Версия для печати 222 Материалы по теме
Ликвидность бюджетов. Предложения Нижегородской области по доработке механизма ЕНП

Основной целью введения единого налогового платежа была оптимизация количества платежей для бизнеса. Вместе с тем применение ЕНП создало ряд сложностей для государственного сектора. На практике новая модель не обеспечивает баланс интересов налогоплательщиков и финансовых органов, организующих исполнение бюджетов бюджетной системы РФ. Минфин Нижегородской области разработал ряд законодательных инициатив, которые могли бы улучшить ситуацию.

Софья Леонтьевна Донская, заместитель министра финансов Нижегородской области, кандидат экономических наук

Бюджетные проблемы

В соответствии со статьей 215.1 Бюджетного кодекса финансовые органы исполняют бюджеты на основе кассового плана. Прогноз поступления доходов бюджетов и план по расходам составляют на каждый день месяца. С учетом введения единой даты уплаты ЕНП 80% доходов поступают в бюджеты в три последних дня месяца (с 28-го числа), а в случае, когда последние два дня месяца приходятся на выходные — в следующем месяце. При этом расходы бюджета необходимо осуществлять равномерно в течение календарного месяца и точно в срок.

Бюджетные кредиты, предоставляемые органами Федерального казначейства на пополнение остатка средств на едином счете бюджета, не решают задачу покрытия временных кассовых разрывов. При установленном статьей 93.6 Бюджетного кодекса размере 1/12 от объема доходов бюджета фактического объема предоставляемых кредитных ресурсов недостаточно для покрытия временных кассовых разрывов. В сложившейся ситуации финансовые органы привлекают на единый счет бюджета для покрытия временных кассовых разрывов средства в рамках операций по управлению остатками на счетах в соответствии со статьей 236.1 Бюджетного кодекса, а также дорогостоящие коммерческие заимствования.

Кроме вышеуказанных проблем, действующий механизм ЕНП и ЕНС приводит к непредсказуемости и разбалансированности при исполнении бюджетов. На основании пункта 31 приказа Минфина России № 172н[1] орган Федерального казначейства в любой момент без уведомления финансового органа списывает с единого счета бюджета излишне взысканные суммы налогов (возвраты) не только за счет поступлений доходов текущего операционного дня, но и за счет остатка средств на едином счете бюджета, включая целевые средства. Имеется в виду остаток средств инфраструктурного бюджетного кредита, средств Фонда развития территорий и другие. При этом фактически нарушается не только принцип достоверности бюджета (кассового плана), но и принцип целевого использования средств. В случае списания с единого счета остатка целевые средства служат источником возвратов по ЕНС.

В условиях, когда списания осуществляются без предварительного уведомления, финансовые органы не имеют возможности скорректировать кассовый план и своевременно восстановить ликвидность единого счета бюджета, что приводит к нарушению сроков перечисления первоочередных платежей. Ситуация усугубляется тем, что в соответствии с пунктом 33 приказа № 172н орган Федерального казначейства вправе без уведомления финансового органа приостановить исполнение распоряжений по расходам бюджета до проведения операций по списанию возвратов с единых счетов бюджетов.

Правовая коллизия

Законодательством установлено, что денежные средства, находящиеся на едином налоговом счете, являются собственностью налогоплательщиков. Вместе с тем согласно пункту 2 статьи 40 Бюджетного кодекса денежные средства считаются поступившими в доходы бюджета бюджетной системы РФ с даты их зачисления на единый счет соответствующего бюджета. С даты зачисления на единый счет бюджета это уже не собственность налогоплательщика, а собственность публично-правового образования (доходы бюджета, остатки на счетах).

В соответствии с абзацем 2 пункта 4 статьи 214 Гражданского кодекса средства бюджета составляют государственную казну РФ, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа и являются государственной собственностью соответствующего публично-правового образования. При этом согласно пункту 1 статьи 209 Гражданского кодекса собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Таким образом, действие пунктов 31 и 33 приказа № 172н нарушает права публично-правового образования как собственника средств, находящихся на едином счете бюджета, ограничивая его право распоряжаться своим имуществом. В целях обеспечения стабильного исполнения бюджетов бюджетной системы РФ необходимо внести поправки в нормативные правовые акты, регулирующие действие механизма единого налогового платежа и единого налогового счета.

Предлагаемые поправки

Прежде всего необходимо внести изменения в Налоговый кодекс. В статье 79 предлагаем установить норму о том, что поручение о возврате суммы денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета, должно исполняться органом Федерального казначейства в день поступления ЕНП на единый счет бюджета и за счет (в пределах) сумм поступлений ЕНП. Правило единого дня должно работать как для зачисления ЕНП, так и для возврата с единых счетов бюджета (таблица).

Таблица. Предлагаемые изменения ст. 79 Налогового кодекса и п. 31, 33 приказа Минфина России № 172H

Действия Федерального казначейства

Согласно действующей редакции НПА

В предлагаемой редакции НПА

1. Списание возврата ЕНП с единых счетов бюджетов производится

(пункты 31, 33 приказа № 172н, пункт 6 статьи 79 НК РФ)

Произвольно по заявке налогоплательщика

Только в дни зачисления ЕНП

За счет всего остатка денежных средств на едином счете бюджета, в том числе остатка целевых средств

В пределах суммы текущих поступлений ЕНП (к зачислению в день списания возврата)

Без уведомления финансового органа о предстоящем списании

С уведомлением финансового органа
за три рабочих дня до списания

2. Приостановление исполнения распоряжений финансового органа по расходам бюджета до списания возврата ЕНП

(пункт 33 приказа № 172н)

Разрешено

Запрещено

Кроме того, целесообразно дополнить приказ № 172н требованием к налоговому органу об обязательном направлении в финансовые органы информации о суммах начислений ЕНП, подлежащих зачислению в соответствующий бюджет, и суммах планируемых возвратов за счет ЕНП не позднее чем за три рабочих дня до даты возврата. Не менее важно исключить возможность приостановления Федеральным казначейством исполнения распоряжений финансового органа о финансировании расходов в пределах средств единого счета бюджета.

В результате внесения изменений в бюджетное законодательство будут защищены интересы не только налогоплательщиков, но и собственника средств на едином счете бюджета — соответствующего публично-правового образования. Это позволит эффективно управлять ликвидностью счетов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.



[1] Приказ Минфина России от 15.11.2024 № 172н «Об утверждении порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределении между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации».


Поделиться: