Автоматизированная система управления бюджетным процессом Омской области как инструмент эффективного управления финансовыми ресурсами региона Наталья Фролова, заместитель председателя правительства Омской области, министр финансов Омской области, д.э.н., профессор
XXI в. неспроста называют веком высоких технологий. Начав зарождаться в недрах прошлого столетия, это понятие включило в себя как разработку, так и освоение неизведанных путей и способов развития человеческой мысли. Одним из таких направлений стало глубинное погружение в мир информационно-коммуникационных технологий. Их широкое использование в различных сферах жизнедеятельности нашло свое применение и в решении многогранных вопросов государственного управления.
В свою очередь управление финансовыми ресурсами в третьем тысячелетии, когда информатика проникла во все сферы деятельности человека, также невозможно без применения информационных технологий. Сейчас уже трудно представить себе рабочее место специалиста финансового органа без персонального компьютера, и возможности этого универсального инструмента должны быть использованы в полной мере. Современные информационные технологии дают возможность специалистам оперативно и оптимальным образом управлять производственным процессом в любой отрасли.
Важнейшим фактором повышения эффективности производства в любой отрасли, в том числе и финансовой, является улучшение управления. Совершенствование форм и методов управления происходит на основе достижений научно-технического про-гресса, дальнейшего развития информационных технологий.
Вооружить человека принципиально новыми орудиями производства и технологиями, усиливающими его возможности по обработке информации, — важнейшая технико-экономическая задача.
Использование современных информационных технологий в сфере управления обеспечивает повышение качества экономической информации, ее точности, объективности, оперативности и, как следствие этого, возможности принятия своевременных управленческих решений.
Переход к рыночным методам хозяйствования обусловил радикальное реформирование всей финансовой сферы РФ и ее основного звена — бюджетной системы.
В результате коренных изменений, произошедших в бюджетном процессе в последние годы, безусловно, чрезвычайно актуальной стала задача обеспечения управляемости и подконтрольности финансовых ресурсов, оперативного использования информации о состоянии государственных финансов для принятия оптимальных управленческих решений.
В связи с этим в целях проведения государственной бюджетной политики, эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения бюджетов Бюджетным кодексом РФ было введено казначейское исполнение бюджетов.
В соответствии с федеральным и областным законодательством в Омской области с 2003 г. осущест-влялась подготовка к переходу на казначейское исполнение областного бюджета. В июле 2004 г. в структуре министерства финансов Омской области создан департамент казначейского исполнения бюджета, а с 1 ноября 2004 г. переведены на казначейское исполнение два базовых объекта: министерство культуры и министерство здравоохранения с подведомственной сетью бюджетных учреждений. С 1 декабря 2004 г. планируется осуществить перевод на казначейское исполнение еще четырнадцати распорядителей и получателей бюджетных средств, а с 1 января 2005 г. весь областной бюджет будет исполняться по казначейской схеме.
Установление казначейского исполнения бюджета требует серьезной автоматизации реформированного бюджетного процесса, объединение всех участников бюджетного процесса в единую информационно-технологическую цепь.
Казначейская система исполнения бюджетов требует качественно иного уровня организации, технического оснащения и применения современных информационных технологий.
Причем при автоматизации исполнения регионального бюджета требуется комплексный подход. Для этого недостаточно разрозненных программных продуктов и автоматизированных систем, охватывающих отдельные задачи и направления бюджетной сферы. Современные условия заставляют понимать разницу между надежной, мощной, устойчивой в финансовом отношении крупной компанией-разработчиком, имеющей в своем арсенале необходимый производственный, технический, методологический, научный потенциал, и мелкими фирмами-разработчиками или разработчиками-одиночками, у которых достаточно сил только для узкопрофильных разработок. Крупные компании предлагают фирменный отработанный продукт с хорошей документацией по его использованию, а также гарантированную поддержку.
Внедрение крупных автоматизированных систем сопряжено с финансовыми затратами как на приобретение техники, так и на разработку проектов, выполнение подготовительных работ, подготовку кадров и т. д. Но экономический эффект от внедрения таких систем очень высок, так как при этом происходит комплексный охват автоматизацией всех участков производственного процесса, а именно этот показатель определяет эффективность использования технического и про-граммного обеспечения.
В настоящий момент министерством финансов Омской области осуществляется внедрение именно комплексной автоматизированной системы управления бюджетным процессом по казначейской системе управления областного бюджета (АСУ БП), являющейся законченным продуктом крупной компании-разработчика.
Автоматизированная система управления бюджетным процессом Омской области — это территориально распределенная система, объединяющая оригинальную методологию организации бюджетного процесса и управленческого бухгалтерского учета исполнения бюджета, а также вычислительные средства, коммуникации, методологическую и техническую документацию, средства поддержки и анализа функционирования.
Одной из целей создания АСУ БП Омской области, на наш взгляд, является информационная интеграция всех уровней финансовой системы Омской области, повышение уровня автоматизации составления и исполнения бюджетов Омской области и контроля их исполнения с одновременным обеспечением необходимой степени надежности и защиты информации.
По составу и содержанию задач и функций АСУ БП Омской области относится к системам большой размерности и высокой степени сложности. Информационное и программное обеспечение построены в соответствии с архитектурой клиент—сервер. В качестве системы управления базами данных используется высокопроизводительная СУБД ORACLE, позволяющая обрабатывать огромные массивы информации, чем характеризуется бюджетная сфера.
Техническая инфраструктура АСУ БП состоит из центрального серверного комплекса, представляющего собой высокоустойчивую и производительную кластерную систему на базе серверов IBM pSeries, а также из рабочих станций участников бюджетного процесса, телекоммуникационного оборудования и каналов связи, объединяющих локальные вычислительные сети и отдельные абонентские места участников бюджетного процесса.
В основу построения АСУ БП заложен принцип корпоративности, предполагающий объединение в единую корпоративную сеть технических средств и программного обеспечения всех участников бюджетного процесса (главные распорядители, распорядители и прямые получатели бюджетных средств, расположенные в Омске, а также территориальные финансовые органы). Причем использование высоконадежной кластерной системы позволяет обеспечить работу в автоматизированной системе до 300—400 пользователей.
АСУ БП позволяет осуществлять электронный документооборот между всеми участниками бюджетного процесса, что исключает многократное повторение операций ввода данных. При этом реализуется принцип централизованного хранения данных, формируемых в ходе исполнения бюджетного процесса. Это обеспечивает, несмотря на территориально распределенную обработку данных, актуальность информации и позволяет осуществлять доступ к информации в реальном времени, обращаясь к центральному серверному комплексу, находящемуся в министерстве финансов Омской области.
Применение наиболее совершенных казначейских технологий исполнения бюджетов, к которым можно отнести АСУ БП (что подтверждается положительным опытом ее применения в бюджетном процессе целого ряда регионов и муниципальных образований РФ), обеспечивает преимущество не только в сфере учета и контроля использования бюджетных средств, но и в вопросах формирования своевременной и достоверной отчетности по исполнению бюджетов, необходимой для принятия управленческих решений в налоговой и бюджетной сферах.
Основной задачей создания АСУ БП является содействие эффективному управлению государственными (муниципальными) финансовыми ресурсами Омской области и контроль за их целевым использованием на основе управленческого учета исполнения бюджетов Омской области и получение своевременной (ежедневной) достоверной информации о доходах, расходах и источниках финансирования дефицита бюджетов.
Ввод в действие АСУ БП в Омской области во многом будет способствовать решению выше-указанных задач не только на областном, но и на муниципальном уровнях, обеспечивая совершенствование управления бюджетным процессом на основе применения современных информационных технологий.
Автоматизированная система управления бюджетным процессом Омской области по казначейской системе исполнения бюджета позволяет достигнуть полной прозрачности расходов, обеспечить наличие информации, необходимой для управления бюджетными ресурсами. Органам исполнительной власти и органам местного самоуправления будет предоставляться достоверная и оперативная информация о состоянии государственных и муниципальных финансов и о том, какие результаты получены в рамках исполнения тех законодательных положений, которые были установлены областным законом, решениями органов местного самоуправления. Данная информация может быть получена ежедневно, в любом разрезе, вплоть до каждого конечного учреждения — получателя бюджетных средств.
Правительство Омской области, органы местного самоуправления смогут получать информацию: кто и как расходует бюджетные средства, в системе какого органа исполнительной власти имеются неиспользованные резервы, а какие испытывают необходимость в них. А инструментом для получения данной информации, ее анализа и принятия оптимальных управленческих решений является автоматизированная система управления бюджетным процессом Омской области.
Как известно, одним из важнейших условий развития реального сектора экономики, создания предпосылок для роста производства, формирования на его основе налогового потенциала региона, развития непроизводственной сферы, увеличения занятости и повышения благосостояния населения выступает финансово-экономическая стабилизация региона.
В связи с этим финансово-экономическая стабилизация региона выступает катализатором экономических процессов в регионах, фактором, в несколько раз повышающим их сложность и многогранность. Следствием финансово-экономической стабилизации является увеличивающаяся потребность в использовании АСУ БП как инструмента своевременного реагирования и реализации изменяющейся экономической, и в том числе бюджетной, политики.
Безусловно, внедрение и использование АСУ БП является качественно новым уровнем управления финансами и, как следствие, экономикой региона. Вместе с тем сегодня предложены и другие условия повышения эффективности управления экономикой, которые, на наш взгляд, потребуют дальнейшей конструктивной работы. Это формирование основного финансового документа региона по новой бюджетной классификации и переход на новый план счетов бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях.
Безусловно, это потребует новых технологических решений, поскольку владение и использование такого объема информации находится за гранью человеческих возможностей.
Использование информационно-телекоммуникационных технологий в сфере управления финансами напрямую зависит от степени решения в целом проблемы информатизации на уровне региона, а также сотрудничества и эффективного взаимодействия в едином, выходящем за рамки одного субъекта Федерации, информационном пространстве. В этой связи представляется необходимым, на наш взгляд, предварительно осуществить следующий комплекс мероприятий на территории России в целом:
1. Совершенствовать систему законодательства РФ в части информационно-телекоммуникационных технологий.
2. Совершенствовать технологический и методологический процессы использования информационных технологий.
3. Создать единую терминологическую базу по отношению к конфиденциальной информации и информации с ограниченным доступом.
4. Унифицировать единый перечень информации.
XXI в. неспроста называют веком высоких технологий. Начав зарождаться в недрах прошлого столетия, это понятие включило в себя как разработку, так и освоение неизведанных путей и способов развития человеческой мысли. Одним из таких направлений стало глубинное погружение в мир информационно-коммуникационных технологий. Их широкое использование в различных сферах жизнедеятельности нашло свое применение и в решении многогранных вопросов государственного управления.
В свою очередь управление финансовыми ресурсами в третьем тысячелетии, когда информатика проникла во все сферы деятельности человека, также невозможно без применения информационных технологий. Сейчас уже трудно представить себе рабочее место специалиста финансового органа без персонального компьютера, и возможности этого универсального инструмента должны быть использованы в полной мере. Современные информационные технологии дают возможность специалистам оперативно и оптимальным образом управлять производственным процессом в любой отрасли.
Важнейшим фактором повышения эффективности производства в любой отрасли, в том числе и финансовой, является улучшение управления. Совершенствование форм и методов управления происходит на основе достижений научно-технического про-гресса, дальнейшего развития информационных технологий.
Вооружить человека принципиально новыми орудиями производства и технологиями, усиливающими его возможности по обработке информации, — важнейшая технико-экономическая задача.
Использование современных информационных технологий в сфере управления обеспечивает повышение качества экономической информации, ее точности, объективности, оперативности и, как следствие этого, возможности принятия своевременных управленческих решений.
Переход к рыночным методам хозяйствования обусловил радикальное реформирование всей финансовой сферы РФ и ее основного звена — бюджетной системы.
В результате коренных изменений, произошедших в бюджетном процессе в последние годы, безусловно, чрезвычайно актуальной стала задача обеспечения управляемости и подконтрольности финансовых ресурсов, оперативного использования информации о состоянии государственных финансов для принятия оптимальных управленческих решений.
В связи с этим в целях проведения государственной бюджетной политики, эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения бюджетов Бюджетным кодексом РФ было введено казначейское исполнение бюджетов.
В соответствии с федеральным и областным законодательством в Омской области с 2003 г. осущест-влялась подготовка к переходу на казначейское исполнение областного бюджета. В июле 2004 г. в структуре министерства финансов Омской области создан департамент казначейского исполнения бюджета, а с 1 ноября 2004 г. переведены на казначейское исполнение два базовых объекта: министерство культуры и министерство здравоохранения с подведомственной сетью бюджетных учреждений. С 1 декабря 2004 г. планируется осуществить перевод на казначейское исполнение еще четырнадцати распорядителей и получателей бюджетных средств, а с 1 января 2005 г. весь областной бюджет будет исполняться по казначейской схеме.
Установление казначейского исполнения бюджета требует серьезной автоматизации реформированного бюджетного процесса, объединение всех участников бюджетного процесса в единую информационно-технологическую цепь.
Казначейская система исполнения бюджетов требует качественно иного уровня организации, технического оснащения и применения современных информационных технологий.
Причем при автоматизации исполнения регионального бюджета требуется комплексный подход. Для этого недостаточно разрозненных программных продуктов и автоматизированных систем, охватывающих отдельные задачи и направления бюджетной сферы. Современные условия заставляют понимать разницу между надежной, мощной, устойчивой в финансовом отношении крупной компанией-разработчиком, имеющей в своем арсенале необходимый производственный, технический, методологический, научный потенциал, и мелкими фирмами-разработчиками или разработчиками-одиночками, у которых достаточно сил только для узкопрофильных разработок. Крупные компании предлагают фирменный отработанный продукт с хорошей документацией по его использованию, а также гарантированную поддержку.
Внедрение крупных автоматизированных систем сопряжено с финансовыми затратами как на приобретение техники, так и на разработку проектов, выполнение подготовительных работ, подготовку кадров и т. д. Но экономический эффект от внедрения таких систем очень высок, так как при этом происходит комплексный охват автоматизацией всех участков производственного процесса, а именно этот показатель определяет эффективность использования технического и про-граммного обеспечения.
В настоящий момент министерством финансов Омской области осуществляется внедрение именно комплексной автоматизированной системы управления бюджетным процессом по казначейской системе управления областного бюджета (АСУ БП), являющейся законченным продуктом крупной компании-разработчика.
Автоматизированная система управления бюджетным процессом Омской области — это территориально распределенная система, объединяющая оригинальную методологию организации бюджетного процесса и управленческого бухгалтерского учета исполнения бюджета, а также вычислительные средства, коммуникации, методологическую и техническую документацию, средства поддержки и анализа функционирования.
Одной из целей создания АСУ БП Омской области, на наш взгляд, является информационная интеграция всех уровней финансовой системы Омской области, повышение уровня автоматизации составления и исполнения бюджетов Омской области и контроля их исполнения с одновременным обеспечением необходимой степени надежности и защиты информации.
По составу и содержанию задач и функций АСУ БП Омской области относится к системам большой размерности и высокой степени сложности. Информационное и программное обеспечение построены в соответствии с архитектурой клиент—сервер. В качестве системы управления базами данных используется высокопроизводительная СУБД ORACLE, позволяющая обрабатывать огромные массивы информации, чем характеризуется бюджетная сфера.
Техническая инфраструктура АСУ БП состоит из центрального серверного комплекса, представляющего собой высокоустойчивую и производительную кластерную систему на базе серверов IBM pSeries, а также из рабочих станций участников бюджетного процесса, телекоммуникационного оборудования и каналов связи, объединяющих локальные вычислительные сети и отдельные абонентские места участников бюджетного процесса.
В основу построения АСУ БП заложен принцип корпоративности, предполагающий объединение в единую корпоративную сеть технических средств и программного обеспечения всех участников бюджетного процесса (главные распорядители, распорядители и прямые получатели бюджетных средств, расположенные в Омске, а также территориальные финансовые органы). Причем использование высоконадежной кластерной системы позволяет обеспечить работу в автоматизированной системе до 300—400 пользователей.
АСУ БП позволяет осуществлять электронный документооборот между всеми участниками бюджетного процесса, что исключает многократное повторение операций ввода данных. При этом реализуется принцип централизованного хранения данных, формируемых в ходе исполнения бюджетного процесса. Это обеспечивает, несмотря на территориально распределенную обработку данных, актуальность информации и позволяет осуществлять доступ к информации в реальном времени, обращаясь к центральному серверному комплексу, находящемуся в министерстве финансов Омской области.
Применение наиболее совершенных казначейских технологий исполнения бюджетов, к которым можно отнести АСУ БП (что подтверждается положительным опытом ее применения в бюджетном процессе целого ряда регионов и муниципальных образований РФ), обеспечивает преимущество не только в сфере учета и контроля использования бюджетных средств, но и в вопросах формирования своевременной и достоверной отчетности по исполнению бюджетов, необходимой для принятия управленческих решений в налоговой и бюджетной сферах.
Основной задачей создания АСУ БП является содействие эффективному управлению государственными (муниципальными) финансовыми ресурсами Омской области и контроль за их целевым использованием на основе управленческого учета исполнения бюджетов Омской области и получение своевременной (ежедневной) достоверной информации о доходах, расходах и источниках финансирования дефицита бюджетов.
Ввод в действие АСУ БП в Омской области во многом будет способствовать решению выше-указанных задач не только на областном, но и на муниципальном уровнях, обеспечивая совершенствование управления бюджетным процессом на основе применения современных информационных технологий.
Автоматизированная система управления бюджетным процессом Омской области по казначейской системе исполнения бюджета позволяет достигнуть полной прозрачности расходов, обеспечить наличие информации, необходимой для управления бюджетными ресурсами. Органам исполнительной власти и органам местного самоуправления будет предоставляться достоверная и оперативная информация о состоянии государственных и муниципальных финансов и о том, какие результаты получены в рамках исполнения тех законодательных положений, которые были установлены областным законом, решениями органов местного самоуправления. Данная информация может быть получена ежедневно, в любом разрезе, вплоть до каждого конечного учреждения — получателя бюджетных средств.
Правительство Омской области, органы местного самоуправления смогут получать информацию: кто и как расходует бюджетные средства, в системе какого органа исполнительной власти имеются неиспользованные резервы, а какие испытывают необходимость в них. А инструментом для получения данной информации, ее анализа и принятия оптимальных управленческих решений является автоматизированная система управления бюджетным процессом Омской области.
Как известно, одним из важнейших условий развития реального сектора экономики, создания предпосылок для роста производства, формирования на его основе налогового потенциала региона, развития непроизводственной сферы, увеличения занятости и повышения благосостояния населения выступает финансово-экономическая стабилизация региона.
В связи с этим финансово-экономическая стабилизация региона выступает катализатором экономических процессов в регионах, фактором, в несколько раз повышающим их сложность и многогранность. Следствием финансово-экономической стабилизации является увеличивающаяся потребность в использовании АСУ БП как инструмента своевременного реагирования и реализации изменяющейся экономической, и в том числе бюджетной, политики.
Безусловно, внедрение и использование АСУ БП является качественно новым уровнем управления финансами и, как следствие, экономикой региона. Вместе с тем сегодня предложены и другие условия повышения эффективности управления экономикой, которые, на наш взгляд, потребуют дальнейшей конструктивной работы. Это формирование основного финансового документа региона по новой бюджетной классификации и переход на новый план счетов бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях.
Безусловно, это потребует новых технологических решений, поскольку владение и использование такого объема информации находится за гранью человеческих возможностей.
Использование информационно-телекоммуникационных технологий в сфере управления финансами напрямую зависит от степени решения в целом проблемы информатизации на уровне региона, а также сотрудничества и эффективного взаимодействия в едином, выходящем за рамки одного субъекта Федерации, информационном пространстве. В этой связи представляется необходимым, на наш взгляд, предварительно осуществить следующий комплекс мероприятий на территории России в целом:
1. Совершенствовать систему законодательства РФ в части информационно-телекоммуникационных технологий.
2. Совершенствовать технологический и методологический процессы использования информационных технологий.
3. Создать единую терминологическую базу по отношению к конфиденциальной информации и информации с ограниченным доступом.
4. Унифицировать единый перечень информации.
5. Разработать единую сеть, позволяющую обеспечить совместимость телекоммуникационных сетей для развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.
6. Принять меры по развитию системы подготовки, повышению квалификации специалистов соответствующих служб всех секторов экономики, а также аудиторов, посредством организации различных форм обучения.
6. Принять меры по развитию системы подготовки, повышению квалификации специалистов соответствующих служб всех секторов экономики, а также аудиторов, посредством организации различных форм обучения.
7. Координировать действия в вопросах принятия решений и разработки системы получения и обработки информации.