НДС: Изменения в порядке исчисления и уплаты Информация подготовлена специалистами компании Deloitte & Touche CIS: Павлом Скалкиным, Екатериной Сурковой, Олегом Березиным, Станиславом Кашулиным
О применении налогоплательщиками разъяснений налоговых и финансовых органов
С момента введения Налогового кодекса РФ в нем присутствовало положение о том, что при нарушении налогового законодательства налогоплательщик освобождается от ответственности, если он действовал в соответствии с разъяснениями налоговых и других уполномоченных органов (п. 3 ст. 111 Налогового кодекса РФ).
Тем не менее на практике налогоплательщики сталкивались с тем, что налоговые органы пытались применить или применяли к ним санкции на основании того, что налогоплательщик выполнял разъяснения, адресованные не ему лично. С другой стороны, по этой же причине налогоплательщики часто сами не могли использовать разъяснения уполномоченных органов в связи с тем, что законодательство четко не определяет, можно ли воспользоваться разъяснениями, выданными другому налогоплательщику либо адресованными неопределенному кругу лиц.
Не так давно Министерство финансов РФ опубликовало письмо от 21.09.2004 г. № 03-02-07/39 «О компетенции налоговых органов в работе по разъяснению налогового законодательства», в котором суммировало основные нормы законодательства и правоприменительную практику по данному вопросу.
Основными выводами, сделанными в данном письме, можно назвать следующие. Во-первых, органами, уполномоченными давать официальные разъяснения по вопросам применения налогового законодательства, являются Министерство по налогам и сборам РФ (МНС) и его подразделения по месту учета налогоплательщиков, а также Министерство финансов РФ (Минфин) и другие финансовые органы в субъектах РФ и органах местного самоуправления.
Во-вторых, со ссылкой на Высший арбитражный суд РФ (п. 35 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 №5) Минфин сообщает, что налогоплательщик может руководствоваться не только разъяснениями, выданными непосредственно ему, но и неопределенному кругу лиц.
В то же время в своем письме Минфин отмечает, что такие разъяснения носят ненормативный характер и, соответственно, необязательны к исполнению, поэтому при исполнении налогового законодательства налогоплательщик должен руководствоваться прежде всего законодательством и имеет право обжаловать правовые акты налоговых органов ненормативного характера, если, по мнению налогоплательщика, такие акты действия или бездействие нарушают его права.
Данное письмо, на наш взгляд, имеет большое значение для многих организаций и лиц, которые сталкиваются с вопросами применения разъяснений налоговых и финансовых органов в своей деятельности, и разрешает многие сомнения, которые возникали раньше при решении вопроса о возможности либо необходимости применения разъяснений МНС и Минфина РФ.
Порядок подтверждения нулевой ставки перевозчиками на железнодорожном транспорте
Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены изменения в ст. 165 Налогового кодекса РФ.
В рамках таких изменений законодателем пересмотрен перечень документов, которые необходимы перевозчикам на железнодорожном транспорте для подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС при реализации ими услуг по перевозке товаров, помещенных под таможенные режимы экспорта или транзита, а также услуг по перевозке пассажиров и багажа. Указанные изменения вызваны недавним реформированием железнодорожной отрасли, в ходе которого было создано ОАО «Российские железные дороги».
Действующая редакция ст. 165 Налогового кодекса РФ предусматривает упрощенный порядок подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС структурными подразделениями Министерства путей сообщения РФ. Однако с образованием ОАО «РЖД», к которому перешли функции по организации перевозок на железнодорожном транспорте, железные дороги столкнулись с проблемой сбора полного пакета документов, подтверждающих право на применение ставки НДС 0%. Указанное обстоятельство приводило к тому, что железные дороги в некоторых случаях выставляли НДС на стоимость перевозки экспортируемых товаров.
С 1 января 2005 г. для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов указанным выше перевозчикам потребуется представить в налоговые органы реестр выписок банка, подтверждающих поступление выручки, а также реестр перевозочных документов с отметками таможенных органов о перевозке товаров, помещенных под таможенные режимы экспорта или транзита. При этом в случае если расчеты за указанные услуги по перевозке товаров осуществляются в соответствии с международными договорами РФ, перевозчик будет обязан предоставить в налоговые органы документы, предусмотренные данными договорами.
Кроме того, налоговые органы получат право запрашивать отдельные перевозочные документы или выписки банка, включенные в реестры. Их копии должны быть представлены перевозчиком в течение 30 дней со дня получения соответствующего требования.
Освобождение от НДС продажи земельных участков и жилья
В соответствии с Федеральным законом РФ от 20.08.2004 № 109-ФЗ «О внесении изменений в статьи 146 и 149 части второй Налогового кодекса РФ» с 1 января 2005 г. не будут признаваться объектом налогообложения по НДС операции по реализации земельных участков (долей в них).
Кроме того, с указанной даты будут освобождаться от налогообложения операции по реализации жилых домов, жилых помещений и долей в них, а также операции по передаче доли в праве на общее имущество в многоквартирном доме при реализации квартир. Данные меры, по замыслу законодателя, направлены на создание условий для формирования рынка доступного жилья в стране.
Следует отметить, что указанное новшество окончательно разрешит вопрос относительно исчисления и уплаты НДС при получении инвесторами средств по договорам инвестирования (долевого участия) в строительство жилья. Кроме того, освобождение от НДС продажи земельных участков устранит различные толкования положений законодательства относительно вычета НДС, уплаченного при приобретении земельных участков.
Принцип назначения при взаимной торговле товарами со странами СНГ
Федеральный закон от 18.08.2004 № 102-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации», вступающий в силу с 1 января 2005 г., признает утратившими силу ряд положений законодательства, регулировавших особый порядок налогообложения экспортируемых и импортируемых с территории Республики Беларусь товаров, а также экспортируемых и импортируемых с территории государств — участников Содружества Независимых Государств нефти и природного газа.
Указанные изменения, в частности, предусматривают, что с 1 января 2005 г. экспорт товаров на территорию Республики Беларусь, а также экспорт нефти и природного газа на территории государств — участников СНГ будет облагаться НДС по ставке 0%. При этом при ввозе товаров из Республики Беларусь, а также нефти и природного газа из государств — участников СНГ НДС будет взиматься таможенными органами РФ в общеустановленном порядке. Следует отметить, что вышеуказанные положения в отношении Республики Беларусь будут распространяться на правоотношения, возникшие после подписания межправительственного соглашения о принципах взимания косвенных налогов. Указанное соглашение было подписано в сентябре 2004 г., и ожидается, что оно вступит в силу не позднее 1 января 2005 г.
Предполагается, что полный переход к взиманию НДС во взаимной торговле товарами со странами СНГ по принципу страны назначения должен придать положительный импульс развитию торгово-экономического сотрудничества со странами СНГ. В частности, применение нулевой ставки НДС в отношении экспорта в СНГ нефти и газа в некоторых случаях может снизить стоимость их приобретения для покупателей этих товаров. Например, российский НДС, выставляемый в настоящее время украинским покупателям при реализации нефти и газа, не может быть предъявлен ими к вычету. С 1 января 2005 г. такой НДС не должен выставляться российскими поставщиками, а таможенный НДС, который будет взиматься при ввозе нефти и газа в Украину с указанной даты, должен подлежать такому вычету в стране назначения, что позволит снизить стоимость приобретения указанных товаров для украинских покупателей на 18%.
О применении налогоплательщиками разъяснений налоговых и финансовых органов
С момента введения Налогового кодекса РФ в нем присутствовало положение о том, что при нарушении налогового законодательства налогоплательщик освобождается от ответственности, если он действовал в соответствии с разъяснениями налоговых и других уполномоченных органов (п. 3 ст. 111 Налогового кодекса РФ).
Тем не менее на практике налогоплательщики сталкивались с тем, что налоговые органы пытались применить или применяли к ним санкции на основании того, что налогоплательщик выполнял разъяснения, адресованные не ему лично. С другой стороны, по этой же причине налогоплательщики часто сами не могли использовать разъяснения уполномоченных органов в связи с тем, что законодательство четко не определяет, можно ли воспользоваться разъяснениями, выданными другому налогоплательщику либо адресованными неопределенному кругу лиц.
Не так давно Министерство финансов РФ опубликовало письмо от 21.09.2004 г. № 03-02-07/39 «О компетенции налоговых органов в работе по разъяснению налогового законодательства», в котором суммировало основные нормы законодательства и правоприменительную практику по данному вопросу.
Основными выводами, сделанными в данном письме, можно назвать следующие. Во-первых, органами, уполномоченными давать официальные разъяснения по вопросам применения налогового законодательства, являются Министерство по налогам и сборам РФ (МНС) и его подразделения по месту учета налогоплательщиков, а также Министерство финансов РФ (Минфин) и другие финансовые органы в субъектах РФ и органах местного самоуправления.
Во-вторых, со ссылкой на Высший арбитражный суд РФ (п. 35 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 №5) Минфин сообщает, что налогоплательщик может руководствоваться не только разъяснениями, выданными непосредственно ему, но и неопределенному кругу лиц.
В то же время в своем письме Минфин отмечает, что такие разъяснения носят ненормативный характер и, соответственно, необязательны к исполнению, поэтому при исполнении налогового законодательства налогоплательщик должен руководствоваться прежде всего законодательством и имеет право обжаловать правовые акты налоговых органов ненормативного характера, если, по мнению налогоплательщика, такие акты действия или бездействие нарушают его права.
Данное письмо, на наш взгляд, имеет большое значение для многих организаций и лиц, которые сталкиваются с вопросами применения разъяснений налоговых и финансовых органов в своей деятельности, и разрешает многие сомнения, которые возникали раньше при решении вопроса о возможности либо необходимости применения разъяснений МНС и Минфина РФ.
Порядок подтверждения нулевой ставки перевозчиками на железнодорожном транспорте
Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены изменения в ст. 165 Налогового кодекса РФ.
В рамках таких изменений законодателем пересмотрен перечень документов, которые необходимы перевозчикам на железнодорожном транспорте для подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС при реализации ими услуг по перевозке товаров, помещенных под таможенные режимы экспорта или транзита, а также услуг по перевозке пассажиров и багажа. Указанные изменения вызваны недавним реформированием железнодорожной отрасли, в ходе которого было создано ОАО «Российские железные дороги».
Действующая редакция ст. 165 Налогового кодекса РФ предусматривает упрощенный порядок подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС структурными подразделениями Министерства путей сообщения РФ. Однако с образованием ОАО «РЖД», к которому перешли функции по организации перевозок на железнодорожном транспорте, железные дороги столкнулись с проблемой сбора полного пакета документов, подтверждающих право на применение ставки НДС 0%. Указанное обстоятельство приводило к тому, что железные дороги в некоторых случаях выставляли НДС на стоимость перевозки экспортируемых товаров.
С 1 января 2005 г. для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов указанным выше перевозчикам потребуется представить в налоговые органы реестр выписок банка, подтверждающих поступление выручки, а также реестр перевозочных документов с отметками таможенных органов о перевозке товаров, помещенных под таможенные режимы экспорта или транзита. При этом в случае если расчеты за указанные услуги по перевозке товаров осуществляются в соответствии с международными договорами РФ, перевозчик будет обязан предоставить в налоговые органы документы, предусмотренные данными договорами.
Кроме того, налоговые органы получат право запрашивать отдельные перевозочные документы или выписки банка, включенные в реестры. Их копии должны быть представлены перевозчиком в течение 30 дней со дня получения соответствующего требования.
Освобождение от НДС продажи земельных участков и жилья
В соответствии с Федеральным законом РФ от 20.08.2004 № 109-ФЗ «О внесении изменений в статьи 146 и 149 части второй Налогового кодекса РФ» с 1 января 2005 г. не будут признаваться объектом налогообложения по НДС операции по реализации земельных участков (долей в них).
Кроме того, с указанной даты будут освобождаться от налогообложения операции по реализации жилых домов, жилых помещений и долей в них, а также операции по передаче доли в праве на общее имущество в многоквартирном доме при реализации квартир. Данные меры, по замыслу законодателя, направлены на создание условий для формирования рынка доступного жилья в стране.
Следует отметить, что указанное новшество окончательно разрешит вопрос относительно исчисления и уплаты НДС при получении инвесторами средств по договорам инвестирования (долевого участия) в строительство жилья. Кроме того, освобождение от НДС продажи земельных участков устранит различные толкования положений законодательства относительно вычета НДС, уплаченного при приобретении земельных участков.
Принцип назначения при взаимной торговле товарами со странами СНГ
Федеральный закон от 18.08.2004 № 102-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации», вступающий в силу с 1 января 2005 г., признает утратившими силу ряд положений законодательства, регулировавших особый порядок налогообложения экспортируемых и импортируемых с территории Республики Беларусь товаров, а также экспортируемых и импортируемых с территории государств — участников Содружества Независимых Государств нефти и природного газа.
Указанные изменения, в частности, предусматривают, что с 1 января 2005 г. экспорт товаров на территорию Республики Беларусь, а также экспорт нефти и природного газа на территории государств — участников СНГ будет облагаться НДС по ставке 0%. При этом при ввозе товаров из Республики Беларусь, а также нефти и природного газа из государств — участников СНГ НДС будет взиматься таможенными органами РФ в общеустановленном порядке. Следует отметить, что вышеуказанные положения в отношении Республики Беларусь будут распространяться на правоотношения, возникшие после подписания межправительственного соглашения о принципах взимания косвенных налогов. Указанное соглашение было подписано в сентябре 2004 г., и ожидается, что оно вступит в силу не позднее 1 января 2005 г.
Предполагается, что полный переход к взиманию НДС во взаимной торговле товарами со странами СНГ по принципу страны назначения должен придать положительный импульс развитию торгово-экономического сотрудничества со странами СНГ. В частности, применение нулевой ставки НДС в отношении экспорта в СНГ нефти и газа в некоторых случаях может снизить стоимость их приобретения для покупателей этих товаров. Например, российский НДС, выставляемый в настоящее время украинским покупателям при реализации нефти и газа, не может быть предъявлен ими к вычету. С 1 января 2005 г. такой НДС не должен выставляться российскими поставщиками, а таможенный НДС, который будет взиматься при ввозе нефти и газа в Украину с указанной даты, должен подлежать такому вычету в стране назначения, что позволит снизить стоимость приобретения указанных товаров для украинских покупателей на 18%.