Между Россией и Испанией давно существуют экономические и торговые отношения. Конструктивно проходит сотрудничество в таких сферах экономики, как АПК, судостроение, медицинское оборудование, космические технологии, транспорт и транспортная инфраструктура, энергетика. Ключевая роль в продвижении испанских фирм и товаров на российский рынок принадлежит Экономическому и торговому представительству посольства Испании в РФ. О его работе рассказывает главный советник посольства по экономике и торговле г-н Хавьер Бургос БЕЛАСКОАЙН.
— Господин Бургос, пожалуйста, расскажите о деятельности Экономического и торгового представительства. Каковы его основные функции?
— Экономическое и торговое представительство посольства Испании существует с 70-х годов, однако за последние десять лет его функции претерпели значительные изменения. Раньше представительство занималось в основном анализом экономической ситуации в России и созданием соответствующих докладных записок. Однако с переходом к рыночной экономике испанские предприятия увеличили свое присутствие на российском рынке и соответственно этому деятельность представительства была переориентирована на поддержку этих предприятий. На настоящий момент функции Экономического и торгового представительства заключаются в предоставлении информации о российском рынке испанским фирмам, поддержке проведения кампаний по пропаганде испанских товаров на территории РФ, а также в поиске деловых партнеров для испанских предпринимателей на российском рынке. Представительство разделено на три отдела: сельскохозяйственной продукции и товаров народного потребления, промышленных товаров, а также услуг.
— Как поддерживается на государственном уровне деловое взаимодействие между Испанией и Россией? Каков сегодня климат взаимоотношений?
— Сотрудничество на государственном уровне развивается очень благоприятно. Успешно работает Межправительственная смешанная комиссия по экономическому и промышленному сотрудничеству, деятельность которой посвящена отраслям, представляющим наибольший интерес как для Испании, так и для России. Сопредседатель комиссии с российской стороны — заместитель Председателя Правительства РФ Александр Дмитриевич Жуков, а с испанской — министр промышленности, туризма и торговли Королевства Испания Мигель Себастьян. Что касается климата взаимоотношений между российскими и испанскими компаниями, то до 2009 года отношения развивались вполне успешно. Каждый год испанские экспортные поставки увеличивались более чем на 35 процентов. Произошедший вследствие мирового экономического кризиса значительный спад в торговых взаимоотношениях в 2009 году составил более 50 процентов. Это также связано с удорожанием евро по отношению к рублю. Однако мы полагаем, что перспективы на данный год очень хорошие и нам удастся выйти на тот уровень экспорта, который был достигнут в годы, предшествующие кризису.
— В период кризиса цены на многие товары и услуги упали. Стал ли российский бизнес больше инвестировать в испанскую экономику?
— Российские инвестиции в Испанию не являются значительными. Основной объем российских капиталовложений поступает в недвижимость: речь идет, как правило, о покупке так называемого второго дома. В этом секторе в период кризиса цены действительно падали. И благодаря тому что стоимость жилья в Испании значительно снизилась, большее число россиян смогли приобрести дома на побережье. В других отраслях испанской экономики российские вложения незначительны.
— Господин Бургос, в настоящее время бизнес-элита многих европейских стран — Франции, Германии, Италии — активно выходит на рынок не только Москвы и Санкт-Петербурга, но и российских регионов. И с каждым годом эта тенденция усиливается. Наблюдается ли она в отношении испанских компаний?
— До настоящего времени многие из наших бизнесменов концентрируют свое внимание преимущественно на Москве и Санкт-Петербурге. Раз в год мы организуем семинары для испанских бизнес-структур — так называемые Дни России в Испании, — которые проводятся в крупных испанских городах. На этих мероприятиях мы рассказываем нашему бизнес-сообществу о возможностях российского рынка, об особенностях законодательства и экономики России. К участию в этих мероприятиях приглашаются видные российские эксперты.
— Что бы вы могли рассказать о возможностях представительства читателям журнала «Бюджет» — главам регионов, муниципальных образований, руководителям финансовых органов всех уровней власти? С какими запросами можно обращаться в представительство и на какую помощь рассчитывать?
— Крайне важно информировать испанцев о возможностях, которые предоставляет Россия для работы на своем рынке. Было бы очень полезно, если бы российские власти проводили семинары, для того чтобы рассказать о возможностях, которые регионы могут предложить испанским компаниям. Важно осветить вопросы господдержки, специальных налоговых мер для иностранных инвесторов. Я полагаю, все это могло бы способствовать тому, чтобы больше испанских компаний стали активнее вкладывать средства в развитие регионов России.
— В плане текущего года предусмотрены встречи бизнеса и власти обеих стран?
— В Москве с 30 ноября по 2 декабря в гостинице «Гранд Марриотт» мы проведем мероприятие «Партнерство российских и испанских компаний». Прежде всего нас интересуют проекты, в финансировании которых участвуют международные финансовые институты. Будут участвовать компании, занятые в таких сферах, как транспортная инфраструктура, энергетика и окружающая среда. Последняя сфера включает в себя очистку воды и переработку бытовых отходов. Мы приглашаем на данное мероприятие представителей российских региональных властей. Они могут рассказать нам о тех проектах, которые существуют в их субъектах РФ в области очистки воды и переработки бытовых отходов. Мы будем ориентировать нашу работу при организации этого мероприятия на то, чтобы испанские и российские компании могли начать полноценное сотрудничество в данных областях и совместно реализовывать проекты. Планируется, что с испанской стороны будут представлены около двадцати компаний — лидеров своей отрасли.
— Господин Бургос, нравится ли вам работать в России?
— Я уже три года в России и удовлетворен своей работой. Это очень интересная страна. Однако, как я уже упоминал, испанские компании еще не очень хорошо представляют себе ситуацию в России, поэтому мы направляем все усилия на то, чтобы помочь испанским компаниям войти на российский рынок. И я полагаю, что в этой сфере мы можем достичь очень хороших результатов.
— А возникают ли у испанцев проблемы с освоением русского языка?
— Для испанца русский язык очень трудный. И это одно из препятствий для работы испанцев в России.
— Инвестиции — №9 Сентябрь 2010 — 15 октября 2010