Государственная «алкогольная» политика
Материальные предпосылки для развития производства качественного алкоголя вытекают из предпосылок идеологических: государство либо ведет борьбу с алкоголизмом через уничтожение собственной легальной алкогольной промышленности (что Советский Союз уже «проходил» в горбачевскую эпоху), либо развивает национальные традиции виноделия и защищает местных производителей вин, повышая и пропагандируя интерес к культуре потребления вина, переориентируя население с потребления крепких спиртных напитков на потребление более слабых и менее вредных для здоровья.
Практика развитых европейских винодельческих стран показывает, что высокое качество производимого ими вина достигается в результате выполнения многих условий, в том числе наличия протекционистской государственной политики в области виноделия со всеми вытекающими из нее налоговыми льготами и преференциями для локальных производителей винодельческой продукции. Например, законодательство и протекционистская государственная политика в области виноделия и виноградарства в традиционно винодельческих странах ЕС — Италии, Испании, Германии, Греции и Португалии — выглядят следующим образом: местные производители освобождены от уплаты акциза на вино, для них существует льготное налогообложение в области виноградарства и налоговое стимулирование экспорта вина. Система государственных дотаций и гибкая политика в предоставлении государственных и коммерческих кредитов для предприятий отрасли, а также высокие таможенные пошлины на импортные вина и крепкие спиртные напитки — главные рычаги в организации национального виноделия в этих государствах.
Россия обладает уникальным комплексом географических и климатических условий, которые позволяют развивать производство винограда. Но из 400 тыс. гектаров земель, пригодных для выращивания винограда, виноградниками занято около 70 тысяч гектаров, то есть используется всего 20 % площадей. В России производится 250 тыс. тонн винограда и вырабатывается 20 млн декалитров виноматериалов. Однако потребности отечественного рынка удовлетворяются за счет собственного сырья только на 25–30 %. Для удовлетворения потребностей российского рынка необходимо производить более 2 млн тонн винограда, и возможности для этого в стране есть.
Пути решения проблемы
По экспертным оценкам, доходы, полученные в России государством за счет ежегодной индексации ставки акциза на крепкую алкогольную продукцию, сопоставимы с величиной затрат на устранение последствий упомянутой индексации: лечение отравившихся суррогатным алкоголем, выплату пособий по инвалидности и дальнейшую реабилитацию инвалидов. Для снижения смертности населения от отравления суррогатным алкоголем, сокращения объемов нелегального производства водки и обеспечения увеличения поступления акциза в бюджетную систему Российской Федерации необходимо принять целый ряд мер по регулированию алкогольного рынка, которые будут способствовать его легализации. Министерство финансов России, которое занимается вопросами формирования налоговой политики в стране, подготовило законопроект, отражающий основные предложения Правительства РФ по реформированию акцизов на алкоголь. Законопроект предлагает:
- внести изменения в действующий порядок исчисления и уплаты акциза, предусмотрев авансовую уплату акциза по подакцизным товарам при приобретении спирта;
- дифференцировать размеры ставок акциза на этиловый спирт и предоставить возможность освобождения от авансовой уплаты акциза по приобретаемому спирту в случае представления производителями алкогольной и спиртосодержащей продукции банковской гарантии.
Этот законопроект в ближайшее время будет внесен Правительством РФ на рассмотрение в Госдуму РФ.
В ходе расширенного выездного заседания Комитета Совета Федерации по бюджету в Краснодарском крае на тему: «Проблемы акцизного налогообложения алкогольной продукции», состоявшегося в апреле 2010 года, были высказаны многочисленные предложения по реформированию законодательного регулирования налогообложения алкогольной продукции в России. В частности, была подчеркнута необходимость долгосрочной государственной программы до 2020 года по возрождению виноградарства и виноделия в России. Основная цель программы — это достижение максимальных объемов выработки собственной продукции, обеспечивающей минимизацию зависимости от импорта. Это позволит создать дополнительные рабочие места в зонах традиционного виноградарства и виноделия и решать социальные вопросы.
Среди проблем, связанных с взиманием акциза при импорте алкогольной продукции, наиболее актуальной является проблема идентификации вин. В связи с отсутствием в Налоговом кодексе РФ разъяснений для целей налогообложения того, какая алкогольная продукция является натуральной, существуют определенные трудности при осуществлении таможенного контроля достоверности заявляемых при таможенном оформлении сведений, в том числе правильности уплаты акциза. В настоящее время отсутствуют единые критерии отнесения вин к категории натуральных, что приводит к возможности недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности заявлять недостоверные сведения о товаре с целью занижения таможенных платежей. В результате подавляющее большинство виноградных вин, ввозимых в Российскую Федерацию, декларируются как натуральные и облагаются акцизом по минимальной ставке.
Также в связи с зависимостью винодельческой отрасли на 70–75 % от импорта виноматериалов остро стоит вопрос их таможенного декларирования и классификации. Поэтому важное значение имеет разработка Технического регламента на винодельческую продукцию и Международного соглашения — технического регламента о требованиях к спирту, спиртосодержащей и алкогольной продукции. Проект такого соглашения, которое должно обеспечить формирование единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, в настоящее время согласовывается в федеральных органах исполнительной власти.
Существует проблема развития механизмов контроля производства и оборота алкогольной продукции в целях борьбы с нелегальной продукцией. В качестве основных направлений реформирования можно назвать следующие:
- совершенствование существующей Единой государственной автоматизированной информационной системы, предназначенной для автоматизации государственного контроля за объемом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС);
- расширение полномочий субъектов Российской Федерации и некоммерческих саморегулируемых общественных организаций (ассоциаций) производителей винограда и вина.
Что касается вопросов акцизного налогообложения пива, то по итогам 2009 года доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации от уплаты акциза на пиво на территории России составили 30,2 млрд руб. (по данным Федерального казначейства). Позитивные результаты развития рынка пива за последние годы в нашей стране стали поводом для рассмотрения пивоварения как неисчерпаемого источника пополнения бюджета и компенсации его выпадающих доходов от реализации нелегального крепкого алкоголя. Только за период с 2004 по 2010 годы ставки акциза на пиво выросли на 400 %, в то время как на натуральное вино и крепкие спиртные напитки рост ставок акциза составил 59 % и 44 % соответственно.
В России в настоящее время большое значение имеет вопрос о том, как обеспечить меньшую доступность крепких спиртных напитков по сравнению со слабоградусной продукцией. Также необходим достаточный переходный период для адаптации производственного и торгового секторов, специализирующихся на выпуске и реализации слабоградусной продукции, к новым условиям работы.
Рекомендации Комитета СФ по бюджету
В рекомендациях Комитета Совета Федерации по бюджету Правительству РФ и руководству регионов нашли свое отражение наиболее острые вопросы акцизного налогообложения алкогольной продукции:
- о необходимости разработать комплекс мер по усилению контроля перемещения этилового спирта на территории Российской Федерации, введя лицензирование указанного вида деятельности и оснастив парк транспортных средств, используемых для перевозки спирта, современными системами контроля их передвижения, например, с помощью глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС;
- о создании рабочей группы для разработки единого Технического регламента на винодельческую продукцию, включив в ее состав членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, а также представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых выращивается виноград;
- о необходимости принятия долгосрочной федеральной и региональных программ по развитию базы виноградарско-винодельческой отрасли;
- о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, необходимых для признания вина, сделанного из выращенного в России винограда, сельскохозяйственным продуктом, а производство вина из российского винограда — сельскохозяйственной деятельностью.