Версия для печати 4438 Материалы по теме
Регионы и инвесторы:  в поисках взаимопонимания

фурщик
Еще несколько лет назад, говоря о повышении инвестиционной привлекательности регионов, чаще всего поднимались вопросы о совершенствовании регионального законодательства и росте уровня «дружелюбности» региональных властей к внешним инвесторам. Но сейчас эти вопросы в прошлом. Большинство субъектов РФ уже создали свою нормативную базу с учетом передового опыта других регионов, а почти все губернаторы вынужденно изменили стратегию: от «защиты своих» перешли к «привлечению инвестиций». Иными словами, простые внутренние ресурсы регионов по повышению их инвестиционной привлекательности практически исчерпаны, поэтому самое время  задуматься о том, в каком направлении двигаться дальше.
Моисей Александрович ФУРЩИК, управляющий партнер Компании «ФОК» (Финансовый и организационный консалтинг)

В настоящее время для инвесторов ключевым фактором принятия решения о приходе в регион стало наличие удобной «площадки», оборудованной инфраструктурой (или понятных планов решения этого вопроса). Этот тезис наглядно подтверждает всем уже известный успешный опыт Калужской области, которая благополучно обходит своих соседей в части привлечения инвесторов. Данная тема активно обсуждалась в ходе прошедшего IX Международного инвестиционного форума «Сочи-2010».

Что же конкретно в нынешних условиях ожидает от региона потенциальный инвестор в части проектного сопровождения и подготовки площадки? Тут можно отметить целый ряд существенных позиций.

1Удобное расположение инвестиционной площадки. Это касается как логистики, так и доступности квалифицированных трудовых ресурсов.

2Юридическая «чистота» земельного участка. Желательно, чтобы регион помимо решения вопроса собственности заранее позаботился о том, чтобы предлагаемый участок имел соответствующую категорию.

3«Дружелюбный интерфейс» со стороны региональных и местных властей, подразумевающий уважительный стиль общения, быстрое получение необходимых разрешений и низкий уровень коррупционной нагрузки.

4Обеспечение участка необходимой инженерной инфраструктурой. При этом необязательно, чтобы непосредственно к участку уже были подведены все коммуникации. Но инвестор должен быть уверен, что это произойдет в нужный момент. То есть регион должен представить убедительный план строительства инфраструктуры, причем это не должно делаться за счет инвестора (либо участие инвестора должно быть весьма ограниченным).

5Площадка должна иметь хорошую транспортную доступность. Уже на стадии отбора потенциальных площадок региону следует ориентироваться на близость к основным магистралям, как было отмечено выше. Но даже при удачном выборе местоположения участка потребуются определенные бюджетные расходы на строительство подъездных путей.

Справедливо отметить, что решение первых трех вопросов вполне по силам любому региону. Конечно, абсолютно свободных и удобных земельных участков немного. Но региональные власти практически всегда либо имеют зарезервированные земли, либо в состоянии выкупить их. При этом нежелательно перекладывать решение данных вопросов на потенциального инвестора. Ведь скупка и оформление земли — явно не его профильный бизнес, тем более что инвестор обычно не знает местных условий.

Кроме того, важно отметить, что наиболее эффективным шагом для привлечения инвесторов является формирование достаточно крупного и цельного земельного массива (не менее 200 га). Это позволяет достичь заметных синергетических эффектов за счет компактного размещения сразу нескольких предприятий. Поэтому неудивительно, что на том же Сочинском форуме В. Ф. Басаргин, министр регионального развития РФ, указал: «...в качестве одного из инструментов стимулирования территориальной инвестиционной активности мы видим создание инфраструктурно-индустриальных кластеров».

Преодолеть барьеры

Не менее важным представляется и вопрос рабочего взаимодействия властей и инвестора, то есть снижение пресловутых административных барьеров. Эти меры вроде бы и не являются сильно затратными, но многие регионы пока отделываются лишь бодрыми отчетами и масштабными планами мероприятий, не доходя до реальных шагов. Ссылка на низкий уровень зарплат государственных и муниципальных служащих, который служит  стимулом для их коррупционных действий, в некоторой степени объясняет ситуацию. Однако регионы, относительно успешно борющиеся с этим явлением, не отличаются феноменально высокими зарплатами в бюджетной сфере. Значит, дело не только в этом. По нашему мнению, главное тут — желание первых лиц и наличие сильной команды во главе региона.

Кроме того, по мнению Э. Ш. Акбулатова, первого заместителя губернатора Красноярского края, высказанному на форуме в Сочи, необходимо персонифицировать ответственность за реализацию конкретных проектов, чтобы проектные команды и команды менеджеров от власти, которые реализуют данные проекты, персонально отвечали за результаты своей работы.

Проблемы создания транспортной и инженерной инфраструктуры

Менее однозначной представляется ситуация с последними двумя пунк­тами из вышеприведенного перечня, то есть с обеспечением инвестиционных площадок инженерной и транспортной инфраструктурой. К сожалению, самостоятельно решить такие вопросы могут только субъекты Федерации с наибольшей финансовой обеспеченностью. При этом и федеральный центр основные усилия в части поддержки инвестиционной деятельности концентрирует на регионах-лидерах. Аутсайдерам же финансовые ресурсы передаются почти исключительно на социальную сферу, что еще глубже загоняет их в инвестиционную яму. С другой стороны, передача отстающим регионам инвестиционных ресурсов по индивидуальным решениям или «по формулам» (как на социальное обеспечение) не даст эффекта. Практика показывает, что эффективность расходования средств в таких случаях крайне мала. Подобной же невысокой эффективностью характеризуется механизм федеральных целевых программ (ФЦП), сформированных по региональному признаку. Процедура наполнения проектами таких ФЦП является непрозрачной, а многие объекты потом не финансируются из-за недостаточной проработанности темы.

Поэтому представляется, что увеличить число субъектов Федерации, имеющих достаточно высокую инвестиционную привлекательность, можно путем расширения масштабов конкурсного распределения федеральных средств для поддержки региональных инициатив. Это, с одной стороны, будет стимулировать руководство субъектов к активности, а с другой, позволит более эффективно распределять финансовые ресурсы федерального бюджета, направленные на поддержку регионов. Естественно, такие ресурсы могут тратиться только на создание инфраструктуры, а обязательным требованием на конкурсах должно быть наличие частных инвесторов для коммерческой части проектов. Важно, чтобы в таких конкурсах приоритет в критериях оценки отдавался не текущему уровню развития региона, а качеству предлагаемых проектов. Иначе снова все ресурсы достанутся нынешним регионам-лидерам, а не тем субъектам Федерации, кто при относительно низкой стартовой позиции пытается запустить реальные и эффективные инвестиционные проекты с сильной коммерческой составляющей.

Позитивные примеры уже существуют. Ульяновская область, чьи успехи неоднократно отмечались на инвестиционном форуме «Сочи-2010», добилась смены имиджа во многом благодаря победам трех крупных проектов на федеральных отборах. Так, на базе аэропорта Ульяновск-Восточный создана одна из двух российских портовых особых экономических зон, а проекты комплексного освоения территории «Симбирское кольцо» и промышленной зоны «Заволжье» получили средства Инвестиционного фонда РФ.

Таким образом, ключевыми задачами региона в работе по привлечению инвесторов является решение земельных вопросов, снижение административных барьеров и грамотное использование инструментов федеральной поддержки. Но реально эффективными эти усилия будут только в том случае, если федеральный центр дополнит свои совершенно правильные призывы к регионам повернуться лицом к инвестору реальными конкурентными механизмами финансовой поддержки наиболее активных субъектов Федерации. Многие из этих инструментов уже существуют (Инвестиционный фонд РФ, ОЭЗ, технопарки в сфере высоких технологий), необходимо только расширить масштабы их применения.

Поделиться