Версия для печати 3600 Материалы по теме
Так считает Владимир Мау, ректор Академии народного хозяйства при Правительстве России. В беседе с нашим корреспондентом он рассказал о качестве экономического образования в России и о новых экспериментах, проводимых в академии.

В 1995 г. постановлением Правительства РФ за академией был официально закреплен статус ведущего учебного, методического и научного центра в системе переподготовки и повышения квалификации государственных служащих федеральной и региональной власти, а также ведущего образовательного учреждения, осуществляющего подготовку специалистов в сфере высшего профессионального, послевузовского и дополнительного образования. Право академии на ведение образовательной деятельности и выдачу государственных документов о высшем и дополнительном образовании подтверждено лицензией и приказом Министерства образования России.
Академия сегодня — это свыше 7 тыс. студентов и слушателей, ежегодно обучающихся по различным программам. Академия всегда была лидером в сфере послевузовского образования. Однако сейчас она предлагает также и программы первого высшего образования. Около полутора тысяч студентов каждый год проходят обучение по курсам экономики, финансов и банковского дела, права, менеджмента, компьютерным технологиям в бизнесе. Проводимые профессиональным сообществом рейтинги вузов страны подтверждают лидерство академии в этой области. Академия уверенно занимает первое место среди экономических вузов.         
Порядка шести тысяч слушателей из многих регионов страны получают в академии дополнительное профессиональное образование по долгосрочным и среднесрочным программам, а также повышают квалификацию на краткосрочных курсах.

— Вы участвовали в написании Стратегии развития России до 2010 года. Как идет выполнение программы? Как вы оцениваете уже сделанное?
— Если говорить кратко, то сделано меньше, чем хотелось бы, но гораздо больше, чем можно было ожидать. Я был скептично настроен и не ожидал, что удастся сделать так много. Несомненно, стоит отметить налоговую реформу. Мы начали двигаться по пути регулирования экономики, принят ряд важных законопроектов по обеспечению прав бизнеса при осуществлении проверочной деятельности, сокращении объемов лицензирования, приняты Гражданский, Налоговый, Бюджетный, Трудовой и Земельный кодексы, новое пенсионное законодательство. Шла работа по совершенствованию межбюджетных отношений, валютного законодательства, по реформированию естественных монополий и многое другое. Важнейшим фактором обеспечения финансовой устойчивости стало принятие законодательства, регулирующего создание и функционирование Стабилизационного фонда. На мой взгляд, подвижки существенные. Конечно, хотелось бы большего. Необходима глубокая бюджетная реформа, понимаемая не как фискальная, но прежде всего как структурная, нацеленная на повышение эффективности бюджетных расходов, на совершенствование сети бюджетных учреждений. Необходимы серьезные реформы в системе образования, здравоохранения.
Однако сегодня главные проблемы экономики находятся отнюдь не в экономическом законодательстве. Главная проблема — исполнение законодательства, резкое улучшение системы функционирования правовых институтов. Дальнейшее совершенствование экономического законодательства без улучшения ситуации в судебной и правоохранительной системе, я считаю, невозможно.
— В одном из интервью вы говорили, что в России необходима реформа бюджетных расходов, нацеленная на повышение эффективности расходования бюджетных средств. Как вы себе ее представляете?
— Есть концепция, и довольно известная. Она разрабатывалась в Минфине при участии ведущих экспертов Института экономики переходного периода и ряда других исследовательских структур. Она включает в себя организацию регулярного мониторинга и анализа бюджетных расходов с точки зрения их эффективности. Исключительно важна проводимая сейчас под руководством А.Д. Жукова работа по формированию системы бюджетирования на результат, то есть ориентацию бюджетов на достижение социально и политически значимых показателей. Сейчас идет выработка параметров по повышению эффективности расходования бюджетных средств. Необходима реформа системы бюджетных организаций, формирование сети организаций, не имеющих субсидиарной ответственности с государством, введение подушевого финансирования там, где это возможно, в образовании и здравоохранении.
— Какие новшества появились в академии за последнее время?
— Мы очень много работаем по развитию академии. У нас есть интересные программы для Центробанка, РАО «ЕЭС России», Аппарата правительства, ряда ведомств и корпораций. Стоит отметить, что академия — мощная структура, которая представляет огромный спектр образовательных услуг. Грубо говоря, окончив среднюю школу, в академии можно учиться затем всю жизнь. Ведь у нас есть программы и первого, и второго высшего образования, программы MBA, аспирантура, и сейчас появилась экспериментальная программа DBA — это индивидуальная программа для тех, кто хочет и дальше совершенствоваться в деловом администрировании под руководством толковых консультантов. Наша основная задача сейчас — это усиление индивидуального подхода, то есть возможность выбора программ в зависимости от потребностей человека. А также усиление активных методов обучения, то есть отход от лекций в пользу деловых игр, разного рода симуляторов, изучения опыта конкретных фирм и предпринимателей. И разработка, и реализация этого пакета услуг являются основной задачей преподавателей и руководства академии. Наконец, в этом году у нас впервые появилась возможность бесплатного (бюджетного) получения первого высшего образования.
— В чем же на сегодня основная проблема экономического образования в России в целом, на ваш взгляд?
— Прежде всего оно стало массовым способом уклонения от армии. То, что огромное число вузов, не имеющих отношения к экономике, создают экономическо-юридические факультеты, дающие псевдовысшее образование, создает определенный дисбаланс в качественном экономическом образовании. Очень много экономистов, очень мало хороших экономистов.
— Кто сейчас, на ваш взгляд, является основными теоретиками экономической реформы в России? А практиками?
— Однозначно Егор Гайдар. А среди практиков я бы отметил Германа Грефа, Алексея Кудрина, Игоря Шувалова, Анатолия Чубайса, Андрея Шаронова, Эльвиру Набиулину и многих других наших коллег. Перечислить даже минимальный круг практически невозможно.
— Насколько выпускники академии интересны за рубежом? Насколько они востребованы в России?
— Многие наши выпускники работают за границей. Сейчас понятие «за границей» расширилось — хочу напомнить, что выпускниками академии в свое время были Нурсултан Назарбаев, Леонид Кучма. В России у наших выпускников также нет проблем с трудоустройством. На базе академии создана специальная служба, организующая встречи выпускников с представителями крупных компаний. Мы стараемся организовывать занятия таким образом, чтобы на 4-5-м курсе у наших студентов была возможность попробовать себя на практике. Одно из наших новшеств — возможность получения консультаций у преподавателя по праву, по аудиту, позвонив ему по мобильному телефону.
— Как вы оцениваете современную систему подготовки и переподготовки кадров для бюджетной сферы?
— Я считаю, что система нуждается в глубокой перестройке. У меня есть сомнения в том, что специальность государственное и муниципальное управление, на которую сейчас некоторые вузы берут студентов со школьной скамьи (кстати, при огромном конкурсе), оправдывает себя. Мне представляется более адекватным получение сначала любой «гражданской» специальности, а затем уже — специализация в области госуправления в ходе профпереподготовки, или на магистерских программах, или прохождения специальной программы MPA (master of public administration – даже термина русского пока нет). Я считаю, что такую серьезную переподготовку нужно проходить между тридцатью и сорока годами, когда человек уже попробовал себя в науке и бизнесе, прослужил на государственной службе и решил далее оставаться в общественном (государственном) секторе.

Тая Олейни
Поделиться