14–17 октября в Анапе при поддержке администрации Краснодарского края было проведено совместное заседание секций «Финансисты субъектов Российской Федерации» и «Финансисты муниципальных образований»
НП «Сообщество финансистов России». В мероприятии приняли участие члены Совета Федерации, депутаты Государственной думы, представители Министерства финансов и Министерства регионального развития России, Федерального казначейства, экспертного сообщества.
Основными темами обсуждения на заседании стали сбалансированность бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований, совершенствование законодательства, регулирующего межбюджетные отношения, а также особенности применения бюджетного законодательства, связанного с изменениями правового положения бюджетных учреждений, и бюджетной классификации. Кроме того, говорилось об организации государственного и муниципального финансового контроля, затрагивались проблемные вопросы законодательства о госзакупках.
Основные характеристики бюджета на 2011–2013 годы

Еще одна особенность нового бюджета заключается в том, что он носит инновационный характер. Изменения, произошедшие в бюджетной классификации, казалось бы, несущественные, тем не менее реально отражают отраслевую структуру. Впервые бюджет составлен с такими приложениями, в которых видны федеральные программы. Владимир Анатольевич отметил также, что, учитывая позитивные тенденции экономики, Правительство РФ составило бюджет в трехлетнем формате. И это, безусловно, является стабилизирующим фактором, придающим бизнес-сообществу, инвесторам уверенность в завтрашнем дне и возможность выстраивать свою деятельность на перспективу.
Принципиальная особенность бюджетной политики на 2011–2013 годы — начало реализации программ повышения эффективности бюджетных расходов, реформирования правового положения государственных и муниципальных учреждений. В условиях дефицита федерального бюджета важное значение приобретает задача наполнения его доходной части. Доходы на 2011 год определены в размере 8,8 трлн руб., на 2012 год — 9,5 трлн руб., на 2013 год — 10,4 трлн руб. Бюджет формируется в условиях продолжения положительной динамики роста бюджетных доходов, которая в 2010 году сменила падение показателей доходов (в 2009 г. падение доходов федерального бюджета составило 20 %. — Прим. ред.). По прогнозам в 2011 году прирост будет составлять 12,5 %, в 2012 году — 7,5 %, в 2013 году — 9,2 %. Это выше темпов прироста ВВП практически в два раза.
«Однако, — заметил В. А. Петров, — несмотря на планируемые Правительством РФ меры по увеличению доходных поступлений, лишь в 2012 году будут достигнуты номинальные объемы доходов федерального бюджета, соответствующие уровню 2008 года. Также, несмотря на предпринимаемые меры, идет падение налоговых поступлений от нефтегазовых доходов, а прочие доходы стабилизировались на уровне 9,1–9,3 % ВВП и остаются достаточно стабильными. Около трети прироста доходов федерального бюджета планируется достичь за счет изменения российского законодательства. Большинство этих изменений должны вступить в силу с 1 января 2011 года, но многие из них на сегодняшний момент еще находятся либо в Государственной думе, либо туда еще даже не поступили». Наибольшее влияние на увеличение поступления доходов в бюджет окажет индексация ставок акцизов по подакцизным товарам, налога на добычу полезных ископаемых (нефть и газ), установление нормативов зачисления в федеральный бюджет доходов от акцизов на нефтепродукты (в целях формирования Федерального дорожного фонда) и т. д.
Расходы федерального бюджета на 2011 год планируются в размере 10,7 трлн руб., на 2012 год — 11,2 трлн руб., на 2013 год — 12,2 трлн руб. Причина таких достаточно скромных расходов в том, что необходимо последовательно снижать дефицит бюджета, который, к сожалению, по прогнозу в ближайшие годы будет сохраняться. По словам В. А. Петрова, ожидается, что сбалансированность бюджета будет достигнута лишь в 2015 году.
Одним из главных приоритетов нового трехлетнего бюджета останется обеспечение социальных обязательств. Расходы на здравоохранение возрастают на 63 %. Связано это с тем, что сейчас идет реформирование внебюджетных фондов. Был принят закон об увеличении страховых взносов (по Фонду обязательного медицинского страхования в 2011 г. — на 3,1 %, в 2012–2013 и последующие годы — на 5,1 %). По сравнению с 2010 годом будет существенно увеличено финансирование дорожного хозяйства.

Также Надежда Сергеевна призвала финансистов обратить пристальное внимание на такую позицию, присутствующую в Федеральном законе о бюджете на 2011 год пока индикативно, как формирование бюджета года по программно-целевому признаку. Программа повышения эффективности бюджетных расходов принята Правительством РФ, и работа над ней будет продолжена в Государственной думе, поскольку пока определены только бюджетные источники финансирования. А в 2011 году будет вестись работа по определению и других источников: заимствования, привлечение коммерческих, имущественных ресурсов и т. д. «Но поскольку основные подходы к программно-целевому принципу формирования федерального бюджета заложены уже сейчас, я рекомендую вам взять их на вооружение», — заметила Надежда Сергеевна. Депутат посоветовала работать в этом направлении в течение года, ведь в 2012 году всем придется составлять свои бюджеты по программно-целевому принципу.
Н. С. Максимова заострила внимание присутствующих финансистов и на том, как меняются источники финансирования дефицита федерального бюджета. В частности, предусмотрено поступление в бюджет значительных сумм от приватизации федерального имущества. Раньше планировалось порядка 10 млрд руб., сейчас заложено более 300 млрд руб. «Правда, — заметила она, — пока перечень объектов для приватизации не готов. Поэтому перед Правительством РФ стоит задача ко времени обсуждения этого вопроса в парламенте подготовить Программу приватизации объектов».
Закон № 83-ФЗ
Практическим аспектам применения бюджетными учреждениями норм Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ (новации нормативно-правового регулирования деятельности бюджетных и автономных учреждений) было посвящено выступление Т. В. Саакян, заместителя директора Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России. Татьяна Васильевна подчеркнула, что для методической поддержки реализации закона № 83-ФЗ Министерством финансов РФ открыта «горячая линия» ответов на возникающие вопросы.
С. В. Романов, заместитель директора Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России, посвятил свой доклад вопросам совершенствования нормативно-правового регулирования в области организации бухгалтерского учета, формирования бухгалтерской отчетности и совершенствования бюджетной классификации в рамках реализации положений Федерального закона № 83-ФЗ и программ повышения эффективности бюджетных расходов.
Налоговая политика

В блоке, связанном с налоговым администрированием, произошли следующие изменения. Основные положения Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ уже вступили в силу. В частности, были уточнены основания для признания задолженности безнадежной. В новой редакции ст. 59 Налогового кодекса РФ появилась норма об отказе суда в восстановлении налоговым органом права на взыскание налога. Также уточнены основания для изменения сроков уплаты налогов и установлены исчерпывающие перечни документов, которые налогоплательщик представляет при обращении в уполномоченный орган за получением отсрочки или рассрочки. Уточнены органы, которые уполномочены принимать решения об отсрочках и рассрочках. В частности (применительно к НДФЛ), добавлено, что принимать решение об отсрочках и рассрочках имеет право налоговый орган по месту жительства физического лица. Кроме того, законодательные органы власти субъектов РФ могут создавать свои органы, уполномоченные на изменение сроков уплаты региональных и местных налогов и налога на прибыль по ставке, зачисляемой в региональный бюджет. Основания для изменения сроков уплаты региональных и местных налогов также могут быть расширены на региональном и местном уровнях. А по налогу на прибыль такой возможности пока не предоставлено. «Но думаю, — сообщил Разгулин, — что в ближайшее время это будет исправлено».
Также введена обязанность, которая уже вызвала ряд вопросов со стороны муниципальных органов власти. Речь идет о предоставлении в налоговые органы информации о земельных участках. «Мы исходим из того, — прояснил ситуацию Сергей Викторович, — что вся необходимая информация должна предоставляться в большей степени органами Росреестра. А на органах муниципальных образований лежит обязанность предоставления информации в том виде, в котором они ею располагают. В настоящее время действует форма предоставления таких сведений, утвержденная приказом Министерства финансов РФ от 23 марта 2006 г. № 47-н».
Далее докладчик обратил внимание региональных финансистов и на рассматривающийся сейчас в Государственной думе законопроект о внесении изменений в ст. 342 и 361 НК РФ. В частности, поправки к ст. 342 связаны с изменением индексации налога на добычу полезных ископаемых — увеличением ставок этого налога применительно к нефти и газу. «Все поступления от НДПИ (порядка 40 миллиардов рублей) зачисляются в федеральный бюджет, — подчеркнул докладчик. — А для региональных бюджетов это выпадающие доходы по налогу на прибыль. Учитывайте эти изменения».
Моногорода
Перспективной модели развития региональной и муниципальной инфраструктуры в 2011 году был посвящен доклад А. А. Макаренко, заместителя директора Департамента мониторинга и оценки эффективности органов власти, начальника отдела Минрегионразвития России. В своем выступлении она рассказала о ходе реализации государственной поддержки диверсификации экономики моногородов в 2010 году, а также об основных текущих тенденциях социально-экономической ситуации в моногородах. Согласно итогам проведенных Министерством регионального развития РФ мониторинга и опроса общественного мнения на настоящий момент в моногородах фиксируется общая стабилизация социально-экономического положения; сокращение уровня безработицы по сравнению с 2009 годом. Программа по снижению напряженности на рынке труда дает ощутимые результаты, но об окончательных итогах говорить пока рано.
К общим ключевым проблемам модернизации моногородов Анна Александровна отнесла: дефицит инвестиционных проектов — «локомотивов» развития моногородов; отсутствие в муниципалитетах профессиональных кадров; отсутствие института проектирования (банка проектов Start-Up) и структуры управления проектами; отсутствие средств на финансирование и доведение инвестиционных проектов до уровня «банковского проекта». Приведя в пример международный опыт диверсификации экономики моногородов Англии, Франции, Германии, Японии, А. А. Макаренко рассказала присутствующим о возможностях применения зарубежного опыта к российским реалиям. На вооружение, в частности, можно взять кооперирование усилий научного сообщества, бизнес-структур, региональных и местных властей в вопросах выработки общей стратегии реализации инвестиционных проектов; создание специальной структуры, координирующей модернизацию моногородов под государственным патронажем; создание региональной структуры корпоративного типа по управлению инвестпроектами; аккумулирование частных и бюджетных инвестиций в формате государственно-частного партнерства. В завершение своего доклада Анна Александровна привела примеры перспективных моделей управления реализацией проектов.
Межбюджетные трансферты

Также Владислав Васильевич озвучил изменения, произошедшие в порядке предоставления компенсации снижения объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ в 2011 году. Так, компенсация будет производиться за счет дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ. Она будет предоставляться субъектам РФ, у которых доля дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности в доходах составляет свыше 10 % и у которых сокращение объема дотации на 2011 год по сравнению с уровнем, утвержденным на 2010 год, составляет более 10 %. Уровень компенсации снижения дотаций в следующем году составит 90 % от уровня 2010 года. Объем компенсации утверждается в приложении к закону о федеральном бюджете, а условием предоставления компенсации является заключение Соглашения с Минфином России.
На заседании также выступили представители региональных и муниципальных финансовых органов. В своих докладах они озвучили злободневные вопросы и проблемы, требующие решения на федеральном уровне. В результате был подготовлен пакет предложений, который предполагается отправить на рассмотрение в Правительство РФ, Федеральное собрание и Минфин России.