
— Да. Если брать за точку отсчета 1995 год, то с тех пор жизненный уровень в Исландии, средняя покупательная способность домохозяйства в нашей стране выросла примерно на 60%. Сейчас нам придется сделать шаг назад, сократив ее приблизительно на 10%. Это как будто отступить года на три. Затем снова пойдем вперед. По прогнозу МВФ, экономика начнет снова расти со второй половины 2010 года. Конечно, для этого нам придется кое-что сделать, но к концу 2009 года инфляция опустится с нынешних 15% на нормальный уровень, а это позволит снова развиваться.

— Как реагируют на кризис простые исландцы? Ведь им приходится жить в усло­виях 15-процентной инфляции, многим грозит безработица, многие брали кредиты в иностранной валюте и теперь из-за слабой кроны не могут по ним рассчитаться.
— Большинство наших граждан реагируют очень рассудительно. Большинство из них поняли, в чем причина проблем. Некоторые обижены, некоторые уже потеряли работу. Но в целом реакция людей очень спокойная.

— Значит, не зря так часто говорят об особом, нордическом спокойствии?
— Всегда, сталкиваясь с кризисными ситуациями, нам удавалось объединить людей, чтобы пройти через трудные времена всем вместе. Мы переживали природные катастрофы с землетрясениями и извержениями вулканов, сталкивались мы в прежние времена и с экономическими кризисами. Причем неоднократно. Но каждый раз мы выживали. Выживем и сейчас.

Источник: РБКdaily

Поделиться