Версия для печати 4616 Материалы по теме
Правительство готовится приступить к очередному этапу борьбы с уклонением от налогов. Во многих цивилизованных странах существуют законодательно определенные перечни запрещенных схем ухода от налогообложения. Такую практику решили ввести и в России. Подробнее об этом нововведении корреспонденту «Бюджета» рассказал начальник отдела координации и контроля деятельности ФНС России, анализа и общих вопросов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Сергей Разгулин. 

— Стало известно, что планируется законодательно определить разницу между допустимой налоговой практикой и уклонением от уплаты налогов. Верно ли, что министерство предлагает внести в законодательство критерии, отделяющие законное уменьшение налоговых платежей от незаконного избежания налогообложения?

— Да, вы правы. В Послании Федеральному собранию президент указал на необходимость решения актуальной проблемы — разграничения правомерной практики налоговой оптимизации от случаев уклонения от налогообложения. Очевидно, что любой добросовестный налогоплательщик не может на равных конкурировать с теми, кто налогов не платит, и поэтому перед ним неизбежно встает проблема выбора: уйти с рынка либо тоже уклоняться от уплаты налогов.
Конституционный суд в постановлении от 23 мая 2003 г. № 9-п подчеркнул допустимость законной оптимизации налоговых платежей. Однако в ряде случаев формальное соблюдение закона налогоплательщиком, то есть совершение им действий, не запрещенных законодательством, неизбежно приводило к ущербу для государства и муниципальных образований.
Поэтому должно быть найдено решение, которое не ущемляло бы конституционные права налогоплательщиков и одновременно не приводило бы к созданию необоснованных преимуществ для отдельных субъектов рынка. По итогам заседания правительства 30 сентября 2004 года дано поручение проработать данный вопрос. Сейчас эта работа ведется.
— И как планируется выработать эти критерии?
— За основу может быть взят международный опыт налоговой оптимизации. К выработке таких критериев традиционно приглашаются профессиональные общественные организации, ученые, специалисты, работающие в сфере налогообложения.
— Каким образом это скажется на налоговом администрировании?
— Самым положительным образом. Но прежде всего необходимо подчеркнуть, что данная проблема не имеет отношения к уклонению от налогообложения — то есть действиям изначально противоправным, за совершение которых предусмотрена уголовная ответственность. Разграничивать предполагается оптимизацию налогообложения и злоупотребление налогоплательщиком своими налоговыми правами. Понятия «добросовестность» и «законность», «недобросовестность» и «противоправность» не являются тождественными. Частным случаем имеющихся различий является привлечение налогоплательщика к ответственности при незаконном поведении, в отличие от недобросовестного, при котором налогоплательщик принуждается к исполнению своей обязанности.
Несколько упрощая ответ, можно сказать, что предлагается оценивать последствия совершенных налогоплательщиком действий с учетом всех фактических обстоятельств. Недобросовестный налогоплательщик законодательство не нарушает, но в его отношении могут не наступать ожидаемые им налоговые последствия. То есть налогоплательщик, признанный недобросовестным, теряет гарантии, предоставляемые законодательством о налогах и сборах: право на признание обязанности по уплате налога исполненной, на применение налогового вычета по НДС... Права лица, злоупотребившего правом, защите не подлежат. Именно такой вывод следует из определения Конституционного суда от 25.07.2001 № 138-О и норм гражданского законодательства.
Таким образом, ст. 22 Налогового кодекса, посвященная обеспечению и защите прав налогоплательщиков, должна применяться с учетом конституционной практики, а именно обеспечение и защита прав ставится в зависимость от добросовестности их осуществления. Включение в налоговое законодательство норм — принципов способствовало бы сокращению субъективного подхода к определению обязанностей налогоплательщика.
— А когда будет разработан такой законопроект?
— Соответствующие поправки в Налоговый кодекс могут быть представлены в 2005 году.

Беседовала
Светлана СТРЕЛЬНИКОВА
Поделиться