Версия для печати 7607 Материалы по теме
Удмуртия: трехлетний бюджет

Богатырев Валерий Валентинович
Республика Удмуртия впервые приняла трехлетний бюджет. Составлять и исполнять его досталось назначенному в 2010 году министру финансов республики Валерию Валентиновичу БОГАТЫРЁВУ. 

Собственные доходы

В настоящее время развитие экономики Удмуртии характеризуется положительными тенденциями: увеличивается сальдированная прибыль предприятий, стабилизируется ситуация с безработицей, наблюдается рост реальных доходов населения. Указанные изменения явились предпосылками для укрепления доходной части бюджета республики. Принятый в конце ноября в первом чтении бюджет Удмуртской Республики на 2011 год и на плановый период 2012–2013 годов был составлен с учетом всех последних тенденций и изменений, происходящих как на федеральном уровне, так и на региональном. 

Доходная база бюджета республики на 2011 год составляет почти 30 млрд руб. Самыми крупными налогами, формирующими доходы бюджета Удмуртии, по-прежнему остаются налог на прибыль организаций и НДФЛ. Поступление налога на прибыль организаций в 2011 году прогнозируется в сумме 8,3 млрд руб. с учетом изменения налогового законодательства в части освобождения от налогооблажения энергоэффективного оборудования, льгот инновационным компаниям, увеличения страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 26 % до 34 %, которые приведут к росту затрат организаций и снижению налога на прибыль более чем на 1 млрд руб. Что касается НДФЛ, то доходы по нему прогнозируются в сумме 7,6 млрд руб.

К прочим доходным источникам относятся также поступление акцизов по подакцизным товарам (на алкогольную продукцию и нефтепродукты) — 3,6 млрд руб. Мы ожидаем, что в результате индексации ставок акцизов в наступающем году бюджет дополнительно получит  около 450 млн руб. Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, прогнозируется в сумме 822,7 млн руб., налог на имущество организаций — 2,3 млрд руб., транспортный налог — 597,5 млн руб. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, планируются в сумме 149,8 млн руб., платежи при пользовании природными ресурсами — 105,2 млн руб.

Что касается 2012 года, то поступление доходов в бюджет республики прогнозируется в сумме 30,1 млрд руб., на 2013 год — 30,8 млрд руб.

Поступления из федерального бюджета

Безвозмездные поступления в бюджет республики из федерального бюджета запланированы на 2011 год в объеме 6,5 млрд руб., на 2012 год — 4,9 млрд руб., на 2013 год — 4,0 млрд руб. Дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности в соответствии с проектом федерального бюджета на 2011 год составит 2,4 млрд руб. и увеличится по сравнению с текущим годом на 883,4 млн руб. На 2012 год планируется уменьшение сумм дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности до 1,5 млрд руб., в 2013 году — до 834 млн руб. 

Дотация на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета, поступающая в бюджет Удмуртии с 2010 года взамен централизации налога на добычу полезных ископаемых (нефти), запланирована на 2011 год в объеме 443 млн руб., на 2012 год — 221,5 млн руб., на 2013 год не запланирована. 

Субвенции из федерального Фонда компенсаций на реализацию переданных отдельных государственных полномочий Российской Федерации прогнозируются на 2011 год в сумме 2,6 млрд руб. Субсидии из федерального бюджета на частичное возмещение расходов бюджета Удмуртской Республики предусмотрены на 2011 год в сумме 934,0 млн руб. Иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета предусмотрены на 2011 год в сумме 138,3 млн руб.

Расходы

Бюджетные ассигнования, предусмотренные на ближайшие три года, рассчитаны в условиях реальной экономической ситуации с учетом особенностей формирования доходной и расходной частей бюджета. Они позволят обеспечить выполнение действующих расходных обязательств бюджета, решение задач, определенных Программой социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010–2014 годы, сконцентрировать усилия на свое­временной выплате заработной платы работникам организаций бюджетной сферы с учетом планируемого повышения, на обеспечении гарантированных государством мер социальной поддержки населения республики, предоставлении бюджетными учреждениями качественных государственных услуг, господдержке отдельных отраслей экономики, малого предпринимательства, а также обеспечении сбалансированности бюджета Удмуртской Республики и бюджетов муниципальных образований. Общий объем расходов бюджета на 2011 год составляет 36,4 млрд руб., на 2012 год — 33,2 млрд руб., на 2013 год — 33,7 млрд руб. В целях удержания объема государственного долга Удмуртской Республики на экономически безопасном уровне (не более 70 %) в 2012–2013 годах были сокращены расходы инвестиционного характера.

Одна из приоритетных задач на 2011 год — повышение заработной платы работникам бюджетной сферы и денежного довольствия сотрудникам милиции общественной безо­пасности. В целом расходы консолидированного бюджета республики на оплату труда с начислениями в 2011 году составят 21,5 млрд руб., или 47,5 % общей суммы расходов. Планируемое в 2011 году повышение оплаты труда повлечет увеличение расходов консолидированного бюджета республики на 635 млн руб. Расходы социальной направленности в бюджете на 2011 год составляют 24 млрд руб. Их удельный вес в общей сумме расходов бюджета — 67,5 %. На 2012–2013 годы эта тенденция сохранится (2012 г. — 68,7 %, 2013 г. — 68,6 %).

Образование, здравоохранение, социальная сфера

Бюджетные ассигнования по разделу «Образование» запланированы на 2011 год в сумме 7,1 млрд руб. (на 2012 г. — 7,3 млрд руб., на 2013 г. — 7,4 млрд руб.). В соответствии с изменениями, внесенными бюджетным законодательством Российской Федерации в классификацию расходов бюджета, в раздел «Образование» включены субвенции бюджетам муниципальных образований на финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий в области образования, переданных для осуществления органам местного самоуправления. На 2011 год эта сумма составляет 4,8 млрд руб. (на 2012 г. — 4,9 млрд руб., на 2013 г. — 4,9 млрд руб.).

Бюджетные ассигнования по разделу «Здравоохранение» предусмотрены на 2011 год в сумме 4,7 млрд руб. (на 2012 г. — 4,7 млрд руб., на 2013 г. — 4,6 млрд руб.). В соответствии с изменениями, внесенными бюджетным законодательством Российской Федерации в классификацию расходов бюджета, в раздел «Здравоохранение» включены субвенции бюджетам муниципальных образований на финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий в области здравоохранения, переданных для осуществления органам местного самоуправления. На 2011 год эта сумма составляет 199 млн руб. (на 2012 г. — 204 млн руб., на 2013 г. — 207 млн руб.). Расходы, связанные с оказанием высокотехнологичной медицинской помощи, в том числе на условиях софинансирования из федерального бюджета, запланированы в размере 170 млн руб. ежегодно. По сравнению с текущим годом они увеличены на 80 млн руб.

Бюджетные ассигнования по разделу «Социальная политика» предусмотрены на 2011 год в сумме 6,7 млрд руб. (на 2012 г. — 7,2 млрд руб., на 2013 г. — 7,6 млрд руб.). В соответствии с изменениями, внесенными бюджетным законодательством Российской Федерации в классификацию расходов бюджета, в раздел «Социальная политика» включены субвенции бюджетам муниципальных образований на финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий в области социальной политики, переданных для осуществления органам местного самоуправления, на 2011 год в сумме 1,8 млрд руб. (на 2012 г. — 1,9 млрд руб., на 2013 г. — 2 млрд руб.). В бюджете значительное внимание уделено предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан и выплатам социального характера. На эти цели в бюджете на 2011 год предусмотрено 4,3 млрд руб., на 2012 год — 4,6 млрд руб., на 2013 год — 4,9 млрд руб.

Важное для нас направление расходования бюджетных средств — развитие общественной инфраструктуры. Расходы на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства в бюджете на 2011 год предусмотрены в объеме 3,2 млрд руб., на 2012–2013 годы — по 2 млрд руб. ежегодно. В рамках программы «Стимулирование развития жилищного строительства» предполагается направить 330 млн руб. на компенсацию молодым семьям процентной ставки по жилищным кредитам и займам.

Дороги

Правительство РФ приняло решение о создании в 2011 году системы дорожных фондов, которые будут аккумулировать средства на ремонт и строительство дорог. Расходные обязательства на финансирование дорожного хозяйства на 2011 год предусмотрены в объеме 1,5 млрд руб., на 2012 и 2013 год — по 1 млрд руб. В течение 2011 года мы направим эти средства на содержание автомобильных дорог и мостов, в том числе на приведение в должное состояние проезжей части улично-дорожной сети городов и районов республики для проезда транзитного транспорта, а также на ремонт, реконструкцию и строительство автомобильных дорог. Планируется выделение средств на приобретение дорожной техники и другого имущества, необходимого для содержания, ремонта, строительства и реконструкции автомобильных дорог. В республике реализуется республиканская целевая программа «Развитие автомобильных дорог в Удмуртской Республике (2010–2015 годы)», на которую запланировано выделить 226 млн руб. в 2011 году и по 26 млн руб. в 2012–2013 годах.

Расходы для доходов

Значительная часть бюджетных расходов ежегодно направляется на поддержку отдельных отраслей экономики Удмуртии. Так, расходы на государственную поддержку агропромышленного комплекса на 2011 год предусмотрены в сумме 1,2 млрд руб. (на 2012 и 2013 гг. также по 1,2 млрд руб.). В том числе на реализацию республиканских целевых программ по развитию сельскохозяйственной отрасли предусмотрено 647,9 млн руб. (507,9 млн руб. — на действующие программы, 140 млн руб. — на вновь принятые).

В бюджете предусмотрена финансовая поддержка малого предпринимательства. На реализацию соответствующей республиканской целевой программы, рассчитанной до 2013 года, запланировано по 30 млн руб. ежегодно. В целях поддержки отдельных отраслей экономики предусмотрены средства на реализацию таких республиканских и ведомственных целевых программ, как «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в Удмуртскую Республику на 2010–2014 годы» (по 2 млн руб. ежегодно), «Развитие инновационной деятельности в Удмуртской Республике на 2010–2014 годы» (по 3 млн руб. ежегодно) и пр.

Планирование и финансирование расходов в рамках РЦП является способом реализации программно-целевого метода планирования и БОР. Это направление в бюджете получило дальнейшее развитие. К финансированию из бюджета в 2011 году предлагается 40 республиканских и 23 ведомственные целевые программы. Общая сумма финансирования — 3,2 млрд руб., что составляет 8,9 % в расходах бюджета. 

В планируемом году перед нами стоит задача обеспечить необходимыми финансовыми ресурсами новую более устойчивую и эффективную структуру республиканской экономики, которую мы хотели бы получить на выходе из кризиса. И бюджет Удмуртской Республики должен быть адекватен этой задаче. В 2011 году нам необходимо целенаправленно восстанавливать и улучшать макроэкономические параметры, сокращать дефицит, планомерно смещать акценты — с финансирования антикризисных мер на обычную структуру расходов с упором на выбранный путь инновационного развития. Планировать расходы предстоит исходя из жестких рамок посткризисного бюджета. Главное для нас при решении этой задачи — наиболее полно и точно оценить потребности в финансовых ресурсах, необходимых для безусловного исполнения всех социальных обязательств перед населением Удмуртии и для сохранения и поддержания в надежном рабочем состоянии всех жизненно важных систем, включая дорожно-транспортное хозяйство, энергетические объекты, водопровод, канализацию и газопроводы. 


Справка "Бюджета"

Валерий Валентинович БОГАТЫРЁВ, заместитель Председателя Правительства,  министр финансов Удмуртской Республики

Родился 29 ноября 1957 г. в Ижевске, окончил Ижевский механический институт по специальности «Экономика и организация машиностроительной промышленности», аспирантуру Московского института народного хозяйства им. Г. В. Плеханова, кандидат экономичес­ких наук, доцент. 

C 1986 по 1992 г. — занимал руководящие должности 

в бюджетной системе Удмуртской Республики.

В 1992–1996 гг. — министр экономики Удмуртской Республики.

В 1996–2003 гг. — президент, председатель правления Евроазиатского банка экономического развития.

В 2003–2010 гг. — заместитель Председателя Правительства, министр экономики Удмуртской Республики.

С 2010 г. — заместитель Председателя Правительства, министр финансов Удмуртской Республики.

Награжден медалью «За трудовое отличие», Почетной грамотой Правительства РФ, Почетной грамотой Министерства экономического развития и торговли РФ. Имеет почетные звания «Заслуженный экономист Российской Федерации», «Заслуженный экономист Удмуртской Республики».

Поделиться