Транспорт — 19 ноября 2010

Москва готовится расстаться со своими авиационными активами

Москва

Версия для печати 937 Материалы по теме
Москва готовится расстаться со своими авиационными активами

внуково
Мэр Москвы Сергей Собянин считает аэропорт Внуково и авиакомпанию «Москва», в прошлом «Атлант-Союз», непрофильными активами. По всей видимости, они будут выставлены на продажу. По мнению экспертов, любому инвестору оба этих актива могут доставить немало проблем.

Правительство Москвы может продать свои доли в ОАО «Аэропорт Внуково» и ОАО «Авиакомпания  «Москва» (ранее «Атлант-Союз»). Об этом в четверг заявил министр транспорта Игорь Левитин.

Новый столичный градоначальник Сергей Собянин решил, что эти активы городу не нужны. «Позиция мэра Москвы – освободиться от всех непрофильных активов. Эти активы непрофильные, скорее всего, будут продавать», – уточнил Левитин.

За продажу непрофильных активов, принадлежащих городу, Собянин ратовал с самого начала. Поэтому новость, озвученная главой Минтранса, никаких сюрпризов не принесла. Напомним, московскому правительству принадлежит 75% акций Внуково и 51% – авиакомпании «Москва».

Отметим, что  в прошлом году была реконструирована вторая взлетно-посадочная полоса Внуково длиною 3 тыс. метров. А первая полоса аналогичной протяженности не реконструировалась с 1985 года. По данным СМИ, в будущем (весной 2011 года) планируется реконструкция не только перекрестья, но и всей взлетно-посадочной полосы.

Реализация масштабной программы реконструкции Внуково началась с конца 2003 года после передачи правительством России контрольного пакета акций этого аэропорта правительству Москвы. Общий «вес» программы реконструкции – 1,3 млрд долларов, что позволит вывести пропускную способность аэропорта на уровень 18–20 млн пассажиров в год.

К слову, в январе – августе этого года пассажиропоток Внуково вырос на 26,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достиг 6,3 млн человек. Для сравнения – пассажиропоток Шереметьево за тот же срок составил 12,5 млн человек, а Домодедово – порядка 12,2 млн человек (данные за семь месяцев этого года).

В начале июля 2010 года во Внуково был введен в эксплуатацию первый пусковой комплекс нового пассажирского терминала «А». Последний имеет общую площадь 250 тыс. квадратных метров и пропускную способность 7,8 тыс. пассажиров в час.

Ранее власти собирались уже в 2011 году приватизировать другой столичный аэропорт – Шереметьево, правда, потом решили попридержать актив до 2013 года.

Первый вице-премьер  Игорь Шувалов связывает приватизацию Шереметьево с развитием московского авиаузла в целом. По его словам, власти ждут предложения инвестиционного консультанта по возможности создания единой управляющей компании всего узла, в который входят также Домодедово и Внуково.

По мнению заместителя генерального директора по инвестиционному анализу ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Андрея Верникова, для любого инвестора Внуково будет «проблемным» активом.

«Из-за наличия терминала для обслуживания руководства неизбежны задержки рейсов. Воздушные коридоры приходится перекрывать заранее, поэтому бюджетная компания Sky Express, которая базируется во Внуково, и является одним из чемпионов по задержкам вылетов», – говорит эксперт.

Решить эту проблему невозможно, считает Верников, и это будет мешать перебазированию других, «небюджетных» компаний в этот аэропорт. Еще одну проблему Внуково эксперт связывает с переходом на новый терминал, что требует денежных вливаний.

В этом смысле попытка нового руководства Москвы избавиться от непрофильных активов выглядит логично, добавляет замдиректора департамента торговли и продаж по работе с акциями UFS Investment Company Алексей Козлов.

«Бюджет Москвы дефицитный, а содержание и развитие аэропорта и авиакомпании требует инвестиций», – говорит он.

Что касается непосредственно авиакомпании «Москва» (бывший «Атлант-Союз»),  то для нее найти покупателей будет сложнее из-за долгового бремени и не слишком «удобной» маршрутной сети.  По состоянию на март 2010 года за компанией числился долг в 12 млрд рублей, который власти города ранее предложили компенсировать из городского и федерального бюджетов.

Напомним, что сейчас в парке перевозчика шесть Boeing 737-800, пара 737-300 и  четыре Ту-154М (плюс шесть Ил-86 и четыре Embraer-120). Но с этим «багажом» удержаться в числе 15 крупнейших авиакомпаний России «Москве» вряд ли удастся. Чтобы как минимум сохранить свою долю на рынке, компания должна заключать новые контракты на поставку иностранных воздушных судов и российской техники.

«Компания имеет крайне амбициозные планы развития – стать национальным перевозчиком номер два. Но выполнение этих планов требует больших вложений, в частности на закупку импортных дальнемагистральных лайнеров», – рассуждает Козлов. Только денег на эти цели у «Москвы», скорее всего, нет.

В 2009 году авиакомпания перевезла 980 тыс. пассажиров, а за девять месяцев 2010 года – более 1,1 млн.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно