А вот как определиться вчерашнему школьнику, который так и не смог сориентироваться в многообразии современных профессий?
С одной стороны, современный рынок труда характеризуется широкой палитрой профессиональной сферы, ежегодно пополняющейся новыми специальностями, активным формированием внутрифирменных стандартов и корпоративных систем оценки качества, появлением новых специализаций. С другой, только половина выпускников школ самостоятельно определяются с выбором специальности, остальные нуждаются в помощи специалистов по выбору профессии. О ситуации на рынке труда знает лишь 57 % выпускников среднего профессионального образования (СПО) и 48 % выпускников начального профессионального образования (НПО), да и то в самых общих чертах. До 50 % учащихся НПО и СПО, будучи студентами старших курсов, сомневаются в правильности своего профессионального выбора и подумывают о смене профессии. В итоге большинство выпускников (91 % СПО и 85 % НПО) не ориентированы на трудоустройство не только по освоенной специальности, но и в рамках отраслевой специализации своего учебного учреждения.
Введение профильного обучения в школе не снимает остроту противоречий: только 16 % учащихся самостоятельно выбирает профиль обучения, у 17,5 % старшеклассников отсутствует интерес к профессиональной деятельности, каждый пятый ученик, выбравший профессию, ничего о ней не знает. Это данные только по Москве и Московской области, где возможности для выбора профессии и направления деятельности традиционно считаются более высокими, чем в регионах.
Очевидно также и противоречие между ожиданиями работодателей и будущих специалистов. Например, на рынке труда Москвы наиболее востребованы выпускники начального и среднего профессионального образования. Более 70 % устойчивого спроса работодателей приходится на рабочие места в промышленности, жилищно-коммунальном, строительном секторах экономики города. Однако молодежь сориентирована в основном (91,8 %) на сферу высшего образования. Лишь 1 % старшеклассников готов получить специальность рабочего.
В результате работодатели подчеркивают отсутствие профессиональной мотивации и низкий уровень профессиональной подготовки, что требует значительных финансовых и организационных издержек для переобучения. В то же время выпускники считают, что диплом о высшем образовании является основным и единственно важным условием будущей успешной карьеры.
Проблема выбора
В чем же причина столь явного противоречия между динамично изменяющейся ситуацией на рынке труда и навыками самоопределения учащихся? Основными факторами, вызывающими снижение мотивации труда, нежелание молодежи выбирать рабочие профессии, а выпускников профтехучилищ работать по полученной профессии являются:- пассивная жизненная позиция, неготовность учащихся и выпускников выбирать, принимать самостоятельные решения, нести ответственность за свои действия;
- отсутствие у учащейся молодежи навыков самоопределения, планирования жизненного и профессионального пути;
- низкая информированность обучающихся о потребностях и перспективах развития рынка труда, о требованиях работодателей к молодым специалистам, о реальных условиях будущей работы;
- разобщенность и несогласованность действий социальных партнеров на рынке труда и образования;
- фрагментарность и бессистемность информационной поддержки пространства жизненного и профессионального выбора учащихся;
- закрепившиеся в общественном сознании установки и стереотипы, связанные с понятиями о непрестижных и престижных профессиях.
Концепция самоопределения вообще и профессионального самоопределения как его важной составляющей в частности уходит корнями в такие базовые духовные принципы, как истинность творческой природы человека и свобода выбора, влекущая за собой ответственность за свой выбор. Видимо поэтому для российской системы образования, экономики, государства и общества, несмотря на все изменения все еще руководствующихся догмой «бытие определяет сознание», термин «профессиональное самоопределение» звучит пока непривычно, и сознание стремится подменить его более понятным «профориентация». Важно понимать, что профориентация является только частью процесса профессионального самоопределения. Основу его составляют такие навыки, как самопознание, активная жизненная позиция, понимание своих ценностей и приоритетов и умение организовать свою жизнедеятельность в соответствии с ними. Многие взрослые, осознав это, приходят к выводу, что не владеют навыками самоопределения. Как же тогда передавать их детям?
Профессиональное и социальное самоопределение
Международный молодежный Форум по профессиональному самоопределению «Мы сами!», который состоится 16–18 октября в подмосковном пансионате «Звенигородский» Российской академии наук, создан в ответ на острую потребность экономики нашей страны в воспитании нового поколения профессионалов в самых разных отраслях народного хозяйства. Это поколение молодых специалистов должно обладать инновационным мышлением, высоким уровнем социальной ответственности и пониманием того, как личный успех зависит от результатов общего дела.Профессиональное и социальное самоопределение молодежи играет в решении этой задачи одну из важнейших ролей, поскольку именно свободный, продуманный и ответственный выбор профессии — это то, что предопределяет эффективность дальнейшей деятельности человека. При этом профессиональный и структурный подход к профессиональному самоопределению молодых людей, к сожалению, пока не стал регулярной практикой ни в школах, ни в семьях.
Форум «Мы сами!» призван помочь молодежи сделать продуманный выбор. Это уникальная коммуникационно-образовательная среда, которая объединяет все заинтересованные стороны: школьников и молодых людей, их родителей, преподавателей и директоров школ, представителей вузов и компаний-работодателей, признанных мастеров различных профессий, представителей профильных государственных и общественных структур — для широкого внедрения в повседневную практику эффективных инструментов профессионального и социального самоопределения молодежи.
«Выявление творческого начала у каждого ребенка, который станет участником проекта, — это важное отличие нашей программы от других, цель которых отобрать наиболее талантливых и поддержать их дальнейшее развитие,— рассказывает А. Цепляева, руководитель образовательного центра “Занято”, руководитель проекта “Международный молодежный форум по профессиональному самоопределению “Мы Сами!”. — Мы в наших программах делаем упор на то, что творчески одаренным, талантливым изначально является абсолютно каждый ребенок и подросток. И главная задача профессионального самоопределения — выявить истинный талант этого человека и помочь ему найти свое русло».
Главная задача, требующая немедленного решения, заключается в широком распространении и популяризации принципов, методов и практики самоопределения, создании открытой информационной среды для обмена практикой, выявления проблем и ожиданий, поддержки энтузиастов, создания профильной «базы знаний». Кроме того, важно привлечь к проблеме все заинтересованные стороны: семью, школу, государство, науку, бизнес — и взаимодействие с ними. «Для решения этих задач создается целый комплекс инструментов, направленный на создание стимулов к приобретению практики самоопределения, среды, способствующей развитию навыков и практики, инструментов взаимной интеграции принципов и практики профессионального самоопределения в образование, науку, экономику, информационный обмен, — комментирует Н. В. Ямолдинова, директор организационного комитета Форума “Мы Сами!”. — Помимо Форума — центрального мероприятия в годовом цикле, во время которого обсуждаются и выявляются приоритетные направления действий, мы создаем также два всероссийских конкурса: “Конкурс педагогических методик в области самоопределения” и “Конкурс школьных проектов по самоопределению”. Их основная цель — дать возможность ребенку пройти полный цикл: от первой попытки самосознания, до реализации своих идей в конкретном проекте. Одна из стратегически приоритетных задач — это создание региональных отделений, которые будут внедрять инструменты, опираясь на понимание проблем и возможностей конкретного региона. В 2010 году будут организованы несколько летних и зимних проектных лагерей для школьников и серия весенних региональных конференций по самоопределению для школьников и студентов».
Материал подготовила Ольга Горшенина