Экономико-политические связи между Баварией и Россией можно считать выдающимися. Из 1,5 тыс. крупных инвесторов в нашей стране большинство составляют баварские предприниматели (их инвестиции в Россию превышают 1,5 млрд евро).
Чтобы поближе познакомить наших читателей с этой активно развивающейся страной, редакция обратилась в Государственное министерство экономики, инфраструктуры, транспор-та и технологий Баварии с рядом вопросов. Ответы на них мы предлагаем вашему вниманию.
– Бавария – регион-донор. Каковы основные источники доходов земельного бюджета?
– Наиболее крупными источниками дохода земельного бюджета (при общем объеме в 34,6 млрд евро) остаются налоги и налоговые отчисления (25,8 млрд евро в 2005 г.). Следом идут доходы от управления (3 млрд евро), доходы по инвестициям и особые доходы от финансирования (1,8 млрд евро), кредитные заимствования на кредитном рынке (1,3 млрд евро, квота кредитного финансирования – 3,8%).
– Каким образом стимулируется развитие бизнеса в Баварии? Что делает регион привлекательным для таких крупных корпораций, как Siemens, BMW, Audi и пр.?
– Сегодняшняя Бавария – прогрессивная, инновационная площадка в сердце Европы. За счет самой современной энергетической, транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры, высококвалифицированной рабочей силы и стабильных рамочных условий здесь созданы идеальные предпосылки для глобального развития бизнеса.
Превращение Баварии из аграрного государства в один из ведущих регионов мира в сферах промышленности и услуг тесно связано с рассчитанной на долгосрочную перспективу, надежной и предсказуемой политикой. Основные условия – господдержка при организации предприятий и усиление конкурентоспособности среднего бизнеса.
Растет и инновационная сила баварской экономики. В регионе много вузов и исследовательских институтов. В 1994 г. стартовала программа «Наступательное будущее Баварии» – единственная в Германии программа, в рамках которой баварское правительство инвестировало в образование и исследования, а фактически в поддержку молодых предприятий и развитие международных экономических отношений 4 млрд евро из доходов от приватизации.
В этом году началось наступление кластеров Allianz Bayern Innovativ (что стало мощным стимулом для объединения фирм, экономики и науки) – таким образом Бавария продолжает свою ориентированную на будущее экономическую политику.
– Расскажите о распределении государственных расходов и бюджетной политике земли в последние годы?
– Расходы Баварии в этом бюджетном году составили 34,64 млрд евро.
В 2001 г. был взят курс на общегерманское снижение налоговых поступлений, и Бавария от него не отклоняется. В этом году Бавария первой из немецких земель приняла бюджет без дополнительных задолженностей. Так реализуется цель, поставленная нами еще в 2000 г., – сбалансированность бюджета.
Причин для выбора такого пути две. Первая – ответственность поколений. Вторая – стремление расширить пространство для маневра в государственных бюджетах. Иначе места для необходимых и ориентированных на будущее инвестиций просто не останется.
– Как отражается статус Свободного государства на отношениях с центром и остальными федеральными землями?
– Бавария именуется Свободным государством с 9 ноября 1918 г. Статус Свободного государства – немецкий аналог республики. Это ни в коем случае не означает, что мы не отвечаем по своим политическим обязательствам в рамках федерации, а лишь подчеркивает осознанную собственную государственность Баварии в федерации и по отношению к остальным федеральным землям. Это марка Баварии, которую мы стараемся оберегать.
– Как перераспределяются налоговые поступления между центром и землями, с одной стороны, и между землями и общинами, с другой?
– Так называемые государственные налоги, то есть налог на прибыль, налог с корпораций и налог с оборота, делят между собой центр и земли – за вычетом малой части в пользу коммун. Что касается двух первых налогов, то половину получает центр, вторая половина идет землям. По налогу с оборота доли ежегодно определяются федеральным законом, который должны поддержать земли. Независимо от распределения налогов имеются комплексные системы балансирования между землями (земельное финансовое балансирование), центром и землями (дополнительные отчисления центра), коммунами, а также между землей и «ее» коммунами (коммунальное финансовое балансирование).
– Поскольку с 2006 г. в России идет реформа местного самоуправления, для нашей страны особенно актуален вопрос о преимуществах коммун.
– В рамках коммунального самоуправления районы, города и общины встроены именно в государственную систему и связаны с ней, в частности, государственным надзором. Государственные задачи выполняются под свою ответственность, то есть без дополнительных указаний свыше. Особая ценность этого промежуточного управления заключается в административной децентрализации: самостоятельно действующее управление может решить проблемы на месте быстрее и лучше. Кроме того, оно подвергается гораздо меньшей опасности бюрократического окостенения, нежели при строго иерархичном и централизованном едином управлении.
– Как бюджетная политика влияет на экономическую политику Свободного государства?
– Эта политика сделала Баварию успешной. Иметь меньше долгов означает иметь меньше процентов по выплатам, а значит, больше денег остается для семей, школ, науки, исследований и поддержки экономики. В 2005 г. задолженность Свободного государства составляла 1 852 евро на душу населения, это самый низкий показатель среди всех земель. Таким образом, Бавария имеет возможность больше инвестировать в развитие, чем другие земли.
– Оказывает ли центр финансовую помощь конкретным проектам, например строительству «Альянс-Арены» в Мюнхене?
– «Альянс-Арена» является частным строительным проектом двух крупных мюнхенских футбольных объединений – «ФК Байерн Мюнхен» и «ТСФау 1860 Мюнхен». Из государственных средств была профинансирована исключительно транспортная инфраструктура для стадиона.
Мы считаем, что центр и земли должны нести расходы на выполнение поставленных задач раздельно.
– Повлияло ли введение надбавки за собственное жилье на ситуацию в строительной отрасли?
– Доплата за собственное жилье существовала в Германии с 1996 по 2005 г. Можно сказать, что она внесла определенный вклад в формирование понятия «частная недвижимость». Люди стали не только получать разрешения, но и строить собственные дома. За девять лет выросли реальные доходы населения, снизилась процентная ставка по ипотечным кредитам и необходимость в искусственном стимулировании отпала. Однако нужно отметить, что наличие доплаты оставалось спорным моментом, поскольку пользовались ею все, в том числе и те, кто мог обойтись без льгот.
– Насколько высока доля социальных расходов в общем бюджете Баварии по сравнению с остальными федеральными землями?
– Социальные расходы Баварии составляют сегодня около 2,1 млрд евро, при общем бюджете в 35,1 млрд евро это всего 6%. Социальные выплаты из земельных бюджетов играют в любом случае второстепенную роль. Они чаще осуществляются через пенсии, больничное страхование, страхование по уходу, организованные на федеральном уровне. При этом должны соблюдаться урегулированные федеральными законами стандарты выплат. В основном доплаты в систему социального страхования осуществляет центр, но не земли.
– Каков рецепт борьбы с безработицей? Велики ли эти расходы по отношению к общему бюджету?
– В Баварии низкая безработица – в середине 2006 г. данный показатель составлял всего 6,4%, в то время как в Германии в целом – 10,5%. Социальные партнеры – профсоюзы и союзы работодателей – самостоятельно регулируют размер вознаграждения (то есть имеют тарифную автономию), в определенной степени решая вопрос занятости.
Баварская экономическая политика поощряет экономический рост во всех частях Свободного государства, чтобы создать привлекательные условия для работы и обучения. Под лозунгом «непрерывность и инновация» последовательно усиливаются мощность и конкурентоспособность имеющихся промышленных предприятий, ремесленных учреждений, учреждений торговли и сферы услуг. С другой стороны, делается ставка на активную модернизацию, позволяющую получить определенные преимущества за счет инноваций.
– Расскажите, пожалуйста, об основных принципах и задачах приводимой в настоящий момент школьной реформы. Каков объем расходов на образование по сравнению со всем бюджетом?
– В центре всех баварских образовательных реформ стоит обеспечение и повышение качества преподавания. Это важнее, чем решение вопросов, как долго школьники одной системы образования вместе ходят в школу и на сколько видов школ они потом распределяются. В Баварии дается больше уроков, чем в других землях. Ежегодно на каждого школьника тратится 4 600 евро. В бюджетах 2005 и 2006 г. расходы на общеобразовательные и профессиональные школы были пропорционально увеличены на 4,3% – до 7,7 млрд евро, в то время как общий бюджет вырос лишь на 2,8%.
– Каковы цели принятого в Германии закона о налоговой честности?
– Справедливость налогообложения требует, чтобы все лица, обязанные платить налоги, в равной мере несли общий государственный груз. Однако реализация налоговых законов порой натыкается на правовые и действительные границы.
Целью закона о поддержке налоговой честности от 2003 г. было улучшить соблюдение налогового права, чтобы все лица, обязанные платить налоги, участвовали в финансировании государственных задач. Немецкие инвесторы, в 1993–2002 гг. увиливавшие от уплаты налогов за границей, уклонялись от этой обязанности и дома. В результате им была предложена ограниченная по времени возможность освобождения от наказаний и штрафов при условии подачи в финансовое ведомство по месту жительства полной декларации обо всех не обложенных налогом доходах за 1993–2002 гг.
В будущем за счет улучшения возможностей проверки финансового управления осуществление налоговых законов планируется улучшить.
– Опишите экономическое положение Баварии с учетом экспорта, импорта и доли в общем ВВП Германии. Каков прогноз дальнейшего экономического развития?
– Бавария является лидером экономического роста в Германии: в 1995–2005 гг. ВВП Свободного государства возрос на 28,4% – это больше, чем во всех остальных землях (в Германии в целом – на 14,5%), доля Баварии в ВВП страны составляет 17,4%. С номинальным ВВП почти в 404 млрд евро, то есть около 32 400 евро на жителя (в Германии – 27 200 евро), Бавария считается одним из наиболее экономически сильных регионов мира.
Рост экспорта подтверждает чрезвычайную международную конкурентоспособность баварских предприятий и высокое качество продуктов. С 1994 г. мы поставили 12 экспортных рекордов подряд. Доля промышленного экспорта увеличилась с 31,9% в 1994 г. до 45,4% в 2005 г. (Германия – 40,5%). В 2005 г. баварский экспорт возрос по сравнению с предыдущим годом на 8,3%, достигнув 127,8 млрд евро (в стране повышение уровня экспорта составило 7,5%). Импорт Свободного государства за тот же период увеличился на 4% – до 98,9 млрд евро (в Германии на 8,7%). По прогнозам, баварская экономика в этом году покажет рост выше среднего.
– Расскажите о перспективах сотрудничества Баварии и России. Каков на сегодняшний день товарооборот между странами?
– Для баварских предприятий Россия – важнейший торговый партнер в Восточной Европе. В 2005 г. объем торговли с РФ составил 5,6 млрд евро. Бавария экспортировала автомобили, продукцию электротехнической и химической отраслей на 2,15 млрд евро (+11% по сравнению с 2004 г.). Особенно интенсивное взаимодействие у Свободного государства налажено с Москвой и Московской областью. Кроме того, между баварскими и российскими городами существуют шесть коммунных партнерств.
В общем, перспективы двусторонних отношений многообещающие. В их пользу говорит и постоянное расширение отношений Баварии с отдельными российскими регионами, особенно в последние годы.
Чтобы поближе познакомить наших читателей с этой активно развивающейся страной, редакция обратилась в Государственное министерство экономики, инфраструктуры, транспор-та и технологий Баварии с рядом вопросов. Ответы на них мы предлагаем вашему вниманию.
– Бавария – регион-донор. Каковы основные источники доходов земельного бюджета?
– Наиболее крупными источниками дохода земельного бюджета (при общем объеме в 34,6 млрд евро) остаются налоги и налоговые отчисления (25,8 млрд евро в 2005 г.). Следом идут доходы от управления (3 млрд евро), доходы по инвестициям и особые доходы от финансирования (1,8 млрд евро), кредитные заимствования на кредитном рынке (1,3 млрд евро, квота кредитного финансирования – 3,8%).
– Каким образом стимулируется развитие бизнеса в Баварии? Что делает регион привлекательным для таких крупных корпораций, как Siemens, BMW, Audi и пр.?
– Сегодняшняя Бавария – прогрессивная, инновационная площадка в сердце Европы. За счет самой современной энергетической, транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры, высококвалифицированной рабочей силы и стабильных рамочных условий здесь созданы идеальные предпосылки для глобального развития бизнеса.
Превращение Баварии из аграрного государства в один из ведущих регионов мира в сферах промышленности и услуг тесно связано с рассчитанной на долгосрочную перспективу, надежной и предсказуемой политикой. Основные условия – господдержка при организации предприятий и усиление конкурентоспособности среднего бизнеса.
Растет и инновационная сила баварской экономики. В регионе много вузов и исследовательских институтов. В 1994 г. стартовала программа «Наступательное будущее Баварии» – единственная в Германии программа, в рамках которой баварское правительство инвестировало в образование и исследования, а фактически в поддержку молодых предприятий и развитие международных экономических отношений 4 млрд евро из доходов от приватизации.
В этом году началось наступление кластеров Allianz Bayern Innovativ (что стало мощным стимулом для объединения фирм, экономики и науки) – таким образом Бавария продолжает свою ориентированную на будущее экономическую политику.
– Расскажите о распределении государственных расходов и бюджетной политике земли в последние годы?
– Расходы Баварии в этом бюджетном году составили 34,64 млрд евро.
В 2001 г. был взят курс на общегерманское снижение налоговых поступлений, и Бавария от него не отклоняется. В этом году Бавария первой из немецких земель приняла бюджет без дополнительных задолженностей. Так реализуется цель, поставленная нами еще в 2000 г., – сбалансированность бюджета.
Причин для выбора такого пути две. Первая – ответственность поколений. Вторая – стремление расширить пространство для маневра в государственных бюджетах. Иначе места для необходимых и ориентированных на будущее инвестиций просто не останется.
– Как отражается статус Свободного государства на отношениях с центром и остальными федеральными землями?
– Бавария именуется Свободным государством с 9 ноября 1918 г. Статус Свободного государства – немецкий аналог республики. Это ни в коем случае не означает, что мы не отвечаем по своим политическим обязательствам в рамках федерации, а лишь подчеркивает осознанную собственную государственность Баварии в федерации и по отношению к остальным федеральным землям. Это марка Баварии, которую мы стараемся оберегать.
– Как перераспределяются налоговые поступления между центром и землями, с одной стороны, и между землями и общинами, с другой?
– Так называемые государственные налоги, то есть налог на прибыль, налог с корпораций и налог с оборота, делят между собой центр и земли – за вычетом малой части в пользу коммун. Что касается двух первых налогов, то половину получает центр, вторая половина идет землям. По налогу с оборота доли ежегодно определяются федеральным законом, который должны поддержать земли. Независимо от распределения налогов имеются комплексные системы балансирования между землями (земельное финансовое балансирование), центром и землями (дополнительные отчисления центра), коммунами, а также между землей и «ее» коммунами (коммунальное финансовое балансирование).
– Поскольку с 2006 г. в России идет реформа местного самоуправления, для нашей страны особенно актуален вопрос о преимуществах коммун.
– В рамках коммунального самоуправления районы, города и общины встроены именно в государственную систему и связаны с ней, в частности, государственным надзором. Государственные задачи выполняются под свою ответственность, то есть без дополнительных указаний свыше. Особая ценность этого промежуточного управления заключается в административной децентрализации: самостоятельно действующее управление может решить проблемы на месте быстрее и лучше. Кроме того, оно подвергается гораздо меньшей опасности бюрократического окостенения, нежели при строго иерархичном и централизованном едином управлении.
– Как бюджетная политика влияет на экономическую политику Свободного государства?
– Эта политика сделала Баварию успешной. Иметь меньше долгов означает иметь меньше процентов по выплатам, а значит, больше денег остается для семей, школ, науки, исследований и поддержки экономики. В 2005 г. задолженность Свободного государства составляла 1 852 евро на душу населения, это самый низкий показатель среди всех земель. Таким образом, Бавария имеет возможность больше инвестировать в развитие, чем другие земли.
– Оказывает ли центр финансовую помощь конкретным проектам, например строительству «Альянс-Арены» в Мюнхене?
– «Альянс-Арена» является частным строительным проектом двух крупных мюнхенских футбольных объединений – «ФК Байерн Мюнхен» и «ТСФау 1860 Мюнхен». Из государственных средств была профинансирована исключительно транспортная инфраструктура для стадиона.
Мы считаем, что центр и земли должны нести расходы на выполнение поставленных задач раздельно.
– Повлияло ли введение надбавки за собственное жилье на ситуацию в строительной отрасли?
– Доплата за собственное жилье существовала в Германии с 1996 по 2005 г. Можно сказать, что она внесла определенный вклад в формирование понятия «частная недвижимость». Люди стали не только получать разрешения, но и строить собственные дома. За девять лет выросли реальные доходы населения, снизилась процентная ставка по ипотечным кредитам и необходимость в искусственном стимулировании отпала. Однако нужно отметить, что наличие доплаты оставалось спорным моментом, поскольку пользовались ею все, в том числе и те, кто мог обойтись без льгот.
– Насколько высока доля социальных расходов в общем бюджете Баварии по сравнению с остальными федеральными землями?
– Социальные расходы Баварии составляют сегодня около 2,1 млрд евро, при общем бюджете в 35,1 млрд евро это всего 6%. Социальные выплаты из земельных бюджетов играют в любом случае второстепенную роль. Они чаще осуществляются через пенсии, больничное страхование, страхование по уходу, организованные на федеральном уровне. При этом должны соблюдаться урегулированные федеральными законами стандарты выплат. В основном доплаты в систему социального страхования осуществляет центр, но не земли.
– Каков рецепт борьбы с безработицей? Велики ли эти расходы по отношению к общему бюджету?
– В Баварии низкая безработица – в середине 2006 г. данный показатель составлял всего 6,4%, в то время как в Германии в целом – 10,5%. Социальные партнеры – профсоюзы и союзы работодателей – самостоятельно регулируют размер вознаграждения (то есть имеют тарифную автономию), в определенной степени решая вопрос занятости.
Баварская экономическая политика поощряет экономический рост во всех частях Свободного государства, чтобы создать привлекательные условия для работы и обучения. Под лозунгом «непрерывность и инновация» последовательно усиливаются мощность и конкурентоспособность имеющихся промышленных предприятий, ремесленных учреждений, учреждений торговли и сферы услуг. С другой стороны, делается ставка на активную модернизацию, позволяющую получить определенные преимущества за счет инноваций.
– Расскажите, пожалуйста, об основных принципах и задачах приводимой в настоящий момент школьной реформы. Каков объем расходов на образование по сравнению со всем бюджетом?
– В центре всех баварских образовательных реформ стоит обеспечение и повышение качества преподавания. Это важнее, чем решение вопросов, как долго школьники одной системы образования вместе ходят в школу и на сколько видов школ они потом распределяются. В Баварии дается больше уроков, чем в других землях. Ежегодно на каждого школьника тратится 4 600 евро. В бюджетах 2005 и 2006 г. расходы на общеобразовательные и профессиональные школы были пропорционально увеличены на 4,3% – до 7,7 млрд евро, в то время как общий бюджет вырос лишь на 2,8%.
– Каковы цели принятого в Германии закона о налоговой честности?
– Справедливость налогообложения требует, чтобы все лица, обязанные платить налоги, в равной мере несли общий государственный груз. Однако реализация налоговых законов порой натыкается на правовые и действительные границы.
Целью закона о поддержке налоговой честности от 2003 г. было улучшить соблюдение налогового права, чтобы все лица, обязанные платить налоги, участвовали в финансировании государственных задач. Немецкие инвесторы, в 1993–2002 гг. увиливавшие от уплаты налогов за границей, уклонялись от этой обязанности и дома. В результате им была предложена ограниченная по времени возможность освобождения от наказаний и штрафов при условии подачи в финансовое ведомство по месту жительства полной декларации обо всех не обложенных налогом доходах за 1993–2002 гг.
В будущем за счет улучшения возможностей проверки финансового управления осуществление налоговых законов планируется улучшить.
– Опишите экономическое положение Баварии с учетом экспорта, импорта и доли в общем ВВП Германии. Каков прогноз дальнейшего экономического развития?
– Бавария является лидером экономического роста в Германии: в 1995–2005 гг. ВВП Свободного государства возрос на 28,4% – это больше, чем во всех остальных землях (в Германии в целом – на 14,5%), доля Баварии в ВВП страны составляет 17,4%. С номинальным ВВП почти в 404 млрд евро, то есть около 32 400 евро на жителя (в Германии – 27 200 евро), Бавария считается одним из наиболее экономически сильных регионов мира.
Рост экспорта подтверждает чрезвычайную международную конкурентоспособность баварских предприятий и высокое качество продуктов. С 1994 г. мы поставили 12 экспортных рекордов подряд. Доля промышленного экспорта увеличилась с 31,9% в 1994 г. до 45,4% в 2005 г. (Германия – 40,5%). В 2005 г. баварский экспорт возрос по сравнению с предыдущим годом на 8,3%, достигнув 127,8 млрд евро (в стране повышение уровня экспорта составило 7,5%). Импорт Свободного государства за тот же период увеличился на 4% – до 98,9 млрд евро (в Германии на 8,7%). По прогнозам, баварская экономика в этом году покажет рост выше среднего.
– Расскажите о перспективах сотрудничества Баварии и России. Каков на сегодняшний день товарооборот между странами?
– Для баварских предприятий Россия – важнейший торговый партнер в Восточной Европе. В 2005 г. объем торговли с РФ составил 5,6 млрд евро. Бавария экспортировала автомобили, продукцию электротехнической и химической отраслей на 2,15 млрд евро (+11% по сравнению с 2004 г.). Особенно интенсивное взаимодействие у Свободного государства налажено с Москвой и Московской областью. Кроме того, между баварскими и российскими городами существуют шесть коммунных партнерств.
В общем, перспективы двусторонних отношений многообещающие. В их пользу говорит и постоянное расширение отношений Баварии с отдельными российскими регионами, особенно в последние годы.