О том, из чего складывается бюджет города и какое участие в его наполнении принимают курорты, рассказывает Надежда ЧУРСИНА, председатель комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Белокурихи.
Город Белокуриха – это город-курорт федерального значения. Он расположен в центральной части Алтайского края. В городе находится семь крупных санаториев, два специализированных детских санатория – один федерального значения и один краевого уровня.
ЗАО «Курорт Белокуриха» – самое крупное лечебно-профилактическое учреждение края. В него входит шесть санаториев («Катунь», «Сибирь», «Белокуриха», «Россия», «Алтай-Vest» и санаторий Центросоюза РФ) и курортная поликлиника. Все эти учреждения являются основными плательщиками налогов в бюджет города. Одновременно санатории вносят свой вклад в благоустройство города. Так, за счет ЗАО «Курорт Белокуриха» в 2004 году в городе был построен большой стадион. В 2005 году в черте города на месте пустыря, заросшего бурьяном, появились озера.
Санатории и частные предприниматели помогают нам в проведении городских мероприятий. А это, безусловно, неоценимая помощь бюджету.
Всего в Белокурихе проживает 15 тысяч человек, работающих – 10 тысяч. Из них половина трудится в санаториях. Дело в том, что в городе нет промышленных предприятий, за исключением жилищно-коммунальных организаций, услугами которых мы пользуемся.
Бич большинства российских курортов – сезонность – на работу наших здравниц никак не влияет. В зимнее время к нам едут покататься на горнолыжных трассах, а в летнее поток отдыхающих еще более увеличивается. Здравницы на этот период повышают заработную плату своим сотрудникам, что благотворно влияет на исполнение доходной части бюджета города.
Но, несмотря на это, бюджет города ощущает недостаток доходных источников. Сложившийся уровень доходов обеспечивает расходную часть бюджета города всего на 58% от потребности.
В 2006 году налоговые доходы местного бюджета формировались в соответствии со статьями Бюджетного кодекса РФ, законом Алтайского края от 31 августа 2005 г. № 62-ЗС и, конечно, Федеральным законом № 131-ФЗ (который устанавливает для органов местного самоуправления принцип соответствия доходных источников и расходных обязательств).
Поступления собственных доходов города в 2006 году по сравнению с 2005 годом увеличились на 32 млн. рублей. Если в 2005 году собственные доходы составляли 54 млн. рублей, то в 2006 году сумма возросла до 86 млн. рублей. Субвенции и субсидии составили 60 млн. рублей, а это 70% от собственных доходов городского бюджета.
Основные доходы город получает от налога на доходы физических лиц. В 2006 году он составит 29,5% в общей сумме доходов бюджета города. Сейчас от курортов в местный бюджет поступают только НДФЛ и земельный налог, остальные налоги уходят в бюджет Алтайского края.
В 2006 году одним из ощутимых источников дохода является земельный налог, который полностью зачисляется в местный бюджет. Этот налог исчисляется исходя из кадастровой оценки стоимости земельных участков. Ставку земельного налога в нашем муниципалитете городской совет депутатов принял в размере 0,7%. Конечно, для нас это ставка небольшая, сумма налога составит всего 18 млн. рублей. Но нельзя забывать, что налоговое бремя, которое несут наши здравницы, для них и так ощутимо. А все уплаченные санаториями налоги отражаются на себестоимости путевки. То есть если поднять ставку земельного налога до 1,5%, то желающим пролечиться будет затруднительно приобрести путевку в Белокуриху. Значит, поток отдыхающих может сократиться и поступления от здравниц в местный бюджет тоже.
Доходы города от предпринимательской деятельности составляют 16 млн. рублей. Город наш небольшой, и малый бизнес развивается не так быстро, как хотелось бы.
В городе 1356 зарегистрированных предприятий: 20 государственных организаций, 23 муниципальные службы и 1255 частных предприятий.
Зато у нас стремительно развивается горнолыжный спорт, туризм. И у этой отрасли большие перспективы. Администрация города ищет новые пути сотрудничества в туристическом бизнесе с соседними территориями.
Задолженности по заработной плате в Белокурихе нет. Среднемесячная заработная плата в 2005 году составляла 7750 рублей. В 2004 году – 6243 рубля.
Расходная часть бюджета 2006 года составила 155 млн. рублей. Дефицит бюджета составил 8,6 млн. рублей. Бюджет был сформирован согласно статье 16 Федерального закона № 131-ФЗ. Основная задача бюджетного финансирования заключается в выплате заработной платы с учетом повышения ее на 20% работникам бюджетных организаций.
Администрация города и городской Совет депутатов уделяют много внимания социальной сфере: обеспечению деятельности молодежного движения, опеке детей, содержанию памятников, городского музея, организации и проведению спортивных мероприятий.
Одно из главных направлений работы администрации – благоустройство города.
В последние годы, к сожалению, резко увеличился контраст между городом и курортом. Курорты хорошели, а благоустройство города, увы, оставляло желать лучшего. Поэтому в 2006 году на исправление ситуации было выделено 6 млн. рублей – это в 3 раза больше, чем в прошлые годы. Конечно, этой суммы недостаточно для того, чтобы сразу сделать наш город красивым и ухоженным, но все-таки это шаг вперед.
В декабре 2005 года проводилось выездное совещание, посвященное социально-экономическому развитию города. На нем губернатор края Александр Богданович Карлин отметил, что курортная зона по сравнению с городской частью развивается значительно более быстрыми темпами. Поэтому, сказал он, пришло время обратить внимание на город. Сейчас у Белокурихи нет генерального плана застройки города, но на краевом уровне принято решение оказать помощь в этом вопросе.
Также значимым вопросом для города является газификация. Газ нам необходим, поскольку тарифы на отопление, горячую и холодную воду, канализацию слишком высокие для населения. На проведение работ по подготовке города к газификации в бюджете определена сумма в размере 2 млн. рублей. Кроме того, с 1 января 2005 года в Белокурихе введена 100-процентная оплата коммунальных услуг. Цены на оплату отопления и горячей воды за последние два года возросли в три раза. В 2006 году тариф составит 710 рублей за ГКал. Газ нам нужен и с экологической, и с эстетической точки зрения – мы наконец сможем избавиться от чадящей трубы котельной в самом центре города.
Такова нынешняя ситуация. А какие итоги будут в конце года, спрогнозировать пока тяжело. Есть опасения, что мы можем недополучить запланированный доход от земельного налога.
Основная задача – упорядочить земли. Для этого нужно провести инвентаризацию земель.
Также мы работаем с муниципальной собственностью. Выставляем земли на аукцион, сдаем их в аренду под строительство жилых домов. Порядок сдачи в аренду муниципального имущества и размер арендной платы определен городским Советом депутатов. К настоящему моменту заключено 13 договоров, по которым арендаторам передано 420,2 кв. м площадей. За 2005 год получено 2 млн. рублей доходов от аренды. Средства от аренды являются одним из источников наполнения доходной части бюджета.
Активно идет работа по привлечению в город инвесторов. Ведь земля наша благодатная, здесь очень красивые горные склоны, где найдется место и для прекрасных отелей, и для современных горнолыжных трасс.
Если санатории инвестируют сами себя, строят и благоустраивают свои территории за счет прибыли, то городу нужны инвестиционные средства, чтобы вкладывать их в городскую инфраструктуру, в социальную сферу. Ведь у Белокурихи до сих пор нет Дома культуры, не хватает детских садов, нет помещения для бытового обслуживания населения.
В марте на очередной сессии городского Совета депутатов будет утверждаться стратегия развития города на 2006–2010 годы, где будут утверждены все направления развития города.
Справка «Бюджета»
Надежда Григорьевна ЧУРСИНА, председатель комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации г. Белокурихи
Родилась 19 сентября 1952 года в селе Черга Шебалинского района Республики Алтай.
Окончила Тальменский сельскохозяйственный техникум по специальности «Бухгалтер».
В 1974–1994 гг. работала в санатории «Белокуриха», в состав которого в то время входили такие организации, как автотранспортное предприятие, жилищно-коммунальное хозяйство, подсобное хозяйство.
1994–2004 гг. – начальник отдела – главный бухгалтер отделения Федерального казначейства по г. Белокурихе.
В 2002 г. окончила Алтайский государственный университет по специальности «Финансы и кредит».
С 2004 г. по настоящее время – председатель комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации города Белокурихи.
Город Белокуриха – это город-курорт федерального значения. Он расположен в центральной части Алтайского края. В городе находится семь крупных санаториев, два специализированных детских санатория – один федерального значения и один краевого уровня.
ЗАО «Курорт Белокуриха» – самое крупное лечебно-профилактическое учреждение края. В него входит шесть санаториев («Катунь», «Сибирь», «Белокуриха», «Россия», «Алтай-Vest» и санаторий Центросоюза РФ) и курортная поликлиника. Все эти учреждения являются основными плательщиками налогов в бюджет города. Одновременно санатории вносят свой вклад в благоустройство города. Так, за счет ЗАО «Курорт Белокуриха» в 2004 году в городе был построен большой стадион. В 2005 году в черте города на месте пустыря, заросшего бурьяном, появились озера.
Санатории и частные предприниматели помогают нам в проведении городских мероприятий. А это, безусловно, неоценимая помощь бюджету.
Всего в Белокурихе проживает 15 тысяч человек, работающих – 10 тысяч. Из них половина трудится в санаториях. Дело в том, что в городе нет промышленных предприятий, за исключением жилищно-коммунальных организаций, услугами которых мы пользуемся.
Бич большинства российских курортов – сезонность – на работу наших здравниц никак не влияет. В зимнее время к нам едут покататься на горнолыжных трассах, а в летнее поток отдыхающих еще более увеличивается. Здравницы на этот период повышают заработную плату своим сотрудникам, что благотворно влияет на исполнение доходной части бюджета города.
Но, несмотря на это, бюджет города ощущает недостаток доходных источников. Сложившийся уровень доходов обеспечивает расходную часть бюджета города всего на 58% от потребности.
В 2006 году налоговые доходы местного бюджета формировались в соответствии со статьями Бюджетного кодекса РФ, законом Алтайского края от 31 августа 2005 г. № 62-ЗС и, конечно, Федеральным законом № 131-ФЗ (который устанавливает для органов местного самоуправления принцип соответствия доходных источников и расходных обязательств).
Поступления собственных доходов города в 2006 году по сравнению с 2005 годом увеличились на 32 млн. рублей. Если в 2005 году собственные доходы составляли 54 млн. рублей, то в 2006 году сумма возросла до 86 млн. рублей. Субвенции и субсидии составили 60 млн. рублей, а это 70% от собственных доходов городского бюджета.
Основные доходы город получает от налога на доходы физических лиц. В 2006 году он составит 29,5% в общей сумме доходов бюджета города. Сейчас от курортов в местный бюджет поступают только НДФЛ и земельный налог, остальные налоги уходят в бюджет Алтайского края.
В 2006 году одним из ощутимых источников дохода является земельный налог, который полностью зачисляется в местный бюджет. Этот налог исчисляется исходя из кадастровой оценки стоимости земельных участков. Ставку земельного налога в нашем муниципалитете городской совет депутатов принял в размере 0,7%. Конечно, для нас это ставка небольшая, сумма налога составит всего 18 млн. рублей. Но нельзя забывать, что налоговое бремя, которое несут наши здравницы, для них и так ощутимо. А все уплаченные санаториями налоги отражаются на себестоимости путевки. То есть если поднять ставку земельного налога до 1,5%, то желающим пролечиться будет затруднительно приобрести путевку в Белокуриху. Значит, поток отдыхающих может сократиться и поступления от здравниц в местный бюджет тоже.
Доходы города от предпринимательской деятельности составляют 16 млн. рублей. Город наш небольшой, и малый бизнес развивается не так быстро, как хотелось бы.
В городе 1356 зарегистрированных предприятий: 20 государственных организаций, 23 муниципальные службы и 1255 частных предприятий.
Зато у нас стремительно развивается горнолыжный спорт, туризм. И у этой отрасли большие перспективы. Администрация города ищет новые пути сотрудничества в туристическом бизнесе с соседними территориями.
Задолженности по заработной плате в Белокурихе нет. Среднемесячная заработная плата в 2005 году составляла 7750 рублей. В 2004 году – 6243 рубля.
Расходная часть бюджета 2006 года составила 155 млн. рублей. Дефицит бюджета составил 8,6 млн. рублей. Бюджет был сформирован согласно статье 16 Федерального закона № 131-ФЗ. Основная задача бюджетного финансирования заключается в выплате заработной платы с учетом повышения ее на 20% работникам бюджетных организаций.
Администрация города и городской Совет депутатов уделяют много внимания социальной сфере: обеспечению деятельности молодежного движения, опеке детей, содержанию памятников, городского музея, организации и проведению спортивных мероприятий.
Одно из главных направлений работы администрации – благоустройство города.
В последние годы, к сожалению, резко увеличился контраст между городом и курортом. Курорты хорошели, а благоустройство города, увы, оставляло желать лучшего. Поэтому в 2006 году на исправление ситуации было выделено 6 млн. рублей – это в 3 раза больше, чем в прошлые годы. Конечно, этой суммы недостаточно для того, чтобы сразу сделать наш город красивым и ухоженным, но все-таки это шаг вперед.
В декабре 2005 года проводилось выездное совещание, посвященное социально-экономическому развитию города. На нем губернатор края Александр Богданович Карлин отметил, что курортная зона по сравнению с городской частью развивается значительно более быстрыми темпами. Поэтому, сказал он, пришло время обратить внимание на город. Сейчас у Белокурихи нет генерального плана застройки города, но на краевом уровне принято решение оказать помощь в этом вопросе.
Также значимым вопросом для города является газификация. Газ нам необходим, поскольку тарифы на отопление, горячую и холодную воду, канализацию слишком высокие для населения. На проведение работ по подготовке города к газификации в бюджете определена сумма в размере 2 млн. рублей. Кроме того, с 1 января 2005 года в Белокурихе введена 100-процентная оплата коммунальных услуг. Цены на оплату отопления и горячей воды за последние два года возросли в три раза. В 2006 году тариф составит 710 рублей за ГКал. Газ нам нужен и с экологической, и с эстетической точки зрения – мы наконец сможем избавиться от чадящей трубы котельной в самом центре города.
Такова нынешняя ситуация. А какие итоги будут в конце года, спрогнозировать пока тяжело. Есть опасения, что мы можем недополучить запланированный доход от земельного налога.
Основная задача – упорядочить земли. Для этого нужно провести инвентаризацию земель.
Также мы работаем с муниципальной собственностью. Выставляем земли на аукцион, сдаем их в аренду под строительство жилых домов. Порядок сдачи в аренду муниципального имущества и размер арендной платы определен городским Советом депутатов. К настоящему моменту заключено 13 договоров, по которым арендаторам передано 420,2 кв. м площадей. За 2005 год получено 2 млн. рублей доходов от аренды. Средства от аренды являются одним из источников наполнения доходной части бюджета.
Активно идет работа по привлечению в город инвесторов. Ведь земля наша благодатная, здесь очень красивые горные склоны, где найдется место и для прекрасных отелей, и для современных горнолыжных трасс.
Если санатории инвестируют сами себя, строят и благоустраивают свои территории за счет прибыли, то городу нужны инвестиционные средства, чтобы вкладывать их в городскую инфраструктуру, в социальную сферу. Ведь у Белокурихи до сих пор нет Дома культуры, не хватает детских садов, нет помещения для бытового обслуживания населения.
В марте на очередной сессии городского Совета депутатов будет утверждаться стратегия развития города на 2006–2010 годы, где будут утверждены все направления развития города.
Справка «Бюджета»
Надежда Григорьевна ЧУРСИНА, председатель комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации г. Белокурихи
Родилась 19 сентября 1952 года в селе Черга Шебалинского района Республики Алтай.
Окончила Тальменский сельскохозяйственный техникум по специальности «Бухгалтер».
В 1974–1994 гг. работала в санатории «Белокуриха», в состав которого в то время входили такие организации, как автотранспортное предприятие, жилищно-коммунальное хозяйство, подсобное хозяйство.
1994–2004 гг. – начальник отдела – главный бухгалтер отделения Федерального казначейства по г. Белокурихе.
В 2002 г. окончила Алтайский государственный университет по специальности «Финансы и кредит».
С 2004 г. по настоящее время – председатель комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации города Белокурихи.