№ 6 июнь 2024 — 11 июня 2024

Бюджет для граждан: совершенствование подходов

город Щёлково

Версия для печати 296 Материалы по теме
Бюджет для граждан: совершенствование подходов

Перед органами публичной власти стоит задача информировать население о бюджете и бюджетных процедурах. Открытый диалог с населением позволяет обеспечить доверие общества к власти, получить обратную связь для корректировки принимаемых решений, повысить финансовую грамотность и заинтересованность граждан ходом бюджетного процесса. Администрация городского округа Щелково использует для этих целей портал «Бюджет для граждан».

Андрей Алексеевич Булгаков, глава городского округа Щелково Московской области

Александр Владимирович Фрыгин, начальник Финансового управления городского округа Щелково Московской области, кандидат экономических наук

Гражданское общество

Взаимодействие с гражданским обществом является важным фактором деятельности органов местного самоуправления. Благодаря ему, с одной стороны, обеспечивается гражданский контроль за работой властных структур, с другой — определяются допустимые пределы вмешательства государства в частную жизнь населения. От того, насколько четко выстроена система этого взаимопроникновения и взаимоконтроля, зависят и общественная стабильность, и устойчивое развитие территории. Тем самым формируется гражданское общество — закономерный итог современной цивилизации со всеми ее особенностями.

Необходимо отметить, что взаимодействие, согласованность и баланс взаимоотношений гражданского общества и органов МСУ не устанавливаются автоматически, по приказу или изданию каких-либо нормативных актов. Гражданское общество формируется там, где присутствует открытость органов власти, обеспечивается взаимодействие для решения общих задач. Этим требованиям должна удовлетворять и такая важная сфера, как общественные финансы.

Производители общественных благ

Формирование общественного мнения об органах публичной власти как о производителе общественных благ, а не просто собирателе налогов на цели, обозначенные самими этими структурами, является требованием времени. Поскольку в этой связи органы государственной власти и местного самоуправления трактуются как производители благ, ставится вопрос об оценке эффективности их деятельности, то есть справедливости распределения налогового бремени и рациональности использования имеющихся ресурсов.

Эффективность бюджетных расходов определяется не одним, а несколькими показателями, которые должны представлять собой систему, а не беспорядочный набор характеристик, несогласованных между собой. Отсюда возникает понимание целевого назначения бюджетных затрат как плана использования государственных средств. Он связан с решением вопроса: на что были предусмотрены и использованы бюджетные ассигнования, каков итог этих расходов и каково соотношение между конечными результатами и произведенными затратами.

В этом случае бюджетные показатели становятся составной частью общей процедуры управления финансами. Все шире реализуется идея финансового менеджмента, когда на первый план выходит получение количественно измеримых результатов (по целям, задачам, программам), регулярным становится мониторинг деятельности главных администраторов бюджетных средств.

Вместе с тем донести до общества нужную информацию о бюджетном процессе и бюджетных процедурах довольно непросто. Подавляющее большинство граждан, не имеющих отношения к общественным финансам, не осведомлены о том, где и какая информация размещена. А если они об этом и знают, то последняя имеет сложный вид, который без специальной подготовки трудно понять и проанализировать. Отсюда, как следствие, низкий уровень заинтересованности в общественных финансах и вовлеченности населения в бюджетный процесс.

Поэтому для установления взаимодействия обычного человека с государственными и муниципальными органами необходимо, во-первых, обеспечить понятное и доступное для всего населения, а не определенной его части представление о бюджете и бюджетных процедурах; во-вторых, формировать его таким образом, чтобы человек заинтересовался предоставленной информацией, выделил ее из огромного информационного потока, захлестывающего его со всех сторон.

С какой целью человеку нужна информация о бюджете? В качестве простого пользователя гражданин может ею интересоваться в личных целях: для планирования семейного бюджета, взаимодействия с налоговой системой или просто для получения ответов на свои вопросы. Как специалист (бизнесмен, политик, журналист и т. д.), он может почерпнуть информацию о бюджете для своей профессиональной деятельности.

На обеспечении финансовой грамотности граждан следует остановиться особо, поскольку здесь возникает еще одна проблема — необходимость развития финансовой культуры населения. Такая культура крайне важна. Если государство не будет проводить в направлении ее роста и развития целенаправленную политику, то возникший вакуум заполнят мошеннические структуры, выкачивающие у населения деньги, причем делающие это постоянно совершенствуемыми способами. Сейчас мы, к сожалению, это и наблюдаем.

Информационная панель

Одним из самых доступных ресурсов в части повышения финансовой культуры населения является портал «Бюджет для граждан». Наверное, не найдется ни одного регионального или местного органа власти, который бы ни освещал через данный портал сведения о бюджете и бюджетном процессе территории. Он удобен, довольно прост в заполнении, не имеет каких-либо строгих регламентов для предоставления показателей. Такой механизм подачи данных позволяет раскрыть основные аспекты деятельности органов публичной власти в бюджетной сфере.

В то же время «Бюджет для граждан» не должен существовать сам по себе. Необходима обратная связь с потенциальными пользователями. В связи с этим администрация городского округа Щелково поставила задачу определить, как сами пользователи портала представляют и оценивают подачу информации о бюджете, бюджетном процессе и бюджетных процедурах. И наиболее удобным форматом для сбора информации оказался такой инструмент, как проведение конкурса, механизм которого основан на определении лучших практик по темам, предложенным организаторами. При практической реализации конкурсных процедур мы использовали опыт федеральных и региональных органов власти, а также наших коллег из муниципалитетов.

Портал «Бюджет для граждан» не должен существовать сам по себе. Необходима обратная связь с населением. В связи с этим администрация Щелкова поставила задачу определить, как сами пользователи портала оценивают подачу информации о бюджете

Конкурс «Бюджет для граждан»

В текущем году муниципальный конкурс «Бюджет для граждан» проходит в Щелкове в третий раз. Число заявок с 18 в 2022 году выросло до 62 в 2024 году. Конкурс этого года был объявлен по четырем номинациям: «Просто о сложном», «Бюджет для граждан в современных формах искусства», «Информационные карточки по бюджету для социальных сетей и мессенджеров», «Лучшее предложение по изменению бюджетного законодательства». Представленные работы оказались очень интересными, в первую очередь тем, что позволили по-новому взглянуть на имеющиеся проблемы. Они способны в какой-то степени изменить подход к решению обозначенных вопросов, делая упор на наглядное представление данных, выделяя не только экономическую, но и социальную составляющую бюджетных расходов. Благодаря нестандартным способам подачи информации бюджетные проблемы как бы вышли из рамок обычного, стереотипного, может быть, чересчур сухого и непонятного для обычного пользователя анализа.

Основой представления информации явилось использование авторами современных инструментов визуализации, инфографики и интерактивных сервисов. Организаторы конкурса выделили ключевые аспекты, которые, с точки зрения победителей и участников конкурса, интересны пользователям. Был определен доступный и понятный формат предоставления информации. Работы, заявленные в каждой из номинаций, отличались собственным, уникальным подходом.

Так, значительное количество презентаций, предоставленных в номинации «Просто о сложном», было основано на диалогах известных персонажей мультипликационных и развлекательных фильмов: Чебурашки и крокодила Гены, кота Матроскина и пса Шарика, Маши и Медведя и др. Формат «вопрос — ответ» позволял сравнивать бюджет публично-правового образования с семейным бюджетом. А общую картину оживляли сцены с диалогами на острые темы, такие как взятие кредита на покупку коровы. «Чем будем его отдавать?» — «Молоком». — «Тогда зачем нам корова, если все идет на обслуживание и погашение кредита?» Предложена интересная классификация расходов в бюджетных процедурах по аналогии с семейным бюджетом: расходы постоянные (личное потребление и обязательные платежи) и переменные (периодические, в том числе циклические и сезонные, включающие непредвиденные и единовременные). Интерпретированы и обыграны проблемы, регулярно возникающие в ходе бюджетного процесса, такие как соответствие доходов и расходов, то есть несоизмеримость желаний с реальными финансовыми источниками их покрытия.

Работы, представленные в номинации «Бюджет в современных формах искусства», выполнены в виде чат-ботов, то есть интернет-ресурсов, благодаря которым происходит общение с аудиторией:

— Меня зовут человек-бюджет, и я могу рассказать о бюджете городского округа Щелково.

— А это Юля, она работает в финансовом управлении и занимается формированием и исполнением бюджета.

— А это Страж-КСП, который следит за целевым использованием средств.

Одним из номинантов предложена «Бюджетокопия» — настольная игра, основанная на бюджетных терминах и процедурах. Ее цель — не только развлекательная, но и образовательная: ознакомление с основами построения бюджета.

Номинация «Информационные карточки по бюджету для социальных сетей и мессенджеров» представлена во многих работах дашбордами — интерактивными панелями, представляющими информацию в понятном виде, с использованием текста, таблиц, графиков и других средств визуализации. Здесь привлекает внимание то, что, если пользователь желает ознакомиться с каким-либо вопросом более детально, он должен воспользоваться соответствующей ссылкой — «узнать больше». Кроме этого, авторы работы обратили внимание на проблемы, непосредственно не связанные с бюджетом, но на которые бюджет может влиять (раздел «Проблемы решаемы»).

Призерами и участниками номинации «Лучшее предложение по изменению бюджетного законодательства» выдвинуты инициативы по реорганизации публичных слушаний и повышению роли общественных палат в бюджетном процессе.

В целом прошедший конкурс показал возросшую заинтересованность населения к бюджету и бюджетному процессу в муниципальном образовании. Представлены идеи, позволяющие гражданам принять более активное участие в процессах формирования и исполнения бюджета местного уровня. Итоги конкурса «Бюджет для граждан» отразили разнообразие подходов к решению имеющихся проблем путем использования информационных платформ, системы обратной связи, механизмов обучения и информирования населения. Это позволяет создать более открытую и демократическую систему управления местным бюджетом, где граждане могут активно участвовать в принятии решений и в контроле за их реализацией.

Поделиться