Международный форум Финансового университета 2024 года войдет в историю не только благодаря интересным дискуссиям. В рамках сессии «Инновации в сфере государственного управления» состоялось награждение победителей Первого Всероссийского конкурса на лучший исполнительный орган федеральной, региональной и муниципальной власти России в сфере управленческих инноваций.
Конкурс, организованный Центром управленческих инноваций издательского дома «Бюджет» и Финансовым университетом при поддержке НПО «Криста» и БФТ-Холдинга, в первый же год своего проведения вызвал огромный интерес у государственных и муниципальных служащих. В общей сложности на него поступило 264 заявки: 23 — от федеральных органов исполнительной власти, 118 — от российских регионов и 123 — от местных властей.
Впрочем, россияне не одиноки в своем желании рассказывать и узнавать о лучших практиках, позволяющих работать эффективнее и улучшающих качество жизни граждан. Как рассказал в своем приветственном слове руководитель объединенной редакции ИД «Бюджет» В. Д. Дзгоев, сегодня на всех континентах создаются лаборатории инноваций в государственном и муниципальном управлении и проходят аналогичные конкурсы. Руководитель издательского дома высказал уверенность, что эта идеология найдет продолжение и в России, так как тиражирование инноваций — это мировой тренд.
Действительно, каждая из поданных заявок — уже лучшая практика, достойная тиражирования. Поэтому перед конкурсной комиссией, в которую вошли представители администрации Президента РФ, Правительства РФ, обеих палат Федерального собрания, Федерального казначейства и научного сообщества, стояла очень сложная задача: определить тех, чьи проекты станут известны на всю страну.
«У нас появляется возможность понять, где критерий инновационности, как можно тиражировать этот опыт. Наша цель — узнать что-то новое, понять, что такое инновации в госсекторе, обсудить их с экспертами и участниками первого Всероссийского конкурса», — отметила проректор по научной работе Финансового университета при Правительстве РФ С. П. Солянникова, дав старт основной части сессии, в которой победители получили возможность представить свои проекты.
Идея премьера
Честь открыть парад лучших практик выпала Федеральной налоговой службе. Ее проект «Научно-образовательный центр ФНС России и МГТУ им. Н. Э. Баумана» взял Гран-при Всероссийского конкурса в сфере управленческих инноваций. Кстати, задумка создания центра принадлежит премьеру М. В. Мишустину, правда, еще во времена его работы в ФНС. Реализовать же ее получилось два года назад. В 2022 году было подписано соглашение между Минобрнауки, ФНС и МГТУ им. Н. Э. Баумана, и центр начал работу.
«У центра три основных направления, которые сливаются в один большой результат. Благодаря высокому уровню подготовки преподавателей центра в области ИТ-технологий мы готовим сотрудников ФНС по ИТ-специальностям, причем как специалистов, которые работают в структурных подразделениях, так и спецназ разработчиков, который существует внутри ФНС. За три года было подготовлено более 1600 человек», — рассказал участникам форума заместитель директора Научно-образовательного центра ФНС России и МГТУ им. Н. Э. Баумана П. А. Строганов. По его словам, благодаря работе центра все больше магистров связывают свои диссертации с работой налоговой службы. Эти студенты имеют все шансы в будущем стать сотрудниками ФНС.
Еще одно важное направление — реализация научных проектов о больших данных Федеральной налоговой службы. «Это проекты, связанные с оценкой платежеспособности и ее прогнозированием, с отделением теневого сектора экономики от реального, с прогнозом миграции между секторами и попытками понять, что это за группы. Это проекты, связанные с интеллектуальными правовыми системами. Проекты распознавания правовых неструктурированных документов. Это все, что называется сейчас искусственным интеллектом», — пояснил Строганов.
Пространственное развитие
Еще один проект, который хоть и не придумал, но высоко оценил на стратсессии по пространственному развитию РФ премьер Мишустин, был признан лучшим в номинации «Практики внедрения новых подходов к предоставлению государственных услуг». Победа единой цифровой платформы «Национальная система пространственных данных» Росреестра была безоговорочной, ведь пространственные данные — это наша безопасность, суверенитет и то, что позволяет найти новые точки роста. «Мы уверены, что наша платформа сможет стать тем базисом, который даст очередной толчок для экономического и пространственного развития экономики нашей страны. Этот проект для Росреестра является ключевым», — заявил заместитель начальника Управления стратегического развития и цифровой трансформации Росреестра С. А. Щеглов.
По его словам, приступая к созданию системы, Росреестр проанализировал международный опыт. Исследование показало, что многие страны сталкивались с проблемами пространственных данных, с их недостаточной полнотой, отсутствием полноценного доступа, разрозненностью информационных систем и качеством предоставляемых услуг. «Мы приступили к созданию системы, пытаясь решить все эти проблемы для нашей страны», — отметил Щеглов.
Расширение наборов данных, поступающих из региональных информационных систем, закреплено в показателях федерального проекта «Национальная система пространственных данных» и идет опережающими темпами. В
Электронный сертификат
Следующий проект, представленный на сессии, сделал меры социальной поддержки более доступными для граждан. Гран-при Всероссийского конкурса был удостоен проект «Электронный сертификат на меры социальной поддержки» Федерального казначейства.
Важнейшей целью проекта стало повышение уровня удовлетворенности получателей мер социальной поддержки. Оказалось, что для решения этой задачи необходимо предоставить гражданам право не ждать общей закупки, а самим выбирать товар, продавца, иметь возможность доплаты собственных средств для покупки изделий с лучшими характеристиками. Ответом на этот вызов стал электронный сертификат. «Это, по сути, виртуальная социальная карта, которая выпускается органом, назначающим меру поддержки, к действующей карте „Мир“. Благодаря этому есть возможность использовать эту меру быстро, не дожидаясь приобретения соответствующего товара в закупке. Можно выбрать товар, в том числе по экстерриториальному принципу, приобрести его не только в рабочее время магазинов, но и 24 на 7 за счет интернет-магазинов с возможностью доставки этого товара до получателя мер поддержки», — пояснила начальник Управления развития бюджетных платежей Федерального казначейства О. Н. Рудь.
В настоящее время уже 70% бюджетных ассигнований Социального фонда РФ уходит не на закупки, а на приобретение гражданами товаров по собственному выбору за счет электронного сертификата. «Благодаря этому инструменту получился косвенный эффект для торговой индустрии: технические средства реабилитации вышли в интернет на крупнейший маркет-плейс страны», — отметила Рудь.
Помощь казначею
Тему платежей, правда, уже совершенно в другом ключе, продолжил Департамент финансов Москвы. Его проект «Быстрые платежи» также стал абсолютным победителем конкурса в сфере управленческих инноваций.
Перед департаментом финансов и департаментом информационных технологий столицы стояла комплексная задача: с одной стороны, помочь органу исполнительной власти безошибочно готовить проекты платежных поручений на оплату и сопутствующие документы, а с другой — упростить казначею проверку данного пакета документов. В качестве ответа на этот вызов в Москве разработали два инновационных сервиса.
Хочу поблагодарить организаторов Первого Всероссийского конкурса «Лучший исполнительный орган государственной (муниципальной) власти России в сфере управленческих инноваций» и поздравляю всех со стартом нового проекта, который помогает раскрыть потенциал цифрового развития органов исполнительной власти нашей страны как на федеральном, так и на региональном уровне. Я уверена, что конкурс останется с нами на долгие годы и станет одним из ключевых событий сферы государственного управления.
Поздравляю победителей конкурса! Ваши достижения подтверждают важную роль цифровых технологий в развитии и совершенствовании процессов государственного управления. То, что среди проектов-победителей есть проекты, которые реализованы с использованием решений БФТ, — это, безусловно, большая гордость и радость для нас. Мы всегда открыты к поддержке и участию в реализации новых инициатив!
До встречи в следующем году!
Наталья Юрьевна ЗЕЙТЕНИДИ, генеральный директор БФТ-Холдинга
Первый используется при проведении платежей участникам казначейского сопровождения. «Нейросеть способна, если ее правильным образом обучить, распознать в сканах разных документов те атрибуты, которые указываются в платежном поручении. Она может проверить, что все указано единообразно и что сам комплект документов собран верно. По результатам такой проверки составляется протокол, и казначей видит: или горит зеленый свет для проведения платежа, или необходимо обратить внимание на какие-то моменты», — рассказал заместитель руководителя Департамента финансов Москвы П. В Дитятев.
Второй сервис используется при оплате госконтрактов. «Поскольку информация о государственных контрактах формируется в смежных информационных системах, мы сразу ее берем в свою ИС и за бухгалтера готовим проект платежного поручения. После этого проект платежного поручения мы транслируем в бухгалтерскую систему, в которой бухгалтер еще раз его проверяет и подписывает. Платежное поручение санкционируется без участия человека, что практически на 100 процентов исключает вероятность ошибки», — заключил он.
Зеленая столица
Инновации Москвы на этом не закончились. Еще одну победу, но уже в номинации «Практики в сфере развития отраслей экономики» одержал Департамент экономической политики и развития столицы с проектом «Зеленые облигации Правительства Москвы».
Москва — единственный в России регион, выпустивший зеленые облигации. «Выпусков у нас было два. В 2021 году выпуск на 70 миллиардов был размещен на Московской бирже на семь лет. В 2023 году был размещен выпуск облигаций для населения на платформе „Финуслуги“», — рассказал заместитель начальника управления финансового анализа и территориального развития аналитического центра Департамента экономической политики и развития города Москвы Л. В. Перцев. По его словам, выпуски принесли в общей сложности 72 миллиарда рублей. Деньги пошли на приобретение электробусов и развитие метро. А зеленый статус облигаций ежегодно подтверждает рейтинговое агентство «Эксперт РА».
Впрочем, есть и технический нюанс, которым представитель Москвы поделился с участниками форума. Столичное правительство утвердило специальный акт «Концепция зеленых облигаций». В нем указан перечень проектов, на которые идут средства, и ожидаемые эффекты. Однако этот документ не входит в состав эмиссионной документации, так как она жестко регламентируется Бюджетным кодексом. «Это обычные государственные облигации, однако их зеленый статус мы зафиксировали в концепции. Также в концепции мы зафиксировали, что на зеленые проекты направляется эквивалент средств, поскольку в бюджетном законодательстве есть принцип единства кассы и мы не можем выделить какой-то спецсчет», — пояснил Перцев.
Лобачевский
Еще один полезный для граждан проект пришел из Нижнего Новгорода. Экосистема городских сервисов «Лобачевский» городской администрации взяла Гран-при конкурса.
«Мы поставили цель, чтобы системы города стали интеллектуальными. Все чиновники работают в информационных системах. Любое действие чиновника оставляет цифровой след. Чтобы интеллектуально управлять этим, мы собираем данные, которые есть в городе. А на основе производных данных уже строится аналитическая платформа, сервисы для жизни, система уведомлений», — заявил директор Департамента цифровой трансформации администрации Нижнего Новгорода М. У. Фатхуллин. По его словам, в настоящее время платформа состоит из 92 дашбордов по 10 направлениям, включая экономику, коммунальное хозяйство и кадровые сервисы. Это огромное количество данных, которое позволяет властям принимать более обоснованные решения.
Первый Всероссийский конкурс на лучший исполнительный орган федеральной, региональной и муниципальной власти России в сфере управленческих инноваций стал интересным и перспективным начинанием. Он проведен на высоком уровне, продемонстрировал серьезные достижения в управленческой сфере. Уверен, что конкурс будет хорошим инструментом для тиражирования лучших инновационных практик и совершенствования госуправления в соответствии с задачами времени.
Благодарю организаторов конкурса за приглашение НПО «Криста» к участию в качестве партнера этого мероприятия. Наша компания более 30 лет создает инновационные решения для цифровой трансформации госуправления, реализует проекты федерального, регионального и муниципального уровней. Поздравляю победителей конкурса с прекрасными результатами работы и их заслуженной высокой оценкой! Желаю всем крепкого здоровья, энергии и новых полезных и успешных проектов!
Юрий Алексеевич ЧЕРНЫХ, генеральный директор НПО «Криста»
«Мы перестроили систему работы с нацпроектами. Очень долгое время зачет шел через кассовое исполнение. Кассу исполнили — нацпроект выполнили, но в конце оказывалось, что школу не успели построить, дом не успели реконструировать и так далее. Сейчас это полноценная система на основе данных с фиксацией каждого процесса, инструментальным контролем», — отметил Фатхуллин.
Нижний Новгород внедряет искусственный интеллект для управления данными и получения выводов. Однако не только в этом уникальность платформы «Лобачевский». Удивительно, но вся экосистема разрабатывалась не подрядчиками, а внутри администрации города.
Инновации в детском саду
Чтобы специалистов такого высочайшего уровня было больше, Республика Башкортостан внедряет инновации уже в детских садах. Проект «Совершенствование профессиональной компетентности руководителей дошкольных образовательных организаций» Управления образования Уфимского района получил Гран-при Всероссийского конкурса.
В Республике Башкортостан функционируют 1,5 тысячи муниципальных дошкольных образовательных организаций с охватом около 250 тысяч воспитанников, в том числе 37,6 тысячи детей до трех лет. Доступность дошкольного образования в регионе составляет 100%. Это огромное достижение, однако не менее количества важно качество и новые подходы, в том числе к подготовке воспитателей. В Уфимском районе это поняли уже давно и приступили к инновационной деятельности в сфере дошкольного образования еще в 2017 году.
«В пяти детских садах мы апробировали инновационную площадку, которая называется „Мозаика“. С 2018 по 2021 год один детский сад являлся краевой инновационной площадкой по теме „Краеведение как средство социально-коммуникативного развития дошкольников“. Все площадки курировал Институт развития образования Республики Башкортостан. С 2020 по 2023 год у нас четыре детских сада являлись федеральной площадкой развития качества дошкольного образования с использованием инструментария образовательной платформы „Вдохновение“», — рассказала начальник отдела дошкольного образования Управления образования администрации Уфимского муниципального района Г. Х. Мухаметханова.
27 апреля 2023 года в районе открылся Республиканский ресурсный центр инновационных площадок по направлению STEM-образования. «В нашем регионе семь таких ресурсных центров по детским садам, 286 инновационных площадок, из них 257 федеральные и 27 региональные. В нашем районе в STEM-образование вошли пять детских садов, в каждом из них проводятся инновационные мероприятия», — заявила она.
На этой позитивной ноте обсуждение проектов закончилось и началось торжественное награждение абсолютных победителей и лауреатов в 11 номинациях. Специальные призы для участников подготовили партнеры мероприятия БФТ-Холдинг и НПО «Криста».
А. Ю. Ольховая
Победители
Гран-при:
- Федеральное казначейство. Проект «Электронный сертификат на меры социальной поддержки»
- Федеральная налоговая служба. Проект «Научно-образовательный центр ФНС России и МГТУ им. Н. Э. Баумана»
- Департамент финансов города Москвы. Проект «Быстрые платежи»
- Администрация города Нижнего Новгорода. Проект «Экосистема городских сервисов „Лобачевский“»
- Управление образования администрации Уфимского района (Республика Башкортостан). Проект «Совершенствование профессиональной компетентности руководителей дошкольных образовательных организаций»
- Департамент финансов города Москвы. Специальный приз от компании БФТ-Холдинг и диплом за высокие достижения в области цифровизации и внедрение передовых ИТ-технологий
Номинации:
1. Практики повышения эффективности деятельности органов власти
- Департамент экономики Ямало-Ненецкого автономного округа. Проект «Система ключевых приоритетов (OKR) в Правительстве Ямало-Ненецкого автономного округа»
- Администрация губернатора Новосибирской области и Правительства Новосибирской области. Проект «Комиссия по вопросам государственного управления в Новосибирской области»
- Администрация Сургутского района (Ханты-Мансийский автономный округ — Югра). Проект «Грантовая поддержка поселений за достижение показателей социально-экономического развития»
- Администрация муниципального округа «Инта» (Республика Коми). Проект «Экономные закупки»
2. Практики повышения эффективности бюджетирования
- Комитет финансов города Санкт-Петербурга. Проекты инициативного бюджетирования «Твой бюджет», «Твой бюджет 2.0», «Твой бюджет в школах»
- Министерство финансов Пермского края. Практика «Бюджетный контроль»
- Департамент финансов администрации города Архангельска. Проект «Бюджет твоих возможностей»
- Департамент финансов города Краснодара. Проект «Эффективное управление бюджетным процессом с применением web-технологий»
- Министерство финансов Пермского края. Специальный приз компании БФТ-Холдинг и диплом за высокие достижения в цифровизации и внедрение передовых ИТ-технологий
- Департамент финансов города Краснодара. Специальный приз НПО «Криста»
3. Практики повышения открытости (прозрачности) деятельности органов власти и вовлечения граждан
- Министерство финансов Оренбургской области. Цифровизация проекта «Вовлечение жителей муниципальных образований Оренбургской области в процесс выбора и реализации инициативных проектов»
- Министерство финансов Приморского края. Проект «Организация и проведение общественных обсуждений по проекту закона о бюджете»
- Администрация города Сарова (Нижегородская область). Проект «Информационная платформа „Умный Саров“»
- Администрация города Лабытнанги (Ямало-Ненецкий автономный округ). Проект «Формирование народной программы с использованием полиформатной многоканальной связи с жителями городского округа»

4. Практики внедрения цифровых технологий в управлении
- Федеральное медико-биологическое агентство. Проект «Создание единого цифрового контура в здравоохранении Федерального медико-биологического агентства»
- Министерство финансов Амурской области. Проект «Повышение эффективности управления общественными финансами за счет внедрения юридически значимого электронного документооборота»
- Комитет финансов Ленинградской области. Подсистема хранения электронных документов информационной системы «Управление бюджетным процессом Ленинградской области»
- Министерство управления финансами Самарской области. Проект «Цифровой профиль участника бюджетного процесса»
- Администрация города Ростова-на-Дону. Проект «Геоинформационная система межведомственного электронного взаимодействия администрации города Ростова-на-Дону»
- Министерство финансов Амурской области. Специальный приз компании БФТ-Холдинг и диплом за высокие достижения в цифровизации и внедрение передовых ИТ-технологий
- Комитет финансов Ленинградской области. Специальный приз компании БФТ-Холдинг и диплом за высокие достижения в цифровизации и внедрение передовых ИТ-технологий
- Министерство управления финансами Самарской области. Специальный приз НПО «Криста»
5. Практики внедрения новых подходов к предоставлению государственных (муниципальных) услуг
- Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). Проект «Федеральная государственная географическая информационная система „Единая цифровая платформа „Национальная система пространственных данных““»
- Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. Проект «Мобильное приложение „Госуслуги Культура“»
- Агентство по туризму Красноярского края. Проект «Реализация социального заказа в сфере туризма в Красноярском крае с использованием региональной системы межведомственного электронного взаимодействия „Енисей-ГУ“»
- Администрация города Великого Новгорода. Проект «Новые цифровые сервисы для повышения комфорта передвижения по Великому Новгороду»
- Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). Специальный приз компании БФТ-Холдинг и диплом за высокие достижения в цифровизации и внедрение передовых ИТ-технологий
6. Практики развития кадрового потенциала органов власти
- Министерство науки и высшего образования РФ. Проект подготовки кадров для государственного управления в сфере науки и высшего образования «Стажер Минобрнауки России»
- Управление Федеральной налоговой службы по Пермскому краю. Кадровые проекты «ШАГ» (Школа активных госслужащих), «ПРО!ШАГ» (продвинутый уровень) и «Зарядись!»
- Министерство государственного управления Сахалинской области. Проект «Ключевые показатели эффективности профессиональной служебной деятельности как инструмент мотивации государственных гражданских служащих и работников органов исполнительной власти Сахалинской области»
- Управление экономического развития Липецкой области. Проект «Кадры для региона». Формирование прогноза кадровой потребности экономики Липецкой области на семилетний период
7. Практики развития городского хозяйства и ЖКХ
- Государственный комитет Кабардино-Балкарской Республики по тарифам и жилищному надзору. Проект «Шаблон для расчета тарифа в сфере водоснабжения и водоотведения CALC.TARIFF.WATER»
- Министерство строительства и ЖКХ Калининградской области. Проект «Оптимизация процесса внесения в ЕГРН сведений об утверждении границ охранных зон газораспределительных сетей»
- Администрация городского округа Заречный (Свердловская область). Информационная система «Цифровой водоканал» в составе программно-аппаратного комплекса «Умный Заречный. Цифровой водоканал»
- Администрация Краснокутского сельского поселения (Ростовская область). Проект энергоснабжения и эффективности системы уличного освещения
8. Практики в сфере развития отраслей экономики
- Департамент экономической политики и развития города Москвы. Проект «Зеленые облигации Правительства Москвы»
- Министерство сельского хозяйства Республики Крым. Проект «Реализация механизма экономического стимулирования субъектов агробизнеса в росте заработной платы работающих в сельском хозяйстве Республики Крым»
- Управление экономического развития и инвестиций администрации города Ханты-Мансийска. Проект «Развитие креативных индустрий, как способ привлечения инвестиций в экономику»
- Администрация Закаменского района (Республика Бурятия). Проект «Закамна — край крепких фермеров»
9. Практики развития транспорта
- Мэрия города Грозного. Проект «Цифровизация транспорта в умном городе»
- Управление информационных технологий администрации города Хабаровска. Автоматизированная информационная система «Синхронизация работ по благоустройству улично-дорожной сети и работ по ремонту инженерных сетей» (АИС «Дороги и сети»)
- Исполнительный комитет Елабужского муниципального района (Республика Татарстан). Система контроля транспортных средств «Монитор города»
- Администрация города Суздаля (Владимирская область). Проект «Организация парковочного пространства города Суздаля на основе цифровых технологий»
10. Практики развития отраслей социальной сферы и демографии
- Департамент социальной защиты населения Вологодской области. Проект «Создание единого открытого информационно-методического пространства, обеспечивающего развитие сферы социального обслуживания региона»
- Агентство труда и занятости населения Красноярского края. Проект «Цифровая платформа для участников специальной военной операции и членов их семей»
- Управление по опеке и попечительству администрации города Уфы. Проект «День тишины» в системе профилактики отказов от новорожденных"
11. Практики в сфере безопасности
- Главное управление ветеринарии Удмуртской Республики. «Разработка и внедрение системного подхода при реализации мероприятий, направленных на защиту населения и охрану окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов, связанных с наличием сибиреязвенных захоронений на территории Удмуртской Республики, с достигнутым экономическим эффектом»
- МКУ «Управление ГОЧС г. Белгород». Проект «Муниципальная автоматизированная система центрального оповещения»
- Администрация города Курчатова (Курская область). Программный модуль «Видеонаблюдение» со встроенной видеоаналитикой программно-аппаратного комплекса «Умный Курчатов» (ПАК)