В кризисный период были приняты серьезные меры государственной поддержки малого бизнеса. Депутаты Госдумы РФ прокомментировали, привели ли эти меры к каким-либо позитивным изменениям, какова сейчас, по их оценкам, ситуация в секторе малого и среднего бизнеса в России и что нужно сделать, чтобы создать все-таки в нашей стране высококонкурентную среду и благоприятные условия для развития предпринимательства.
К. В. БЕССЧЕТНОВ, член Комитета Госдумы РФ по экономической политике и предпринимательству, председатель Экспертного совета по вопросам законодательного регулирования оборота нематериальных активов— На мой взгляд, существенного прорыва в процессе развития малого бизнеса в России не произошло. Хотя в ходе кризиса действительно начались некоторые подвижки в этом направлении — топ-менеджеры, которых уволили из крупных компаний, стали создавать свой бизнес.
Я считаю, что главная проблема заключается в менталитете наших граждан. Сегодня остается престижным идти в чиновники, «побороться» с коррупцией, зачастую на собственное благо, но не идти в бизнес. Чтобы изменить эту ситуацию, необходимо в первую очередь формировать позитивный имидж предпринимателя в России. Нужно стимулировать молодежь думать по-другому, и для этого, конечно, государство должно вести активную пропагандистскую работу.
Второе, что должно стать стимулом к активному развитию предпринимательства — яркий прецедент. Таким примером может служить история изобретения ICQ, когда несколько старшеклассников-программистов из Тель-Авива в 1996 году выпустили небольшое приложение, которое назвали ICQ («I seek you» — «Я ищу тебя»). Поначалу ребята раздавали свою программу совершенно бесплатно, и она распространялась с неимоверной скоростью: примерно за год в ней было зарегистрировано более семи миллионов пользователей! А потом в 1998 году они продали свое изобретение за 407 миллионов долларов.
Необходим хотя бы один такой пример в России, когда малый бизнес благодаря хорошей идее «выстрелил» и стал крупным и высокодоходным. И чтобы потом СМИ растиражировали этот случай, рассказали всей России: вот смотрите, это возможно! Мой призыв — говорить и писать об этом больше. Чем больше будет историй успеха, тем больше молодых людей будут стремиться стать предпринимателями.
И. Д. ГРАЧЕВ, заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по энергетике, лидер Общероссийского общественного движения «Развитие предпринимательства»— Я считаю, что никаких по-настоящему серьезных государственных мер по поддержке малого бизнеса не было предпринято. Например, на поддержку конкретных предприятий было выделено 200 миллиардов рублей, а на малый бизнес — всего лишь около 30 миллиардов. Самая эффективная мера поддержки из всех существующих, в которой действительно нуждается малый бизнес, — это снижение налоговой нагрузки. У нас же произойдет, наоборот, увеличение налогового бремени: вместо ЕСН будут введены страховые взносы и в реальности этот налог для малого бизнеса увеличится в 2,5 раза. По предварительным оценкам, которые дают предприниматели и эксперты, в результате этой меры «провалится» одна треть предприятий малого бизнеса.
Для того чтобы малый бизнес в России стал действительно крепкой основой экономики, в стране должно быть порядка 10 миллионов малых предприятий. А сейчас реально работает около 900 тысяч, хотя по официальной статистике, эти цифры гораздо выше: 4,3 миллиона зарегистрированных субъектов малого и среднего бизнеса. И на протяжении последних 15 лет эта картина совсем не меняется, количество малых предприятий держится на одном уровне. Для развития малого бизнеса необходимы конкретные меры: упрощенная система налогообложения и возможность в ее рамках уплачивать НДС, снижение ставок налогов, свобода выбора предпринимателем системы налогообложения и безболезненный переход из одной системы в другую, упрощение порядка уплаты налогов, отмена завуалированных авансовых платежей, применение обоснованных, доказавших свою жизнеспособность и необходимость льгот и так далее.
Еще одно необходимое условие — полноценное политическое лоббирование интересов малого бизнеса. Должна быть политическая партия, которая бы отстаивала его права.