Версия для печати 3610 Материалы по теме

Рассмотрим соотношение институтов и институциональных мер с реализацией конкретных проектов экономической политики в чистом виде. Президент России несколько месяцев назад объявил о  программе модернизации, стратегия которой пока еще не определена. Эта программа будет касаться технологической модернизации, важнейших сфер экономики, связанной с повышением энергоэффективности и развитием альтернативных видов энергетики, внедрением информационных технологий, а в связи с развитием телекоммуникаций - других инфраструктурных элементов.

Оппоненты предлагают начать с создания условий для реализации новой экономической политики, поэтому намного важнее начать с реформы судебной системы, демократизации   выборов, связи с избирателями, защиты прав собственности, налоговой системы, развития финансовой инфраструктуры, защиты прав интеллектуальной собственности. Можно продолжить перечисление институтов, характерных для стандартной модели рыночной экономики, которые планировались с конца 80-х годов.

«Я считаю, что эти вещи не противоречат друг другу, а, напротив, взаимодополняют. Реализация этих проектов (повышение энергоэффективности; внедрение интернета по всей стране или проект создания инновационного центра «Сколково»), является мотором институциональных изменений, которые могут принести гораздо больший и быстрый эффект, чем попытка построения идеальных моделей на основе некоторых представлений об этих моделях, основанных, например, на опыте других стран, где эти модели успешно внедрены.

Идеология нашей команды заключается в том, чтобы при реализации проектов видеть возникающие препятствия, которые  институты не могут устранить. Это сложная модель, поскольку она подразумевает оперативное принятие решений по конкретным институциональным вопросам. Это связано с тем, что проектный подход конкретен с точки зрения времени и места осуществления. Например, если мы видим, что какой-то институт неадекватен и не работает, менять его надо настолько быстро, чтобы это не сдерживало осуществление проекта в целом. Это касается любой сферы, любого института, определяющих экономическую политику страны. Решения нужно принимать в течение недели, а не месяцев или лет. Безусловно, ошибки в таком сценарии неизбежны, но это и есть политический выбор в пользу скорости разумных, пусть даже неидеальных изменений по сравнению с построением моделей, которые могут оказаться лучше в долгосрочной перспективе. Задержка в их реализации может привести к проблемам в кратко- или среднесрочном периодах. Эта дилемма между долгосрочной перспективой и краткосрочными изменениями является одной из определяющих сегодня. На эту тему есть много моделей и исследований, безусловно, эти модели применимы к нашей действительности.

Обстоятельство, которое отсутствовало в предыдущие периоды, связано с обратной связью. Если сравнивать что происходило ранее, что происходит сейчас, то действия, сигналы, политические решения завязаны на те потоки информации, которые идут снизу вверх, а не которые формируются на верхнем уровне. Это результат применения новейших информационных технологий. Учитывая предложения снизу, можно сразу получить программу действий. Отсюда можно сделать вывод, что сейчас прямое общение с экспертами, стало гораздо эффективнее.

Меняются ли политические институты? Президент уделяет большое внимание не только экономической и технологической модернизации, но и усовершенствованию судебной системы, уголовному законодательству и законодательству, связанному с правовой системой и культурой, а также вопросам правоохранительных органов. Без решения этих вопросов мы не продвинемся в сфере экономической модернизации. Политика и модернизация, а также экономические институты являются звеньями одной цепи.

Политика, проводимая на региональном уровне, влияет на политику, проводимую на федеральном уровне. Чтобы победила концепция «вторичности» государства – «первичности» граждан, нужно перейти от сочетания  теорий и митингов к практическому осуществлению этой концепции. Это суть того, что происходит сегодня.»

Поделиться