Версия для печати 4961 Материалы по теме
В 2005 году экономическая политика администрации города Барнаула будет направлена на сохранение положительной динамики в промышленности, на потребительском рынке и в социальной сфере. Об этой и других задачах, стоящих перед мэрией рассказывает председатель комитета администрации города Барнаула по финансам, налоговой и кредитной политике Надежда Тиньгаева.

– Надежда Анатольевна, расскажите, каково в настоящий момент финансовое положение города?
– Бюджет города Барнаула – дотационный и его зависимость от вышестоящих уровней возрастает. В 2004 году собственные доходы составили 60,2% от доходной части бюджета, на 2005 год запланировано 49,9%.
В последние годы особенно остро стоит вопрос недостатка доходных источников, что в свою очередь негативно сказывается на функционировании городского хозяйства.
В условиях дефицита Депутатский корпус при утверждении бюджета на очередной финансовый год вынужден рассматривать и принимать решение о приоритетности направления расходов.
Сложившийся уровень доходов обеспечил расходную часть бюджета города всего на 49,9% от потребности.
К сожалению, существует задолженность прошлых лет по финансированию расходов и размер ее критический – 76% собственной доходной базы.
– Какие особенности при формировании бюджета города на 2005 год Вы бы хотели отметить?
– Планирование бюджета города на 2005 год было напряженным в связи с проведением реформ - это изменение бюджетной классификации и бюджетного учета, монетизация льгот, введение оплаты жилищно-коммунальных услуг населением в размере 100%, вступление в силу Закона о разграничении полномочий между уровнями бюджетной системы. Усложнило работу и то, что все реформы проходили одновременно.
Особенностью межбюджетных отношений в 2005 году стало разграничение расходных полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления, установление единых нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов для всех городов и районов края.
– Доходная часть бюджета города изменилась?
– Конечно. Доходы бюджета города формировались под влиянием реформирования системы местного самоуправления и разграничения полномочий между краем и муниципальным образованием.
Основной составляющей доходной части бюджета остался налог на доходы физических лиц – 40% от собственных доходов. Норматив отчислений по этому налогу в городской бюджет снизился с 90% в 2000 году до 55% в 2004 году и 30% в 2005 году.
Отмена налога с продаж, ряда местных налогов также сказалась на доходной части бюджета. Бюджет города в 2004 году в виде выпадающих доходов потерял около 90,0 млн. рублей несмотря на увеличение нормативов по налогам на совокупный доход, индексацию ставок по другим налогам.
С учетом изменений Бюджетного кодекса РФ налоговые доходы в сравнении с 2004 годом сократились на 35% – с 2228 млн. рублей до 1449 млн. рублей.
– Но если доходных источников стало меньше, то и в расходной части произошли изменения?
– Да, формирование бюджета на 2005 год по расходам было приближено к реализации статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", где определены расходные полномочия, относящиеся к вопросам местного значения городского округа.
Данный процесс повлек за собой снижение объема расходов по сравнению с уровнем 2004 года.
Наибольший удельный вес в сокращении составляет отнесение полномочий по организации обязательного медицинского страхования неработающего населения к расходным обязательствам Алтайского края. Финансирование расходов на обязательное медицинское страхование в текущем году осуществляется за счет средств краевого бюджета непосредственно лечебным учреждениям минуя бюджетный счет города.
С 1 января 2005 года в Барнауле введена стопроцентная оплата жилищно-коммунальных услуг населением.
Приоритетное направление при формировании расходной части бюджета отдавалось обеспечению потребностей социально-культурной сферы.
Основная задача бюджетного финансирования заключается в выплате заработной платы с учетом повышения на 20% работникам бюджетной сферы с 1 января 2005 года. Особое внимание уделяется сохранению объемов финансирования льгот и компенсационных выплат, условий их предоставления.
– Вашим комитетом ведется работа по сбору налогов?
– В связи с изменением в бюджетном и налоговом законодательстве с каждым годом доля собственных доходов уменьшается, но, тем не менее, для обеспечения полного и своевременного поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет города, с налоговыми органами заключаются соглашения о взаимодействии. Постоянно проводится работа по координации совместных действий.
Например, в прошлом году специалистами нашего комитета совместно с налоговыми органами начато проведение проверок предприятий торговли и частных предпринимателей по вопросу своевременной и полной уплаты единого налога на вмененный доход в бюджет города.
В результате контрольной работы и проведенных проверок в 2004 году было дополнительно взыскано в бюджет города 15,2 млн. рублей.
Также мы отслеживаем тенденции по снижению недоимки по платежам в бюджет города.
– Большие суммы предприятия должны в городскую казну?
Сведения о предприятиях-недоимщиках нам ежемесячно предоставляет налоговая инспекция, но и здесь есть своя особенность. В информацию не включаются данные по недоимке налога на доходы физических лиц, так как налогоплательщики по этому виду налогов не отчитываются перед налоговыми органами. Поэтому мы не всегда владеем точной информацией о размерах недопоступивших доходов, только после проверки конкретного предприятия по вопросу соблюдения платежной дисциплины уплаты налогов в бюджет города можно узнать реальную картину дел.
Что касается сумм, то предприятия должны по-разному: от 10 тыс. рублей до 15 млн. рублей.
– Как ведется работа с должниками?
– К крупным предприятиям-должникам принимаются меры взыскания через судебные органы по аресту и реализации имущества при наличии недоимки сроком более 6 месяцев.
Кроме того, для сокращения недоимки постановлением администрации Барнаула было утверждено Положение о работе специальной комиссии при администрации города по снижению задолженности по налоговым платежам в городской бюджет, основными задачами которой являются рассмотрение причин возникновения задолженности по налоговым платежам в городской бюджет и разработка мероприятий по ее снижению.
В течение 2004 года было проведено 148 заседаний комиссии, на которых было заслушано 1282 налогоплательщиков, имеющих задолженность в бюджет города.
На недобросовестных налогоплательщиков, взявших на себя обязательства по погашению недоимки в городской бюджет и не выполнивших их, со стороны финорганов направляются письма в прокуратуру для принятия мер воздействия согласно действующему законодательству.
Помимо этого, существует практика опубликования материалов о неплательщиках в средствах массовой информации.
В случае возникновения взаимной задолженности между предприятиями-неплательщиками и бюджетом города рассматривается возможность проведения встречных платежей.
– Надежда Анатольевна, какова кредитная политика города? Расскажите о достижениях в этой области, а также о том, над чем еще предстоит работать.
– Кредитная политика является неотъемлемой частью финансовой политики администрации города, способствует эффективному решению важнейших социально-экономических задач. Она осуществляется в соответствии с Программой муниципальных внутренних заимствований, утверждаемой ежегодно решением городской Думы.
В результате привлечения кредитных ресурсов были своевременно произведены расчеты бюджетной сферы за потребленные энергоресурсы, профинансированы работы по газификации города.
За последние пять лет город сформировал хорошую кредитную историю и впервые в конце 2004 года вышел на внутренний организованный рынок ценных бумаг.
Размещение муниципального облигационного займа в сумме 200 млн. рублей явилось одним из последовательных шагов по реализации стратегии управления муниципальным долгом Барнаула, способствовало снижению стоимости его обслуживания.
Основными задачами в сфере кредитной политики являются не только улучшение структуры заимствований путем установления оптимальных соотношений между всеми долговыми инструментами (ценные бумаги, кредиты коммерческих банков, муниципальные гарантии), но и формирование базы для развертывания инвестиционного процесса в городе.
– А как Вы характеризуете экономическое состояние города?
– В последние годы экономика города в целом развивалась устойчивыми темпами. Сохраняется тенденция роста основных показателей экономики и в текущем году.
Однако, несмотря на положительную динамику в промышленности, на потребительском рынке, а также рост показателей в социальной сфере, ситуацию в целом нельзя признать совсем благополучной. Экономика города остается в значительной степени зависимой от внешних условий, а темпы ее развития недостаточны для выхода на приемлемый уровень жизни населения. Барнаул по уровню денежных доходов на душу населения и заработной платы работников все еще отстает от России и других сибирских городов. Доходы четвертой части населения города по-прежнему остаются ниже прожиточного минимума.
Ограничителем темпов экономического развития является недостаточный объем инвестиций в основной капитал в большинстве отраслей, в том числе недостаток финансовых средств у предприятий Барнаула.
Большой проблемой является то, что продукция многих наших промышленных предприятий на внутреннем и внешнем рынках имеет крайне низкую конкурентоспособность. Причины очевидны: постоянный рост энергозатрат, рост транспортных расходов в цене продукции, слабое инновационное наполнение.
– Какие задачи ставятся в сложившейся ситуации?
– В текущем году у нас две основные задачи. Первая – содействие созданию условий для повышения конкурентоспособности экономики на основе модернизации производства и роста инвестиционной активности. Вторая – рост доходов населения за счет увеличения темпов роста заработной платы и вывода ее "из тени".
В промышленности в 2005 году прогнозируется поддерживать темп роста производства на уровне около 107%, в действующих ценах объем производства отрасли увеличится до 35,7 млрд. рублей.
Более динамичное развитие прогнозируется в машиностроении и металлообработке, химической промышленности, а также отраслях, ориентированных на местные сырьевые ресурсы и региональные рынки: пищевой, мукомольно-крупяной промышленности.
На потребительском рынке необходимо сохранить положительную динамику в сфере платных услуг и торговли, объемы которых могут вырасти на 7-10%. Этому будет способствовать реализация принятых Программ развития потребительского рынка и поддержки предпринимательства, которое занимает основную нишу на потребительском рынке.
В текущем году экономическая политика администрации города в первую очередь будет направлена на повышение уровня оплаты труда во всех секторах экономики.
– Как будет строиться город?
– Объем инвестиций в 2005 году прогнозируется в размере 7,588 млрд. рублей, или 107,5% в сопоставимых ценах к оценке 2004 года.
С учетом развития ипотеки ставится задача обеспечить ввод 215 тыс. кв. метров жилья.
В структуре капитальных вложений основным источником финансирования по-прежнему останутся собственные средства предприятий, причем все больший удельный вес занимают предприятия малого бизнеса и средства населения.
Основной принцип при формировании намерений капитального строительства на 2005 год – максимально возможный отказ от вновь начинаемых строительством объектов, сосредоточение усилий на незавершенных объектах и особо острых проблемах городского хозяйства.
В плане развития объектов социальной сферы ведется строительство школы в микрорайоне «Юбилейный» и расширение детской больницы №7 с привлечением средств федерального и краевого бюджетов. В перспективе – строительство двух школ и детского сада.
– Город имеет концепцию развития?
– Перспектива развития города определяется разработанной Стратегией развития Барнаула до 2010 года. В ней указаны целевые программы по основным направлениям инвестиционного развития, развития бюджетной сферы по отраслям, поддержки и развития предпринимательства, потребительского рынка, модернизации инженерной инфраструктуры и жилого фонда. Отражено там и повышение средней заработной платы граждан, работающих в различных секторах экономики города.
В целях реализации отдельных задач и направлений, намеченных в Стратегии развития Барнаула, оказывается финансовая помощь через Федеральные целевые программы. Работает Федеральная целевая Программа «Жилище» на 2002 – 2010 годы по двум подпрограммам «Реформирование и модернизация жилищного комплекса РФ» и «Переселение граждан РФ из ветхого и аварийного жилищного фонда».
– Существует ли в Барнауле система госзакупок?
– Основным документом для муниципальных заказчиков города является решение Барнаульской городской Думы «Об утверждении Положения о муниципальном заказе в г. Барнауле».
Структурные подразделения администрации города в 2004 году подготовили и провели 49 конкурсов, в которых приняло участие 168 предприятий различных форм собственности. Муниципальный заказ составил 155,4 млн. рублей. Проведены конкурсы на поставку топлива для котельных, ГСМ, продуктов питания, овощей, технического обслуживания, мягкого инвентаря, строительных материалов, текущий и капитальный ремонт учреждений бюджетной сферы.
В результате работы конкурсных комиссий по муниципальным заказам, а также в результате анализа цен, предложенных на согласование при оформлении муниципальных контрактов, в 72 % от общего количества проведенных конкурсов, цены были снижены по различным номенклатурным позициям от 5 до 42 %. Общий экономический эффект составил 12,7 млн. рублей. В рамках муниципального заказа снижены цены от уровня среднерыночных по 717 наименованиям товаров.
– Как развивается система муниципального заказа?
– Основные задачи на ближайшее время направлены на повышение эффективности работы по размещению муниципального заказа. В целях обеспечения координации бюджетных закупок и контроля за соблюдением установленных процедур и регламентов, комитет проводит согласование конкурсной документации, а при проведении сложных и специфичных конкурсов самостоятельно готовит конкурсную документацию для муниципальных заказчиков.
Разработан типовой классификатор, который унифицировал свыше 18 тысяч номенклатурных позиций, сведя в удобную для пользования форму товарные позиции и статьи бюджетной классификации. Подготовлен и утвержден Сводный проект потребностей муниципальных нужд города на 2005 год, который составил 852,4 млн. рублей. Доведены до заказчиков рекомендации по составлению помесячных графиков проведения конкурсов с учетом бюджетного финансирования и выполнения временных регламентов. Подготовлены методические рекомендации по составлению конкурсной документации и проведению конкурсных торгов, подробно разъяснена заказчикам нормативно-правовая база по муниципальному заказу. Подготовлен пакет типовой конкурсной документации для муниципальных заказчиков. Наконец, создана база данных по поставщикам продукции, работ и услуг и их потребителям.
Для автоматизации процесса формирования муниципального заказа и проведения закупок в режиме реального времени с Главным управлением экономики и инвестиций администрации Алтайского края согласовано участие муниципальных заказчиков Барнаула в реализации проекта по внедрению системы электронных торгов в рамках Соглашения между Минэкономразвития России и администрацией Алтайского края о сотрудничестве в области реализации программных мероприятий ФЦП «Электронная Россия (2002 – 2010 гг.)».
– Есть ли недостатки в работе по системе муниципального заказа?
– Анализ размещения муниципального заказа в 2002 - 2004 годах выявил два основных недостатка. Первый – это неполный охват конкурсными процедурами выполнения работ, оказания услуг и поставку товаров на сумму свыше 200 тыс. рублей. Это в свою очередь вызывает проблемы с финансированием данных работ, услуг и поставок продукции из городского бюджета.
Второй недостаток – относительно низкая экономия бюджетных средств по проведенным конкурсам (7 – 9 %), тогда как опыт российских городов показывает, что при размещении муниципального заказа экономия бюджетных средств может достигать от 22 до 26 % (по бюджету города Барнаула это около 150 млн. рублей).
– Насколько эффективно проводится управление муниципальной собственностью?
– Порядок сдачи в аренду муниципального имущества и размер арендной платы определены городской Думой.
На начало года заключено 2132 договора аренды, по которым передано 335,9 тыс. м2 площадей.
За 2004 год получено доходов от аренды 162,6 млн. рублей, что в 2 раза больше, чем в 2003 году. Штрафов и пени за несвоевременную оплату и ненадлежащее использование нежилых помещений за 2004 год получено 1,7 млн. рублей, на 41,7% выше 2003 года. Кроме того, в доходную часть бюджета поступают средства и от сдачи в субаренду нежилых помещений, за прошлый год получено 5,6 млн. рублей, на 1 января 2005 года согласовано 915 договоров субаренды.
Средства от аренды и субаренды нежилых помещений являются одним из источников наполнения доходной части бюджета. И в работе по данному направлению есть резервы – на территории города размер арендной платы установлен ниже в сравнении с соседними городами.
Проводится работа по выявлению подвалов, пригодных для сдачи в аренду. Все свободные нежилые помещения, в том числе и подвальные, отражаются в перечне свободных нежилых помещений, предлагаемых для сдачи в аренду потенциальным арендаторам.
До балансодержателей доводится график проверок использования арендуемых нежилых помещений, проводятся проверки по выполнению условий договоров аренды.
Активно проводится работа по взысканию задолженности с должников и по выселению не выполняющих условия договоров арендаторов. На 1 января 2005 предъявлено 153 иска, удовлетворен 61 иск.
Светлана Стрельникова.

Справка «Бюджета»
Тиньгаева Надежда Анатольевна, председатель комитета администрации города Барнаула по финансам, налоговой и кредитной политике.
Родилась 17 августа 1959 года в городе Алейске Алтайского края.
После окончания школы поступила в Алтайский государственный университет, который закончила в 1981 году.
По распределению направлена на машиностроительный завод г. Рубцовска.
1981 – 1987 гг. – инженер-нормировщик, начальник бюро труда и заработной платы.
1988 – 2001 гг. – старший экономист горисполкома, начальник экономического отдела администрации г. Алейска, начальник отдела администрации города по финансам, налоговой и кредитной политике, заместитель главы администрации города и начальник отдела по экономике, финансам, налоговой и кредитной политике.
2001 – 2002 гг. – начальник отдела финансов отраслей народного хозяйства комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике.
С июля 2002 г. по настоящее время – председатель комитета администрации города Барнаула по финансам, налоговой и кредитной политике.
Замужем, воспитывает дочь.

Поделиться