Основной целью введения единого налогового платежа была оптимизация количества платежей для бизнеса. Вместе с тем применение ЕНП создало ряд сложностей для государственного сектора. На практике новая модель не обеспечивает баланс интересов налогоплательщиков и финансовых органов, организующих исполнение бюджетов бюджетной системы РФ. Минфин Нижегородской области разработал ряд законодательных инициатив, которые могли бы улучшить ситуацию.
Софья Леонтьевна Донская, заместитель министра финансов Нижегородской области, кандидат экономических наук
Бюджетные проблемы
В соответствии со статьей 215.1 Бюджетного кодекса финансовые органы исполняют бюджеты на основе кассового плана. Прогноз поступления доходов бюджетов и план по расходам составляют на каждый день месяца. С учетом введения единой даты уплаты ЕНП 80% доходов поступают в бюджеты в три последних дня месяца (с
Бюджетные кредиты, предоставляемые органами Федерального казначейства на пополнение остатка средств на едином счете бюджета, не решают задачу покрытия временных кассовых разрывов. При установленном статьей 93.6 Бюджетного кодекса размере 1/12 от объема доходов бюджета фактического объема предоставляемых кредитных ресурсов недостаточно для покрытия временных кассовых разрывов. В сложившейся ситуации финансовые органы привлекают на единый счет бюджета для покрытия временных кассовых разрывов средства в рамках операций по управлению остатками на счетах в соответствии со статьей 236.1 Бюджетного кодекса, а также дорогостоящие коммерческие заимствования.
Кроме вышеуказанных проблем, действующий механизм ЕНП и ЕНС приводит к непредсказуемости и разбалансированности при исполнении бюджетов. На основании пункта 31 приказа Минфина России № 172н[1] орган Федерального казначейства в любой момент без уведомления финансового органа списывает с единого счета бюджета излишне взысканные суммы налогов (возвраты) не только за счет поступлений доходов текущего операционного дня, но и за счет остатка средств на едином счете бюджета, включая целевые средства. Имеется в виду остаток средств инфраструктурного бюджетного кредита, средств Фонда развития территорий и другие. При этом фактически нарушается не только принцип достоверности бюджета (кассового плана), но и принцип целевого использования средств. В случае списания с единого счета остатка целевые средства служат источником возвратов по ЕНС.
В условиях, когда списания осуществляются без предварительного уведомления, финансовые органы не имеют возможности скорректировать кассовый план и своевременно восстановить ликвидность единого счета бюджета, что приводит к нарушению сроков перечисления первоочередных платежей. Ситуация усугубляется тем, что в соответствии с пунктом 33 приказа № 172н орган Федерального казначейства вправе без уведомления финансового органа приостановить исполнение распоряжений по расходам бюджета до проведения операций по списанию возвратов с единых счетов бюджетов.
Правовая коллизия
Законодательством установлено, что денежные средства, находящиеся на едином налоговом счете, являются собственностью налогоплательщиков. Вместе с тем согласно пункту 2 статьи 40 Бюджетного кодекса денежные средства считаются поступившими в доходы бюджета бюджетной системы РФ с даты их зачисления на единый счет соответствующего бюджета. С даты зачисления на единый счет бюджета это уже не собственность налогоплательщика, а собственность публично-правового образования (доходы бюджета, остатки на счетах).
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала «Бюджет»
Оформить подписку Войти
Поделиться: