В кризисный период были приняты серьезные меры государственной поддержки малого бизнеса. Депутаты Госдумы РФ прокомментировали, привели ли эти меры к каким-либо позитивным изменениям, какова сейчас, по их оценкам, ситуация в секторе малого и среднего бизнеса в России и что нужно сделать, чтобы создать все-таки в нашей стране высококонкурентную среду и благоприятные условия для развития предпринимательства.

— На мой взгляд, существенного прорыва в процессе развития малого бизнеса в России не произошло. Хотя в ходе кризиса действительно начались некоторые подвижки в этом направлении — топ-менеджеры, которых уволили из крупных компаний, стали создавать свой бизнес.
Я считаю, что главная проблема заключается в менталитете наших граждан. Сегодня остается престижным идти в чиновники, «побороться» с коррупцией, зачастую на собственное благо, но не идти в бизнес. Чтобы изменить эту ситуацию, необходимо в первую очередь формировать позитивный имидж предпринимателя в России. Нужно стимулировать молодежь думать по-другому, и для этого, конечно, государство должно вести активную пропагандистскую работу.
Второе, что должно стать стимулом к активному развитию предпринимательства — яркий прецедент. Таким примером может служить история изобретения ICQ, когда несколько старшеклассников-программистов из Тель-Авива в 1996 году выпустили небольшое приложение, которое назвали ICQ («I seek you» — «Я ищу тебя»). Поначалу ребята раздавали свою программу совершенно бесплатно, и она распространялась с неимоверной скоростью: примерно за год в ней было зарегистрировано более семи миллионов пользователей! А потом в 1998 году они продали свое изобретение за 407 миллионов долларов.
Необходим хотя бы один такой пример в России, когда малый бизнес благодаря хорошей идее «выстрелил» и стал крупным и высокодоходным. И чтобы потом СМИ растиражировали этот случай, рассказали всей России: вот смотрите, это возможно! Мой призыв — говорить и писать об этом больше. Чем больше будет историй успеха, тем больше молодых людей будут стремиться стать предпринимателями.

— Я считаю, что никаких по-настоящему серьезных государственных мер по поддержке малого бизнеса не было предпринято. Например, на поддержку конкретных предприятий было выделено 200 миллиардов рублей, а на малый бизнес — всего лишь около 30 миллиардов. Самая эффективная мера поддержки из всех существующих, в которой действительно нуждается малый бизнес, — это снижение налоговой нагрузки. У нас же произойдет, наоборот, увеличение налогового бремени: вместо ЕСН будут введены страховые взносы и в реальности этот налог для малого бизнеса увеличится в 2,5 раза. По предварительным оценкам, которые дают предприниматели и эксперты, в результате этой меры «провалится» одна треть предприятий малого бизнеса.
Для того чтобы малый бизнес в России стал действительно крепкой основой экономики, в стране должно быть порядка 10 миллионов малых предприятий. А сейчас реально работает около 900 тысяч, хотя по официальной статистике, эти цифры гораздо выше: 4,3 миллиона зарегистрированных субъектов малого и среднего бизнеса. И на протяжении последних 15 лет эта картина совсем не меняется, количество малых предприятий держится на одном уровне. Для развития малого бизнеса необходимы конкретные меры: упрощенная система налогообложения и возможность в ее рамках уплачивать НДС, снижение ставок налогов, свобода выбора предпринимателем системы налогообложения и безболезненный переход из одной системы в другую, упрощение порядка уплаты налогов, отмена завуалированных авансовых платежей, применение обоснованных, доказавших свою жизнеспособность и необходимость льгот и так далее.
Еще одно необходимое условие — полноценное политическое лоббирование интересов малого бизнеса. Должна быть политическая партия, которая бы отстаивала его права.