
Новый приказ ФНС должен прийти на смену действующему сейчас документу от 2003 года. Распространяется он на налоговых агентов, то есть на предприятия и организации, которые сами уплачивают налог на доходы физических лиц (НДФЛ) за своих работников. Кроме того, соответствующие отчеты обязаны предоставлять индивидуальные предприниматели, адвокаты и нотариусы, занимающиеся частной практикой, а также подразделения иностранных организаций, работающих в России.
Предоставление отчетов в электронном виде включает два варианта. Компании могут отправить свои отчеты на дискетах, компакт-дисках или флеш-картах по почте или принести их непосредственно в подразделение налоговой службы по месту регистрации налогоплательщика. В этом случае каждый электронный файл должны в обязательном порядке сопровождать два экземпляра реестра, описывающего его содержание, причем в бумажном виде.
Совершенно безбумажным является предоставление информации о доходах работников с помощью средств телекоммуникации (по Интернету). Правда, в этом случае документы должны быть заверены электронной подписью, получение которой тоже потребует от налогоплательщиков определенных усилий и денег.
Электронизация документооборота стала основным трендом в оптимизации налогового администрирования последнего времени, укрепившимся с приходом на пост руководителя Федеральной налоговой службы Михаила Мишустина. Со 2 сентября этого года в электронном виде возможно выставление счетов-фактур, которые будут приниматься налоговиками при контроле за уплатой НДС (см. «Время новостей» от 7 сентября). Постепенное узаконивание документов в электронном виде и уравнивание их в правах с бумажными аналогами сменяются полным вытеснением традиционных бланков электронными.
ФНС перенос взаимоотношений с бизнесом с бумажных на электронные носители рассматривает в качестве ключевого элемента упрощения налогового администрирования. «Сегодня практически половина предприятий предоставляет нам информацию на электронных носителях. Более миллиона организаций передает ее по выделенным каналам связи с цифровой подписью, -- заявил во вторник на пресс-конференции в РИА Новости заместитель руководителя ФНС Сергей Шульгин. -- Конечно, 100% -- неосуществимая мечта, но к этому надо стремиться. Тогда затраты на администрирование как наши, так и налогоплательщиков мы существенно сократим».
В целом приветствуя более широкое применение налоговиками электронного документооборота, эксперты призывают не забывать о российских особенностях интернетизации. Возможность отчитаться в уплате НДФЛ в электронном виде предусмотрена в Налоговом кодексе (НК) с 2000 года, напоминает управляющий партнер группы юридических и аудиторских компаний «Содействие бизнес-проектам» Кира Гин-Барисявичене. «Однако до настоящего момента этот порядок не был определен: во всех налоговых инспекциях он был свой. Этот приказ ФНС как раз и утверждает общий для всех порядок», -- отмечает юрист. Она также напоминает, что «в соответствии с новой редакцией НК, которая вступила в силу со 2 сентября 2010 года, любое представление сведений не по форме, формату и не в том порядке будет расцениваться налоговиками как правонарушение, влекущее привлечение к налоговой ответственности».
«Представление сведений на магнитных носителях или с использованием средств телекоммуникации сводит к минимуму время для подготовки документов к сдаче. Большинство организаций ведет учет с применением специальных программ, которые, как правило, уже предусматривают формирование таких сведений в электронном виде, -- напоминает главный консультант аудиторской компании МКПЦН Елена Козлова. -- С другой стороны, такой порядок не учитывает форсмажорные обстоятельства, которые могут возникнуть у налогоплательщика. При невозможности сформировать сведения для их представления в электронном виде налоговому агенту практически невозможно будет исполнить в установленные сроки свою обязанность и сдать их на бумажных носителях. Ведь такое право, как следует из норм налогового законодательства и рассматриваемого документа, нужно будет получить у налоговых органов заранее».
«С одной стороны, новация, конечно, позволит и разгрузить офисы налоговых от очередей, и упорядочит документооборот, и, возможно, даже приведет к сокращению численности налоговиков низшей квалификации, вбивавших ранее информацию с листков в компьютер, -- рассуждает директор московского офиса компании Tax Consulting UK Эдуард Савуляк. -- Но есть у такой инициативы и пара существенных минусов, которые обязательно проявят себя. Первое -- такая информация рано или поздно окажется доступной широким слоям общественности. Еще свежа в памяти история, случившаяся всего пару дней назад, когда на сайте ФНС «забыли» закрыть доступ к базе с задолженностями по налогам абсолютно всех россиян. Второе -- всем известно российское качество связи (особенно за пределами МКАД). Не удивлюсь, если в регионах налоговики будут просить налогоплательщиков, чтобы они предоставляли отчеты на бумаге, так как иначе информация до них просто не будет доходить».
Собираемость налогов растет ударными темпами
Поступление налогов в консолидированный бюджет РФ в январе--сентябре 2010 года выросло на 23,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 5,627 трлн руб., говорится в материалах Федеральной налоговой службы (ФНС). В том числе поступления в федеральный бюджет увеличились на 29,2%, до 2 трлн 351,1 млрд руб., в консолидированные бюджеты субъектов РФ -- на 19,4%, до 3 трлн 276,3 млрд рублей.
По данным ФНС, поступления налога на прибыль организаций составили 1 трлн 342,1 млрд руб., что на 43,3% больше, чем за тот же период 2009 года (поступления в консолидированный бюджет субъектов РФ увеличились на 46%, до 1 трлн 159,2 млрд руб., в федеральный бюджет -- на 28%, до 182,9 млрд руб.). Поступления налога на доходы физических лиц, который полностью зачисляется в консолидированные бюджеты регионов, выросли на 5,6%, до 1 трлн 240,9 млрд руб. Поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, увеличились на 10,2%, до 980,1 млрд руб., на товары, ввозимые на территорию РФ, -- на 61,3%, до 35 млрд рублей.
Поступления по сводной группе акцизов увеличились на 35,7%, до 327,2 млрд руб. Акцизов в федеральный бюджет поступило 83,6 млрд руб. -- это на 39,6% больше, чем в январе--сентябре 2009 года, в бюджеты субъектов РФ -- 243,7 млрд руб. (рост на 34,4%).
Поступления налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в консолидированный бюджет РФ выросли на 40,4%, до 1 трлн 25,2 млрд руб., в том числе на нефть -- до 922,4 млрд руб. (рост на 43%).