Да и не у каждого подростка к окончанию школы этот вкус сформирован. Так что же делать ребенку, растерянно стоящему на пороге огромного мира самых разнообразных профессий? Идти по накатанной дороге и стать, к примеру, ныне востребованным IT-специалистом? А может, свернуть на нехоженую тропу и выучиться на мало кому известного титестера — дегустатора чая? Сделать выбор трудно. Однако проблема будет наполовину решена, если подросток и его родители побывают на Международном молодежном форуме по профессиональному самоопределению «Мы сами!», который впервые стартовал осенью этого года.
Журнал «Бюджет» писал о Международном молодежном форуме по профессиональному самоопределению «Мы сами!» в то время, когда шла подготовка к этому мероприятию (№ 9/2009). Напомним, что форум задуман авторами проекта как «уникальная коммуникационно-образовательная среда», объединяющая все заинтересованные в проблеме самоопределения стороны: молодых людей и их родителей, преподавателей и директоров школ, вузы и компании-работодатели, представителей профильных государственных и общественных структур — для внедрения в повседневную практику российской молодежи инструментов профессионального и социального самоопределения.
Наша действительность такова, что многие школьники выбирают профессию по принципам «просто нравится», или «престижно», или «подружка тоже хочет быть…». Подобная ситуация во многом возникла из-за вытеснения из образовательного процесса такого предмета, как профориентация. Не актуализированы в системе среднего образования и вопросы личностного, ценностного и профессионального самоопределения. А как раз сегодня экономическое и социальное развитие общества требует от нового поколения высокого уровня инновационного мышления, умения брать на себя ответственность, активной жизненной позиции и высокой социальной ответственности. Профессиональное и социальное самоопределение молодежи играет в этом процессе важнейшую роль. Поскольку именно свободный, продуманный и ответственный выбор профессии предопределяет, насколько эффективной будет дальнейшая деятельность человека.
Чтобы привить культуру к инструментам профессионального самоопределения российской молодежи, создать активную среду и возможности для широкого обмена информацией о современных методах и практике самоопределения, привлечь общественный интерес к воспитательной и педагогической деятельности в области самоопределения молодежи, организован форум «Мы сами»!
Старт дан
I Международный молодежный форум по профессиональному самоопределению «Мы сами»! принимал своих первых участников в подмосковном пансионате «Звенигородский» Российской академии наук. В форуме, проходившем при информационно-методическом участии Министерства образования и науки РФ, участвовало более 300 старшеклассников, студентов, преподавателей, родителей, представителей компаний и образовательных учреждений. Кроме того, на форум приехало 35 детей из московских многодетных семей и школ-интернатов, для которых проблема профессионального самоопределения — это не просто вопрос выбора сферы интересов, а решающий фактор социального и физического выживания.Организаторы форума сделали все возможное, чтобы за три дня участники почерпнули максимум полезной и актуальной информации. Дети, родители, педагоги были погружены в мир самых разнообразных профессий и тренировок навыков выбора.
Формат форума включал в себя четыре уровня. Первый предусматривал практическое знакомство с профессиями на семинарах, мастер-классах, которые проводили лучшие представители этих профессий. Журналист, стюардесса, шеф-повар, бизнес-тренер, эколог… Можно долго перечислять специальности, о которых рассказали презентеры и не просто рассказали, но и поделились с ребятами секретами своих достижений, раскрыли неизвестные стороны популярных профессий, высказали свое мнение о качествах, необходимых для успешности в той или иной сфере. Второй уровень, социальный, посвящен знакомству с вузами, подготовительными курсами, грантодающими организациями и стипендиальными программами. Представители присутствующих на форуме вузов рассказали ребятам о том, какие профессии можно у них получить, о преимуществах учебы в их учебном заведении. А в знак знакомства и надежды увидеть их в своих аудиториях преподнесли подросткам подарки. Также этот уровень предусматривал коммуникационные семинары и тренинги.
Третий уровень — мотивационный. На нем презентеры пытались увлечь ребят своей профессией. Кроме того, на этом уровне молодые люди обменивались мнениями с ровесниками, участвовали в социальных играх. Четвертый, антропологический уровень предусматривал возможность тестирования и экспертной оценки наклонностей ребенка, самостоятельную оценку подростком своих способностей и наклонностей.
Каждая профессия требует наличия у человека так называемых профессионально важных качеств. Например, врачу необходимо внимание и хладнокровие, художнику — образное, а адвокату логическое мышление. И, выбирая себе «дело жизни», человек должен осознать, обладает ли он такими способностями. Самостоятельно раскрыть свой потенциал под силу далеко не каждому. А вот с помощью психолога и различных психометрических и активизирующих методов и тестов можно легко определить способности, личные качества и интересы человека. Но обращаться к профессионалам с этой проблемой у нас не принято, да многие просто и не знают, что выбрать себе профессию можно с помощью науки. И хотя технические неполадки не позволили провести тестирование ребят непосредственно на форуме, они узнали, что существуют такие инструменты. А вот стратегические игры и навыковые тренинги, помогающие детям лучше осознать свои индивидуальные особенности, проводились в большом количестве.
Самоопределение — проблема не только для детей, но и для их родителей. Методические круглые столы позволили преподавателям, родителям, представителям СМИ обсудить накопившиеся проблемы и вопросы в этой сфере. Прошедший форум стал первым шагом на большом пути. Было принято решение весной 2010 года провести II Форум по самоопределению и Всероссийский конкурс объединенных детско-педагогических проектов, направленных на самоопределение.
Журнал "Бюджет", декабрь 2009 г.