Версия для печати 226 Материалы по теме
Открытость для граждан и внимание к кадрам

Несколько лет назад Контрольно-счетная палата Республики Башкортостан приняла свою Концепцию ценностей и приоритетов. Сегодня активное развитие контрольного органа продолжается в строгом соответствии с этим документом. Работу КСП и планы на будущее мы обсудили с ее председателем Константином Ниловичем Шагимуратовым.

— Константин Нилович, Башкортостан одним из первых после распада СССР сформировал у себя орган государственного аудита. Насколько сегодняшняя КСП отличается от того, что задумывалось тогда?

— Действительно, история формирования и развития института государственного финансового контроля в Республике Башкортостан насчитывает уже 30 лет. У нас еще в 1993 году был создан уполномоченный орган финансового контроля — Государственный контрольный комитет РБ — основной задачей которого стало проведение финансовых проверок в хозяйствующих субъектах и органах управления. В марте 2003 года, в соответствии с изменениями, внесенными в Конституцию Республики Башкортостан, Госкомитет был преобразован в Контрольно-счетную палату.

Это уже был орган с другими полномочиями. Основными задачами КСП стали обеспечение законности и эффективности процессов формирования и расходования бюджетных средств, а также анализ управления государственной собственностью. Контрольно-счетная палата является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля, образуемым Государственным Собранием — Курултаем Республики Башкортостан, и подотчетна ему. То есть важнейшей особенностью КСП Башкортостана, как и во всех других регионах России, является то, что она не относится к органам исполнительной власти, равно как и к органам судебной или законодательной власти. КСП обладает организационной, функциональной и финансовой независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно на основе принципов законности, объективности, эффективности, независимости и гласности.

Главная задача КСП — контроль за законностью использования бюджетных средств и государственного имущества. Мы должны не допускать нецелевых расходов бюджета и утраты имущества, а в случае выявления нарушений принимать исчерпывающие меры, предусмотренные законом.

— Насколько эффективно устраняются нарушения, которые вы находите в ходе проверок?

— Все работает достаточно четко. Установленные по результатам проведенных мероприятий нарушения и недостатки находят отражение в представлениях, а в отдельных случаях — и предписаниях, которые получают руководители проверяемых объектов. В предписаниях могут содержаться требования о безотлагательном пресечении выявленных нарушений, возмещении причиненного бюджету республики ущерба и привлечении к ответственности виновных должностных лиц. Кроме того, мы направляем информационные письма руководству региона.

При этом отмечу: мы не гонимся за количеством и объемом нарушений. Наша задача — предупреждать и выявлять системные нарушения и недостатки. Мы должны быть не просто контролерами и ревизорами, которые фиксируют нарушения. На основе анализа мы обязаны синтезировать решения, которые позволили бы полностью устранить их или минимизировать негативное воздействие на бюджетоемкие сферы. Мы должны определить причины, способствующие возникновению нарушений, и предложить превентивные меры по их недопущению вновь.

Поделиться