Вологодская область — регион-донор, в докризисный период входивший в первую десятку субъектов с высокой бюджетной обеспеченностью, оказалась в числе наиболее пострадавших от кризиса регионов. Тем не менее в области имеется большой опыт бюджетного планирования, в числе первых субъектов Федерации область участвовала в программе реформирования региональных финансов и осуществила полномасштабную реформу местного самоуправления.
Александр Александрович ГОЛОВИН, заместитель начальника Департамента финансов Вологодской области
Одновременно мы занимались и проблемами качества прогнозирования доходов бюджета. Риски погрешностей макроэкономических расчетов, на основе которых планируется бюджет области, возрастают с переходом на более мелкие уровни планирования: от области к району, от района к поселению. Здесь положительную роль сыграл реализованный нами в 2006 году проект по обмену информацией с Управлением ФНС России по Вологодской области. Благодаря специальным программам мы получили доступ к огромным массивам данных, что на порядок подняло качество планирования. Полнота информации и оперативность ее получения существенно улучшили достоверность прогнозирования.
В 2008 году нам впервые удалось уточнить прогноз уже по итогам первого квартала и вынести практически годовые поправки на июльскую сессию. Это значительное продвижение в вопросе улучшения качества прогнозирования и текущего планирования доходов. Точность прогноза налоговых и неналоговых доходов областного бюджета в кризисном 2009 году составила 101 %.
На положительную тенденцию в повышении достоверности прогнозирования указывает и динамика предыдущих лет. В период 2002–2004 годов средний уровень исполнения первоначально принятых планов по доходам составлял 1,8 раза. В 2005–2007 годах он снизился до 1,3 раза. В эти же периоды удельный вес поправок к бюджету, принятых после 1 октября, составлял соответственно 87 % и 69 %.
Накопленный годами опыт аналитической работы способствует формированию достаточно эффективных методик расчета большинства источников. К примеру, при формировании доходной базы бюджета текущего года было использовано более тысячи показателей, часть которых планировалась на уровне как районов, так и поселений. В работе было задействовано большинство структур правительства области, органы исполнительной власти и местного самоуправления.
Но всякий кризис — это возможность учиться, и сегодня мы говорим о необходимости новых нестандартных подходов к прогнозированию. Сейчас в Департаменте финансов производится мониторинг кластера периодических сигналов, которые определяют возможные налоговые потоки от основных налогоплательщиков области. Это прежде всего металлургическое и химическое производства. Широта сигналов кластера характеризует основные процессы, влияющие на состояние дел в данных отраслях. Сегодня мы ищем подходы к данному методу, однако это непростой процесс.
В сложном 2009 году, проведя оптимизацию бюджетных расходов, активную политику в области заимствований, получив федеральную поддержку на сбалансированность бюджета и реализацию антикризисных мер, мы выполнили все взятые на себя обязательства, обеспечили стабильное функционирование бюджетной сферы. Но цена вопроса для Вологодской области — это бюджетный дефицит в 6,5 млрд руб. и рост государственного долга области на 8,2 млрд руб.
Медленные темпы восстановления экономики, налоговая политика и ситуация в бюджетной сфере ставят вопрос о новых подходах к укреплению доходной базы областного и местных бюджетов. Общий объем льгот, предоставленных в 2009 году федеральным налоговым законодательством субъектам экономики области, составил 2,3 млрд руб., из которых 1 млрд руб. предоставлен за счет поступлений в федеральный бюджет и 1,3 млрд руб. — за счет бюджета области. При этом регулирование ставок зачислений налога на прибыль и акцизов на нефтепродукты в пользу бюджета области компенсировали лишь половину выпадающих доходов (см. рис. 2). Мы оценили эффективность льгот, предоставленных нами по региональным налогам, и подсчитали, что частичная их отмена в 2010–2011 годах даст порядка 400 млн руб. в доход бюджета области.
В условиях дефицита средств важной задачей является укрепление доходной базы местных бюджетов. Основу собственных доходов местных бюджетов составляют налоги, собираемые с физических лиц. Кроме местных налогов и отчислений от федеральных, предусмотренных Налоговым кодексом РФ и областными законами, за местными бюджетами дополнительно закреплены: НДФЛ по нормативу 10 %, транспортный налог с физических лиц в полном объеме, налог, взимаемый по УСН на основе патента, в размере 90 % (с 1 января 2010 года).
Закрепление стабильных источников объясняет тот факт, что в сравнении с областным бюджетом, потерявшим в кризисный год по сравнению с 2008-м половину доходов, уровень поступления налоговых и неналоговых доходов в местные бюджеты составил 92,7 %. В семи из 19 районов доходы превысили уровень предыдущего года. А в поселениях увеличение налоговых и неналоговых доходов к уровню 2008 года отмечено в 60 % бюджетов от общей численности самостоятельных бюджетов.
В целом снижение активности на рынках недвижимости отрицательно сказалось на поступлении неналоговых доходов в местные бюджеты: они снизились на 539 млн руб. А выпадающие доходы по НДФЛ составили 530 млн руб. в связи с увеличением размеров налоговых вычетов. Но в значительной части отставание по этим источникам перекрыто увеличением сборов местных налогов и транспортного налога на сумму 379 млн руб.
Три года все муниципальные образования области целенаправленно реализуют мероприятия по укреплению доходной базы местных бюджетов, которые предусматривают контроль своевременного перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц, работу межведомственных комиссий по сокращению недоимки и «теневой заработной платы», индивидуальную работу с населением по постановке на учет и регистрации объектов недвижимости, сохранению и повышению деловой активности малого и среднего бизнеса. За счет реализации этих мер в местные бюджеты за три года дополнительно поступило около 2 млрд руб. Силами местных финансовых органов физическим лицам, проживающим в отдаленной местности, вручено более 297 тыс. уведомлений об уплате имущественных налогов. На комиссиях по платежам в бюджет рассмотрены дела более 46 тыс. налогоплательщиков, в том числе более 44 тыс. физических лиц и индивидуальных предпринимателей. Выявлено, зарегистрировано и вовлечено в сферу налогообложения более шести тыс. объектов недвижимости. Размещено в СМИ и на информационных стендах более двух тыс. публикаций об уплате налогов
Повышению собираемости имущественных налогов с физических лиц способствовала также реализация совместных с управлением ФНС России по области мероприятий по повышению собираемости налогов в бюджет области. В рамках указанных мероприятий с апреля 2009 года начали работать мобильные налоговые офисы. По результатам работы двух офисов в местные бюджеты поступило 4,4 млн руб., в том числе транспортного налога — 2,6 млн руб., налога на имущество физических лиц — 1,7 млн руб., земельного налога — 100 тыс. руб. Проведена разъяснительная работа, в том числе консультации, более чем с восемью тыс. граждан.
НДФЛ
За прошлый год по данным УФНС налоговыми агентами не перечислено в бюджеты НДФЛ около 500 млн руб. И это несмотря на огромный объем работы, проделанной финансовыми органами по анализу источников поступлений в разрезе отраслей, и индивидуальную работу с налоговыми агентами на территории поселений и округов. С другой стороны, работа вневедомственных комиссий по платежам в бюджет оценена нашими налоговыми органами как высокоэффективная. Но работа была бы более результативной, если бы агентам вменили в обязанность составление квартальной отчетности об удержании и перечислении в бюджет НДФЛ.
Транспортный налог
Другой пример. Всем известно, насколько эффективна была в прошлом практика, устанавливающая обязанность налогоплательщика предъявлять при прохождении техосмотра квитанцию об уплате дорожного налога. На смену ему пришел транспортный налог, и ГИБДД уже не обязана проверять квитанцию по его оплате. В результате началось хождение по дворам и предприятиям с увещеванием неплательщиков заплатить-таки налоги. Добавилось работы и налоговым инспекторам, и судебным приставам.
Земельный налог и налог на имущество физических лиц
Сегодня это самые незначительные налоги в сельской местности и одновременно самые трудоемкие в администрировании. На их долю приходится больше всего работы по вручению уведомлений, платежей через кассы администраций. Но главная проблема — отсутствие эффективного законодательства, стимулирующего регистрацию недвижимости. Поэтому здесь местные органы вынуждены принимать свои меры: от индивидуальной разъяснительной работы и предоставления стимулирующих льгот до самых, что называется, «домашних» методов. Мы предлагаем провести инвентаризацию федеральных льгот по местным налогам с целью их максимального сокращения и уменьшить сроки подготовки к введению налога на недвижимость.
Начатая работа раскрывает все новые возможности для совершенствования. К примеру, еще в 2005 году, в преддверии реформы местного самоуправления, мы занимались большой разъяснительной и учебной работой с будущими специалистами поселений. Затем в 2006–2007 годах была проведена методологическая работа по реализации резервов роста доходной базы местных бюджетов с конкретными мероприятиями в каждом муниципалитете. В 2008 году почти в каждом районе с участием поселений прошли рабочие совещания с детальным анализом возможностей и резервов роста доходов, показан конкретный эффект и значимость каждого мероприятия.
За это время мы подготовили и апробировали действенную методику работы органов местного самоуправления с налогами, взимаемыми с физических лиц. В целях улучшения собираемости налогов в труднодоступных населенных пунктах совместно с УФНС по области разработали временный порядок, определяющий участие местных органов власти в улучшении собираемости налогов. Заключили соглашение с Почтой России. Изучили опыт Тверской области и запустили в работу свои передвижные налоговые офисы.
Мы улучшили методологию местного нормотворчества. В частности, были внесены существенные изменения в определение порядка расчета ежегодного коэффициента учета инвентаризационной стоимости объектов недвижимости. Совместно с поселениями была разработана более гибкая шкала обложения налогом на имущество физических лиц. Отчасти благодаря этой работе удалось устранить перекосы, вызывающие нарекания налогоплательщиков.
В настоящее время в области принят закон о снижении ставки налога, взимаемого в связи с применением УСН, в ряде районов области уменьшена нагрузка при обложении ЕНВД. Здесь главное — не допустить перекосов. Анализ показал, что при применении специальных режимов налогообложения предприниматели нашей области и в докризисный период имели преимущества по сравнению с другими регионами.
Журнал "Бюджет", апрель 2010 г.
Александр Александрович ГОЛОВИН, заместитель начальника Департамента финансов Вологодской области
Подходы к прогнозированию доходов бюджета
В силу особенностей экспортно-ориентированной экономики Вологодской области, преобладающей доли продукции черной металлургии и химической промышленности в объеме промышленного производства и высокой зависимости доходов областного бюджета от поступлений налога на прибыль наполнение нашего бюджета имеет существенные циклические риски. Ослабление деловой активности крупнейших налогоплательщиков региона приводило к снижению доходов областного бюджета в 2001 и 2005 годах. С учетом этого политика в сфере доходов ориентировалась на антициклические меры, включающие использование консервативного сценария социально-экономического развития региона, наличие финансового резерва и усиление балансирующей роли капитальных расходов.Одновременно мы занимались и проблемами качества прогнозирования доходов бюджета. Риски погрешностей макроэкономических расчетов, на основе которых планируется бюджет области, возрастают с переходом на более мелкие уровни планирования: от области к району, от района к поселению. Здесь положительную роль сыграл реализованный нами в 2006 году проект по обмену информацией с Управлением ФНС России по Вологодской области. Благодаря специальным программам мы получили доступ к огромным массивам данных, что на порядок подняло качество планирования. Полнота информации и оперативность ее получения существенно улучшили достоверность прогнозирования.
В 2008 году нам впервые удалось уточнить прогноз уже по итогам первого квартала и вынести практически годовые поправки на июльскую сессию. Это значительное продвижение в вопросе улучшения качества прогнозирования и текущего планирования доходов. Точность прогноза налоговых и неналоговых доходов областного бюджета в кризисном 2009 году составила 101 %.
На положительную тенденцию в повышении достоверности прогнозирования указывает и динамика предыдущих лет. В период 2002–2004 годов средний уровень исполнения первоначально принятых планов по доходам составлял 1,8 раза. В 2005–2007 годах он снизился до 1,3 раза. В эти же периоды удельный вес поправок к бюджету, принятых после 1 октября, составлял соответственно 87 % и 69 %.
Накопленный годами опыт аналитической работы способствует формированию достаточно эффективных методик расчета большинства источников. К примеру, при формировании доходной базы бюджета текущего года было использовано более тысячи показателей, часть которых планировалась на уровне как районов, так и поселений. В работе было задействовано большинство структур правительства области, органы исполнительной власти и местного самоуправления.
Но всякий кризис — это возможность учиться, и сегодня мы говорим о необходимости новых нестандартных подходов к прогнозированию. Сейчас в Департаменте финансов производится мониторинг кластера периодических сигналов, которые определяют возможные налоговые потоки от основных налогоплательщиков области. Это прежде всего металлургическое и химическое производства. Широта сигналов кластера характеризует основные процессы, влияющие на состояние дел в данных отраслях. Сегодня мы ищем подходы к данному методу, однако это непростой процесс.
В сложном 2009 году, проведя оптимизацию бюджетных расходов, активную политику в области заимствований, получив федеральную поддержку на сбалансированность бюджета и реализацию антикризисных мер, мы выполнили все взятые на себя обязательства, обеспечили стабильное функционирование бюджетной сферы. Но цена вопроса для Вологодской области — это бюджетный дефицит в 6,5 млрд руб. и рост государственного долга области на 8,2 млрд руб.
Региональный и местные бюджеты
Последствия кризиса сказались и в том, что в обозримом будущем нам не удастся восстановить былую структуру доходов бюджета, когда поступления по налогу на прибыль позволяли каждые три-четыре года удваивать собственные доходы областного бюджета. По среднесрочному прогнозу мы восстановим уровень доходов 2008 года только к 2012 году. А инфляция за этот период составит 36 %. Конечно, в текущем году мы продолжим оптимизацию и сокращение расходов бюджета, но перед нами стоят еще задачи оптимизации государственного долга и снижения бюджетного дефицита.Медленные темпы восстановления экономики, налоговая политика и ситуация в бюджетной сфере ставят вопрос о новых подходах к укреплению доходной базы областного и местных бюджетов. Общий объем льгот, предоставленных в 2009 году федеральным налоговым законодательством субъектам экономики области, составил 2,3 млрд руб., из которых 1 млрд руб. предоставлен за счет поступлений в федеральный бюджет и 1,3 млрд руб. — за счет бюджета области. При этом регулирование ставок зачислений налога на прибыль и акцизов на нефтепродукты в пользу бюджета области компенсировали лишь половину выпадающих доходов (см. рис. 2). Мы оценили эффективность льгот, предоставленных нами по региональным налогам, и подсчитали, что частичная их отмена в 2010–2011 годах даст порядка 400 млн руб. в доход бюджета области.
В условиях дефицита средств важной задачей является укрепление доходной базы местных бюджетов. Основу собственных доходов местных бюджетов составляют налоги, собираемые с физических лиц. Кроме местных налогов и отчислений от федеральных, предусмотренных Налоговым кодексом РФ и областными законами, за местными бюджетами дополнительно закреплены: НДФЛ по нормативу 10 %, транспортный налог с физических лиц в полном объеме, налог, взимаемый по УСН на основе патента, в размере 90 % (с 1 января 2010 года).
Закрепление стабильных источников объясняет тот факт, что в сравнении с областным бюджетом, потерявшим в кризисный год по сравнению с 2008-м половину доходов, уровень поступления налоговых и неналоговых доходов в местные бюджеты составил 92,7 %. В семи из 19 районов доходы превысили уровень предыдущего года. А в поселениях увеличение налоговых и неналоговых доходов к уровню 2008 года отмечено в 60 % бюджетов от общей численности самостоятельных бюджетов.
В целом снижение активности на рынках недвижимости отрицательно сказалось на поступлении неналоговых доходов в местные бюджеты: они снизились на 539 млн руб. А выпадающие доходы по НДФЛ составили 530 млн руб. в связи с увеличением размеров налоговых вычетов. Но в значительной части отставание по этим источникам перекрыто увеличением сборов местных налогов и транспортного налога на сумму 379 млн руб.
Три года все муниципальные образования области целенаправленно реализуют мероприятия по укреплению доходной базы местных бюджетов, которые предусматривают контроль своевременного перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц, работу межведомственных комиссий по сокращению недоимки и «теневой заработной платы», индивидуальную работу с населением по постановке на учет и регистрации объектов недвижимости, сохранению и повышению деловой активности малого и среднего бизнеса. За счет реализации этих мер в местные бюджеты за три года дополнительно поступило около 2 млрд руб. Силами местных финансовых органов физическим лицам, проживающим в отдаленной местности, вручено более 297 тыс. уведомлений об уплате имущественных налогов. На комиссиях по платежам в бюджет рассмотрены дела более 46 тыс. налогоплательщиков, в том числе более 44 тыс. физических лиц и индивидуальных предпринимателей. Выявлено, зарегистрировано и вовлечено в сферу налогообложения более шести тыс. объектов недвижимости. Размещено в СМИ и на информационных стендах более двух тыс. публикаций об уплате налогов
Совместные мероприятия
Совместно с управлением ФНС России по области, Управлением внутренних дел и Управлением федеральной службы судебных приставов реализуется План по улучшению собираемости транспортного налога с физических лиц. В рамках совместных с УФНС и УВД области мероприятий по стимулированию снятия с регистрационного учета утилизируемых транспортных средств был принят закон области, стимулирующий владельцев неэксплуатируемого транспорта к снятию его с учета. Эффект данных мероприятий заключается в сокращении наращивания недоимки и издержек на администрирование транспортного налога с физических лиц. Как результат, с учета снято 10 тыс. транспортных средств.Повышению собираемости имущественных налогов с физических лиц способствовала также реализация совместных с управлением ФНС России по области мероприятий по повышению собираемости налогов в бюджет области. В рамках указанных мероприятий с апреля 2009 года начали работать мобильные налоговые офисы. По результатам работы двух офисов в местные бюджеты поступило 4,4 млн руб., в том числе транспортного налога — 2,6 млн руб., налога на имущество физических лиц — 1,7 млн руб., земельного налога — 100 тыс. руб. Проведена разъяснительная работа, в том числе консультации, более чем с восемью тыс. граждан.
Принимаемые меры и предложения
Мероприятия, перечисленные на рис. 4, 5 и 6, не были бы столь объемны и затратны, если бы на федеральном уровне удалось реализовать некоторые наши предложения, уже достаточно известные. Поясню на примерах.НДФЛ
За прошлый год по данным УФНС налоговыми агентами не перечислено в бюджеты НДФЛ около 500 млн руб. И это несмотря на огромный объем работы, проделанной финансовыми органами по анализу источников поступлений в разрезе отраслей, и индивидуальную работу с налоговыми агентами на территории поселений и округов. С другой стороны, работа вневедомственных комиссий по платежам в бюджет оценена нашими налоговыми органами как высокоэффективная. Но работа была бы более результативной, если бы агентам вменили в обязанность составление квартальной отчетности об удержании и перечислении в бюджет НДФЛ.
Транспортный налог
Другой пример. Всем известно, насколько эффективна была в прошлом практика, устанавливающая обязанность налогоплательщика предъявлять при прохождении техосмотра квитанцию об уплате дорожного налога. На смену ему пришел транспортный налог, и ГИБДД уже не обязана проверять квитанцию по его оплате. В результате началось хождение по дворам и предприятиям с увещеванием неплательщиков заплатить-таки налоги. Добавилось работы и налоговым инспекторам, и судебным приставам.
Земельный налог и налог на имущество физических лиц
Сегодня это самые незначительные налоги в сельской местности и одновременно самые трудоемкие в администрировании. На их долю приходится больше всего работы по вручению уведомлений, платежей через кассы администраций. Но главная проблема — отсутствие эффективного законодательства, стимулирующего регистрацию недвижимости. Поэтому здесь местные органы вынуждены принимать свои меры: от индивидуальной разъяснительной работы и предоставления стимулирующих льгот до самых, что называется, «домашних» методов. Мы предлагаем провести инвентаризацию федеральных льгот по местным налогам с целью их максимального сокращения и уменьшить сроки подготовки к введению налога на недвижимость.
Начатая работа раскрывает все новые возможности для совершенствования. К примеру, еще в 2005 году, в преддверии реформы местного самоуправления, мы занимались большой разъяснительной и учебной работой с будущими специалистами поселений. Затем в 2006–2007 годах была проведена методологическая работа по реализации резервов роста доходной базы местных бюджетов с конкретными мероприятиями в каждом муниципалитете. В 2008 году почти в каждом районе с участием поселений прошли рабочие совещания с детальным анализом возможностей и резервов роста доходов, показан конкретный эффект и значимость каждого мероприятия.
За это время мы подготовили и апробировали действенную методику работы органов местного самоуправления с налогами, взимаемыми с физических лиц. В целях улучшения собираемости налогов в труднодоступных населенных пунктах совместно с УФНС по области разработали временный порядок, определяющий участие местных органов власти в улучшении собираемости налогов. Заключили соглашение с Почтой России. Изучили опыт Тверской области и запустили в работу свои передвижные налоговые офисы.
Мы улучшили методологию местного нормотворчества. В частности, были внесены существенные изменения в определение порядка расчета ежегодного коэффициента учета инвентаризационной стоимости объектов недвижимости. Совместно с поселениями была разработана более гибкая шкала обложения налогом на имущество физических лиц. Отчасти благодаря этой работе удалось устранить перекосы, вызывающие нарекания налогоплательщиков.
Специальные налоговые режимы
Мы также проводим работу по аудиту местных нормативных актов, связанных с регулированием К2 при обложении единым налогом на вмененный доход, ведем сопоставительный анализ уровней этого коэффициента в разных муниципальных образованиях, даем рекомендации по резервам. В частности, проводя совместную с УФНС работу по ликвидации «серых» выплат, нам удалось установить зависимость размера этого коэффициента от налоговой нагрузки по «зарплатным» налогам.В настоящее время в области принят закон о снижении ставки налога, взимаемого в связи с применением УСН, в ряде районов области уменьшена нагрузка при обложении ЕНВД. Здесь главное — не допустить перекосов. Анализ показал, что при применении специальных режимов налогообложения предприниматели нашей области и в докризисный период имели преимущества по сравнению с другими регионами.
Журнал "Бюджет", апрель 2010 г.