Повышение учетной ставки Банка России с 16 до 18%, состоявшееся 26 июля, вновь вынуждает поднимать тему эффективных в текущих условиях мер поддержки бизнеса. Льготные ставки по кредитам, рассчитываемые по модели ставка ЦБ + еще несколько процентных пунктов, выглядят в подобной ситуации запретительными. Если же по проектам инвестиционного характера бюджетная поддержка была направлена на удержание процентной ставки по кредитам на стабильно невысоком уровне, невзирая на изменения учетной ставки, то на бюджеты в связи с принятыми решениями Банка России ложится дополнительная нагрузка.
Стоит ли в текущей ситуации предпринимать какие-то меры оперативного реагирования, или, напротив, более правильно ничего не изменять, демонстрируя стабильность и неизменность позиции и делая тем самым поведение властей, отвечающих за поддержку, предсказуемым для бизнеса? Полагаем, что оптимальный выбор зависит от целей конкретных мер поддержки и специфики ее получателей. В рамках поддержки крупных долгосрочных проектов стабильность и предсказуемость на длинных временных отрезках представляется приоритетной задачей. Условия лучше не изменять во избежание нарушения общей экономической модели проекта.
В то же время для поддержки малого и микробизнеса важнее чутко реагировать на текущие потребности предпринимателей и их актуальные проблемы. В случае временного ограничения возможностей кредитной поддержки по приемлемым ставкам уместно уделить внимание другим формам поддержки финансового и нефинансового характера, которые позволят сохранить бизнес в период дорогих денег.
Центр исследования бюджетных отношений (ЦИБО)