Дефицит ФСС — в чем причины?
За два последних года произошла заметная «разбалансировка» бюджета Фонда социального страхования РФ. Его дефицит сегодня составляет более 75 млрд руб. И чтобы выплачивать пособия всем, кто имеет на них право, в 2011 году фонду необходимо ликвидировать дефицит и найти собственные резервы, поскольку страховые принципы не предполагают дотаций из государственной казны.
Чтобы понять причины дефицита бюджета ФСС, стоит вспомнить, что с переходом на страховые принципы увеличился размер пособий, но ставка отчислений страховых взносов в ФСС, в отличие от других внебюджетных фондов, осталась без изменений: как и прежде, она составляет 2,9 % и снижена для таких плательщиков, как сельхозтоваропроизводители, организации, использующие труд инвалидов, организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий, а также имеющие статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны. Кроме того, в период экономического кризиса многие предприятия снизили свои отчисления, поскольку сократился фонд оплаты труда. При этом система начисления пособий, то есть расходы ФСС, в отличие от доходов сориентирована не на фонд оплаты труда, а на среднюю заработную плату, которая существенно выросла. В итоге, по данным Минздравсоцразвития России, сегодня Фонд социального страхования РФ собирает на одного застрахованного 6,6 тыс. руб., а тратит — 8 тыс. руб. в год. Совершенно очевидно, что нужны новые подходы к социальному страхованию, которые будут соответствовать новым принципам его работы.
Меры для обеспечения бездефицитности
Эти подходы были предложены при формировании представленного в Государственную думу РФ бюджета Фонда социального страхования РФ на 2011 год и на плановый период 2012–2013 годов. Он сверстан в строгом соответствии со страховыми принципами. Предусматривается, что средства федерального бюджета будут использоваться лишь на компенсацию выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов по обязательному социальному страхованию (5,37 млрд руб.) и на выполнение государственных функций.
Бездефицитность бюджета ФСС, по замыслу разработчиков, предполагается обеспечить за счет следующего комплекса мер. Во-первых, распространить обязательное социальное страхование на лиц, работающих по гражданско-правовым договорам. В крупных организациях на выплаты по таким договорам приходится до 16 % оплаты труда, на предприятиях среднего бизнеса — до 26 %. Новая норма, с одной стороны, позволит повысить социальную защищенность этой категории граждан, поскольку до сих пор они не пользовались гарантиями, предусмотренными трудовым законодательством. С другой стороны, бюджет ФСС, по расчетам его специалистов, получит на этом дополнительно 3,7 млрд руб., а по мнению экспертов Минздравсоцразвития — не менее 7 млрд руб. Кроме того, это даст возможность унифицировать базу для начисления страховых взносов во все страховые фонды.
Во-вторых, вводится начисление пособий по временной нетрудоспособности, а также по беременности и родам из среднего заработка не за 12 месяцев работы, как это происходит сейчас, а за два календарных года, предшествующих страховому случаю. Логика этой меры основана на том, чтобы учитывать не краткосрочный, а устойчивый заработок, с которого поступали взносы. Предполагается, что для стабильно работающих и страхующихся граждан ухудшений не произойдет, но зато эта мера позволит исключить случаи злоупотребления правом как со стороны работодателя, так и со стороны работника, и будет более справедливой с точки зрения возмещения утраченного дохода и принципа эквивалентности страхового возмещения уплаченным взносам.
Третья новация, заложенная в бюджете ФСС, касается изменения трудового стажа при определении размера пособия. Основа для этой новации — изменения в законодательстве, по которым с 2007 года при определении процентной ставки пособия учитывается не непрерывный трудовой стаж, а страховой, включающий все периоды трудовой деятельности, в том числе и отпуск по беременности и родам, военную службу и т. д. Авторы предлагаемой меры исходили из того, что сегодня 80 % застрахованных граждан имеют право на получение пособия в размере 100 % заработка, и это не способствует стремлению работников скорее выздороветь и возвратиться на работу. Поэтому предлагается повысить «стажевые пороги» следующим образом: выплачивать 60 % заработка тем, кто проработал не менее 8 лет (сейчас — 5 лет), 80 % — при стаже от 8 до 15 лет, 100 % — при стаже от 15 лет (сейчас — 8 лет). Эта норма должна сэкономить 10,6 млрд руб.
И, наконец, четвертая новация в социальном страховании — оплата пособий по нетрудоспособности за счет средств ФСС не с третьего дня, как сейчас, а с четвертого. По мнению экспертов Минздравсоцразвития, эта мера будет экономически стимулировать работодателей обеспечивать своим работникам безопасные и комфортные условия труда, что в свою очередь позволит снизить заболеваемость. Кроме того, это должно усилить контроль работодателя за обоснованностью больничных листов. При этом, считают эксперты, если уровень заболеваемости в результате принятых работодателем мер будет ниже среднего, его расходы будут сопоставимы с теми, которые он несет сейчас при оплате первых двух дней больничного листа.
Итоги дискуссии
Последние три новации встретили неоднозначную реакцию и в Государственной думе РФ, и в среде работодателей, и у граждан. Насколько оправданны и единственно возможны предложенные решения? Это предмет отдельной дискуссии. В Государственной думе их обсуждение состоялось при внесении законопроекта. Фракция «Единая Россия» создала специальную рабочую группу, которая провела ряд консультаций с Правительством РФ, профсоюзами и работодателями. В результате родился компромиссный вариант, который должен позволить сбалансировать бюджет ФСС и избежать резких изменений для тех, кого он страхует.
Так, останутся прежними «стажевые пороги», повышение которых могло бы привести к снижению размеров пособий по временной нетрудоспособности для значительного числа застрахованных граждан. Как и раньше, чтобы получить максимальное возмещение по больничному листу, нужно будет отработать не менее 8 лет. Кроме того, исходное положение законопроекта о расчете пособия по временной нетрудоспособности на основе заработка, полученного не за один, а за два года, предшествующих страховому случаю, будет дополнено мерами, учитывающими особенности исчисления пособий для женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет. Представители правительства при обсуждении этого пункта согласились с тем, что при введении новой нормы нужно обратить особое внимание на защиту материальных интересов семей с детьми и откорректировать предложенную формулу.
В итоге бюджет ФСС на 2011 год спланирован с учетом названных позиций. Его оптимизация позволяет провести предусмотренную индексацию пособий. В частности, среднедневной размер пособия по беременности и родам увеличится с 413,69 до 438,30 руб., размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет — с 4634,95 до 5547,30 руб. Впервые предусмотрен в соответствии с требованием 130-й Конвенции Международной организации труда минимальный размер пособия по временной нетрудоспособности на уровне минимального размера оплаты труда.
В части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний сохранится прежний порядок формирования расходов и доходов. Тариф страхового взноса по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составит 0,51%. Будут проиндексированы в соответствии с уровнем инфляции максимальный размер ежемесячной страховой выплаты (до 52 740 руб.) и сумма, с которой исчисляется единовременная страховая выплата (до 68 586 руб.). Также предусмотрен рост расходов на медицинскую реабилитацию пострадавших на производстве.