О том, как приблизительно будет выглядеть Москва после наведения порядка в рекламной сфере, рассказал главный архитектор города Александр Кузьмин. В список запрещенных в центре столицы рекламных носителей, по его словам, могут попасть искажающие архитектурный облик города уличные перетяжки, «черные точки» больших видеоэкранов, крупногабаритные конструкции размером 3x6 м и растяжки на строительных сетках.
«С крупных щитов реклама должна переехать на тумбы, остановочные комплексы и другую городскую мебель», -- заявил г-н Кузьмин. При этом, по его словам, теперь при установке новых рекламных конструкций должна учитываться даже ширина тротуаров. «Если тротуар менее 3 м, рекламы вообще не должно быть, людям и так негде ходить», -- сетовал главный архитектор. Специалисты «Мосархитектуры» уже разработали проекты комплектов так называемой городской мебели для различных интерьеров столицы. Как утверждает г-н Кузьмин, в кварталах постройки XIX века, например, будут устанавливать лавки и остановочные пункты с рекламой классической формы, в районах более поздней застройки внедрят более современные элементы городского интерьера.
Впрочем, по мнению г-на Кузьмина, на территории памятников истории и архитектуры и в зонах их видимости вообще лучше отказаться от размещения какой бы то ни было рекламы. Недоступными для рекламодателей, по его мнению, должны стать по крайней мере территории, с которых открывается вид на Кремль, Театральную площадь, Котельническую набережную -- в месте, где Яуза впадает в Москву-реку. Кроме того, главный архитектор Москвы заявил, что целесообразно было бы ввести временный мораторий на установку новых рекламных конструкций до тех пор, пока власти окончательно не определятся с базовыми показателями зависимости визуального облика города от рекламного бизнеса. «На десять погонных метров сейчас приходится одна реклама того или иного вида», -- сетовал главный архитектор на обилие рекламных носителей, скрывающих красоты российской столицы. По данным комитета рекламы, информации и оформления города, сейчас в Москве насчитывается более 19,5 тыс. рекламных конструкций.
Примечательно, что на «аляповатость, разномастность и бесстилье в оформлении конструкций наружной рекламы» сетуют и сами рекламщики. В открытом письме мэру президент Национальной ассоциации визуальных коммуникаций (НАВК) Максим Ткачев, председатель комитета по наружной рекламе Ассоциации коммуникационных агентств России Андрей Березкин и президент Региональной ассоциации наружной рекламы и информации Данил Першин жалуются на «отсутствие четких правил игры для операторов рекламной отрасли, несоблюдение официально одобренных городскими властями принципов установки и эксплуатации рекламных конструкций». Представители бизнес-сообщества утверждают, что такая ситуация в отрасли стала возможной из-за «сомнительной политики» городских чиновников. «Мы понимаем, что наружная реклама должна быть естественной и гармоничной частью городской архитектуры, и необходимо жесткое регулирование со стороны города, чтобы не допустить ее переизбыток. Но в предыдущие несколько лет у нас, профессиональных участников рынка, создавалось впечатление, что город не заинтересован в прозрачности и порядке в отрасли», -- заявил «Времени новостей» г-н Ткачев.
По словам представителей отрасли, чиновники на протяжении нескольких лет декларируют намерение оптимизировать число рекламных носителей и упорядочить систему предоставления мест для их размещения. Однако «на центральных улицах продолжает размещаться официально запрещенная крупноформатная реклама, а фасады исторических зданий затягиваются огромными рекламными сетками». «Мы наблюдаем, как сокращаемые одними компаниями рекламные носители сменяются новыми, принадлежащими, похоже, уже совсем другим компаниям», -- заявляют рекламщики. По данным представителей рекламного бизнеса, за последние шесть лет «суммарная площадь наружной рекламы крупного формата в центре Москвы увеличилась почти в 1,5 раза, с 83 тыс. кв. м в 2004 году до 123 тыс. кв. м в 2010-м».
И, судя по всему, представители рекламной отрасли были услышаны. Во всяком случае, Сергей Собянин, заявив о необходимости упорядочить рынок рекламных носителей, явно ссылался на данные представителей бизнеса. Новый градоначальник заявил, в частности, о «непрозрачности» системы размещения рекламных конструкций. «Для операторов рекламы нет четких правил игры. Никому не известные компании выигрывают конкурсы на тысячи рекламоносителей. Под видом социальной рекламы бесплатно размещается коммерческая реклама», -- практически цитировал обращение рекламщиков г-н Собянин и потребовал кардинально изменить ситуацию