Об основных параметрах бюджета нам рассказывает Валерий Серов, председатель комитета финансов Курской области
— Консолидированный бюджет Курской области на 2005 г. планируется по расходам в сумме 11 млрд. 200 млн. руб.
Сегодня мы с удовлетворением можем констатировать тот факт, что за последние четыре года динамика основных параметров консолидированного бюджета имела положительные тенденции. Так, общие расходы (без целевых бюджетных фондов) в 2001 г. составили 4 млрд. 519 млн. руб., в 2002 г. — 6 млрд. 623 млн. руб., в 2003 г. — 7 млрд. 620 млн. руб., ожидаемые расходы в 2004 г. — 10 млрд. 461 млн. руб.
Для сравнения: в 2000 г. они были всего лишь на уровне 3 млрд. 620 млн. руб. При этом удельный вес расходов на социальную сферу возрос в консолидированном бюджете с 44,2% в 2000 г. до 61,2% в 2004 г.
— За счет чего вы обеспечиваете позитивную динамику?
— Стабильное улучшение параметров бюджетов основано на достижении позитивных тенденций в экономике области.
Так, в 2004 г. ожидается рост объема валового регионального продукта в 1,3 раза по сравнению с 2001 г., при этом в 1,25 раза возрастет объем промышленного производства в 2004 г. по сравнению с 2001 г. (в сопоставимых ценах).
Доходная часть бюджета растет в основном за счет увеличения налоговых поступлений. Администрации Курской области удалось скоординировать усилия налоговых органов и других структур и добиться высокого уровня собираемости. Так, собираемость налогов и сборов в бюджеты всех уровней в Курской области в 2003 г. составляла 124,9%, в 2004 г. ожидается 128,1%.
— Кто вносит основной вклад в областную бюджетную копилку?
— Налогоплательщик № 1 — АО «Михайловский ГОК», его доля в общем объеме налоговых поступлений в областной бюджет составляет 27,4%. Причем благодаря своей эффективной деятельности на рынке МГОК в 2004 г. практически удвоил свои платежи. Доля другого ведущего предприятия Курской области — Курской атомной электростанции — 5,5%. Всего вклад промышленности — 58,3%.
— Как администрация Курской области осуществляет поддержку развития промышленного производства?
— Впервые в областном бюджете на 2005 г. предусматриваются средства на поддержку промышленных предприятий в форме субсидирования процентных ставок по привлекаемым банковским кредитам на развитие промышленных предприятий. Сумма небольшая. Считаю, что промышленным предприятиям главное не мешать, помогать преодолевать административные барьеры. Я верю в эффективность действия «невидимой руки», о которой говорил Адам Смит.
Лучшая поддержка — это политика снижения налогового бремени, которую проводит российское правительство. Сокращение в 2005 г. ставки единого социального налога с 35,6 до 26%, отмена некоторых налогов и сборов приведет к тому, что у предприятий Курской области, по нашей оценке, дополнительно останется около 1064 млн. руб.
Экономическая стратегия развития в области инвестиционной политики определена законом «Об инвестиционной деятельности в Курской области», во исполнение которого сегодня реализуются инвестиционные соглашения о сотрудничестве.
В числе новых проектов — строительство металлургического комплекса на базе Михайловского ГОКа, строительство завода по производству БОПП (биаксиально ориентированной полипропиленовой пленки) стоимостью проекта около 2 млрд. руб.
Отдельный вопрос — поддержка малого бизнеса. Здесь реализуется целый комплекс мер. В течение последних лет мы ежегодно предусматриваем расходы на субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских банках субъектами малого предпринимательства.
— Известно, что Курская область — аграрно-индустриальная. Это нашло отражение в специфике областного бюджета?
— Агропромышленный сектор занимает ведущее положение в экономике области. В этой связи государственная поддержка агропромышленного сектора занимает большое место в расходах областного бюджета.
Из бюджета Курской области на поддержку в сфере сельского хозяйства предусматриваются расходы, производимые в рамках областных целевых программ «Повышение плодородия почв Курской области на 2003—2005 годы», «Совершенствование семинтальского скота в Курской области» и «Создание регионального типа мясных овец для условий ЦЧР России», направленные на получение экспериментальным путем более высокопродуктивных видов продукции растениеводства и животноводства и тем самым обеспечивающие научно-технический прогресс в области сельского хозяйства.
В целях проведения профилактики, борьбы с опасными инфекционными болезнями животных, распространения карантинных и особо опасных вредителей, недопущения эпидемий предусматриваются средства на противоэпизоотические мероприятия, реализацию областных целевых программ «Охрана Курской области от карантинных объектов Курской области», «Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Курской области», «Неотложные меры по профилактике бешенства в Курской области на 2003 — 2007 годы».
В целях регулирования цен на хлеб ежегодно предусматриваются средства на закупку зерна у сельхозтоваропроиводителей Курской области для формирования областного страхового фонда зерна.
Кроме того, в областном бюджете ежегодно предусматриваются расходы на возмещение сельхозтоваропроизводителям, предприятиям и организациям АПК и организациям потребкооперации затрат по уплате процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, в размере 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ. Так, на данные цели в 2004 г. предусматривается 65 млн. руб., что позволит сельхозтоваропроизводителям получить кредитов на сумму 696 млн. руб.
Проводится частичная выплата компенсации сельхозтоваропроизводителям области, пострадавшим от стихийных бедствий.
Для оснащения сельхозтоваропроизводителей области сельскохозяйственной техникой по лизинговым схемам приобретается техника под государственные гарантии Курской области с целью оказания практической помощи сельхозтоваропроизводителям Курской области. Так, в текущем году предоставлено гарантии на 91 млн. руб., что позволило приобрести техники на сумму почти в 1 мдрд. руб.
— Скажите, насколько труден будет в исполнении областной бюджет 2005 г. и в чем его особенности?
— Говоря об особенностях областного бюджета на 2005 г. и подчеркивая его социальную направленность, следует сказать, что 2005 г., конечно же, сложный. Нам необходимо обеспечить выплату повышенной заработной платы работникам бюджетной сферы, работающим по единой тарифной сетке с ростом на 20%, что дополнительно потребовало 440 млн. руб.
На монетизацию отдельных видов льгот ветеранам труда и труженикам тыла необходимо было дополнительно изыскать средства в объеме 590 млн. руб.
Ветеранам труда предусматривается денежная компенсация в размере 200 руб. в месяц, труженикам тыла — 300 руб. в месяц. При этом льготы по ЖКУ будут предоставляться в натуральной форме.
Главная же особенность — изменение условий работы 512 МО, которые были сформированы по поселенческому типу еще с 2002 г.
— Как же реформа межбюджетных отношений отразилась в бюджете 2005 г.?
— Основные положения федеральных законов, реформирующих межбюджетные отношения, вступают в силу с 2006 г. Однако в Курской области уже созданы городские округа. В 2005 г. укрепляется финансовая база бюджетов муниципальных образований.
В связи с изменением порядка зачисления налогов, местные бюджеты в 2005 г. свои полномочия будут осуществлять главным образом за счет собственных доходов, для этого им передается в среднем 30% налога на доходы физических лиц, 100% земельного налога, 90% (для городских округов) вмененного налога.
Таким образом, доля их собственных доходов повышается с 31% в 2004 г. до 69,6% в 2005 г.
Применена новая методика расчета объемов финансовой помощи муниципальным образованиям, учитывающая объективные показатели бюджетообеспеченности и ориентированная на новое законодательство.
— Нет ли опасности, что муниципальные образования окажутся один на один со своими проблемами?
— Конечно, нет. Помощь оказываться будет. Но у руководства муниципалитетов не должно быть настроений иждивенчества. Они должны уметь управлять развитием территории, увеличивать налогово-экономический потенциал, делать свою землю привлекательной для инвесторов. Они получили налоговые нормативы на постоянной основе и могут планировать свою деятельность по крайней мере на среднесрочную перспективу. Конечно, эта работа требует высокого уровня профессионализма, новых подходов. Кадровая подготовка везде разная. Но наша работа в течение последних трех лет по обучению сотрудников муниципальных органов не прошла даром, и основной кадровый костяк в муниципальных образованиях, умеющий работать в новых условиях, уже сформирован. Большинству других регионов этот путь еще предстоит пройти.
— Насколько успешно ведется работа по повышению эффективности использования бюджетных средств?
— Все бюджетополучатели нацелены на оптимизацию бюджетных расходов. Этот процесс пойдет успешнее по мере продвижения в реализации концепции бюджетирования, ориентированного на результаты. В организации финансового контроля мы акцент переносим на наказание конкретных виновных лиц и на меры предупреждения повторных нарушений. По экспертной оценке внедрения КИБ, осуществление предварительного контроля документов позволяет экономить до 15% расходов. Сегодня перед нами стоит задача довести казначейское исполнение бюджета до каждого муниципального образования.
— Консолидированный бюджет Курской области на 2005 г. планируется по расходам в сумме 11 млрд. 200 млн. руб.
Сегодня мы с удовлетворением можем констатировать тот факт, что за последние четыре года динамика основных параметров консолидированного бюджета имела положительные тенденции. Так, общие расходы (без целевых бюджетных фондов) в 2001 г. составили 4 млрд. 519 млн. руб., в 2002 г. — 6 млрд. 623 млн. руб., в 2003 г. — 7 млрд. 620 млн. руб., ожидаемые расходы в 2004 г. — 10 млрд. 461 млн. руб.
Для сравнения: в 2000 г. они были всего лишь на уровне 3 млрд. 620 млн. руб. При этом удельный вес расходов на социальную сферу возрос в консолидированном бюджете с 44,2% в 2000 г. до 61,2% в 2004 г.
— За счет чего вы обеспечиваете позитивную динамику?
— Стабильное улучшение параметров бюджетов основано на достижении позитивных тенденций в экономике области.
Так, в 2004 г. ожидается рост объема валового регионального продукта в 1,3 раза по сравнению с 2001 г., при этом в 1,25 раза возрастет объем промышленного производства в 2004 г. по сравнению с 2001 г. (в сопоставимых ценах).
Доходная часть бюджета растет в основном за счет увеличения налоговых поступлений. Администрации Курской области удалось скоординировать усилия налоговых органов и других структур и добиться высокого уровня собираемости. Так, собираемость налогов и сборов в бюджеты всех уровней в Курской области в 2003 г. составляла 124,9%, в 2004 г. ожидается 128,1%.
— Кто вносит основной вклад в областную бюджетную копилку?
— Налогоплательщик № 1 — АО «Михайловский ГОК», его доля в общем объеме налоговых поступлений в областной бюджет составляет 27,4%. Причем благодаря своей эффективной деятельности на рынке МГОК в 2004 г. практически удвоил свои платежи. Доля другого ведущего предприятия Курской области — Курской атомной электростанции — 5,5%. Всего вклад промышленности — 58,3%.
— Как администрация Курской области осуществляет поддержку развития промышленного производства?
— Впервые в областном бюджете на 2005 г. предусматриваются средства на поддержку промышленных предприятий в форме субсидирования процентных ставок по привлекаемым банковским кредитам на развитие промышленных предприятий. Сумма небольшая. Считаю, что промышленным предприятиям главное не мешать, помогать преодолевать административные барьеры. Я верю в эффективность действия «невидимой руки», о которой говорил Адам Смит.
Лучшая поддержка — это политика снижения налогового бремени, которую проводит российское правительство. Сокращение в 2005 г. ставки единого социального налога с 35,6 до 26%, отмена некоторых налогов и сборов приведет к тому, что у предприятий Курской области, по нашей оценке, дополнительно останется около 1064 млн. руб.
Экономическая стратегия развития в области инвестиционной политики определена законом «Об инвестиционной деятельности в Курской области», во исполнение которого сегодня реализуются инвестиционные соглашения о сотрудничестве.
В числе новых проектов — строительство металлургического комплекса на базе Михайловского ГОКа, строительство завода по производству БОПП (биаксиально ориентированной полипропиленовой пленки) стоимостью проекта около 2 млрд. руб.
Отдельный вопрос — поддержка малого бизнеса. Здесь реализуется целый комплекс мер. В течение последних лет мы ежегодно предусматриваем расходы на субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских банках субъектами малого предпринимательства.
— Известно, что Курская область — аграрно-индустриальная. Это нашло отражение в специфике областного бюджета?
— Агропромышленный сектор занимает ведущее положение в экономике области. В этой связи государственная поддержка агропромышленного сектора занимает большое место в расходах областного бюджета.
Из бюджета Курской области на поддержку в сфере сельского хозяйства предусматриваются расходы, производимые в рамках областных целевых программ «Повышение плодородия почв Курской области на 2003—2005 годы», «Совершенствование семинтальского скота в Курской области» и «Создание регионального типа мясных овец для условий ЦЧР России», направленные на получение экспериментальным путем более высокопродуктивных видов продукции растениеводства и животноводства и тем самым обеспечивающие научно-технический прогресс в области сельского хозяйства.
В целях проведения профилактики, борьбы с опасными инфекционными болезнями животных, распространения карантинных и особо опасных вредителей, недопущения эпидемий предусматриваются средства на противоэпизоотические мероприятия, реализацию областных целевых программ «Охрана Курской области от карантинных объектов Курской области», «Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Курской области», «Неотложные меры по профилактике бешенства в Курской области на 2003 — 2007 годы».
В целях регулирования цен на хлеб ежегодно предусматриваются средства на закупку зерна у сельхозтоваропроиводителей Курской области для формирования областного страхового фонда зерна.
Кроме того, в областном бюджете ежегодно предусматриваются расходы на возмещение сельхозтоваропроизводителям, предприятиям и организациям АПК и организациям потребкооперации затрат по уплате процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, в размере 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ. Так, на данные цели в 2004 г. предусматривается 65 млн. руб., что позволит сельхозтоваропроизводителям получить кредитов на сумму 696 млн. руб.
Проводится частичная выплата компенсации сельхозтоваропроизводителям области, пострадавшим от стихийных бедствий.
Для оснащения сельхозтоваропроизводителей области сельскохозяйственной техникой по лизинговым схемам приобретается техника под государственные гарантии Курской области с целью оказания практической помощи сельхозтоваропроизводителям Курской области. Так, в текущем году предоставлено гарантии на 91 млн. руб., что позволило приобрести техники на сумму почти в 1 мдрд. руб.
— Скажите, насколько труден будет в исполнении областной бюджет 2005 г. и в чем его особенности?
— Говоря об особенностях областного бюджета на 2005 г. и подчеркивая его социальную направленность, следует сказать, что 2005 г., конечно же, сложный. Нам необходимо обеспечить выплату повышенной заработной платы работникам бюджетной сферы, работающим по единой тарифной сетке с ростом на 20%, что дополнительно потребовало 440 млн. руб.
На монетизацию отдельных видов льгот ветеранам труда и труженикам тыла необходимо было дополнительно изыскать средства в объеме 590 млн. руб.
Ветеранам труда предусматривается денежная компенсация в размере 200 руб. в месяц, труженикам тыла — 300 руб. в месяц. При этом льготы по ЖКУ будут предоставляться в натуральной форме.
Главная же особенность — изменение условий работы 512 МО, которые были сформированы по поселенческому типу еще с 2002 г.
— Как же реформа межбюджетных отношений отразилась в бюджете 2005 г.?
— Основные положения федеральных законов, реформирующих межбюджетные отношения, вступают в силу с 2006 г. Однако в Курской области уже созданы городские округа. В 2005 г. укрепляется финансовая база бюджетов муниципальных образований.
В связи с изменением порядка зачисления налогов, местные бюджеты в 2005 г. свои полномочия будут осуществлять главным образом за счет собственных доходов, для этого им передается в среднем 30% налога на доходы физических лиц, 100% земельного налога, 90% (для городских округов) вмененного налога.
Таким образом, доля их собственных доходов повышается с 31% в 2004 г. до 69,6% в 2005 г.
Применена новая методика расчета объемов финансовой помощи муниципальным образованиям, учитывающая объективные показатели бюджетообеспеченности и ориентированная на новое законодательство.
— Нет ли опасности, что муниципальные образования окажутся один на один со своими проблемами?
— Конечно, нет. Помощь оказываться будет. Но у руководства муниципалитетов не должно быть настроений иждивенчества. Они должны уметь управлять развитием территории, увеличивать налогово-экономический потенциал, делать свою землю привлекательной для инвесторов. Они получили налоговые нормативы на постоянной основе и могут планировать свою деятельность по крайней мере на среднесрочную перспективу. Конечно, эта работа требует высокого уровня профессионализма, новых подходов. Кадровая подготовка везде разная. Но наша работа в течение последних трех лет по обучению сотрудников муниципальных органов не прошла даром, и основной кадровый костяк в муниципальных образованиях, умеющий работать в новых условиях, уже сформирован. Большинству других регионов этот путь еще предстоит пройти.
— Насколько успешно ведется работа по повышению эффективности использования бюджетных средств?
— Все бюджетополучатели нацелены на оптимизацию бюджетных расходов. Этот процесс пойдет успешнее по мере продвижения в реализации концепции бюджетирования, ориентированного на результаты. В организации финансового контроля мы акцент переносим на наказание конкретных виновных лиц и на меры предупреждения повторных нарушений. По экспертной оценке внедрения КИБ, осуществление предварительного контроля документов позволяет экономить до 15% расходов. Сегодня перед нами стоит задача довести казначейское исполнение бюджета до каждого муниципального образования.