В предыдущем номере нашего журнала мы вкратце рассказали о том, что в г. Кисловодске Ставропольского края 15–16 июня был проведен семинар-совещание с руководителями финансовых органов субъектов Федерации на тему «Межбюджетные отношения в 2006 году». Напомним, что ставропольчане – первопроходцы на пути формирования новых принципов организации местного самоуправления. Реализация Федерального закона № 131-ФЗ в Ставропольском крае началась 1 января 2005 года, то есть на год раньше, чем во всей стране.
В семинаре-совещании приняли участие представители Федерального Собрания РФ А.В. Смирнов и Н.С. Максимова, руководители финансовых органов субъектов РФ, а также представители других ведомств.
С приветственным словом к участникам совещания обратился губернатор Ставропольского края Александр Леонидович Черногоров. «В этом эксперименте, – сказал Александр Леонидович, – есть определенные трудности, с которыми пришлось столкнуться краю. Много нерешенных вопросов с планированием налоговых доходов. Так, в Ставропольском крае на пять районов всего одна налоговая служба».
Губернатор пожелал участникам семинара плодотворной работы, удачи, добра, хорошего настроения и предложил обобщать передовой опыт работы и распространять его.
На семинаре-совещании были рассмотрены задачи финансовых органов субъектов РФ по формированию местных бюджетов и межбюджетных отношений в 2006 году, а также результаты эксперимента, проведенного в Ставропольском крае по внедрению системы формирования местных бюджетов и межбюджетных отношений, предусмотренные Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ и Бюджетным кодексом РФ.
По вопросам формирования местных бюджетов и межбюджетных отношений выступили представители Министерства финансов РФ, Федеральной налоговой службы РФ, Федеральной службы государственной статистики РФ и руководители финансовых органов субъектов РФ.
Директор Департамента межбюджетных отношений Министерства финансов РФ Антон Германович Силуанов отметил, что основной финансовый план страны составлен и представлен в Правительство РФ. Отличительная черта плана в том, что он составлен на три предстоящих года – 2006–2008.
А.Г. Силуанов отметил, что на 2006 год будет увеличен объем дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ для обеспечения финансирования затрат по реализации Федерального закона № 131-ФЗ.
По Фонду компенсаций основные позиции останутся. Кроме того, в состав этого Фонда планируется ввести еще ряд полномочий в виде субвенций на исполнение отдельных расходных обязательств субъектов Федерации.
«Итоги нашего совещания будут обобщены и представлены в Правительство РФ», – сказал в заключение Антон Германович.
Об изменениях в налоговом законодательстве РФ рассказал заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Александр Игоревич Иванеев.
Заместитель руководителя Федеральной налоговой службы РФ Дмитрий Анатольевич Чушкин доложил о порядке обеспечения органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления информацией по налогам и сборам органами Федеральной налоговой службы РФ.
По этому докладу у представителей субъектов Федерации было много вопросов, так как, по их мнению, ни налоговая служба, ни служба статистики пока не готовы к обеспечению финансовых органов всеми необходимыми им показателями для формирования бюджетов поселений.
Особую реакцию участников совещания вызвал доклад заместителя директора Департамента бюджетной политики Минфина России Владимира Анатольевича Зеленского о реформировании бюджетного учета и бюджетной классификации РФ. Представители многих субъектов РФ говорили о том, что необходимо отложить эту реформу.
Их высказывания обобщила Надежда Сергеевна Максимова, депутат Госдумы, заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам. «У нас еще не решены все проблемы с Федеральным законом № 122-ФЗ, со вступающим в силу в 2006 году Федеральным законом № 131-ФЗ, – сказала Надежда Сергеевна. – Поэтому необходимо обдумать все еще раз, определить перечень пилотных регионов, в которых новая система бюджетного учета будет действовать с 1 января 2006 года».
На этом первый день заседания был завершен, и участники семинара были приглашены на практикум, который проводился по секциям в городе Георгиевске и станице Ессентукская.
Участникам семинара-совещания были представлены результаты эксперимента по внедрению основных положений Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. в части формирования местных бюджетов и межбюджетных отношений в Ставропольском крае, практический опыт организации планирования и исполнения бюджетов муниципальных образований разных типов на территории края и выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований.
В г. Георгиевске прошли занятия по теме: «Планирование и исполнение бюджетов муниципальных образований разных типов на примере Ставропольского края».
Подробно рассказали о своей практической работе по этой теме заместитель министра финансов Ставропольского края Людмила Юрьевна Прохоренкова, начальник отдела планирования бюджета минфина Ставропольского края Галина Ивановна Васильева, а также президент координационного центра «Система», руководитель проекта «Автоматизированная система управления бюджетным процессом в Ставропольском крае» Вера Анатольевна Радина.
В учебном центре станицы Ессентукская практикум на тему «Межбюджетные отношения в субъектах РФ в новых условиях» провели начальник отдела методологии и реформирования бюджетной политики минфина Ставропольского края Людмила Николаевна Немчинова и директор направления Центра фискальной политики Александр Николаевич Дерюгин.
Следует отметить, что практикумы и в г. Георгиевске, и станице Ессентукская были проведены очень квалифицированно, грамотно, на все вопросы были даны четкие ответы.
Второй день пленарного заседания открыл директор Департамента бюджетной политики Минфина России Алексей Михайлович Лавров докладом «Основные направления бюджетной политики на 2006 год и среднесрочную перспективу».
Им сделан акцент на том, что федеральный бюджет сформирован на трехлетку, с разбивкой по министерствам и ведомствам, представлен в Правительство РФ. Разработаны форма реестра расходного обязательства и методика формирования реестра, будут формироваться отдельно свод реестра расходных обязательств субъектов РФ и свод реестра расходных обязательств муниципальных образований.
Далее А.М. Лавров рассказал о том, что ведется подготовка к реформированию бюджетных учреждений.
В третьем квартале текущего года планируется внести поправки в Бюджетный кодекс РФ.
Заместитель директора Департамента межбюджетных отношений Минфина России Олег Георгиевич Бежаев посвятил свое выступление основным задачам финансовых органов РФ и муниципальных образований по формированию межбюджетных отношений в субъектах РФ и местных бюджетов в 2006 году.
Доклад О.Г. Бежаева полностью печатается на страницах этого номера журнала.
В заключительном слове Н.С. Максимовой было отмечено, что Государственная дума и Совет Федерации РФ озабочены проблемами, возникающими в связи с внедрением Федерального закона № 131-ФЗ.
«Мы провели, – сказала она, – много мероприятий, в результате с учетом выступлений руководителей финансовых органов РФ родился ряд рекомендаций, которые выносим на ваше рассмотрение, чтобы предложить их Правительству РФ.
В частности, необходимо:
– при формировании федерального бюджета на 2006 год и последующие годы предусматривать систему мер компенсационного характера для решения проблемы сбалансированности бюджетов субъектов РФ в условиях действия Федерального закона № 131-ФЗ, в том числе на подготовку кадров муниципальной службы и на администрирование передаваемых субъектам Федерации и муниципальным образованиям полномочий Российской Федерации;
– рассмотреть вопросы о приостановлении введения в действие новой системы бюджетного учета, регламентированной приказами Минфина России № 70н от 26 августа 2004 г. и № 5-н от 21 января 2004 г., с тем чтобы сосредоточить усилия финорганов на проблемах организации федерального закона №131-ФЗ и не отвлекать необходимые для реформы местного самоуправления финансовые ресурсы;
– обязать Федеральную налоговую службу и Федеральную службу государственной статистики завершить до 1 августа 2005 года разработку налоговой отчетности и системы показателей муниципальной статистики».
Участники совещания – руководители финансовых органов субъектов Федерации – одобрили рекомендации, озвученные Н.С. Максимовой.
На этом семинар-совещание закончил свою работу.
Хотелось бы отметить, что совещание было организовано на высоком профессиональном уровне, очень четко, в корректной обстановке, за что все участники благодарны докладчикам и устроителям семинара – руководству Ставропольского края, и особенно заместителю председателя правительства Ставропольского края – министру финансов Татьяне Александровне Погореловой.
Подготовила Зинаида ЕВСЕЕНКОВА
В семинаре-совещании приняли участие представители Федерального Собрания РФ А.В. Смирнов и Н.С. Максимова, руководители финансовых органов субъектов РФ, а также представители других ведомств.
С приветственным словом к участникам совещания обратился губернатор Ставропольского края Александр Леонидович Черногоров. «В этом эксперименте, – сказал Александр Леонидович, – есть определенные трудности, с которыми пришлось столкнуться краю. Много нерешенных вопросов с планированием налоговых доходов. Так, в Ставропольском крае на пять районов всего одна налоговая служба».
Губернатор пожелал участникам семинара плодотворной работы, удачи, добра, хорошего настроения и предложил обобщать передовой опыт работы и распространять его.
На семинаре-совещании были рассмотрены задачи финансовых органов субъектов РФ по формированию местных бюджетов и межбюджетных отношений в 2006 году, а также результаты эксперимента, проведенного в Ставропольском крае по внедрению системы формирования местных бюджетов и межбюджетных отношений, предусмотренные Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ и Бюджетным кодексом РФ.
По вопросам формирования местных бюджетов и межбюджетных отношений выступили представители Министерства финансов РФ, Федеральной налоговой службы РФ, Федеральной службы государственной статистики РФ и руководители финансовых органов субъектов РФ.
Директор Департамента межбюджетных отношений Министерства финансов РФ Антон Германович Силуанов отметил, что основной финансовый план страны составлен и представлен в Правительство РФ. Отличительная черта плана в том, что он составлен на три предстоящих года – 2006–2008.
А.Г. Силуанов отметил, что на 2006 год будет увеличен объем дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ для обеспечения финансирования затрат по реализации Федерального закона № 131-ФЗ.
По Фонду компенсаций основные позиции останутся. Кроме того, в состав этого Фонда планируется ввести еще ряд полномочий в виде субвенций на исполнение отдельных расходных обязательств субъектов Федерации.
«Итоги нашего совещания будут обобщены и представлены в Правительство РФ», – сказал в заключение Антон Германович.
Об изменениях в налоговом законодательстве РФ рассказал заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Александр Игоревич Иванеев.
Заместитель руководителя Федеральной налоговой службы РФ Дмитрий Анатольевич Чушкин доложил о порядке обеспечения органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления информацией по налогам и сборам органами Федеральной налоговой службы РФ.
По этому докладу у представителей субъектов Федерации было много вопросов, так как, по их мнению, ни налоговая служба, ни служба статистики пока не готовы к обеспечению финансовых органов всеми необходимыми им показателями для формирования бюджетов поселений.
Особую реакцию участников совещания вызвал доклад заместителя директора Департамента бюджетной политики Минфина России Владимира Анатольевича Зеленского о реформировании бюджетного учета и бюджетной классификации РФ. Представители многих субъектов РФ говорили о том, что необходимо отложить эту реформу.
Их высказывания обобщила Надежда Сергеевна Максимова, депутат Госдумы, заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам. «У нас еще не решены все проблемы с Федеральным законом № 122-ФЗ, со вступающим в силу в 2006 году Федеральным законом № 131-ФЗ, – сказала Надежда Сергеевна. – Поэтому необходимо обдумать все еще раз, определить перечень пилотных регионов, в которых новая система бюджетного учета будет действовать с 1 января 2006 года».
На этом первый день заседания был завершен, и участники семинара были приглашены на практикум, который проводился по секциям в городе Георгиевске и станице Ессентукская.
Участникам семинара-совещания были представлены результаты эксперимента по внедрению основных положений Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. в части формирования местных бюджетов и межбюджетных отношений в Ставропольском крае, практический опыт организации планирования и исполнения бюджетов муниципальных образований разных типов на территории края и выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований.
В г. Георгиевске прошли занятия по теме: «Планирование и исполнение бюджетов муниципальных образований разных типов на примере Ставропольского края».
Подробно рассказали о своей практической работе по этой теме заместитель министра финансов Ставропольского края Людмила Юрьевна Прохоренкова, начальник отдела планирования бюджета минфина Ставропольского края Галина Ивановна Васильева, а также президент координационного центра «Система», руководитель проекта «Автоматизированная система управления бюджетным процессом в Ставропольском крае» Вера Анатольевна Радина.
В учебном центре станицы Ессентукская практикум на тему «Межбюджетные отношения в субъектах РФ в новых условиях» провели начальник отдела методологии и реформирования бюджетной политики минфина Ставропольского края Людмила Николаевна Немчинова и директор направления Центра фискальной политики Александр Николаевич Дерюгин.
Следует отметить, что практикумы и в г. Георгиевске, и станице Ессентукская были проведены очень квалифицированно, грамотно, на все вопросы были даны четкие ответы.
Второй день пленарного заседания открыл директор Департамента бюджетной политики Минфина России Алексей Михайлович Лавров докладом «Основные направления бюджетной политики на 2006 год и среднесрочную перспективу».
Им сделан акцент на том, что федеральный бюджет сформирован на трехлетку, с разбивкой по министерствам и ведомствам, представлен в Правительство РФ. Разработаны форма реестра расходного обязательства и методика формирования реестра, будут формироваться отдельно свод реестра расходных обязательств субъектов РФ и свод реестра расходных обязательств муниципальных образований.
Далее А.М. Лавров рассказал о том, что ведется подготовка к реформированию бюджетных учреждений.
В третьем квартале текущего года планируется внести поправки в Бюджетный кодекс РФ.
Заместитель директора Департамента межбюджетных отношений Минфина России Олег Георгиевич Бежаев посвятил свое выступление основным задачам финансовых органов РФ и муниципальных образований по формированию межбюджетных отношений в субъектах РФ и местных бюджетов в 2006 году.
Доклад О.Г. Бежаева полностью печатается на страницах этого номера журнала.
В заключительном слове Н.С. Максимовой было отмечено, что Государственная дума и Совет Федерации РФ озабочены проблемами, возникающими в связи с внедрением Федерального закона № 131-ФЗ.
«Мы провели, – сказала она, – много мероприятий, в результате с учетом выступлений руководителей финансовых органов РФ родился ряд рекомендаций, которые выносим на ваше рассмотрение, чтобы предложить их Правительству РФ.
В частности, необходимо:
– при формировании федерального бюджета на 2006 год и последующие годы предусматривать систему мер компенсационного характера для решения проблемы сбалансированности бюджетов субъектов РФ в условиях действия Федерального закона № 131-ФЗ, в том числе на подготовку кадров муниципальной службы и на администрирование передаваемых субъектам Федерации и муниципальным образованиям полномочий Российской Федерации;
– рассмотреть вопросы о приостановлении введения в действие новой системы бюджетного учета, регламентированной приказами Минфина России № 70н от 26 августа 2004 г. и № 5-н от 21 января 2004 г., с тем чтобы сосредоточить усилия финорганов на проблемах организации федерального закона №131-ФЗ и не отвлекать необходимые для реформы местного самоуправления финансовые ресурсы;
– обязать Федеральную налоговую службу и Федеральную службу государственной статистики завершить до 1 августа 2005 года разработку налоговой отчетности и системы показателей муниципальной статистики».
Участники совещания – руководители финансовых органов субъектов Федерации – одобрили рекомендации, озвученные Н.С. Максимовой.
На этом семинар-совещание закончил свою работу.
Хотелось бы отметить, что совещание было организовано на высоком профессиональном уровне, очень четко, в корректной обстановке, за что все участники благодарны докладчикам и устроителям семинара – руководству Ставропольского края, и особенно заместителю председателя правительства Ставропольского края – министру финансов Татьяне Александровне Погореловой.
Подготовила Зинаида ЕВСЕЕНКОВА