Версия для печати 1695 Материалы по теме
В России найден уникальный способ создания транспортной, туристической, спортивной и социальной инфраструктуры

инфраструктура
Вместо обычных программ регионального развития власти предпочитают использовать масштабные кампании подготовки к Олимпиаде или футбольному чемпионату мира. При этом бюджетное финансирование близких федеральных целевых программ постепенно сворачивается. В том числе и потому, считают эксперты, что чиновникам куда интереснее наращивать непредвиденные и нецелевые расходы в авральных кампаниях подготовки к мировым спортивным шоу. Чемпионат мира-2018 становится новой священной коровой, при помощи которой можно пролоббировать практически неограниченное финансирование.

Проведение чемпионата мира (ЧМ) по футболу 2018 года в России положительно скажется на экономике страны, уверен премьер-министр Владимир Путин. «Чемпионат мира – это дополнительные рабочие места, новые заказы, новые инвестиции во всех российских регионах», – перечислил Путин в ходе недавней межрегиональной партийной конференции в Хабаровске. Подготовка к ЧМ-2018 – по аналогии с подготовкой к Олимпийским играм 2014 года в Сочи – предполагает масштабное строительство спортивных стадионов и одновременное совершенствование инфраструктуры в 13 городах России – Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде, Нижнем Новгороде, Ярославле, Казани, Саранске, Самаре, Волгограде, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Сочи и Екатеринбурге. Строительство и развитие аэропортов, дорог, гостиниц должно, по мнению Путина, окупиться в полной мере.

По официальным оценкам, расходы на ЧМ составят около 300 млрд. руб. Однако министр финансов Алексей Кудрин уточняет, что это лишь некие «самые главные расходы, чтобы провести чемпионат» – без учета трат на инфраструктуру. Так что вполне ожидаемо, что бюджет российского футбольного шоу раздуется до невероятных размеров. Россия за ценой не постоит, потому что на кону – возможность улучшить международный имидж страны. Оценки бюджета ЧМ независимыми экспертами в десятки раз превышают официальные прогнозы. Так, директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев обращает внимание на то, что «стоимость высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва–Санкт-Петербург составляет более 840 миллиардов рублей в ценах 2009 года, это стоимость лишь одного инфраструктурного проекта». Поэтому эксперт уверен: на самом деле порядок обсуждаемых сумм должен быть как минимум в триллионах рублей.

Но, по мнению независимых экспертов, главная проблема состоит даже не в грандиозности предстоящих трат, а в том, что лишь победа российской заявки на проведение крупного спортивного мероприятия становится для власти предлогом вспомнить о насущных проблемах страны. В стране – вспоминают вдруг власти – нет даже «минимального набора» как для спортивного мероприятия, так и для достойной жизни граждан и нормального развития экономики. Лишь Олимпиада или ЧМ напоминают власти об отсутствии качественных дорог, отлаженной системы аэропортов, современных гостиничных комплексов, спортивных стадионов. О чем это может говорить? Лишь о том, что политические лозунги о модернизации и улучшении уровня жизни населения годами расходились с практикой бюджетного финансирования. Неудивительно, что теперь создание такого «минимального набора» услуг превращается в настоящую «стройку века».

Бюджет РФ в составе расходной части описывает в том числе финансирование долгосрочных федеральных целевых программ (ФЦП). Предполагается, что ФЦП – это эффективный инструмент проведения социально-экономической политики, особенно при реализации крупных инфраструктурных проектов. Проект бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов предполагает финансирование примерно 60 ФЦП в объеме 922 млрд. руб. Самой финансируемой на фоне других ФЦП является программа развития транспортной системы (около 280–300 млрд. руб. в год). На развитие физической культуры и спорта государством направляется около 8–12 млрд. руб. в год. Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ планируется на уровне 2–2,5 млрд. руб. в год.

Грубое сравнение ежегодных расходов на те ФЦП, которые «конкурируют» с подготовкой к Олимпиаде-2014 и ЧМ-2018, показывает явное сокращение программного финансирования. Даже когда финансирование в номинальном выражении наращивается, в реальном выражении из-за инфляции идет его очевидное сокращение. Так, проект госбюджета предполагает увеличение финансирования транспортной системы РФ на 6,8% за период с 2011 по 2013 год. Это будет явно ниже накопленной за три года инфляции, потому что по официальным прогнозам за один только 2011 год инфляция составит 6,5%. Финансирование же спортивной ФЦП сокращается в течение трех лет даже в номинальном выражении – более чем на 35%. То ли сокращение обусловлено надеждой чиновников на активное привлечение в данные сферы частных инвесторов, то ли переориентацией их интересов на более глобальные спортивные мероприятия, предполагающие отдельную смету.

Вчера спикер Совета Федерации Сергей Миронов сообщил, что основные траты на ЧМ-2018 из федерального бюджета начнутся уже после 2012 года. Миронов выразил свою солидарность с Владимиром Путиным, предложившим отечественным олигархам «раскошелиться». Строительство футбольной инфраструктуры – благое дело, считает спикер. В этой связи Миронов высказался за введение налога на роскошь: «Если у людей есть возможность покупать футбольные клубы, пароходы и заводы, то пусть платят налог, и эти средства пойдут на реализацию социальных проектов».

Однако эксперты «НГ» считают, что эффективность расходов на подготовку глобальных шоу окажется даже ниже, чем при реализации ФЦП. «Из-за эффекта масштаба и обилия ведомственных кураторов очень сложно контролировать исполнение ФЦП. Особенно в части расходования финансовых средств. К объективным проблемам добавляется коррупционная составляющая», – напоминает эксперт департамента оценки «2К Аудит – Деловые консультации»/MorisonInternational Ирина Воробьева. При этом эксперты уверены: зато такие крупные имиджевые мероприятия, как Олимпиада или ЧМ, сулят чиновникам куда больше возможностей для их «коррупционной фантазии». Ни одна ФЦП не сравнится по своему масштабу с олимпийской или футбольной кампанией.

«С моей точки зрения, здесь абсолютно однозначно проявляется именно коррупционная мотивация. И только потом – спортивная и какая-либо еще», – говорит директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. «Чемпионат превращается в священную корову, которая поможет обосновывать почти любое строительство и любой проект», – продолжает Николаев. Финансирование «перепадет» в первую очередь тем проектам, которые уже более или менее проработаны. Однако многие лоббисты начнут действовать по принципу: «Проси больше, дадут меньше, но и этого будет достаточно». «Все понимают, речь идет об имиджевом мероприятии, о деле чести самых высоких руководителей страны, которые за ценой не постоят», – объясняет эксперт. При этом само руководство страны тоже лукавит, успокаивая общественность словами про бизнес, который все «построит». «Что это за бизнес? Газовики, железнодорожники, банки. Бизнес что-то построит, если вы дадите ему преференции, снизите пошлины или повысите тарифы. В итоге все расходы лягут все равно на плечи простых россиян», – резюмирует Николаев.

Другая возможная причина, по которой власти вспоминают о насущных проблемах лишь при подготовке к Олимпиаде или ЧМ, – инвестиционная непривлекательность России в обычных условиях. Только толчок в виде уникального мирового шоу может хоть как-то простимулировать частные инвестиции в транспортную и иные сферы российской экономики. «Учитывая, что в России подобные проекты для частного бизнеса не интересны, для привлечения инвестиций необходимы хорошие стимулы, в частности, возможность уменьшить сроки окупаемости проектов. Такими стимулами являются крупные международные мероприятия», – говорит эксперт «2К Аудит – Деловые консультации» Петр Клюев. В то же время окупаемость мировых спортивных шоу вовсе не гарантирована, частные инвесторы могут рассчитывать на возврат средств главным образом лишь в короткий период проведения Олимпиады или чемпионата.

Поделиться