Ключевые факторы, влияющие на выбор региона для инвестиций с точки зрения потенциального инвестора, в особенности иностранного (хотя и к российским это тоже относится), можно поделить на две группы: материальные и нематериальные.
Материальные факторы
К материальным факторам в первую очередь относится географическое положение региона и доступность сырья, рынка сбыта. Эти параметры являются приоритетными для любого инвестора. Прежде чем определить регион, на территории которого инвестор будет располагать свое производство, он изучит именно эти моменты. Следующий по значимости фактор — транспортная доступность, а именно есть ли в регионе качественные автодороги, порт, железнодорожное и авиасообщение. При этом важна как обеспеченность на настоящий момент, так и планы и перспективная деятельность региона, направленная на совершенство инфраструктуры.Следующий пункт — это наличие подготовленных объектов для инвестиций (браунфилд) или земель соответствующего назначения (гринфилд). Речь идет о наличии в регионе объектов или земли, которые обеспечены энерго- и водоснабжением. Внимание инвестора будет обращено и на то, создаются ли на территории региона технопарки и какова ситуация с инфраструктурой в целом.
Наличие квалифицированных трудовых ресурсов и обеспеченность жильем очень важны, если потенциальный инвестор хочет вкладывать свои средства в производство. Прежде чем начать производство на территории какого-либо региона, инвестор должен знать, есть ли достаточные трудовые ресурсы и какова их квалификация. А если возникнет необходимость импортировать трудовые ресурсы, встает вопрос о том, где их можно будет расселить и как может быть налажено сотрудничество с регионом в предоставлении или строительстве жилья.
Важным фактором для выбора является стабильное региональное законодательство, а также его непротиворечивость федеральным законам. Известны прецеденты, когда региональное законодательство шло вразрез с федеральным и в связи с этим возникали различные правовые коллизии.
Наличие преференций, в том числе налоговых льгот, — это следующий фактор, который берет в расчет потенциальный инвестор, ведь у регионов есть прерогатива предоставлять определенные льготы. Не менее важны доступные меры государственной поддержки, например предоставление государственных, региональных, муниципальных гарантий, возможность арендовать муниципальные объекты и т. д.
Нематериальные факторы
Репутация региона и наличие успешно реализованных инвестиционных проектов — это один из наиболее существенных факторов данной категории. Потенциальный инвестор, видя, что в данном регионе есть положительные примеры осуществления инвестиций (этот фактор выглядит особенно убедительно, если источник инвестиций — из той же страны, что и потенциальный инвестор), что бизнес-культура определенной страны может качественно работать в конкретном регионе России, формирует позитивное отношение к территории. Особенно важен данный фактор для инвесторов из таких стран, как Япония, Корея. Они предпочитают идти по уже проторенной дорожке.Прозрачность региональной политики по привлечению инвестиций. Данный фактор включает в себя то, как власти позиционируют свой регион, в каком статусе выступают на международных конференциях, на российском рынке, насколько готовы раскрывать факторы, способствующие привлечению инвестиций.
Положительным примером активного привлечения инвесторов можно назвать деятельность правительства Санкт-Петербурга. Целый ряд поездок в страны Европы, Японию и т. д., презентации на международных и российских конференциях дали положительный результат. Сегодня мы видим, что в Санкт-Петербурге развернуто большое количество инвестиционных проектов, в первую очередь автомобильных производителей и сопутствующих производств.
Наличие доступной информационной поддержки. Инвестор должен знать, куда по каким вопросам можно обратиться. Здесь важно, чтобы у правительства были определенные ресурсы, направленные на поддержку информационной стороны. Большую роль играет и индивидуальный подход к потенциальным инвесторам, индивидуальная поддержка. Когда инвестор приходит в регион, очень важно, чтобы он чувствовал заинтересованность местного правительства именно в его инвестициях.
Доступность органов власти для диалога с бизнесом и бизнес-ассоциациями. Это следующий нематериальный фактор, способный влиять на положительный результат. То, насколько власть идет на такой диалог, насколько она готова решать проблемы, которые ставит бизнес или с которыми он сталкивается в своей ежедневной деятельности, играет большую роль в выборе региона.
Взаимоотношения между регионом и федеральными органами власти также очень важны с точки зрения потенциального инвестора.
Следующий момент — региональная стратегия развития территории. Во-первых, ее наличие и, во-вторых, насколько эта стратегия детально проработана. Потенциальному инвестору необходимо видеть, как будет развиваться регион, в частности, как будут обстоять дела с трудовыми ресурсами, рынками сбыта и т. д.
Последний, но немаловажный момент — уровень бюрократии и возможной коррупции. Этот фактор характеризуется тем, насколько сложно получать различные разрешения и согласования в конкретном регионе. Здесь важна и репутация субъекта РФ, и то, насколько открытым будет диалог инвестора с администрацией по вопросу вложения своих средств.
В заключение следует отметить, что при выходе из кризиса успеха добьются те регионы, которые сегодня, несмотря на экономические трудности и финансовые ограничения, прилагают значительные усилия для улучшения инвестиционного климата. Именно они будут иметь преимущество в привлечении иностранных, да и российских инвесторов.