Контролирующие организации будут проверять малых бизнесменов по плану - не более одного раза в три года. Внеплановые же проверки станут возможны лишь с санкции прокурора.
Вступившие в силу досрочно на два месяца поправки в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" должны помочь избавить предпринимателей от излишнего административного прессинга и уменьшить коррупцию.
"В масштабах страны перенос сроков сэкономит бизнесу сотни миллионов рублей", - сообщил "РГ" вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России" Владислав Корочкин. По его данным, издержки, то есть неофициальные платежи на взятки проверяющим, до сих пор составляли в конечной цене товаров и услуг малых фирм до 5,5 процента. "К ним надо приплюсовать еще и 5-7 процентов так называемых официальных и скрытых издер жек", - утверждает Корочкин. К ним относятся административные штрафы и расход рабочего времени предпринимателей на их оспаривание. В некоторых отраслях, к примеру у пекарей, подобные комплексные административные издержки, связанные с проверками, достигают до 30 процентов в цене конечной булки. Вместе с тем, отвечая на вопрос "РГ", стоит ли потребителям ждать снижения цен на отдель ные товары и услуги, Корочкин этого обещать не стал. И заметил, что "цена определяется конкуренцией и спросом".
Но добавил, что при росте конкуренции, особенно с импортными товарами, отечественные бизнесмены при сокращении издержек смогут воспользоваться возможностью снижать цены на свои товары для населения.
К особо позитивным для малого и среднего предпринимательства в "ОПОРЕ России" относят, к примеру, даже не сам факт проведения плановых проверок не чаще чем один раз в три года, а то, что бесконечные доселе внеплановые выездные проверки будут проводиться представителями власти только после письменного согласования с прокуратурой. Таким образом, подчеркивает Корочкин, предприниматели выиграют дважды. С одной стороны - смогут пускать проверяющих на порог только после "предъявления ими соответствующих документов". С другой - все проверки будут теперь тщательно фиксироваться в одном месте - в прокуратуре, а не в десятках разных ведомств, как было раньше. И если проверку проведут с нарушениями, то это можно будет достаточно легко опротестовать в суде.
В ближайшие два месяца, сообщил Корочкин, его организация будет мониторить ситуацию на местах, чтобы проанализировать результативность нововведений и корректировать закон дальше. То, что это потребуется, он не сомневается. На практике теперь уже сами проверяющие могут столкнуться с препятствиями. Например, из 30 контролирующих организаций в течение года проверить одно малое предприятие в плановом порядке смогут лишь три организации. По принципу - кто первый занял очередь, того и "тапки". Любому четвертому, пятому и шестому плановому проверяющему вход уже будет воспрещен, если в журнале о проверках до него отметятся три предшественника из других ведомств. Это, по мнению Корочкина, вызовет беспокойство среди чиновников.
Что касается якобы ослабления в связи с вступлением закона в силу прав потребителей, просроченных и опасных для жизни и здоровья товаров, то в "ОПОРЕ России" считают, что поводов для беспокойства нет. "И при действующей системе проверок купить тухлые продукты достаточно просто, поскольку контролируется, к примеру, наличие сертификатов, а не реальное качество", - говорит Корочкин. Кроме того, поясняет он, новые поправки не запрещают тому же Роспотребнадзору, не отвлекая предпринимателей от дел, исследовать потребительские свойства товаров на их "чистоту" и соответствие.
"Этот принцип замены входного контроля на систематический надзор, не обременительный для бизнесменов, позволит формировать в стране презумпцию добросовестности предпринимательства", - говорит Корочкин. До сих пор было наоборот - раз ты бизнесмен, то заведомо во всем виноват. А контролер призван доказать твои нарушения. "Поэтому основной целью проверяющих было не способствовать качеству работы бизнеса, а наказывать его. И эта система изначально была порочна", - говорит Корочкин.
Между тем 30 апреля Генпрокурор Юрий Чайка подписал приказ о новых правилах согласования внеплановых проверок. Документ размещен на сайте ведомства. Чтобы не допускать нарушений, Генпрокуратура создала новое подразделение - отдел по надзору за исполнением законодательства о государственном контроле. Прокуроры на местах ориентированы на то, чтобы любое вмешательство контролеров в работу малых предприятий было законно.
Источник: "Российская газета"
Вступившие в силу досрочно на два месяца поправки в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" должны помочь избавить предпринимателей от излишнего административного прессинга и уменьшить коррупцию.
"В масштабах страны перенос сроков сэкономит бизнесу сотни миллионов рублей", - сообщил "РГ" вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России" Владислав Корочкин. По его данным, издержки, то есть неофициальные платежи на взятки проверяющим, до сих пор составляли в конечной цене товаров и услуг малых фирм до 5,5 процента. "К ним надо приплюсовать еще и 5-7 процентов так называемых официальных и скрытых издер жек", - утверждает Корочкин. К ним относятся административные штрафы и расход рабочего времени предпринимателей на их оспаривание. В некоторых отраслях, к примеру у пекарей, подобные комплексные административные издержки, связанные с проверками, достигают до 30 процентов в цене конечной булки. Вместе с тем, отвечая на вопрос "РГ", стоит ли потребителям ждать снижения цен на отдель ные товары и услуги, Корочкин этого обещать не стал. И заметил, что "цена определяется конкуренцией и спросом".
Но добавил, что при росте конкуренции, особенно с импортными товарами, отечественные бизнесмены при сокращении издержек смогут воспользоваться возможностью снижать цены на свои товары для населения.
К особо позитивным для малого и среднего предпринимательства в "ОПОРЕ России" относят, к примеру, даже не сам факт проведения плановых проверок не чаще чем один раз в три года, а то, что бесконечные доселе внеплановые выездные проверки будут проводиться представителями власти только после письменного согласования с прокуратурой. Таким образом, подчеркивает Корочкин, предприниматели выиграют дважды. С одной стороны - смогут пускать проверяющих на порог только после "предъявления ими соответствующих документов". С другой - все проверки будут теперь тщательно фиксироваться в одном месте - в прокуратуре, а не в десятках разных ведомств, как было раньше. И если проверку проведут с нарушениями, то это можно будет достаточно легко опротестовать в суде.
В ближайшие два месяца, сообщил Корочкин, его организация будет мониторить ситуацию на местах, чтобы проанализировать результативность нововведений и корректировать закон дальше. То, что это потребуется, он не сомневается. На практике теперь уже сами проверяющие могут столкнуться с препятствиями. Например, из 30 контролирующих организаций в течение года проверить одно малое предприятие в плановом порядке смогут лишь три организации. По принципу - кто первый занял очередь, того и "тапки". Любому четвертому, пятому и шестому плановому проверяющему вход уже будет воспрещен, если в журнале о проверках до него отметятся три предшественника из других ведомств. Это, по мнению Корочкина, вызовет беспокойство среди чиновников.
Что касается якобы ослабления в связи с вступлением закона в силу прав потребителей, просроченных и опасных для жизни и здоровья товаров, то в "ОПОРЕ России" считают, что поводов для беспокойства нет. "И при действующей системе проверок купить тухлые продукты достаточно просто, поскольку контролируется, к примеру, наличие сертификатов, а не реальное качество", - говорит Корочкин. Кроме того, поясняет он, новые поправки не запрещают тому же Роспотребнадзору, не отвлекая предпринимателей от дел, исследовать потребительские свойства товаров на их "чистоту" и соответствие.
"Этот принцип замены входного контроля на систематический надзор, не обременительный для бизнесменов, позволит формировать в стране презумпцию добросовестности предпринимательства", - говорит Корочкин. До сих пор было наоборот - раз ты бизнесмен, то заведомо во всем виноват. А контролер призван доказать твои нарушения. "Поэтому основной целью проверяющих было не способствовать качеству работы бизнеса, а наказывать его. И эта система изначально была порочна", - говорит Корочкин.
Между тем 30 апреля Генпрокурор Юрий Чайка подписал приказ о новых правилах согласования внеплановых проверок. Документ размещен на сайте ведомства. Чтобы не допускать нарушений, Генпрокуратура создала новое подразделение - отдел по надзору за исполнением законодательства о государственном контроле. Прокуроры на местах ориентированы на то, чтобы любое вмешательство контролеров в работу малых предприятий было законно.
Источник: "Российская газета"