Город Дудинка считается одним из самых северных городов мира. Находится он за Полярным кругом, на Таймырском полуострове. Эту территорию Таймыра называют краем холодных зим. От минус 40 до минус 55 – в таком диапазоне с продолжительными метелями и бурями царствуют здесь северные зимы по девять месяцев в году. Дудинка основана в 1667 году, а статус города присвоен ей в 1951 году. Об особенностях ведения финансового учета в условиях Крайнего Севера мы попросили рассказать председателя финансового комитета администрации города Альбину ВАСИЛЬЕВУ.
– Город Дудинка является административным центром муниципального образования и одновременно административно-политическим центром Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа.
Муниципальное образование «город Дудинка и территория, подведомственная администрации города» включает в себя шесть населенных пунктов: город Дудинку и пять поселков (Волочанка, Левинские Пески, Потапово, Усть-Авам и Хантайское-Озеро) с общей численностью населения свыше 27 тыс. человек.
Таймырский автономный округ входит в пятерку ведущих регионов страны по сосредоточенным в его недрах ресурсам. Более 120 месторождений 40 видов полезных ископаемых открыто здесь за 70 лет геологических поисков.
Укоренившись на правом берегу могучего Енисея, город стал речными и морскими воротами промышленного Таймыра. Основное транспортное предприятие города – Дудинский морской порт. Через него круглый год идет снабжение горючим, товарами и продуктами всего Таймыра. Он же обрабатывает все грузы Норильского промышленного района.
Дудинский морской порт является структурным подразделением ОАО «Горно-металлургическая компания «Норильский никель» – одним из мировых лидеров на рынке цветных и драгоценных металлов.
На территории муниципального образования существует около 220 организаций, в том числе муниципальной формы собственности – 49, из них муниципальных унитарных предприятий – три.
Жилищный фонд города составляет около 500 тыс. кв. м. Объем реализации продукции промышленности – свыше 200 млн. рублей, торговли – 160 млн. рублей, объем производства товаров и услуг в сфере малого предпринимательства – около 400 тыс. рублей, добычи рыбы и мяса – более 2000 центнеров.
На более эффективное использование бюджетных средств повлияло введение казначейского исполнения бюджета города с 2003 года, которое было возложено на финансовый комитет администрации города. Комитет является кассиром всех распорядителей и получателей средств из казны и осуществляет платежи от имени и по поручению бюджетных учреждений.
Практика двух лет показала эффективность такой формы работы, благодаря ей решена основная задача казначейской системы: предварительный контроль, строго целевое использование средств, в соответствии с утвержденными сметами расходов получателей бюджетных средств и в соответствии с бюджетной классификацией. Кроме того, внедрение в финансовом комитете электронного документооборота с РКЦ ГУЦБ дало возможность в режиме одного дня осуществлять расчеты бюджетных учреждений с предприятиями и организациями за оказанные услуги. Введение казначейского исполнения бюджета города также усилило контроль за расходованием доходов от предпринимательской деятельности бюджетных учреждений, которые ранее учитывались на внебюджетных счетах в учреждениях банка.
Бюджет города исполнен за 2004 год – по доходам на сумму 692,9 млн. рублей и расходам в сумме 680,2 млн. рублей. Собственные доходы городского бюджета составили 575,6 млн. рублей, или 83% от общей суммы доходов, безвозмездные перечисления из окружного бюджета – 117,3 млн. рублей, или 17% от общей суммы.
Одним из основных источников пополнения доходов бюджета города являлись налог на доходы физических лиц – 28%, налог на прибыль организаций – 25%, налог на имущество организаций – 20%. Существенную долю составляли местные налоги и сборы – 16%, из них налог на рекламу – 14%.
Неизменным приоритетом при формировании расходной части бюджета является обеспечение потребности социально-культурной сферы. Основную долю расходов составляют расходы на образование – 428,6 млн. рублей, или 63% от общей суммы расходов бюджета.
Удельный вес расходов на жилищно-коммунальное хозяйство составил – 11,4% всех расходов, на культуру – 5,5%, социальную политику – 3,2%
В свете реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации внесены изменения и дополнения в бюджетное и налоговое законодательство с 1 января 2005 года, в связи с чем структура доходной базы местного бюджета на 2005 год существенно изменилась по сравнению с 2004 годом.
Доля собственных доходов бюджета к общей сумме доходов составила 45%, или уменьшилась по сравнению с фактическим исполнением 2004 года на 38%. Безвозмездные перечисления с окружного бюджета увеличились по сравнению с фактом 2004 года на 235,9 млн. рублей, а общая сумма доходов города уменьшилась на 56 млн. рублей.
Налоговая реформа привела к отмене всех местных налогов и сборов, которые существенно пополняли местный бюджет. Налог на прибыль организаций по ставке 2% в местные бюджеты отменен.
В связи с новой редакцией Бюджетного кодекса налог на имущество организаций полностью перешел на уровень субъекта (ранее поступал в местный бюджет в размере 50%), норматив отчислений налога на доходы физических лиц уменьшился с 50 до 30%.
Основную долю собственных доходов в 2005 году составляет налог на доходы физических лиц – 43% и перерасчет по отмененным налогам и платежам – около 30%.
В связи с проводимыми реформами возможность органов местного самоуправления для наращивания собственной доходной базы резко ограничена. Единственным источником увеличения доходов бюджета города являются доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности – увеличение размера арендных платежей, удельный вес которых в бюджете 2005 года составляет 13,5%.
Структура расходов по направлению средств бюджета города на 2005 год по сравнению с 2004 годом не изменилась. Так же большая часть средств направляется на образование – 420,8 млн. рублей, или 63,2% всех расходов.
Удельный вес расходов на жилищно-коммунальное хозяйство составил – 7,8%, на культуру – 6,1%, социальную политику – 6,1%.
Несмотря на увеличение заработной платы работников бюджетной сферы, рост цен на услуги и приобретение товарно-материальных ценностей, расходы на 2005 год снижены по сравнению с фактом 2004 года на 44 млн. рублей. Дотаций, выделяемых на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, недостаточно. Нет возможности у органа местного самоуправления в полном объеме решать вопросы не только социально-экономического развития, но и многих текущих проблем жизнеобеспечения.
По экономической структуре расходов больший удельный вес составляют расходы по заработной плате с начислением единого социального налога – 474,0 млн. рублей, или 71,3% всех расходов, приобретение услуг (связь, транспорт, коммунальные услуги) – 72,1 млн. рублей (10,8%), увеличение стоимости материальных запасов (в основном расходы на питание, медикаменты, горюче-смазочные материалы, учебные материалы) – 39,6 млн. рублей (5,9%), субвенции, субсидии на покрытие убытков организациям – 35,6 млн. рублей (5,3%), социальное обеспечение – 19,7 млн. рублей (3%).
Особенностью формирования расходов бюджета города является разграничение расходных полномочий между уровнями бюджетной системы. С учетом принятия на федеральном уровне нормативных правовых актов, уточняющих расходные обязательства регионов, увеличились субвенции на финансирование общеобразовательных учреждений в части реализации государственного стандарта общего образования, за счет субвенций планируется производить расходы на содержание органов ЗАГС, по социальной поддержке и социальному обслуживанию определенной категории граждан.
С налоговым органом администрация города взаимодействует на основании соглашения об информационном обмене, в котором предусмотрены объем и сроки предоставления необходимой информации. Ежемесячно анализируется задолженность налогоплательщиков в бюджет города, периодически проводятся совместные совещания по собираемости налогов в администрации города.
Хочется отметить положительные результаты работы администрации города, проводимой на протяжении всего 2004 года по взиманию задолженности по доходам от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности. В связи с передачей функций по земельным вопросам комитету имущественных отношений администрации города активизировалась работа по взысканию задолженности по арендным платежам за землю. Должники приглашались в администрацию города на заседания комиссии по собираемости налогов и взиманию задолженности. После таких «вызовов на ковер» задолженность многими арендаторами вносилась без подачи исков в суд. Увы, оставались и менее сговорчивые арендаторы. Было подано исков на сумму 1,2 млн. рублей, более половины задолженности уже поступило в 2004 году. Подобными мерами была погашена задолженность по доходам от сдачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности, – около 700 тыс. рублей.
Большая проблема в городе по тарифной политике на жилищно-коммунальные услуги. В связи с климатическими условиями Крайнего Севера расходы по содержанию и ремонту жилого фонда, инженерных сетей коммуникаций значительно выше, чем в других регионах России. При соблюдении уровня платежей, предусмотренных федеральным стандартом, расходы населения на оплату жилищно-коммунальных услуг непомерно высокие, и поэтому происходит сдерживание тарифов. В настоящее время уровень платежей населения на жилищно-коммунальные услуги составляет 70%.
Значительная доля жилищного фонда города (90%) находится в государственной собственности субъекта, ранее находившегося в ведении ОАО ГМК «Норильский никель».
В связи с Указом Президента РФ от 28 октября 1994 г. № 2027 «О полномочиях Правительства Российской Федерации по осуществлению передачи объектов федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность» с целью освобождения предприятий от несвойственных им функций по содержанию объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения была произведена передача вышеуказанных объектов, в том числе и жилищного фонда, в государственную собственность Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа.
Принимая во внимание, что на территории города проживает большое количество работников структурных подразделений «Норильского никеля», для того чтобы не создавать социальной напряженности, компания финансировала убытки по содержанию и ремонту объектов жилищно-коммунального хозяйства до середины 2004 года.
Предметом ведения местного самоуправления являются вопросы местного значения, в том числе содержание и использование муниципального жилищного фонда, организация, содержание и развитие муниципального энерго-, тепло- и водоснабжения подведомственных поселков, благоустройство территории муниципального образования, которые и составляют расходы по жилищно-коммунальному хозяйству города. В 2005 году на эти цели направлено собственных доходов бюджета города 38,0 млн. рублей, выделено субвенций из окружного бюджета 13,2 млн. рублей.
Основной особенностью формирования бюджета нашего города является тот факт, что Дудинка является еще и административным центром автономного округа. Распределение полномочий вместе с источниками финансирования происходит между двумя уровнями бюджетов – окружного и городского. Так, все учреждения здравоохранения города, большая часть убытков на содержание ЖКХ города и социальную политику, часть расходов на культуру и образование финансируются из окружного бюджета.
У города Дудинки есть еще одна особенность, которая может претерпеть изменения, попав под поток проводимых реформ. В связи с распределением и закреплением полномочий по разным уровням бюджетной системы при разработке стандартов, нормативов на функционирование городского хозяйства, систем жизнеобеспечения, образования, здравоохранения учитывались бы условия Крайнего Севера. И будет справедливо, если реформаторы учтут особенности российских Северов, чтобы новые условия способствовали единому уровню бюджетной обеспеченности жителей города и поселков.
Анастасия АНДРЕЕВА
Справка «Бюджета»
Альбина Михайловна ВАСИЛЬЕВА
Родилась 23 марта 1956 г. в Бурятии.
После окончания средней школы в 1973 г. поступила в финансово-кредитный техникум в г. Благовещенске на специальность «Государственный бюджет», который окончила в 1975 г.
Начала свою трудовую деятельность в финансовых органах Бурятии, где проработала более девяти лет, из них около шести – в должности старшего экономиста бюджетного отдела министерства финансов Бурятской АССР в г. Улан-Удэ.
В 1976 г. поступила в Иркутский институт народного хозяйства на специальность «Финансы и кредит», который окончила в 1981 г.
На Крайнем Севере работает с 1986 г. в финансовых органах Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа.
Начинала с должности экономиста по бюджету в городском финансовом отделе исполкома г. Дудинки. Затем – заведующая финансовым отделом Усть-Енисейского райисполкома, экономист финансового отдела Таймырского окружного исполкома, главный ревизор – инспектор по бюджету в финансовом отделе администрации г. Дудинки.
С 1997 г. занимает должность начальника финансового отдела администрации г. Дудинки. С 2003 г. – председатель финансового комитета администрации г. Дудинки.
В 2002 г. за добросовестный и долголетний труд в финансовых органах, внесенный вклад в социально-экономическое развитие г. Дудинки награждена Министерством финансов РФ нагрудным знаком «Отличник финансовой работы».
– Город Дудинка является административным центром муниципального образования и одновременно административно-политическим центром Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа.
Муниципальное образование «город Дудинка и территория, подведомственная администрации города» включает в себя шесть населенных пунктов: город Дудинку и пять поселков (Волочанка, Левинские Пески, Потапово, Усть-Авам и Хантайское-Озеро) с общей численностью населения свыше 27 тыс. человек.
Таймырский автономный округ входит в пятерку ведущих регионов страны по сосредоточенным в его недрах ресурсам. Более 120 месторождений 40 видов полезных ископаемых открыто здесь за 70 лет геологических поисков.
Укоренившись на правом берегу могучего Енисея, город стал речными и морскими воротами промышленного Таймыра. Основное транспортное предприятие города – Дудинский морской порт. Через него круглый год идет снабжение горючим, товарами и продуктами всего Таймыра. Он же обрабатывает все грузы Норильского промышленного района.
Дудинский морской порт является структурным подразделением ОАО «Горно-металлургическая компания «Норильский никель» – одним из мировых лидеров на рынке цветных и драгоценных металлов.
На территории муниципального образования существует около 220 организаций, в том числе муниципальной формы собственности – 49, из них муниципальных унитарных предприятий – три.
Жилищный фонд города составляет около 500 тыс. кв. м. Объем реализации продукции промышленности – свыше 200 млн. рублей, торговли – 160 млн. рублей, объем производства товаров и услуг в сфере малого предпринимательства – около 400 тыс. рублей, добычи рыбы и мяса – более 2000 центнеров.
На более эффективное использование бюджетных средств повлияло введение казначейского исполнения бюджета города с 2003 года, которое было возложено на финансовый комитет администрации города. Комитет является кассиром всех распорядителей и получателей средств из казны и осуществляет платежи от имени и по поручению бюджетных учреждений.
Практика двух лет показала эффективность такой формы работы, благодаря ей решена основная задача казначейской системы: предварительный контроль, строго целевое использование средств, в соответствии с утвержденными сметами расходов получателей бюджетных средств и в соответствии с бюджетной классификацией. Кроме того, внедрение в финансовом комитете электронного документооборота с РКЦ ГУЦБ дало возможность в режиме одного дня осуществлять расчеты бюджетных учреждений с предприятиями и организациями за оказанные услуги. Введение казначейского исполнения бюджета города также усилило контроль за расходованием доходов от предпринимательской деятельности бюджетных учреждений, которые ранее учитывались на внебюджетных счетах в учреждениях банка.
Бюджет города исполнен за 2004 год – по доходам на сумму 692,9 млн. рублей и расходам в сумме 680,2 млн. рублей. Собственные доходы городского бюджета составили 575,6 млн. рублей, или 83% от общей суммы доходов, безвозмездные перечисления из окружного бюджета – 117,3 млн. рублей, или 17% от общей суммы.
Одним из основных источников пополнения доходов бюджета города являлись налог на доходы физических лиц – 28%, налог на прибыль организаций – 25%, налог на имущество организаций – 20%. Существенную долю составляли местные налоги и сборы – 16%, из них налог на рекламу – 14%.
Неизменным приоритетом при формировании расходной части бюджета является обеспечение потребности социально-культурной сферы. Основную долю расходов составляют расходы на образование – 428,6 млн. рублей, или 63% от общей суммы расходов бюджета.
Удельный вес расходов на жилищно-коммунальное хозяйство составил – 11,4% всех расходов, на культуру – 5,5%, социальную политику – 3,2%
В свете реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации внесены изменения и дополнения в бюджетное и налоговое законодательство с 1 января 2005 года, в связи с чем структура доходной базы местного бюджета на 2005 год существенно изменилась по сравнению с 2004 годом.
Доля собственных доходов бюджета к общей сумме доходов составила 45%, или уменьшилась по сравнению с фактическим исполнением 2004 года на 38%. Безвозмездные перечисления с окружного бюджета увеличились по сравнению с фактом 2004 года на 235,9 млн. рублей, а общая сумма доходов города уменьшилась на 56 млн. рублей.
Налоговая реформа привела к отмене всех местных налогов и сборов, которые существенно пополняли местный бюджет. Налог на прибыль организаций по ставке 2% в местные бюджеты отменен.
В связи с новой редакцией Бюджетного кодекса налог на имущество организаций полностью перешел на уровень субъекта (ранее поступал в местный бюджет в размере 50%), норматив отчислений налога на доходы физических лиц уменьшился с 50 до 30%.
Основную долю собственных доходов в 2005 году составляет налог на доходы физических лиц – 43% и перерасчет по отмененным налогам и платежам – около 30%.
В связи с проводимыми реформами возможность органов местного самоуправления для наращивания собственной доходной базы резко ограничена. Единственным источником увеличения доходов бюджета города являются доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности – увеличение размера арендных платежей, удельный вес которых в бюджете 2005 года составляет 13,5%.
Структура расходов по направлению средств бюджета города на 2005 год по сравнению с 2004 годом не изменилась. Так же большая часть средств направляется на образование – 420,8 млн. рублей, или 63,2% всех расходов.
Удельный вес расходов на жилищно-коммунальное хозяйство составил – 7,8%, на культуру – 6,1%, социальную политику – 6,1%.
Несмотря на увеличение заработной платы работников бюджетной сферы, рост цен на услуги и приобретение товарно-материальных ценностей, расходы на 2005 год снижены по сравнению с фактом 2004 года на 44 млн. рублей. Дотаций, выделяемых на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, недостаточно. Нет возможности у органа местного самоуправления в полном объеме решать вопросы не только социально-экономического развития, но и многих текущих проблем жизнеобеспечения.
По экономической структуре расходов больший удельный вес составляют расходы по заработной плате с начислением единого социального налога – 474,0 млн. рублей, или 71,3% всех расходов, приобретение услуг (связь, транспорт, коммунальные услуги) – 72,1 млн. рублей (10,8%), увеличение стоимости материальных запасов (в основном расходы на питание, медикаменты, горюче-смазочные материалы, учебные материалы) – 39,6 млн. рублей (5,9%), субвенции, субсидии на покрытие убытков организациям – 35,6 млн. рублей (5,3%), социальное обеспечение – 19,7 млн. рублей (3%).
Особенностью формирования расходов бюджета города является разграничение расходных полномочий между уровнями бюджетной системы. С учетом принятия на федеральном уровне нормативных правовых актов, уточняющих расходные обязательства регионов, увеличились субвенции на финансирование общеобразовательных учреждений в части реализации государственного стандарта общего образования, за счет субвенций планируется производить расходы на содержание органов ЗАГС, по социальной поддержке и социальному обслуживанию определенной категории граждан.
С налоговым органом администрация города взаимодействует на основании соглашения об информационном обмене, в котором предусмотрены объем и сроки предоставления необходимой информации. Ежемесячно анализируется задолженность налогоплательщиков в бюджет города, периодически проводятся совместные совещания по собираемости налогов в администрации города.
Хочется отметить положительные результаты работы администрации города, проводимой на протяжении всего 2004 года по взиманию задолженности по доходам от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности. В связи с передачей функций по земельным вопросам комитету имущественных отношений администрации города активизировалась работа по взысканию задолженности по арендным платежам за землю. Должники приглашались в администрацию города на заседания комиссии по собираемости налогов и взиманию задолженности. После таких «вызовов на ковер» задолженность многими арендаторами вносилась без подачи исков в суд. Увы, оставались и менее сговорчивые арендаторы. Было подано исков на сумму 1,2 млн. рублей, более половины задолженности уже поступило в 2004 году. Подобными мерами была погашена задолженность по доходам от сдачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности, – около 700 тыс. рублей.
Большая проблема в городе по тарифной политике на жилищно-коммунальные услуги. В связи с климатическими условиями Крайнего Севера расходы по содержанию и ремонту жилого фонда, инженерных сетей коммуникаций значительно выше, чем в других регионах России. При соблюдении уровня платежей, предусмотренных федеральным стандартом, расходы населения на оплату жилищно-коммунальных услуг непомерно высокие, и поэтому происходит сдерживание тарифов. В настоящее время уровень платежей населения на жилищно-коммунальные услуги составляет 70%.
Значительная доля жилищного фонда города (90%) находится в государственной собственности субъекта, ранее находившегося в ведении ОАО ГМК «Норильский никель».
В связи с Указом Президента РФ от 28 октября 1994 г. № 2027 «О полномочиях Правительства Российской Федерации по осуществлению передачи объектов федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность» с целью освобождения предприятий от несвойственных им функций по содержанию объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения была произведена передача вышеуказанных объектов, в том числе и жилищного фонда, в государственную собственность Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа.
Принимая во внимание, что на территории города проживает большое количество работников структурных подразделений «Норильского никеля», для того чтобы не создавать социальной напряженности, компания финансировала убытки по содержанию и ремонту объектов жилищно-коммунального хозяйства до середины 2004 года.
Предметом ведения местного самоуправления являются вопросы местного значения, в том числе содержание и использование муниципального жилищного фонда, организация, содержание и развитие муниципального энерго-, тепло- и водоснабжения подведомственных поселков, благоустройство территории муниципального образования, которые и составляют расходы по жилищно-коммунальному хозяйству города. В 2005 году на эти цели направлено собственных доходов бюджета города 38,0 млн. рублей, выделено субвенций из окружного бюджета 13,2 млн. рублей.
Основной особенностью формирования бюджета нашего города является тот факт, что Дудинка является еще и административным центром автономного округа. Распределение полномочий вместе с источниками финансирования происходит между двумя уровнями бюджетов – окружного и городского. Так, все учреждения здравоохранения города, большая часть убытков на содержание ЖКХ города и социальную политику, часть расходов на культуру и образование финансируются из окружного бюджета.
У города Дудинки есть еще одна особенность, которая может претерпеть изменения, попав под поток проводимых реформ. В связи с распределением и закреплением полномочий по разным уровням бюджетной системы при разработке стандартов, нормативов на функционирование городского хозяйства, систем жизнеобеспечения, образования, здравоохранения учитывались бы условия Крайнего Севера. И будет справедливо, если реформаторы учтут особенности российских Северов, чтобы новые условия способствовали единому уровню бюджетной обеспеченности жителей города и поселков.
Анастасия АНДРЕЕВА
Справка «Бюджета»
Альбина Михайловна ВАСИЛЬЕВА
Родилась 23 марта 1956 г. в Бурятии.
После окончания средней школы в 1973 г. поступила в финансово-кредитный техникум в г. Благовещенске на специальность «Государственный бюджет», который окончила в 1975 г.
Начала свою трудовую деятельность в финансовых органах Бурятии, где проработала более девяти лет, из них около шести – в должности старшего экономиста бюджетного отдела министерства финансов Бурятской АССР в г. Улан-Удэ.
В 1976 г. поступила в Иркутский институт народного хозяйства на специальность «Финансы и кредит», который окончила в 1981 г.
На Крайнем Севере работает с 1986 г. в финансовых органах Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа.
Начинала с должности экономиста по бюджету в городском финансовом отделе исполкома г. Дудинки. Затем – заведующая финансовым отделом Усть-Енисейского райисполкома, экономист финансового отдела Таймырского окружного исполкома, главный ревизор – инспектор по бюджету в финансовом отделе администрации г. Дудинки.
С 1997 г. занимает должность начальника финансового отдела администрации г. Дудинки. С 2003 г. – председатель финансового комитета администрации г. Дудинки.
В 2002 г. за добросовестный и долголетний труд в финансовых органах, внесенный вклад в социально-экономическое развитие г. Дудинки награждена Министерством финансов РФ нагрудным знаком «Отличник финансовой работы».