О финансовой составляющей жизни региона рассказывает Санал КЕКЕЕВ,
министр финансов Республики Калмыкия.
— Санал Николаевич, каковы основные характеристики бюджета республики, его приоритеты?
— Консолидированный бюджет республики на 2009 год сложился в следующих параметрах: доходы — 8374,9 млн руб., расходы — 9320,6 млн руб.
Традиционно приоритетным направлением расходов бюджета является социальная сфера. Ее доля в расходах бюджета составляет 53 %. В последние годы расширяется как перечень, так и объем публичных обязательств. Это оказание мер соцподдержки льготным категориям граждан; содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение их жильем. При этом расходы на поддержку отраслей экономики составляют 20 %.
— А что делается для увеличения налоговых поступлений в бюджет региона?
— В 2008 году набран хороший темп по легализации «серой» заработной платы. В результате, в текущем году ожидается рост поступлений НДФЛ более чем на 25 % по отношению к уровню 2007 года. Это связано с передачей на муниципальный уровень дополнительных нормативов отчислений по НДФЛ, а с 2009 года — всех поступлений по единому сельхозналогу и 50 % по транспортному налогу.
В качестве резерва увеличения поступлений в бюджет рассматривается отказ от предоставления налоговых льгот и преференций. С 1 января 2009 года эта мера уже применена в отношении транспортного налога, на сегодня прорабатывается вопрос отмены ряда льгот по налогу на имущество организаций. Одновременно идет работа по пересмотру налоговых ставок. В частности, и в прошлом, и в текущем году увеличиваются ставки транспортного налога, которые не пересматривались более пяти лет.
Собираемость налога на имущество физических лиц и земельного налога за последние два года повысилась в три раза. К сожалению, на текущий момент муниципальные образования практически не обладают резервом по поступлению земельного налога, поскольку лишены возможности повышать предельные ставки налога, размеры которых установлены Налоговым кодексом РФ. Также отрицательным фактором, влияющим на поступление налоговых платежей, является отсутствие на федеральном уровне четких критериев различия между личным подсобным хозяйством и предпринимательской деятельностью.
— Как при этом обеспечивается сбалансированность бюджета и оптимизация государственного долга?
— В этом отношении могу характеризовать наш бюджет как устойчивый. На протяжении многих лет у нас не допускается просроченная задолженность по долговым обязательствам, все платежи проводятся без задержек. Объемы дефицита бюджета и госдолга республики соответствуют предельным параметрам, установленным Бюджетным кодексом РФ. А за I полугодие 2009 года госдолг сокращен на 15 %.
В то же время одним из направлений оптимизации госдолга является переход от взятия дорогих краткосрочных коммерческих кредитов к выпуску государственных ценных бумаг. Доля дорогих краткосрочных заимствований по сравнению с I полугодием 2008 года сокращена на 19 %. Как результат, на 15 % уменьшились расходы на обслуживание госдолга. Увеличен период заимствования с 1–2 до 3 лет. Создается положительная публичная кредитная история — ценнейший актив любого заемщика. Кроме того, повысилась деловая активность местных предпринимателей: 29 % облигаций размещено среди внутренних инвесторов — сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Наряду с качественным улучшением структуры долга решается еще одна задача: средства от размещения облигаций позволили обеспечить софинансирование Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции в объеме около 500 млн руб.
— Вы упомянули, что бюджет Калмыкии социально-ориентированный, при этом республика находится в гораздо более сложном положении, чем большинство регионов России, так как значительное количество льготников составляют репрессированные по национальному признаку граждане …
— Да, это так. На 1 июля 2009 года на учете органов соцзащиты состояло более 30 тыс. лиц. А со всеми совместно проживающими членами семьи меры соцподдержки получают более 100 тыс. человек. Соответственно расходы на реализацию Закона республики «О мерах социальной поддержки реабилитированных жертв политических репрессий» составляют около 40 % всех расходов на социальные нужды.
Расходы консолидированного бюджета на соцподдержку региональных льготников (реабилитированных лиц, ветеранов труда, тружеников тыла) и выплату ежемесячного детского пособия значительно возросли. В 2006 году на эти цели направлено 213,4 млн руб., в 2009 году предусмотрено уже 359,7 млн руб. Максимальную долю в расходах занимают льготы по ЖКХ — более 60 %.
В то же время имеются проблемы с финансовым обеспечением льгот сельским педагогам. В 2006 году на эти цели выделено 3,9 млн руб., а на 2009 год уже необходимо 24,6 млн руб. Между тем указанная льгота, установленная федеральным законодательством, по нашему мнению, могла бы быть включена в состав компенсационных выплат, предусмотренных в отраслевой системе оплаты труда. Механизм предоставления льгот должен предусматривать только денежную форму: гражданин-льготник оплачивает услуги в полном размере, а в последующем ему предоставляется денежная компенсация.
— Какие антикризисные мероприятия предусмотрены в регионе и рекомендованы муниципальным образованиям для решения проблем, сложившихся в финансовой системе страны?
— Правительством республики в декабре 2008 года утвержден План мероприятий по преодолению кризисных явлений в экономике региона. Антикризисные мероприятия осуществляются одновременно в нескольких направлениях. Первое — минимизация роста безработицы и стабилизация производства. В связи с этим Программа реализации мер по поддержке рынка труда, принятая Правительством РК, предусматривает в случае угрозы массового увольнения опережающее профессиональное обучение, временное трудоустройство, содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных. Кроме того, как при софинансировании из федерального бюджета, так и самостоятельно осуществляется бюджетное субсидирование предпринимателей всех отраслей экономики.
Второе — усиление управления доходными источниками. Начиная с 2008 года в республике действует План мероприятий по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов в бюджет. Инструментом его реализации являются Соглашения, заключаемые между Правительством РК и администрациями муниципальных районов. Немаловажную роль в реализации данных Соглашений сыграли отраслевые соглашения о взаимодействии и социально-экономическом сотрудничестве в соответствующей сфере, заключенные на 2009–2011 годы между органами исполнительной власти республики и субъектами предпринимательской деятельности.
Практика заключения соглашений дала положительный результат: обеспечены обязательства по увеличению заработной платы как муниципальным бюджетникам, так работникам производственной сферы. Объем дополнительных поступлений налоговых и неналоговых доходов за 2008 год составил 12 % к первоначальному плану. По итогам I полугодия 2009 года условия Соглашений в части налоговых и неналоговых доходов исполнены с увеличением на 17,1 %.
Экономический и социальный эффект совместных действий органов государственного и муниципального управления, хозяйствующих субъектов нашел отражение в положительной динамике макроэкономических показателей в январе — июне текущего года. При росте цен на закупаемые промышленные товары более чем на 28 % индекс промышленного производства вырос на 8 %, номинальная начисленная среднемесячная заработная плата на 19,2 %.
Третье. Любой кризис подталкивает к совершенствованию структуры управления и оптимизации нерациональных расходов. В соответствии с рекомендациями Министерства финансов РФ распоряжением Главы Республики с 1 апреля 2009 года в органах исполнительной власти сокращена численность госслужащих. Для муниципальных образований, подпадающих по действие п. 2 ст. 136 Бюджетного кодекса РФ, утверждены нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц и муниципальных служащих. В дополнение к этим ограничениям, Правительство Республики утверждило нормативы расходов на содержание органов местного самоуправления.
В целях минимизации расходов на коммунальные услуги Правительство РК утверждает натуральные и стоимостные лимиты. Свехлимитное потребление оформляется дополнительными соглашениями и оплачивается за счет средств учреждений, полученных от платных услуг. Кроме того, межведомственными рабочими группами проведены проверки эффективности работы действующей бюджетной сети учреждений социальной сферы.
— Калмыкия — один из первых субъектов РФ, в котором был утвержден приоритетный национальный проект «Культура». Расскажите об этом подробнее…
— Идея нацпроекта продиктована стремлением не только сохранить накопленные традиции в области культуры и искусства, но и развить духовный потенциал народа. Первоочередное бюджетное инвестирование осуществляется в объекты, предусмотренные планом основных мероприятий празднования 400-летия добровольного вхождения калмыцкого народа в состав Российского государства: возведение современного здания национального музея, расширение и реконструкция здания республиканской библиотеки, приобретение концертного зала.
Для детских музыкальных и художественных школ закуплены новые музыкальные инструменты и оборудование. Пополняются библиотечные фонды, улучшен доступ читателей к информационной базе о библиотечных ресурсах и к сети Интернет. Созданы учебно-производственные мастерские по производству сувениров и изделий народных художественных промыслов.
Проект, таким образом, направлен на укрепление материально-технической базы учреждений отрасли, ее техническое переоснащение, а также на формирование госзаказа, предусматривающего создание значимых культурных проектов.
Материалы рубрики подготовила Светлана СТРЕЛЬНИКОВА
— Бюджетная политика — №9 Сентябрь 2009 — 12 октября 2009