14–17 октября в Анапе при поддержке администрации Краснодарского края было проведено совместное заседание секций «Финансисты субъектов Российской Федерации» и «Финансисты муниципальных образований»
НП «Сообщество финансистов России». В мероприятии приняли участие члены Совета Федерации, депутаты Государственной думы, представители Министерства финансов и Министерства регионального развития России, Федерального казначейства, экспертного сообщества.
Основными темами обсуждения на заседании стали сбалансированность бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований, совершенствование законодательства, регулирующего межбюджетные отношения, а также особенности применения бюджетного законодательства, связанного с изменениями правового положения бюджетных учреждений, и бюджетной классификации. Кроме того, говорилось об организации государственного и муниципального финансового контроля, затрагивались проблемные вопросы законодательства о госзакупках.
Основные характеристики бюджета на 2011–2013 годы
В. А. Петров, первый заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам Совета Федерации, в своем докладе, посвященном бюджетной политике на 2011–2013 годы, отметил, что бюджет следующего года будет «легче», чем два предыдущих, поскольку сформирован в условиях восстановительного роста экономики. Причем не только с точки зрения снижения дефицита бюджета, но и с точки зрения структурных изменений, которые имеют место и по доходам, и по расходам.Еще одна особенность нового бюджета заключается в том, что он носит инновационный характер. Изменения, произошедшие в бюджетной классификации, казалось бы, несущественные, тем не менее реально отражают отраслевую структуру. Впервые бюджет составлен с такими приложениями, в которых видны федеральные программы. Владимир Анатольевич отметил также, что, учитывая позитивные тенденции экономики, Правительство РФ составило бюджет в трехлетнем формате. И это, безусловно, является стабилизирующим фактором, придающим бизнес-сообществу, инвесторам уверенность в завтрашнем дне и возможность выстраивать свою деятельность на перспективу.
Принципиальная особенность бюджетной политики на 2011–2013 годы — начало реализации программ повышения эффективности бюджетных расходов, реформирования правового положения государственных и муниципальных учреждений. В условиях дефицита федерального бюджета важное значение приобретает задача наполнения его доходной части. Доходы на 2011 год определены в размере 8,8 трлн руб., на 2012 год — 9,5 трлн руб., на 2013 год — 10,4 трлн руб. Бюджет формируется в условиях продолжения положительной динамики роста бюджетных доходов, которая в 2010 году сменила падение показателей доходов (в 2009 г. падение доходов федерального бюджета составило 20 %. — Прим. ред.). По прогнозам в 2011 году прирост будет составлять 12,5 %, в 2012 году — 7,5 %, в 2013 году — 9,2 %. Это выше темпов прироста ВВП практически в два раза.
«Однако, — заметил В. А. Петров, — несмотря на планируемые Правительством РФ меры по увеличению доходных поступлений, лишь в 2012 году будут достигнуты номинальные объемы доходов федерального бюджета, соответствующие уровню 2008 года. Также, несмотря на предпринимаемые меры, идет падение налоговых поступлений от нефтегазовых доходов, а прочие доходы стабилизировались на уровне 9,1–9,3 % ВВП и остаются достаточно стабильными. Около трети прироста доходов федерального бюджета планируется достичь за счет изменения российского законодательства. Большинство этих изменений должны вступить в силу с 1 января 2011 года, но многие из них на сегодняшний момент еще находятся либо в Государственной думе, либо туда еще даже не поступили». Наибольшее влияние на увеличение поступления доходов в бюджет окажет индексация ставок акцизов по подакцизным товарам, налога на добычу полезных ископаемых (нефть и газ), установление нормативов зачисления в федеральный бюджет доходов от акцизов на нефтепродукты (в целях формирования Федерального дорожного фонда) и т. д.
Расходы федерального бюджета на 2011 год планируются в размере 10,7 трлн руб., на 2012 год — 11,2 трлн руб., на 2013 год — 12,2 трлн руб. Причина таких достаточно скромных расходов в том, что необходимо последовательно снижать дефицит бюджета, который, к сожалению, по прогнозу в ближайшие годы будет сохраняться. По словам В. А. Петрова, ожидается, что сбалансированность бюджета будет достигнута лишь в 2015 году.
Одним из главных приоритетов нового трехлетнего бюджета останется обеспечение социальных обязательств. Расходы на здравоохранение возрастают на 63 %. Связано это с тем, что сейчас идет реформирование внебюджетных фондов. Был принят закон об увеличении страховых взносов (по Фонду обязательного медицинского страхования в 2011 г. — на 3,1 %, в 2012–2013 и последующие годы — на 5,1 %). По сравнению с 2010 годом будет существенно увеличено финансирование дорожного хозяйства.
Н. С. Максимова, депутат Государственной думы, председатель Совета СФР обратила внимание присутствующих на то, что возвращение к трехлетнему планированию бюджета — это обоснованное решение, которое создает стабильность не только для контрагентов по отношению к бюджету, но и для регионов. Надежда Сергеевна подчеркнула, что в консолидированные бюджеты субъектов РФ закладывается рост доходов (по сравнению с 2010 годом): по 105 % в 2011 и 2012 годах и 107 % в 2013 году. Равно как закладывается и снижение дефицитов консолидированных бюджетов субъектов РФ. То есть регионам нужно работать над увеличением доходов, искать дополнительные источники и оптимизировать расходы. В 2011 году Министерство финансов РФ планирует дефицит консолидированных бюджетов субъектов Федерации в размере 306,7 млрд руб., в 2012 году — 277,8 млрд руб. и только на 2013 год — 135,9 млрд руб. «Хотя, — добавила Надежда Сергеевна, — изначально заложенный консолидированный дефицит бюджета субъектов РФ на 2010 год уже сейчас значительно превышен. Вместо 313 миллиардов рублей по итогам девяти месяцев текущего года мы имеем более 500 миллиардов рублей дефицита. Впрочем, мы надеемся, что к концу года ситуация несколько улучшится. Фонд финансовой поддержки регионов пока предусмотрен без прироста: на 2011–2013 годы по 397 миллиардов рублей. Но мы ставим перед собой задачу, и Совет Федерации нас поддерживает, добиться, чтобы этот Фонд в последующие годы все-таки прирастал на инфляционную составляющую».Также Надежда Сергеевна призвала финансистов обратить пристальное внимание на такую позицию, присутствующую в Федеральном законе о бюджете на 2011 год пока индикативно, как формирование бюджета года по программно-целевому признаку. Программа повышения эффективности бюджетных расходов принята Правительством РФ, и работа над ней будет продолжена в Государственной думе, поскольку пока определены только бюджетные источники финансирования. А в 2011 году будет вестись работа по определению и других источников: заимствования, привлечение коммерческих, имущественных ресурсов и т. д. «Но поскольку основные подходы к программно-целевому принципу формирования федерального бюджета заложены уже сейчас, я рекомендую вам взять их на вооружение», — заметила Надежда Сергеевна. Депутат посоветовала работать в этом направлении в течение года, ведь в 2012 году всем придется составлять свои бюджеты по программно-целевому принципу.
Н. С. Максимова заострила внимание присутствующих финансистов и на том, как меняются источники финансирования дефицита федерального бюджета. В частности, предусмотрено поступление в бюджет значительных сумм от приватизации федерального имущества. Раньше планировалось порядка 10 млрд руб., сейчас заложено более 300 млрд руб. «Правда, — заметила она, — пока перечень объектов для приватизации не готов. Поэтому перед Правительством РФ стоит задача ко времени обсуждения этого вопроса в парламенте подготовить Программу приватизации объектов».
Закон № 83-ФЗ
Практическим аспектам применения бюджетными учреждениями норм Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ (новации нормативно-правового регулирования деятельности бюджетных и автономных учреждений) было посвящено выступление Т. В. Саакян, заместителя директора Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России. Татьяна Васильевна подчеркнула, что для методической поддержки реализации закона № 83-ФЗ Министерством финансов РФ открыта «горячая линия» ответов на возникающие вопросы.
С. В. Романов, заместитель директора Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России, посвятил свой доклад вопросам совершенствования нормативно-правового регулирования в области организации бухгалтерского учета, формирования бухгалтерской отчетности и совершенствования бюджетной классификации в рамках реализации положений Федерального закона № 83-ФЗ и программ повышения эффективности бюджетных расходов.
Налоговая политика
Не менее важная для присутствующих в зале тема — налоговая политика на 2011–2013 годы. С. В. Разгулин, заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России, рассказал о реализации положений налоговой политики в актах законодательства о налогах и сборах, коснулся тех изменений, которые уже произошли, и законопроектов, которые в настоящий момент находятся в Государственной думе и ожидаются к принятию в ближайшее время. В начале своего выступления Сергей Викторович напомнил собравшимся о том, что часть подготовленных законопроектов может быть не принята или не будет введена в действие с 1 января 2011 года, поскольку любой акт законодательства о налогах и сборах для вступления его в силу с 1 числа наступающего года, должен быть опубликован до 30 ноября предыдущего года. В частности, это касается законопроекта о специальных налоговых режимах, предусматривающего расширение сферы применения патентной системы налогообложения. Существует большая вероятность, что он вступит в силу с 2012 года. Что касается законопроекта, который волнует многих, по отмене установленных на федеральном уровне льгот по региональным и местным налогам, то вероятность его принятия в текущем году также не очень высока.В блоке, связанном с налоговым администрированием, произошли следующие изменения. Основные положения Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ уже вступили в силу. В частности, были уточнены основания для признания задолженности безнадежной. В новой редакции ст. 59 Налогового кодекса РФ появилась норма об отказе суда в восстановлении налоговым органом права на взыскание налога. Также уточнены основания для изменения сроков уплаты налогов и установлены исчерпывающие перечни документов, которые налогоплательщик представляет при обращении в уполномоченный орган за получением отсрочки или рассрочки. Уточнены органы, которые уполномочены принимать решения об отсрочках и рассрочках. В частности (применительно к НДФЛ), добавлено, что принимать решение об отсрочках и рассрочках имеет право налоговый орган по месту жительства физического лица. Кроме того, законодательные органы власти субъектов РФ могут создавать свои органы, уполномоченные на изменение сроков уплаты региональных и местных налогов и налога на прибыль по ставке, зачисляемой в региональный бюджет. Основания для изменения сроков уплаты региональных и местных налогов также могут быть расширены на региональном и местном уровнях. А по налогу на прибыль такой возможности пока не предоставлено. «Но думаю, — сообщил Разгулин, — что в ближайшее время это будет исправлено».
Также введена обязанность, которая уже вызвала ряд вопросов со стороны муниципальных органов власти. Речь идет о предоставлении в налоговые органы информации о земельных участках. «Мы исходим из того, — прояснил ситуацию Сергей Викторович, — что вся необходимая информация должна предоставляться в большей степени органами Росреестра. А на органах муниципальных образований лежит обязанность предоставления информации в том виде, в котором они ею располагают. В настоящее время действует форма предоставления таких сведений, утвержденная приказом Министерства финансов РФ от 23 марта 2006 г. № 47-н».
Далее докладчик обратил внимание региональных финансистов и на рассматривающийся сейчас в Государственной думе законопроект о внесении изменений в ст. 342 и 361 НК РФ. В частности, поправки к ст. 342 связаны с изменением индексации налога на добычу полезных ископаемых — увеличением ставок этого налога применительно к нефти и газу. «Все поступления от НДПИ (порядка 40 миллиардов рублей) зачисляются в федеральный бюджет, — подчеркнул докладчик. — А для региональных бюджетов это выпадающие доходы по налогу на прибыль. Учитывайте эти изменения».
Моногорода
Перспективной модели развития региональной и муниципальной инфраструктуры в 2011 году был посвящен доклад А. А. Макаренко, заместителя директора Департамента мониторинга и оценки эффективности органов власти, начальника отдела Минрегионразвития России. В своем выступлении она рассказала о ходе реализации государственной поддержки диверсификации экономики моногородов в 2010 году, а также об основных текущих тенденциях социально-экономической ситуации в моногородах. Согласно итогам проведенных Министерством регионального развития РФ мониторинга и опроса общественного мнения на настоящий момент в моногородах фиксируется общая стабилизация социально-экономического положения; сокращение уровня безработицы по сравнению с 2009 годом. Программа по снижению напряженности на рынке труда дает ощутимые результаты, но об окончательных итогах говорить пока рано.
К общим ключевым проблемам модернизации моногородов Анна Александровна отнесла: дефицит инвестиционных проектов — «локомотивов» развития моногородов; отсутствие в муниципалитетах профессиональных кадров; отсутствие института проектирования (банка проектов Start-Up) и структуры управления проектами; отсутствие средств на финансирование и доведение инвестиционных проектов до уровня «банковского проекта». Приведя в пример международный опыт диверсификации экономики моногородов Англии, Франции, Германии, Японии, А. А. Макаренко рассказала присутствующим о возможностях применения зарубежного опыта к российским реалиям. На вооружение, в частности, можно взять кооперирование усилий научного сообщества, бизнес-структур, региональных и местных властей в вопросах выработки общей стратегии реализации инвестиционных проектов; создание специальной структуры, координирующей модернизацию моногородов под государственным патронажем; создание региональной структуры корпоративного типа по управлению инвестпроектами; аккумулирование частных и бюджетных инвестиций в формате государственно-частного партнерства. В завершение своего доклада Анна Александровна привела примеры перспективных моделей управления реализацией проектов.
Межбюджетные трансферты
В. В. Половинка, начальник отдела методологии Департамента межбюджетных отношений Минфина России, сообщил, что по прогнозам в следующем году доходы бюджетов субъектов РФ составят 6 трлн 497 млрд руб. с ростом на 6 % к уровню 2010 года, налоговые и неналоговые доходы возрастут на 10 % и составят 4 трлн 786 млрд рублей. Источником финансирования дефицита бюджетов будут ценные бумаги, заимствования у банков, бюджетные кредиты и пр. Сумма межбюджетных трансфертов составит в 2011 году 1 трлн 259 млрд руб. и сократится практически на 6 % по сравнению с 2010 годом. При этом наибольший объем займут дотации (которые возрастут на 4 %), субсидии (442 млрд руб. с ростом на 8 %), субвенции (246 млрд руб.). Еще один важный канал поддержки бюджетов регионов — кредиты из федерального бюджета. В 2011 году их объем составит 113,6 млрд руб.Также Владислав Васильевич озвучил изменения, произошедшие в порядке предоставления компенсации снижения объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ в 2011 году. Так, компенсация будет производиться за счет дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ. Она будет предоставляться субъектам РФ, у которых доля дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности в доходах составляет свыше 10 % и у которых сокращение объема дотации на 2011 год по сравнению с уровнем, утвержденным на 2010 год, составляет более 10 %. Уровень компенсации снижения дотаций в следующем году составит 90 % от уровня 2010 года. Объем компенсации утверждается в приложении к закону о федеральном бюджете, а условием предоставления компенсации является заключение Соглашения с Минфином России.
На заседании также выступили представители региональных и муниципальных финансовых органов. В своих докладах они озвучили злободневные вопросы и проблемы, требующие решения на федеральном уровне. В результате был подготовлен пакет предложений, который предполагается отправить на рассмотрение в Правительство РФ, Федеральное собрание и Минфин России.