С 26 по 29 сентября 2006 г. в Подмосковье проходил семинар-совещание на тему «Внедрение новых форм и методов управления общественными финансами: бюджетные реформы и современные информационные технологии» с участием руководителей и специалистов финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований, а также представителей Министерства финансов РФ и Министерства регионального развития РФ. Инициатором проведения семинара выступило научно-производственное объединение «Криста».
Олег ИВАНОВ, заместитель генерального директора НПО «Криста»
В семинаре приняли участие около 100 человек из 26 регионов Российской Федерации. Актуальность заявленных тем, именитость докладчиков от Министерства финансов РФ и Министерства регионального развития РФ, возможность обменяться опытом и обсудить проблемы, возникающие в процессе внедрения новаций бюджетной реформы, предопределили значительный интерес к семинару. Для обсуждения на семинаре были предложены следующие вопросы:
- проблемы регионального развития;
- реформа местного самоуправления;
- межбюджетные отношения в субъектах РФ;
- совершенствование процесса финансового планирования на основе принципов бюджетирования, ориентированного на результат (БОР), и среднесрочного финансового планирования;
- управление государственными закупками в свете Федерального закона № 94-ФЗ;
- вопросы автоматизации функций управления.
Семинар открыл Антон Германович Силуанов, заместитель министра финансов РФ. В своем выступлении он обозначил приоритетные задачи совершенствования управления общественными финансами, рассказал о том, как развивается система управления финансами на федеральном уровне, подчеркнул важность продолжения бюджетных реформ, повышения качества и эффективности управления финансами и использования для этих целей современных информационных технологий на всех уровнях бюджетной системы.
С интересным докладом выступил Станислав Игоревич Крылов, заместитель директора Департамента регионального социально-экономического развития и территориального планирования Министерства регионального развития РФ. Он рассказал об основных принципах создания паспортов регионов, продемонстрировав в качестве примера паспорта Ростовской области и Пермского края. Основная проблема подготовки паспорта региона – недостаточная степень достоверности собираемой в регионах информации. В связи с этим актуальной представляется задача автоматизации процессов оценки и сбора показателей в субъектах РФ. Кроме того, ведутся научные разработки по созданию второго типа паспорта региона, который будет отражать технологические процессы (индустриализацию, степень интеграции региона в мировую систему, изменение численности и структуры населения и т.д.), что позволит оценить деятельность органов исполнительной власти субъекта РФ и сделать такой паспорт действенным инструментом регионального развития.
Поскольку в настоящее время Минфин России объявил о проведении конкурса между субъектами РФ на получение субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов в 2007 г., многих заинтересовало выступление Ларисы Александровны Ерошкиной, заместителя директора Департамента межбюджетных отношений Министерства финансов РФ. Она подробно остановилась на подходах, применяющихся при оценке программ реформирования региональных и муниципальных финансов, наиболее часто задаваемых вопросах, дала практические советы, предостерегла от заимствования положений программ других субъектов РФ, поскольку сходство программ отслеживается и снижает рейтинг региона.
Содержательным было выступление Светланы Александровны Карчевской, начальника отдела муниципальных образований Департамента межбюджетных отношений Министерства финансов РФ, посвященное финансовым аспектам реформы местного самоуправления в субъектах РФ. Работа по совершенствованию системы разграничения полномочий продолжается, так как в ходе реализации Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выявился ряд проблем, в частности в отношении разграничения имущества, которые должны быть решены на федеральном уровне. В своем докладе С. Карчевская осветила вопросы совершенствования федерального законодательства в части межбюджетных отношений, а также сообщила о результатах мониторинга эффективности межбюджетных отношений за первое полугодие 2006 г.
Выступление Александра Игоревича Иванеева, заместителя директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ, было посвящено мерам по совершенствованию налоговой системы в 2001–2006 гг. В налоговом законодательстве наступает период стабильности. Налоговые меры, предложенные Правительством РФ в начале 2006 г. и принятые Государственной Думой, корректируют лишь отдельные элементы налоговой системы с учетом имеющейся практики ее применения и направлены на совершенствование налогового администрирования. В 2006–2007 гг. проведение кардинальных налоговых изменений, связанных, например, с отменой отдельных крупных налогов или изменением налоговых ставок по основным налогам, также не планируется.
Ярким и содержательным был доклад Алексея Михайловича Лаврова, директора Департамента бюджетной политики Министерства финансов РФ, посвященный оценке качества управления общественными финансами. Бюджетные реформы направлены на изменение системы управления общественными финансами, однако для этого необходимо иметь признаваемую и разделяемую всеми участниками процесса систему критериев оценки качества управления, а также возможность постоянного отслеживания изменения этого качества. Наработки по оценке качества управления общественными финансами в рамках эксперимента по внедрению принципов БОР уже есть и в федеральных министерствах, и в регионах. А. Лавров рассказал о формализованной системе оценки мониторинга и финансового менеджмента главных распорядителей, разработку которой Министерство финансов РФ планирует завершить в 2007 г. Говоря об одном из самых модных направлений, БОР, А. Лавров призвал действовать с особой осторожностью. Пока не решена проблема долгосрочной устойчивости бюджета, среднесрочного финансового планированием и межбюджетных отношений, БОР будет лишь информационным упражнением, правда, исключительно полезным, в том числе для снижения давления нерациональных расходов на бюджет.
Тему совершенствования финансового менеджмента в рамках БОР продолжили специалисты консалтинговых компаний «Центр исследования бюджетных отношений», «ЭКОРИС-НЭИ» и «ПАКК». Руководители НПО «Криста» рассказали о новом подходе к построению единой системы управления бюджетным процессом региона на основе принципов БОР и среднесрочного финансового планирования – концепции автоматизации единой системы управления бюджетным процессом, ориентированной на результат. В концепции сформулированы основные проблемы общественных финансов, рассмотрена концептуальная модель управления результатами и мероприятия, направленные на повышение эффективности межбюджетных отношений и качества управления финансами. С учетом управления результатами определены требования к информационно-аналитическому обеспечению концепции, предложена схема управления проводимыми мероприятиями и методика оценки их эффективности.
Семинар оказался полезным не только в теоретическом, но и практическом плане. Участникам были представлены новые разработки НПО «Криста», в том числе специализированное программное обеспечение для автоматизации планирования региональных и муниципальных бюджетов, организации самостоятельного или централизованного исполнения бюджетов поселений, отвечающие требованиям реформы. Представители региональных финансовых органов Республики Карелия и Тульской области познакомили участников с практическим опытом внедрения новых методов финансового планирования и БОР на основе программных продуктов НПО «Криста».
Рабочая программа семинара была достаточно насыщенной и интересной. Выступающим было задано немало вопросов, на которые были даны квалифицированные ответы. Следует отметить, что семинары такого качества и масштаба в последнее время стали традиционными, что, несомненно, способствует успешному продвижению бюджетной реформы на местах.
Олег ИВАНОВ, заместитель генерального директора НПО «Криста»
В семинаре приняли участие около 100 человек из 26 регионов Российской Федерации. Актуальность заявленных тем, именитость докладчиков от Министерства финансов РФ и Министерства регионального развития РФ, возможность обменяться опытом и обсудить проблемы, возникающие в процессе внедрения новаций бюджетной реформы, предопределили значительный интерес к семинару. Для обсуждения на семинаре были предложены следующие вопросы:
- проблемы регионального развития;
- реформа местного самоуправления;
- межбюджетные отношения в субъектах РФ;
- совершенствование процесса финансового планирования на основе принципов бюджетирования, ориентированного на результат (БОР), и среднесрочного финансового планирования;
- управление государственными закупками в свете Федерального закона № 94-ФЗ;
- вопросы автоматизации функций управления.
Семинар открыл Антон Германович Силуанов, заместитель министра финансов РФ. В своем выступлении он обозначил приоритетные задачи совершенствования управления общественными финансами, рассказал о том, как развивается система управления финансами на федеральном уровне, подчеркнул важность продолжения бюджетных реформ, повышения качества и эффективности управления финансами и использования для этих целей современных информационных технологий на всех уровнях бюджетной системы.
С интересным докладом выступил Станислав Игоревич Крылов, заместитель директора Департамента регионального социально-экономического развития и территориального планирования Министерства регионального развития РФ. Он рассказал об основных принципах создания паспортов регионов, продемонстрировав в качестве примера паспорта Ростовской области и Пермского края. Основная проблема подготовки паспорта региона – недостаточная степень достоверности собираемой в регионах информации. В связи с этим актуальной представляется задача автоматизации процессов оценки и сбора показателей в субъектах РФ. Кроме того, ведутся научные разработки по созданию второго типа паспорта региона, который будет отражать технологические процессы (индустриализацию, степень интеграции региона в мировую систему, изменение численности и структуры населения и т.д.), что позволит оценить деятельность органов исполнительной власти субъекта РФ и сделать такой паспорт действенным инструментом регионального развития.
Поскольку в настоящее время Минфин России объявил о проведении конкурса между субъектами РФ на получение субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов в 2007 г., многих заинтересовало выступление Ларисы Александровны Ерошкиной, заместителя директора Департамента межбюджетных отношений Министерства финансов РФ. Она подробно остановилась на подходах, применяющихся при оценке программ реформирования региональных и муниципальных финансов, наиболее часто задаваемых вопросах, дала практические советы, предостерегла от заимствования положений программ других субъектов РФ, поскольку сходство программ отслеживается и снижает рейтинг региона.
Содержательным было выступление Светланы Александровны Карчевской, начальника отдела муниципальных образований Департамента межбюджетных отношений Министерства финансов РФ, посвященное финансовым аспектам реформы местного самоуправления в субъектах РФ. Работа по совершенствованию системы разграничения полномочий продолжается, так как в ходе реализации Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выявился ряд проблем, в частности в отношении разграничения имущества, которые должны быть решены на федеральном уровне. В своем докладе С. Карчевская осветила вопросы совершенствования федерального законодательства в части межбюджетных отношений, а также сообщила о результатах мониторинга эффективности межбюджетных отношений за первое полугодие 2006 г.
Выступление Александра Игоревича Иванеева, заместителя директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ, было посвящено мерам по совершенствованию налоговой системы в 2001–2006 гг. В налоговом законодательстве наступает период стабильности. Налоговые меры, предложенные Правительством РФ в начале 2006 г. и принятые Государственной Думой, корректируют лишь отдельные элементы налоговой системы с учетом имеющейся практики ее применения и направлены на совершенствование налогового администрирования. В 2006–2007 гг. проведение кардинальных налоговых изменений, связанных, например, с отменой отдельных крупных налогов или изменением налоговых ставок по основным налогам, также не планируется.
Ярким и содержательным был доклад Алексея Михайловича Лаврова, директора Департамента бюджетной политики Министерства финансов РФ, посвященный оценке качества управления общественными финансами. Бюджетные реформы направлены на изменение системы управления общественными финансами, однако для этого необходимо иметь признаваемую и разделяемую всеми участниками процесса систему критериев оценки качества управления, а также возможность постоянного отслеживания изменения этого качества. Наработки по оценке качества управления общественными финансами в рамках эксперимента по внедрению принципов БОР уже есть и в федеральных министерствах, и в регионах. А. Лавров рассказал о формализованной системе оценки мониторинга и финансового менеджмента главных распорядителей, разработку которой Министерство финансов РФ планирует завершить в 2007 г. Говоря об одном из самых модных направлений, БОР, А. Лавров призвал действовать с особой осторожностью. Пока не решена проблема долгосрочной устойчивости бюджета, среднесрочного финансового планированием и межбюджетных отношений, БОР будет лишь информационным упражнением, правда, исключительно полезным, в том числе для снижения давления нерациональных расходов на бюджет.
Тему совершенствования финансового менеджмента в рамках БОР продолжили специалисты консалтинговых компаний «Центр исследования бюджетных отношений», «ЭКОРИС-НЭИ» и «ПАКК». Руководители НПО «Криста» рассказали о новом подходе к построению единой системы управления бюджетным процессом региона на основе принципов БОР и среднесрочного финансового планирования – концепции автоматизации единой системы управления бюджетным процессом, ориентированной на результат. В концепции сформулированы основные проблемы общественных финансов, рассмотрена концептуальная модель управления результатами и мероприятия, направленные на повышение эффективности межбюджетных отношений и качества управления финансами. С учетом управления результатами определены требования к информационно-аналитическому обеспечению концепции, предложена схема управления проводимыми мероприятиями и методика оценки их эффективности.
Семинар оказался полезным не только в теоретическом, но и практическом плане. Участникам были представлены новые разработки НПО «Криста», в том числе специализированное программное обеспечение для автоматизации планирования региональных и муниципальных бюджетов, организации самостоятельного или централизованного исполнения бюджетов поселений, отвечающие требованиям реформы. Представители региональных финансовых органов Республики Карелия и Тульской области познакомили участников с практическим опытом внедрения новых методов финансового планирования и БОР на основе программных продуктов НПО «Криста».
Рабочая программа семинара была достаточно насыщенной и интересной. Выступающим было задано немало вопросов, на которые были даны квалифицированные ответы. Следует отметить, что семинары такого качества и масштаба в последнее время стали традиционными, что, несомненно, способствует успешному продвижению бюджетной реформы на местах.