По просьбе наших читателей С.С. БЫЧКОВ, заместитель начальника отдела формирования расходных обязательств и исполнения бюджетов Департамента бюджетной политики Минфина России, прокомментировал применение на практике главы 25.3 «Государственная пошлина» Налогового кодекса Российской Федерации
После публикации статьи «Как вернуть госпошлину» («Бюджетный учет» № 3/2006, стр. 22), в которой рассматривались изменения в процедуре возврата госпошлины, произошедшие с 1 февраля 2006 года, к нам в редакцию поступило множество писем. Вопросы касались не только возврата госпошлины, но и порядка ее взимания за некоторые юридически значимые действия, совершаемые органами государственной власти. Дело в том, что хотя Закон РСФСР от 9 декабря 1991 г. «О государственной пошлине», перестал действовать еще с 1 января прошлого года, а глава 25.3 «Государственная пошлина» Налогового кодекса действует уже больше года, все неясности еще не разрешены.
В представленном материале рассмотрены не только вопросы учета госпошлины администраторами, но и порядок оформления платежных документов, алгоритм действий, в случае если платеж перечислен по неправильным реквизитам или в заниженном размере. Поэтому многие разделы статьи интересны не только администраторам госпошлины, но и всем учреждениям-плательщикам.
Принципиальные моменты
Новый порядок взимания государственной пошлины имеет два принципиально новых момента, которые непосредственно касаются ее администрирования (представлены ниже).
Госпошлина за юридически значимые действия органов госвласти
Положения |
Комментарий |
1. Порядок и сроки уплаты государственной пошлины за совершение органами государственной власти юридически значимых действий (ст. 333.18 НК РФ) Вопросы: Где уплачивается госпошлина? Что признается фактом уплаты госпошлины? Особенности: а) доначисление (возникает при вынесении решения судами по искам, по которым был определен только предварительный размер) и переплата (возврат ответчику, если решение суда не в его пользу) государственной пошлины; б) льготы по уплате госпошлины различными категориям граждан и органами государственной власти (ст. 333.35–333.39 НК РФ) |
Госпошлина уплачивается до совершения органами государственной власти юридически значимых действий (до выдачи документов, совершения нотариальных действий, до рассмотрения заявления, ходатайства, иска и т.д.) Ответы: По месту совершения юридически значимых действий. Платежный документ с отметкой банка о его исполнении*
а) уплата доначисленной или возврат переплаты суммы государственной пошлины происходит после вынесения решения судом. Контроль в случае неуплаты доначисленной (переначисленной) государственной пошлины требует дополнительных процедур взыскания (привлечение судебных приставов, выставление инкассо); б) не имеют непосредственного отношения к администрированию госпошлины, поскольку, по сути, лишь уточняют размеры государственной пошлины для некоторых категорий плательщиков. |
2. Госпошлина заменила плату за юридически значимые действия органов госвласти. Исключения: лицензии в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; лицензии, выдаваемые операторам связи и некоторые другие |
Госпошлину отличает от платы: – четкая структура** привязки размера к юридически значимому действию; – 100-процентное зачисление в бюджетную систему Российской Федерации (полностью исключены внебюджетные доходы от государственной пошлины, поступавшие до 2005 года на счета бюджетных учреждений, открытые для предпринимательской деятельности) |
* Cм. раздел настоящей статьи «Проверка платежных документов». ** Cм. раздел настоящей статьи «От структуры главы 25.3 Налогового кодекса к структуре КБК».
Проверка платежных документов
В соответствии с бюджетным законодательством администратор поступлений в бюджет выполняет функцию контроля за правильностью исчисления и уплаты платежа. Поэтому администратор государственной пошлины в рамках исполнения указанной функции доводит до плательщика реквизиты, необходимые для заполнения полей платежного поручения на перечисление государственной пошлины в бюджетную систему Российской Федерации. Принципиальные моменты заполнения платежных поручений отражены ниже
Как заполнить поля платежного поручения
Поле платежного поручения |
Что указывать |
поле (61) «ИНН получателя»; поле (103) «КПП получателя» |
ИНН, КПП и наименование территориального органа администратора, в ведении которого находится орган, совершивший юридически значимое действие |
поле (16) «Получатель» |
Наименование администратора (в скобках указывается название Управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации) |
поле (17) «№ Сч.»* |
Балансовый счет № 40101 «Доходы, распределяемые между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации», открытый в учреждениях Центробанка Управлению Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации |
поле (104) |
Код бюджетной классификации, соответствующий государственной пошлине |
поле (105) |
ОКАТО муниципального образования, в котором находится орган, совершивший юридически значимое действие |
* реквизиты для заполнения этого поля должны быть предоставлены администратору госпошлины органами Федерального казначейства в рамках информационного взаимодействия.
При заполнении платежных документов (квитанции) на перечисление государственной пошлины в бюджет физическими лицами администратор доводит реквизиты до плательщика в аналогичном порядке.
В настоящее время многие плательщики указывают свой код ОКАТО, а не тот, который соответствует месту совершения юридически значимого действия. Возникают большие проблемы и с реквизитами «ИНН получателя», «КПП получателя». Необходимо тщательно проверять, чтобы эти реквизиты соответствовали ИНН и КПП территориального органа администратора, с которым органы Федерального казначейства осуществляют информационное взаимодействие по форме и в сроки, определяемые органами Федерального казначейства.
Неправильное заполнение плательщиком реквизитов приводит к росту показателя кредиторской задолженности в органах Федерального казначейства. Кроме того, неточность в реквизитах – причина дебиторской задолженности в расчетах между администратором и плательщиками. Это влечет возникновение у администратора обязательств осуществить уточнение, возврат (зачет) ошибочно перечисленных сумм в бюджетную систему Российской Федерации. Это обстоятельство объясняется тем, что органы Федерального казначейства не имеют возможности самостоятельно уточнять поступления от государственной пошлины по неправильно заполненным платежным документам. Поэтому они относят такие платежи на невыясненные поступления.
Учет госпошлины
Учет госпошлины за юридически значимые действия, совершаемые органами госвласти, необходим прежде всего для контроля ее уплаты. Подобный контроль складывается из двух этапов.
Платежные документы
Первый этап контроля за уплатой госпошлины проходит в автоматическом режиме благодаря тому, что юридически значимые действия осуществляются после уплаты госпошлины.
Полномочия по отражению операции начисления государственной пошлины в бюджетном учете могут быть переданы:
– органу (учреждению, подразделению), находящемуся в ведении администратора и непосредственно осуществляющему юридически значимое действие;
– территориальному органу администратора;
– центральному аппарату.
При этом бюджетное законодательство не накладывает каких-либо ограничений по передаче указанных полномочий внутри структурных подразделений органа государственной власти.
Во всех этих случаях порядок заполнения Журнала операций расчетов с дебиторами по доходам (форма по ОКУД 0504071) утверждается нормативным правовым актом органа государственной власти, администрирующего государственную пошлину. Сведения в этот журнал необходимо вносить при получении от плательщика платежного документа с отметкой банка об исполнении. Сумма платежного документа, а фактически, начисление госпошлины, отражается следующей бухгалтерской записью:
Дебет 1 205 01 560
«Увеличение дебиторской задолженности по налоговым доходам»
Кредит 1 401 01 110
«Налоговые доходы»
Сведения Казначейства
Второй этап подтверждения уплаты государственной пошлины в бюджетную систему России связан с информацией, получаемой администратором от органа Федерального казначейства. При получении от органа Федерального казначейства Выписки из сводного реестра поступлений и выбытий средств бюджета (приказ Минфина России от 16 декабря 2004 г. № 116н, далее Приказ № 116н) администратор делает следующую бухгалтерскую запись:
Дебет 1 210 02 110
«Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступившим в бюджет доходам»
Кредит 1 205 01 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по налоговым доходам»
После этого необходимо сравнить суммы отраженные в дебете (уплата госпошлины) и кредите (начисление госпошлины) счета 1 205 01 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по налоговым доходам» и выяснить причины расхождений. После их выяснения следует действовать по алгоритмам, представленным в схемах 1, 2.
Сумма | |||||||||
РЕКВИЗИТЫ | |||||||||
верно | неверно | ||||||||
Выставляем инкассо на недостающую сумму | |||||||||
Схема 1. Сумма занижена, реквизиты правильные | |||||||||
Сумма | ||||||||||
РЕКВИЗИТЫ | ||||||||||
неверно | верно | |||||||||
Если неверно указан балансовый счет № 40101 - выставить инкассо на недостающую сумму | ||||||||||
Оформить решение о возврате по форме, установленной Приказом. № 116н и направить его в соответствующий орган Федерального казначейства. | ||||||||||
Если балансовый счет № 40101 указан верно, а ИНН и КПП администратора, КБК или ОКАТО - нет, оформить уведомление об уточнении принадлежности платежа ( см. Приказ. № 116н). | ||||||||||
Схема 2. Сумма перечислена по неверным реквизитам |
Нетрудно заметить, что вторая схема очень сложна. Более того, фактически в налоговом законодательстве не установлены повторные взыскания. Поэтому некоторые моменты исполнения алгоритма могут вызвать объективные трудности. Особенно, если, взыскав сумму госпошлины, администратор вовремя не оформит решение о ее возврате. Подобные ситуации, как нельзя лучше, иллюстрируют важность доведения правил оформления платежей до плательщиков госпошлины.
Помимо Выписки из сводного реестра поступлений и выбытий средств бюджета орган Федерального казначейства направляет администратору Справку о перечислении поступлений в бюджеты, отражающую распределение суммы государственной пошлины по бюджетам Российской Федерации. На основе этой справки администратор составляет бюджетную отчетность по поступлениям от государственной пошлины. Указанная операция отражается следующей бухгалтерской записью:
Дебет 1 401 01 100
«Доходы учреждения»
Кредит 1 210 02 100
«Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступившим в бюджет налоговым доходам»
Привязку размеров государственной пошлины к основным видам юридически значимых действий, за которые предусмотрена уплата государственной пошлины, можно разделить на три раздела (таблица 1).
Таблица 1.
Структура главы 25.3 Налогового кодекса
Структурный раздел |
Администраторы поступлений, виды юридически значимых действий |
Статья НК РФ |
Дела, рассматриваемые в судах (мировыми судьями) |
Суды общей юрисдикции и мировые судьи Арбитражные суды; Конституционные суды |
333.19, 333.20 333.21 333.22 |
Основные юридически значимые действия |
Совершение нотариальных действий Регистрация актов гражданского состояния Действия, связанные с приобретением российского гражданства и выходом из него, въездом и выездом из российской Федерации Действия, связанные с регистрацией программ для ЭВМ, баз данных и топологии интегральных микросхем |
333.24, 333.25 333.26, 333.27 333.28, 333.29;
333.30
|
|
действия, связанные с осуществлением Федерального пробирного надзора |
333.31, 333.32 |
Прочие юридически значимые действия |
Государственная регистрация Аккредитация филиалов иностранных организаций, создаваемых на территории России Выдача аттестата о квалификации |
333.33, 333.34 |
Именно по структурной логике, представленной в таблице 1 формировались коды классификации доходов бюджетов Российской Федерации подгруппы 000 1 08 00000 00 0000 000 «Государственная пошлина, сборы». Разница лишь в том, что в связи с требованиями Бюджетного кодекса в части установления различных нормативов распределения поступлений от государственной пошлины по бюджетам в зависимости от конкретных видов юридически значимых действий возникла необходимость в дополнительном разделении кодов бюджетной классификации
Примеры дополнительных уровней аналитики по госпошлине
Объект госпошлины |
Куда зачисляется госпошлина |
Дела, рассматриваемые в арбитражных судах |
Федеральный бюджет |
Дела, рассматриваемые в судах общей юрисдикции (за исключением Верховного Суда), мировыми судьями |
Бюджет муниципального района |
Дела, рассматриваемые в конституционных (уставных) судах субъектов Российской Федерации |
Бюджет субъекта Российской Федерации |
Таким образом, в целях организации исполнения бюджетов в бюджетной классификации выделены дополнительно коды бюджетной классификации, соответствующие каждому из перечисленных выше видов государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах.
Другой показательный пример связан с лицензированием различных видов деятельности. Коды классификации доходов от лицензирования различных видов деятельности группируются по двум различным направлениям:
Группировка доходов от лицензирования для формирования КБК
Подгруппа классификации доходов бюджетов РФ | |
000 1 08 00000 00 0000 000 |
000 1 12 00000 00 0000 000 000 1 13 00000 00 0000 000 |
Лицензирование заготовки, переработки и реализации лома черных металлов (в разбивке на подкоды – 000 1 08 07082 01 0000 110) Лицензирование остальных видов деятельности, порядок лицензирования которых в основном установлен Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в разбивке на подкоды – 000 1 08 07081 01 0000 110) |
Лицензионные сборы за выдачу лицензий: - на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; - по использованию недр, - операторам связи - иных лицензий, не входящих в сферу регулирования Закона № 128-ФЗ |
Код администратора
С 2005 года в структуру кода бюджетной классификации введен код администратора (1–3 знаки КБК) . На сегодняшний день проблема определения кода администратора для конкретной государственной пошлины стала одной из самых актуальных.
В соответствии с Приложением 11 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 21 декабря 2005 г. № 152н (далее – Указания) государственная пошлина за совершение отдельных видов юридически значимых действий закрепляется за федеральными органами государственной власти. Например, возврат государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, закрепляется за Федеральной налоговой службой (код администратора 182).
Отдельные виды государственной пошлины закрепляются за всеми администраторами (в приложении 11 указан код администратора 000). Например, государственная пошлина за государственную регистрацию транспортных средств. Однако это не означает, что в платежном документе указывается код администратора 000 (т.е. отсутствует администратор). В этом случае администратором государственной пошлины является орган государственной власти, осуществляющий юридически значимые действия, за которые предусмотрена уплата государственной пошлины.
В настоящее время бюджетное законодательство не содержит явных указаний на то, кто конкретно является администратором госпошлины в подобных случаях. Поэтому принято решение о том, что орган государственной власти, осуществляющий юридически значимые действия, за которые уплачивается государственная пошлина, устанавливает своим нормативным правовым актом как процедуры исполнения функций администратора, так и перечень источников доходов бюджетов РФ (включая виды государственной пошлины), администрируемых данным органом государственной власти.
Это решение озвучено в письме Минфина России от 13 марта 2006 г. № 02-13-10/527 (далее – Письмо № 02-13-10/527).
Принятый органом власти нормативный правовой акт – основание для организации информационного обмена о поступлениях в бюджетную систему Российской Федерации между органами Федерального казначейства и администратором.
Обратите внимание! Для того чтобы администратор мог включить в перечень доходных источников конкретный вид государственной пошлины, необходимо, чтобы он совершал юридически значимое действие, за которое предусмотрена уплата этой пошлины.
Рассмотрим, как работает такой порядок, на примере государственной пошлины за государственную регистрацию транспортных средств. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа1994 г. № 938 транспортные средства регистрируют:
– подразделения Министерства внутренних дел России;
– органы Федеральной таможенной службы;
– органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин;
– военные автомобильные инспекции.
Все они должны издать нормативный правовой акт по госпошлине в порядке, предусмотренном в Письме № 02-13-10/527, с обязательным указанием кода администратора (перечислены ниже).
Государственная регистрация транспортных средств
Орган госвласти, который должен издать нормативный документ |
Какой код администратора будет указан в нормативном документе |
МВД России, ФТС, Минобороны России |
Все необходимые коды указаны в Приложении 6 к Указаниям. Например, МВД России имеет код 188 |
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в ведении которых находятся органы госнадзора за техническим состоянием самоходных машин |
Код администратора должен соответствовать установленному законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации |
Одной из причин того, что в приложении 11 Указаний появился код 000 «Доходы, закрепляемые за всеми администраторами», является то, что администратором доходного источника может выступать орган государственной власти субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления. Если доходный источник в явном виде закреплен за федеральными органами власти, то в соответствии с Указаниями администраторами указанного доходного источника не могут являться органы государственной власти субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления. Показательным примером этого правила как раз и является государственная пошлина за государственную регистрацию транспортных средств.
Другая причина появления кода 000 – то, что администрирование доходного источника осуществляют практически все федеральные органы государственной власти. Применительно к государственной пошлине показательным примером является государственная пошлина за совершение действий, связанных с лицензированием.