Игорь ДАЦЕНКО, начальник Департамента государственной службы и вопросов местного самоуправления правительства Вологодской области, заместитель губернатора области
Вологодская область приступила к реализации Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 131-ФЗ), причем с 1 января 2006 года — в полном объеме. За прошедший с начала реформы период была проделана необходимая организационная и практическая работа. Сформированы территориальные и организационные основы местного самоуправления. Создана нормативно-правовая база, регулирующая деятельность органов местного самоуправления в Вологодской области. Межбюджетные отношения установлены со всеми муниципальными образованиями. Проводится работа по разграничению собственности муниципальных образований. Создана система обучения муниципальных кадров. И сегодня работа по всем этим направлениям продолжается.
Укрупнение поселений
В области изначально было образовано 344 поселения (322 сельских и 22 городских). Практика реализации реформы показала, что далеко не все поселения способны осуществлять в полном объеме функции, возложенные на них Федеральным законом № 131-ФЗ. В первую очередь это связано с недостаточностью собственной доходной базы муниципальных образований. Неоднократно, в том числе и со стороны местных властей, поднимались вопросы об изменении муниципального деления области в сторону укрупнения поселений.
Принимая во внимание вышеназванную проблему, правительством области была создана рабочая группа по решению вопросов муниципального деления области. Проведено 9 заседаний рабочей группы, на которых заслушаны главы 20 муниципальных районов. В 105 муниципальных образованиях были приняты постановления глав поселений о преобразовании и проведении публичных слушаний. Данные решения были утверждены и в соответствии с действующим законодательством опубликованы в средствах массовой информации.
12 октября прошлого года в 105 муниципальных образованиях области состоялось голосование по решению вопросов муниципального деления. За укрупнение проголосовали 66 поселений, которые объединились в 23 поселения. Таким образом, число муниципальных образований области сократилось на 43 (стало 301 поселение). Данные изменения вступят в силу в октябре 2009 г. после избрания глав поселений.
В 39 поселениях области решения об укрупнении не приняты. Тем не менее работа по решению вопросов муниципального деления области будет продолжена. Следующее голосование по укрупнению поселений состоится в марте 2009 года.
Нормативная база
В регионе проведена работа по созданию и совершенствованию нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность органов местного самоуправления:
на территории области проведены работы по приведению границ муниципальных образований в соответствие требованиям земельного и градостроительного законодательства;
впервые в истории области создан электронный архив картографических материалов границ и электронная база данных с графической и семантической информацией о составе земель поселений. На планово-картографический материал нанесены границы муниципальных образований, населенных пунктов, земель сельхозпредприятий, лесхозов, запаса и других крупных землепользований;
сформированы землеустроительные дела по установлению границ поселений (текстовые материалы и планшеты в масштабе 1:10 000) и землеустроительные дела по определению состава земель поселений.
Полученный материал в дальнейшем может быть использован для решения народно-хозяйственных задач (проектирование газопроводов, нефтепроводов, дорожной сети и т.д.) и задач землеустройства.
Правовое обеспечение реализации реформы
Одной из задач органов государственной власти области стала выработка решений по надлежащему правовому обеспечению реализации закона как на уровне области, так и на уровне муниципальных образований. Всего в целях реализации Федерального закона № 131-ФЗ было принято около 230 нормативных актов области, из них 110 — законы области.
Органам местного самоуправления оказана существенная помощь при разработке муниципальных правовых актов. Так, областными чиновниками разработано более 100 методических рекомендаций, 99 модельных проектов муниципальных правовых актов, 21 модельное соглашение о передаче полномочий.
Количество действующих нормативно-правовых актов, принятых в Вологодской области в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», на 1 ноября 2008 года составляет 168 397. Причем муниципальная правовая база актов, необходимая для решения органами местного самоуправления вопросов местного значения, была сформирована практически полностью уже к моменту начала реализации Федерального закона № 131-ФЗ.
Такой подход позволил:
— организовать деятельность органов исполнительной власти области по реализации Федерального закона № 131-ФЗ;
— выявить недостатки и проблемы в правовом регулировании, своевременно принимать меры по их решению;
— урегулировать основную часть вопросов, подлежащих решению на муниципальном уровне.
Мониторинг реализации реформы местного самоуправления
В настоящее время для оценки хода реформы органами государственной власти области регулярно осуществляется мониторинг муниципальных правовых актов. Благодаря этому наблюдается устойчивая тенденция снижения количества муниципальных актов, принятых с нарушением действующего законодательства. Мониторинг позволяет получить более полную картину как по всей области, так и в разрезе каждого муниципального образования, выявить проблемы, возникающие в процессе применения Федерального закона № 131-ФЗ, оперативно реагировать на различные ситуации.
Органами местного самоуправления заключаются соглашения о передаче полномочий по решению вопросов местного значения как с уровня поселения на районный уровень — 1981 соглашение, так и с уровня района на уровень поселения — 110 соглашений.
На основе соглашений передано в 2008 году:
— от 1 до 5 вопросов местного значения — 116 поселений;
— от 6 до 10 вопросов местного значения — 171 поселение;
— от 11 до 20 вопросов местного значения — 52 поселения.
Мониторинг осуществления полномочий по решению вопросов местного значения показывает, что в среднем по области в 2008 году поселениями самостоятельно решается 80% вопросов местного значения (в 2006 году эта цифра составляла 70%, в 2007 году — 76%), 11% вопросов местного значения переданы на уровень района, 9% вопросов решается совместно. Таким образом, существует тенденция пересмотра поселениями круга самостоятельно исполняемых полномочий в сторону увеличения.
Кадровая политика
В целях эффективного функционирования местного самоуправления в новых условиях правительством области ведется планомерная работа по подготовке специалистов муниципальной службы. Правительство Вологодской области ежегодно разрабатывает и реализует Планы мероприятий по реформированию и развитию государственной гражданской службы Вологодской области, составными элементами которых являются Планы повышения квалификации государственных и муниципальных служащих. На их основании ежегодно повышают квалификацию по разным формам обучения около 1800 муниципальных служащих области. За 11 месяцев 2008 года проведено 44 тематических семинара для 20 категорий муниципальных служащих. В рамках тематических семинаров обучено 1 556 муниципальных служащих.
Вместе с тем департамент государственной службы и вопросов местного самоуправления правительства области ежегодно организует обучение муниципальных служащих органов местного самоуправления в рамках стажировок. Так, 20 муниципальных служащих прошли в правительстве области стажировку по вопросам организации работы с обращениями граждан.
Также при подготовке муниципальных служащих правительство области взаимодействует с филиалом Северо-Западной академии государственной службы в г. Вологде. В настоящее время за счет средств муниципальных бюджетов в филиале по программам высшего профессионального образования обучаются 197 муниципальных служащих, 14 человек проходят обучение по программе профессиональной переподготовки. Всего же по состоянию на 1 декабря 2008 года на краткосрочных семинарах, курсах повышения квалификации прошли обучение 1 773 муниципальных служащих.
Формы сотрудничества
Правительство области ежемесячно проводит совещания с главами муниципальных районов и городских округов области. В текущем году проведено 10 совещаний с главами и заместителями глав муниципальных образований, на которых было рассмотрено 58 вопросов.
Постоянной формой работы стало проведение зональных совещаний с участием глав муниципальных образований области, председателей представительных органов муниципальных районов, руководителей организационно-контрольных структур администраций районов, юристов муниципальных образований, председателей территориальных избирательных комиссий, редакторов районных газет, депутатов Законодательного Собрания области по теме «О совершенствовании организации местного самоуправления на территории области».
В рамках организации межмуниципального сотрудничества создан Совет муниципальных образований в форме ассоциации. Заключено соглашение о взаимодействии правительства Вологодской области и Ассоциации «Совет муниципальных образований Вологодской области» по вопросам развития местного самоуправления.
С целью организации взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной государственной власти и органов местного самоуправления области, выработки единых подходов к реализации Федерального закона № 131-ФЗ на территории области создана рабочая группа глав сельских поселений. В состав рабочей группы вошли главы сельских поселений, по одному представителю от каждого муниципального района области. С момента создания рабочей группы проведено три заседания.
В рамках Датской программы приграничного сотрудничества и в целях содействия обмену опытом между руководителями и специалистами органов местного самоуправления двух стран осуществляется совместный российско-датский проект. Целью проекта является разработка и апробация системы (методики) оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления области. Деятельность проекта сосредоточится на следующих направлениях:
— разработка методики оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления на уровне района;
— разработка предложений по оптимизации структуры органов местного самоуправления;
— методическая помощь по разработке стратегии социально-экономического развития Кирилловского района.
Реализация проекта позволит поднять на более качественный уровень систему организации местного самоуправления в Кирилловском районе Вологодской области и послужит основой для ее внедрения на территории всей области.
В рамках обмена опытом по вопросам местного самоуправления в апреле 2008 года проведена стажировка 28 глав сельских поселений области в провинции Оулу, Финляндия.
Для распространения положительного опыта реализации реформы местного самоуправления на территории области правительство области приняло решение об издании бюллетеня «Местное самоуправление в Вологодской области». В настоящее время изданы уже пять таких бюллетеней. На их страницах обсуждаются актуальные проблемы местного самоуправления, публикуются комментарии руководителей органов власти, представлен положительный опыт муниципальных образований.
Развитие муниципальных образований области на основе стратегий социально-экономического развития также является новой формой нашей совместной работы. В ближайшем будущем каждый муниципальный район защитит свои стратегии социально-экономического развития на заседании правительства области.
Сегодня органы местного самоуправления уже имеют необходимый практический опыт для быстрого и эффективного решения вопросов местного значения. Работа глав осуществляется более профессионально, сокращается количество проблем, улучшается качество принимаемых решений.
Заметно активизировалась позиция не только местных властей, но и населения, которое получило реальную возможность непосредственно участвовать в решении вопросов местного значения. Приближение органов власти к населению позволяет принимать оптимальные управленческие решения в кратчайшие сроки с учетом местных особенностей и тем самым эффективно влиять на социально-экономическую ситуацию в каждом муниципальном образовании.
Планы на перспективу
Перспективная деятельность правительства Вологодской области в сфере реформирования местного самоуправления будет направлена на решение следующих задач.
1. Развитие муниципальных образований области на основе стратегических планов социально-экономического развития на среднесрочную перспективу.
2. Проведение комплекса мероприятий по укрупнению сельских поселений области с целью оптимального муниципального деления с учетом социально-экономических условий, исторических традиций и географических особенностей муниципальных образований.
3. Развитие и укрепление кадрового потенциала органов местного самоуправления области, в том числе:
формирование кадрового резерва для замещения должностей глав и руководителей структурных подразделений администраций, других должностей муниципальной службы;
внедрение новых форм обучения, включая
а) систематическое проведение курсов повышения квалификации для глав муниципальных образований области;
б) внедрение системы краткосрочных 72-часовых курсов повышения квалификации на базе муниципальных районов;
в) подготовка и внедрение различных форм обучения на базе муниципалитетов с участием преподавателей Вологды, Санкт-Петербурга, Москвы;
г) участие в пилотном проекте, реализуемом Российской академией экономических наук, по внедрению системы межмуниципальных учебных центров по дистанционному обучению муниципальных служащих.
4. Внедрение механизма оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления и поддержки муниципалитетов в виде грантов. Оптимизация структуры и штатной численности органов местного самоуправления.
Вологодская область приступила к реализации Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 131-ФЗ), причем с 1 января 2006 года — в полном объеме. За прошедший с начала реформы период была проделана необходимая организационная и практическая работа. Сформированы территориальные и организационные основы местного самоуправления. Создана нормативно-правовая база, регулирующая деятельность органов местного самоуправления в Вологодской области. Межбюджетные отношения установлены со всеми муниципальными образованиями. Проводится работа по разграничению собственности муниципальных образований. Создана система обучения муниципальных кадров. И сегодня работа по всем этим направлениям продолжается.
Укрупнение поселений
В области изначально было образовано 344 поселения (322 сельских и 22 городских). Практика реализации реформы показала, что далеко не все поселения способны осуществлять в полном объеме функции, возложенные на них Федеральным законом № 131-ФЗ. В первую очередь это связано с недостаточностью собственной доходной базы муниципальных образований. Неоднократно, в том числе и со стороны местных властей, поднимались вопросы об изменении муниципального деления области в сторону укрупнения поселений.
Принимая во внимание вышеназванную проблему, правительством области была создана рабочая группа по решению вопросов муниципального деления области. Проведено 9 заседаний рабочей группы, на которых заслушаны главы 20 муниципальных районов. В 105 муниципальных образованиях были приняты постановления глав поселений о преобразовании и проведении публичных слушаний. Данные решения были утверждены и в соответствии с действующим законодательством опубликованы в средствах массовой информации.
12 октября прошлого года в 105 муниципальных образованиях области состоялось голосование по решению вопросов муниципального деления. За укрупнение проголосовали 66 поселений, которые объединились в 23 поселения. Таким образом, число муниципальных образований области сократилось на 43 (стало 301 поселение). Данные изменения вступят в силу в октябре 2009 г. после избрания глав поселений.
В 39 поселениях области решения об укрупнении не приняты. Тем не менее работа по решению вопросов муниципального деления области будет продолжена. Следующее голосование по укрупнению поселений состоится в марте 2009 года.
Нормативная база
В регионе проведена работа по созданию и совершенствованию нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность органов местного самоуправления:
на территории области проведены работы по приведению границ муниципальных образований в соответствие требованиям земельного и градостроительного законодательства;
впервые в истории области создан электронный архив картографических материалов границ и электронная база данных с графической и семантической информацией о составе земель поселений. На планово-картографический материал нанесены границы муниципальных образований, населенных пунктов, земель сельхозпредприятий, лесхозов, запаса и других крупных землепользований;
сформированы землеустроительные дела по установлению границ поселений (текстовые материалы и планшеты в масштабе 1:10 000) и землеустроительные дела по определению состава земель поселений.
Полученный материал в дальнейшем может быть использован для решения народно-хозяйственных задач (проектирование газопроводов, нефтепроводов, дорожной сети и т.д.) и задач землеустройства.
Правовое обеспечение реализации реформы
Одной из задач органов государственной власти области стала выработка решений по надлежащему правовому обеспечению реализации закона как на уровне области, так и на уровне муниципальных образований. Всего в целях реализации Федерального закона № 131-ФЗ было принято около 230 нормативных актов области, из них 110 — законы области.
Органам местного самоуправления оказана существенная помощь при разработке муниципальных правовых актов. Так, областными чиновниками разработано более 100 методических рекомендаций, 99 модельных проектов муниципальных правовых актов, 21 модельное соглашение о передаче полномочий.
Количество действующих нормативно-правовых актов, принятых в Вологодской области в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», на 1 ноября 2008 года составляет 168 397. Причем муниципальная правовая база актов, необходимая для решения органами местного самоуправления вопросов местного значения, была сформирована практически полностью уже к моменту начала реализации Федерального закона № 131-ФЗ.
Такой подход позволил:
— организовать деятельность органов исполнительной власти области по реализации Федерального закона № 131-ФЗ;
— выявить недостатки и проблемы в правовом регулировании, своевременно принимать меры по их решению;
— урегулировать основную часть вопросов, подлежащих решению на муниципальном уровне.
Мониторинг реализации реформы местного самоуправления
В настоящее время для оценки хода реформы органами государственной власти области регулярно осуществляется мониторинг муниципальных правовых актов. Благодаря этому наблюдается устойчивая тенденция снижения количества муниципальных актов, принятых с нарушением действующего законодательства. Мониторинг позволяет получить более полную картину как по всей области, так и в разрезе каждого муниципального образования, выявить проблемы, возникающие в процессе применения Федерального закона № 131-ФЗ, оперативно реагировать на различные ситуации.
Органами местного самоуправления заключаются соглашения о передаче полномочий по решению вопросов местного значения как с уровня поселения на районный уровень — 1981 соглашение, так и с уровня района на уровень поселения — 110 соглашений.
На основе соглашений передано в 2008 году:
— от 1 до 5 вопросов местного значения — 116 поселений;
— от 6 до 10 вопросов местного значения — 171 поселение;
— от 11 до 20 вопросов местного значения — 52 поселения.
Мониторинг осуществления полномочий по решению вопросов местного значения показывает, что в среднем по области в 2008 году поселениями самостоятельно решается 80% вопросов местного значения (в 2006 году эта цифра составляла 70%, в 2007 году — 76%), 11% вопросов местного значения переданы на уровень района, 9% вопросов решается совместно. Таким образом, существует тенденция пересмотра поселениями круга самостоятельно исполняемых полномочий в сторону увеличения.
Кадровая политика
В целях эффективного функционирования местного самоуправления в новых условиях правительством области ведется планомерная работа по подготовке специалистов муниципальной службы. Правительство Вологодской области ежегодно разрабатывает и реализует Планы мероприятий по реформированию и развитию государственной гражданской службы Вологодской области, составными элементами которых являются Планы повышения квалификации государственных и муниципальных служащих. На их основании ежегодно повышают квалификацию по разным формам обучения около 1800 муниципальных служащих области. За 11 месяцев 2008 года проведено 44 тематических семинара для 20 категорий муниципальных служащих. В рамках тематических семинаров обучено 1 556 муниципальных служащих.
Вместе с тем департамент государственной службы и вопросов местного самоуправления правительства области ежегодно организует обучение муниципальных служащих органов местного самоуправления в рамках стажировок. Так, 20 муниципальных служащих прошли в правительстве области стажировку по вопросам организации работы с обращениями граждан.
Также при подготовке муниципальных служащих правительство области взаимодействует с филиалом Северо-Западной академии государственной службы в г. Вологде. В настоящее время за счет средств муниципальных бюджетов в филиале по программам высшего профессионального образования обучаются 197 муниципальных служащих, 14 человек проходят обучение по программе профессиональной переподготовки. Всего же по состоянию на 1 декабря 2008 года на краткосрочных семинарах, курсах повышения квалификации прошли обучение 1 773 муниципальных служащих.
Формы сотрудничества
Правительство области ежемесячно проводит совещания с главами муниципальных районов и городских округов области. В текущем году проведено 10 совещаний с главами и заместителями глав муниципальных образований, на которых было рассмотрено 58 вопросов.
Постоянной формой работы стало проведение зональных совещаний с участием глав муниципальных образований области, председателей представительных органов муниципальных районов, руководителей организационно-контрольных структур администраций районов, юристов муниципальных образований, председателей территориальных избирательных комиссий, редакторов районных газет, депутатов Законодательного Собрания области по теме «О совершенствовании организации местного самоуправления на территории области».
В рамках организации межмуниципального сотрудничества создан Совет муниципальных образований в форме ассоциации. Заключено соглашение о взаимодействии правительства Вологодской области и Ассоциации «Совет муниципальных образований Вологодской области» по вопросам развития местного самоуправления.
С целью организации взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной государственной власти и органов местного самоуправления области, выработки единых подходов к реализации Федерального закона № 131-ФЗ на территории области создана рабочая группа глав сельских поселений. В состав рабочей группы вошли главы сельских поселений, по одному представителю от каждого муниципального района области. С момента создания рабочей группы проведено три заседания.
В рамках Датской программы приграничного сотрудничества и в целях содействия обмену опытом между руководителями и специалистами органов местного самоуправления двух стран осуществляется совместный российско-датский проект. Целью проекта является разработка и апробация системы (методики) оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления области. Деятельность проекта сосредоточится на следующих направлениях:
— разработка методики оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления на уровне района;
— разработка предложений по оптимизации структуры органов местного самоуправления;
— методическая помощь по разработке стратегии социально-экономического развития Кирилловского района.
Реализация проекта позволит поднять на более качественный уровень систему организации местного самоуправления в Кирилловском районе Вологодской области и послужит основой для ее внедрения на территории всей области.
В рамках обмена опытом по вопросам местного самоуправления в апреле 2008 года проведена стажировка 28 глав сельских поселений области в провинции Оулу, Финляндия.
Для распространения положительного опыта реализации реформы местного самоуправления на территории области правительство области приняло решение об издании бюллетеня «Местное самоуправление в Вологодской области». В настоящее время изданы уже пять таких бюллетеней. На их страницах обсуждаются актуальные проблемы местного самоуправления, публикуются комментарии руководителей органов власти, представлен положительный опыт муниципальных образований.
Развитие муниципальных образований области на основе стратегий социально-экономического развития также является новой формой нашей совместной работы. В ближайшем будущем каждый муниципальный район защитит свои стратегии социально-экономического развития на заседании правительства области.
Сегодня органы местного самоуправления уже имеют необходимый практический опыт для быстрого и эффективного решения вопросов местного значения. Работа глав осуществляется более профессионально, сокращается количество проблем, улучшается качество принимаемых решений.
Заметно активизировалась позиция не только местных властей, но и населения, которое получило реальную возможность непосредственно участвовать в решении вопросов местного значения. Приближение органов власти к населению позволяет принимать оптимальные управленческие решения в кратчайшие сроки с учетом местных особенностей и тем самым эффективно влиять на социально-экономическую ситуацию в каждом муниципальном образовании.
Планы на перспективу
Перспективная деятельность правительства Вологодской области в сфере реформирования местного самоуправления будет направлена на решение следующих задач.
1. Развитие муниципальных образований области на основе стратегических планов социально-экономического развития на среднесрочную перспективу.
2. Проведение комплекса мероприятий по укрупнению сельских поселений области с целью оптимального муниципального деления с учетом социально-экономических условий, исторических традиций и географических особенностей муниципальных образований.
3. Развитие и укрепление кадрового потенциала органов местного самоуправления области, в том числе:
формирование кадрового резерва для замещения должностей глав и руководителей структурных подразделений администраций, других должностей муниципальной службы;
внедрение новых форм обучения, включая
а) систематическое проведение курсов повышения квалификации для глав муниципальных образований области;
б) внедрение системы краткосрочных 72-часовых курсов повышения квалификации на базе муниципальных районов;
в) подготовка и внедрение различных форм обучения на базе муниципалитетов с участием преподавателей Вологды, Санкт-Петербурга, Москвы;
г) участие в пилотном проекте, реализуемом Российской академией экономических наук, по внедрению системы межмуниципальных учебных центров по дистанционному обучению муниципальных служащих.
4. Внедрение механизма оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления и поддержки муниципалитетов в виде грантов. Оптимизация структуры и штатной численности органов местного самоуправления.