Во многих регионах России кризис вызвал существенный экономический спад и, как следствие, серьезные проблемы с формированием доходной части бюджетов. Чеченскую Республику, экономика которой пока находится на стадии становления и доля собственных доходов которой в среднем не превышает 5 % от общих доходов бюджета, кризис затронул только в части межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, уменьшившихся в результате значительного сокращения его доходной части. Другим негативным фактором стал рост цен на товары народного потребления. Но, несмотря на все сложности, республике удалось сохранить устойчивость бюджетного сектора и положительную динамику в экономике.
Эли ИСАЕВ, заместитель Председателя Правительства Чеченской Республики, министр финансов Чеченской Республики
Основная доля безвозмездных поступлений, то есть более половины всех межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, приходится на дотации.
По налоговым и неналоговым доходам консолидированного бюджета сложилась следующая структура:
Высокий процент исполнения по налоговым и неналоговым доходам свидетельствует об удовлетворительном уровне администрирования доходов, хотя, конечно, предстоит еще много работы по его совершенствованию. Главной проблемой при исполнении доходной части бюджета является недостаточная налоговая база. Это некоторая специфика, характерная для возрождающейся экономики. Решение проблемы заключается в комплексном развитии Чеченской Республики как полноценного, интегрированного в экономику страны субъекта Российской Федерации.
Общая сумма прогнозируемых расходов консолидированного бюджета Чеченской Республики за 2009 год — 74 млрд 212,2 млн руб. Фонд оплаты труда в расходах бюджета составил 15 % от общего показателя. Бюджетные инвестиции в основные фонды составили 40,7 %, при этом в общей сумме капитальных расходов инвестиции из федерального бюджета превысили 71 %. Высокая доля бюджетных инвестиций делает бюджет 2009 года прогрессивным. Это обеспечило решение задач, стоящих перед руководством республики.
Основная доля бюджетных инвестиций направлена на строительство социальных объектов. Такая необходимость была продиктована сложной социальной обстановкой, сложившейся в республике на первом этапе восстановления. Обеспечение социальной защищенности населения — приоритет республиканского руководства.
Республиканская власть продолжит работу по улучшению налоговой дисциплины и совершенствованию налогового администрирования. Для достижения этого нам необходимо обеспечить качественно новый уровень сотрудничества региональных и федеральных финансовых структур, взаимодействующих в рамках исполнения бюджетов бюджетной системы Чеченской Республики.
Важнейшая задача 2010 года — сохранение успехов, достигнутых в развитии республики за предыдущие годы. С учетом этого бюджет по расходам будет ориентирован на обеспечение первоочередных расходных полномочий республики.
Итак, в соответствии с вышеизложенным основными параметрами консолидированного бюджета Чеченской Республики на 2010 год являются: доходная часть бюджета в размере 59,3 млрд руб., из которых налоговые и неналоговые доходы по прогнозам составят 7,3 млрд руб., безвозмездные поступления — 52 млрд руб., и расходная часть — 59,3 млрд руб.
Консолидированный бюджет республики на 2010 год сформирован бездефицитным в соответствии с Концепцией межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах РФ и муниципальных образованиях до 2013 года. Предельный объем государственного долга составляет в объеме 1,6 млрд руб.
Сокращения не коснулись расходов на исполнение социальных обязательств Чеченской Республики, заработной платы государственным служащим и работникам бюджетной сферы. Ввиду ограниченности бюджетных средств в 2010 году не будет повышаться заработная плата бюджетникам и государственным служащим. При этом важной задачей при исполнении бюджета 2010 года является недопущение образования кредиторской задолженности по социальным обязательствам и заработной плате.
Для обеспечения оптимизации бюджетных расходов руководством республики поставлена задача, предполагающая достижение максимально возможного социального эффекта от каждого бюджетного рубля путем перехода к режиму жесткой экономии. В рамках этих задач планируется реализовать мероприятия по обеспечению адресности социальных выплат населению. В связи с этим министерства и ведомства социального блока будут совершенствовать свою работу в части мониторинга положения социально незащищенных слоев населения.
Для повышения эффективности бюджетных расходов в условиях ограниченности бюджетных средств в 2010 году и прогнозируемом периоде планируется первоочередное введение в эксплуатацию объектов с высокой степенью готовности. Следующим важным мероприятием в данном направлении является переход в краткосрочной перспективе на осуществление бюджетных полномочий путем отхода от сметного финансирования бюджетных учреждений и переход на финансовое обеспечение бюджетных услуг на базе автономных учреждений с применением госзадания.
Реализация данной задачи позволит существенно повысить качество бюджетных услуг и сократить неэффективные бюджетные расходы. Для такого перехода необходимо разработать стандарты и нормативы минимальных финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг. Стандарты и нормативы должны определять минимальный гарантированный объем и качество услуг и использоваться при оценке сбалансированности соответствующих бюджетов. Отраслевым министерствам и ведомствам республики уже даны надлежащие поручения, и в республике начата работа по инвентаризации и подготовке перечней показателей, характеризующих качество государственных (муниципальных) услуг, их целевых значений, а также систем отчетности, интегрированных с докладами о результативности деятельности органов исполнительной власти.
Реформа местного самоуправления
В 2010 году республиканским властям необходимо обеспечить на территории Чеченской Республики реализацию Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Главной сложностью в решении данной задачи станет финансовое обеспечение деятельности поселенческого уровня власти, так как на этом уровне власти не хватает специалистов, способных организовать бюджетный процесс поселения на должном уровне. В результате повышается нагрузка на министерство финансов Чеченской Республики и районные финансовые управления.
Так как в полную силу местное самоуправление в республике начинает работать только с 2010 года, органам государственной власти предстоит выполнить большой объем работы по передаче отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления, формированию передаточных актов реорганизуемых администраций районов городов и сел республики и вручению вновь избранным органам местного самоуправления. В 2009 году Минфин Чечни накопил опыт организации бюджетного процесса на поселенческом уровне. Несмотря на то что реализация федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» была отложена на 1 января 2010 года, были сформированы 212 поселенческих бюджетов, 15 бюджетов муниципальных районов и два бюджета городских округов. В течение 2009 года была проведена большая работа по формированию финансовых служб муниципальных поселений. В этой сфере достигнуты определенные успехи, так как бюджет 2009 года хотя и со сложностями, но исполнялся на поселенческом уровне. И все же в 2010 году предстоит работа по совершенствованию бюджетного процесса на уровне поселений и оптимизации межбюджетных отношений в части обеспечения эффективного управления социально-экономическим развитием районов и поселений Чеченской Республики.
Меры социальной поддержки за счет средств республиканского бюджета установлены для следующих категорий граждан Российской Федерации, проживающих в Чеченской Республике:
По состоянию на 1 декабря 2009 года ежемесячная денежная выплата производится 533 902 гражданам, в том числе: 17 759 ветеранам труда; 337 труженикам тыла; 100 755 реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий; 415 051 гражданам, имеющим право на ежемесячное пособие на ребенка. В бюджете республики на 2009 год на вышеуказанные цели были предусмотрены ассигнования в сумме 1168 млрд руб.
В целях повышения эффективности республиканской социальной политики, повышения уровня жизни социально незащищенных категорий граждан, не имеющих возможности самостоятельно решать свои проблемы, малоимущих семей, малоимущих одиноко проживающих граждан, которые оказались в трудной жизненной ситуации (низкий уровень оплаты труда, пенсионного обеспечения, отсутствие возможности трудоустройства и т. п.), имеющих среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума в расчете на душу населения, установленного Правительством Чеченской Республики, социальная поддержка осуществляется в следующих видах:
По уровню социально-экономического развития Чеченская Республика входит в группу регионов страны с крайне низким уровнем жизни населения. По оценкам Минэкономразвития России, валовой региональный продукт (ВРП) в Чеченской Республике в 2008 году составил 48,5 млрд руб. (1,82 % от суммарного ВРП всех субъектов Южного федерального округа). Однако согласно утвержденным прогнозным данным ВРП в 2010 году составит 57,9 млрд руб., в 2011 году — 67,2 млрд руб. и в 2012 году — 77,8 млрд руб., среднегодовой темп роста в прогнозируемом периоде составит 107,28 %. Прирост ВРП будет обеспечен за счет увеличения добавленной стоимости по основным видам экономической деятельности, в том числе: обрабатывающим производствам; оптовой и розничной торговле; ремонту автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; транспорту и связи, а также видам деятельности, входящим в сферу нерыночных услуг (образование, здравоохранение, государственное управление и т. д.)
Показатель зарегистрированной безработицы на 1 декабря 2009 года составил 45,6 %. В настоящее время республика входит в группу регионов с неблагополучной социальной ситуацией, что связано с низкой покупательной способностью населения и высоким уровнем безработицы. Все это — отголоски боевых действий, которые велись на территории региона. Однако руководство Чеченской Республики активно ищет пути решения указанных проблем. Результаты развития, которые показывает республика в последние годы, позволяют рассчитывать на лучшее.
Родился в 1964 г.
Окончил инженерно-строительный институт, Финансовую академию при Правительстве РФ, Российскую академию государственной службы при Президенте Российской Федерации.
В 2001–2003 гг. — заместитель министра финансов Чеченской Республики.
С января 2003 г. — министр финансов Чеченской Республики.
Со 2 декабря 2003 г. по 17 марта 2004 г. исполнял обязанности Председателя Правительства Чеченской Республики.
С декабря 2008 г. по настоящее время — заместитель Председателя Правительства Чеченской Республики, министр финансов Чеченской Республики.
Имеет множество наград и официальных благодарностей, в том числе нагрудный знак «Отличник финансовой работы Российской Федерации», Орден Дружбы, Орден Почета, Орден Кадырова, а также благодарности Президента РФ, Правительства РФ и министра финансов РФ.
Кандидат экономических наук. Заслуженный экономист Чеченской Республики, докторант Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Автор двух монографий: «Финансовый потенциал крупного экономического региона»
и «Модернизация региональных финансов».
Женат. Отец шестерых детей.
Журнал "Бюджет", январь 2010 г.
Эли ИСАЕВ, заместитель Председателя Правительства Чеченской Республики, министр финансов Чеченской Республики
Консолидированный бюджет 2009 года: итоги
Давая предварительную оценку исполнению бюджета за 2009 год, можно сказать, что основные задачи, которые стояли перед нами в финансовом году, были выполнены. Общая сумма доходов бюджета составила 64,5 млрд руб., в том числе безвозмездные трансферты из федерального бюджета — 58,4 млрд руб., налоговые и неналоговые доходы — 6,1 млрд руб. Исполнение по доходам составило соответственно: общая сумма доходов — 99,7 %, безвозмездные перечисления — 100 %, налоговые и неналоговые доходы — 96,8 %.Основная доля безвозмездных поступлений, то есть более половины всех межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, приходится на дотации.
По налоговым и неналоговым доходам консолидированного бюджета сложилась следующая структура:
- налог на доходы физических лиц — 74,1 %;
- акцизы — 3,1 %;
- налог на имущество организаций — 2,4 %;
- налог на добычу полезных ископаемых — 2,7 %;
- неналоговые доходы — 2,9 %.
Высокий процент исполнения по налоговым и неналоговым доходам свидетельствует об удовлетворительном уровне администрирования доходов, хотя, конечно, предстоит еще много работы по его совершенствованию. Главной проблемой при исполнении доходной части бюджета является недостаточная налоговая база. Это некоторая специфика, характерная для возрождающейся экономики. Решение проблемы заключается в комплексном развитии Чеченской Республики как полноценного, интегрированного в экономику страны субъекта Российской Федерации.
Общая сумма прогнозируемых расходов консолидированного бюджета Чеченской Республики за 2009 год — 74 млрд 212,2 млн руб. Фонд оплаты труда в расходах бюджета составил 15 % от общего показателя. Бюджетные инвестиции в основные фонды составили 40,7 %, при этом в общей сумме капитальных расходов инвестиции из федерального бюджета превысили 71 %. Высокая доля бюджетных инвестиций делает бюджет 2009 года прогрессивным. Это обеспечило решение задач, стоящих перед руководством республики.
Основная доля бюджетных инвестиций направлена на строительство социальных объектов. Такая необходимость была продиктована сложной социальной обстановкой, сложившейся в республике на первом этапе восстановления. Обеспечение социальной защищенности населения — приоритет республиканского руководства.
Бюджет-2010: основные направления
При формировании бюджета на 2010 год республиканское руководство учитывало Бюджетное послание Президента РФ о бюджетной политике в 2010–2012 годах, а также объективные факторы, влияющие на экономику региона в прогнозируемом периоде. Одним из важнейших направлений проводимой налоговой политики в Чеченской Республике является мобилизация собственных доходов бюджета на основе экономического роста и развития налогового потенциала. В настоящее время республика уже избавилась от последствий войны, что стало основанием для роста экономической активности населения. По итогам 9 месяцев 2009 года в республике зарегистрировано 7,2 тыс. предприятий частной формы собственности и 27 тыс. индивидуальных предпринимателей, положительная динамика в предпринимательской сфере наблюдается на протяжении уже ряда лет. В связи с этим бюджетная политика будет ориентирована на снижение влияния негативных макроэкономических факторов на экономический рост региона.Республиканская власть продолжит работу по улучшению налоговой дисциплины и совершенствованию налогового администрирования. Для достижения этого нам необходимо обеспечить качественно новый уровень сотрудничества региональных и федеральных финансовых структур, взаимодействующих в рамках исполнения бюджетов бюджетной системы Чеченской Республики.
Важнейшая задача 2010 года — сохранение успехов, достигнутых в развитии республики за предыдущие годы. С учетом этого бюджет по расходам будет ориентирован на обеспечение первоочередных расходных полномочий республики.
Итак, в соответствии с вышеизложенным основными параметрами консолидированного бюджета Чеченской Республики на 2010 год являются: доходная часть бюджета в размере 59,3 млрд руб., из которых налоговые и неналоговые доходы по прогнозам составят 7,3 млрд руб., безвозмездные поступления — 52 млрд руб., и расходная часть — 59,3 млрд руб.
Консолидированный бюджет республики на 2010 год сформирован бездефицитным в соответствии с Концепцией межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах РФ и муниципальных образованиях до 2013 года. Предельный объем государственного долга составляет в объеме 1,6 млрд руб.
Оптимизация бюджетных расходов
В связи с ограниченностью бюджетных средств на очередной финансовый год в проектировках бюджета была осуществлена оптимизация расходов. Так, капитальные расходы были сокращены по сравнению с 2009 годом на 70 %, расходы на обеспечение текущей деятельности бюджетных учреждений — на 30 %, расходы, предусмотренные в 2009 году разовыми решениями на конкретные цели, на 100 %.Сокращения не коснулись расходов на исполнение социальных обязательств Чеченской Республики, заработной платы государственным служащим и работникам бюджетной сферы. Ввиду ограниченности бюджетных средств в 2010 году не будет повышаться заработная плата бюджетникам и государственным служащим. При этом важной задачей при исполнении бюджета 2010 года является недопущение образования кредиторской задолженности по социальным обязательствам и заработной плате.
Для обеспечения оптимизации бюджетных расходов руководством республики поставлена задача, предполагающая достижение максимально возможного социального эффекта от каждого бюджетного рубля путем перехода к режиму жесткой экономии. В рамках этих задач планируется реализовать мероприятия по обеспечению адресности социальных выплат населению. В связи с этим министерства и ведомства социального блока будут совершенствовать свою работу в части мониторинга положения социально незащищенных слоев населения.
Для повышения эффективности бюджетных расходов в условиях ограниченности бюджетных средств в 2010 году и прогнозируемом периоде планируется первоочередное введение в эксплуатацию объектов с высокой степенью готовности. Следующим важным мероприятием в данном направлении является переход в краткосрочной перспективе на осуществление бюджетных полномочий путем отхода от сметного финансирования бюджетных учреждений и переход на финансовое обеспечение бюджетных услуг на базе автономных учреждений с применением госзадания.
Реализация данной задачи позволит существенно повысить качество бюджетных услуг и сократить неэффективные бюджетные расходы. Для такого перехода необходимо разработать стандарты и нормативы минимальных финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг. Стандарты и нормативы должны определять минимальный гарантированный объем и качество услуг и использоваться при оценке сбалансированности соответствующих бюджетов. Отраслевым министерствам и ведомствам республики уже даны надлежащие поручения, и в республике начата работа по инвентаризации и подготовке перечней показателей, характеризующих качество государственных (муниципальных) услуг, их целевых значений, а также систем отчетности, интегрированных с докладами о результативности деятельности органов исполнительной власти.
Реформа местного самоуправления
В 2010 году республиканским властям необходимо обеспечить на территории Чеченской Республики реализацию Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Главной сложностью в решении данной задачи станет финансовое обеспечение деятельности поселенческого уровня власти, так как на этом уровне власти не хватает специалистов, способных организовать бюджетный процесс поселения на должном уровне. В результате повышается нагрузка на министерство финансов Чеченской Республики и районные финансовые управления.
Так как в полную силу местное самоуправление в республике начинает работать только с 2010 года, органам государственной власти предстоит выполнить большой объем работы по передаче отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления, формированию передаточных актов реорганизуемых администраций районов городов и сел республики и вручению вновь избранным органам местного самоуправления. В 2009 году Минфин Чечни накопил опыт организации бюджетного процесса на поселенческом уровне. Несмотря на то что реализация федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» была отложена на 1 января 2010 года, были сформированы 212 поселенческих бюджетов, 15 бюджетов муниципальных районов и два бюджета городских округов. В течение 2009 года была проведена большая работа по формированию финансовых служб муниципальных поселений. В этой сфере достигнуты определенные успехи, так как бюджет 2009 года хотя и со сложностями, но исполнялся на поселенческом уровне. И все же в 2010 году предстоит работа по совершенствованию бюджетного процесса на уровне поселений и оптимизации межбюджетных отношений в части обеспечения эффективного управления социально-экономическим развитием районов и поселений Чеченской Республики.
Меры социальной поддержки за счет средств республиканского бюджета установлены для следующих категорий граждан Российской Федерации, проживающих в Чеченской Республике:
- лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР; лиц, награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны (труженики тыла);
- ветеранов труда;
- реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий;
- граждан, имеющих право на ежемесячное пособие на ребенка.
- Социальная поддержка за счет средств бюджета республики предоставляется в следующих видах:
- ежемесячная денежная выплата;
- льгота по оплате жилья;
- льгота по оплате коммунальных услуг;
- другие виды социальной поддержки в соответствии с действующим законодательством.
По состоянию на 1 декабря 2009 года ежемесячная денежная выплата производится 533 902 гражданам, в том числе: 17 759 ветеранам труда; 337 труженикам тыла; 100 755 реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий; 415 051 гражданам, имеющим право на ежемесячное пособие на ребенка. В бюджете республики на 2009 год на вышеуказанные цели были предусмотрены ассигнования в сумме 1168 млрд руб.
В целях повышения эффективности республиканской социальной политики, повышения уровня жизни социально незащищенных категорий граждан, не имеющих возможности самостоятельно решать свои проблемы, малоимущих семей, малоимущих одиноко проживающих граждан, которые оказались в трудной жизненной ситуации (низкий уровень оплаты труда, пенсионного обеспечения, отсутствие возможности трудоустройства и т. п.), имеющих среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума в расчете на душу населения, установленного Правительством Чеченской Республики, социальная поддержка осуществляется в следующих видах:
- социальная помощь, включающая денежные выплаты (социальные пособия и иные выплаты) и натуральную помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие предметы потребления);
- социальные услуги, в том числе услуги, предусмотренные федеральным перечнем гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными учреждениями социального обслуживания населения Чеченской Республики и дополнительные услуги, необходимые для вывода семьи из трудной жизненной ситуации, предоставляемые на основе государственного социального заказа.
Демографическая ситуация и уровень жизни населения
Демографическая ситуация в регионе благоприятная и характеризуется увеличением численности населения в основном за счет его естественного прироста. Показатели естественного прироста в Чеченской Республике остаются самыми высокими по сравнению с остальными субъектами Российской Федерации. В 2008 году коэффициент прироста населения составил 25 человек на 1000 населения. Коэффициент миграционного прироста в Республике отрицательный: 12,7 человек на 10 тыс. населения.По уровню социально-экономического развития Чеченская Республика входит в группу регионов страны с крайне низким уровнем жизни населения. По оценкам Минэкономразвития России, валовой региональный продукт (ВРП) в Чеченской Республике в 2008 году составил 48,5 млрд руб. (1,82 % от суммарного ВРП всех субъектов Южного федерального округа). Однако согласно утвержденным прогнозным данным ВРП в 2010 году составит 57,9 млрд руб., в 2011 году — 67,2 млрд руб. и в 2012 году — 77,8 млрд руб., среднегодовой темп роста в прогнозируемом периоде составит 107,28 %. Прирост ВРП будет обеспечен за счет увеличения добавленной стоимости по основным видам экономической деятельности, в том числе: обрабатывающим производствам; оптовой и розничной торговле; ремонту автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; транспорту и связи, а также видам деятельности, входящим в сферу нерыночных услуг (образование, здравоохранение, государственное управление и т. д.)
Показатель зарегистрированной безработицы на 1 декабря 2009 года составил 45,6 %. В настоящее время республика входит в группу регионов с неблагополучной социальной ситуацией, что связано с низкой покупательной способностью населения и высоким уровнем безработицы. Все это — отголоски боевых действий, которые велись на территории региона. Однако руководство Чеченской Республики активно ищет пути решения указанных проблем. Результаты развития, которые показывает республика в последние годы, позволяют рассчитывать на лучшее.
Справка «Бюджета»
Эли Абубакарович ИСАЕВ, заместитель Председателя Правительства Чеченской Республики, министр финансов Чеченской РеспубликиРодился в 1964 г.
Окончил инженерно-строительный институт, Финансовую академию при Правительстве РФ, Российскую академию государственной службы при Президенте Российской Федерации.
В 2001–2003 гг. — заместитель министра финансов Чеченской Республики.
С января 2003 г. — министр финансов Чеченской Республики.
Со 2 декабря 2003 г. по 17 марта 2004 г. исполнял обязанности Председателя Правительства Чеченской Республики.
С декабря 2008 г. по настоящее время — заместитель Председателя Правительства Чеченской Республики, министр финансов Чеченской Республики.
Имеет множество наград и официальных благодарностей, в том числе нагрудный знак «Отличник финансовой работы Российской Федерации», Орден Дружбы, Орден Почета, Орден Кадырова, а также благодарности Президента РФ, Правительства РФ и министра финансов РФ.
Кандидат экономических наук. Заслуженный экономист Чеченской Республики, докторант Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Автор двух монографий: «Финансовый потенциал крупного экономического региона»
и «Модернизация региональных финансов».
Женат. Отец шестерых детей.
Журнал "Бюджет", январь 2010 г.