Версия для печати 28509 Материалы по теме

Привалов
Курмазов
1 января 2011 года заканчивается срок приведения всех без исключения информационных систем персональных данных в соответствие требованиям Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных». Об опыте реализации норм закона в Управлении Федерального казначейства по Омской области читайте в статье. Андрей Николаевич ПРИВАЛОВ, заместитель руководителя Управления Федерального казначейства по Омской области Дмитрий Петрович КУРМАЗОВ, начальник отдела режима секретности и безопасности информации Управления Федерального казначейства по Омской области 

Для выполнения требований законодательства в области обработки и защиты персональных данных в Управлении Федерального казначейства по Омской области (далее — Управление) весь объем работ был разделен на несколько этапов. 

Этап первый: мониторинг персональных данных

На первом этапе был проведен мониторинг состава, содержания, а также местоположения персональных данных граждан. То есть из общей массы информации, обрабатываемой в Управлении, были выделены персональные данные с указанием таких параметров, как:

  • содержание персональных данных;
  • наименование документов, содержащих персональные данные;
  • объем обрабатываемых персональных данных;
  • вид представления (бумажный и/или электронный носитель);
  • цель обработки персональных данных;
  • информация о сотрудниках, имеющих доступ к персональным данным;
  • номера кабинетов, в которых осуществляется обработка персональных данных;
  • идентификаторы ПЭВМ, на которых осуществляется обработка персональных данных.

Полученная информация позволила сделать вывод о категории и объеме обрабатываемых в Управлении персональных данных, способах обработки (с использованием средств автоматизации или без использования таковых), определить границы информационной системы и ее структуру (конфигурацию, топологию), а также определить субъекты доступа к защищаемым ресурсам. Было установлено, что часть документов (информации) с персональными данными обрабатывается в локальной вычислительной сети Управления, а часть — исключительно на бумажных носителях.

Этап второй: классификация персональных данных и системы 

На данном этапе была установлена группа субъектов, чьи персональные данные подвергаются обработке. Было выделено пять групп:

  • сотрудники Управления;
  • сотрудники отделений Управления;
  • члены семей сотрудников;
  • сотрудники сторонних организаций;
  • иные граждане.

Для установления методов и способов защиты информации была проведена классификация информационных систем персональных данных. Указанная классификация проводится государственными органами, муниципальными органами, юридическими и физическими лицами, организующими и (или) осуществляющими обработку персональных данных, а также определяющими цели и содержание обработки персональных данных. Классификация проводится на этапе создания информационных систем или в ходе их эксплуатации (для ранее введенных в эксплуатацию и (или) модернизируемых информационных систем). Порядок проведения классификации определен совместным приказом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (далее — ФСТЭК), ФСБ России, Мининформсвязи России от 13 февраля 2008 г. № 55/86/20 «Об утверждении Порядка проведения классификации информационных систем персональных данных».

Проведение классификации информационных систем включает в себя сбор и анализ исходных данных по информационной системе, присвоение информационной системе соответствующего класса и его документальное оформление. Для этого вначале была определена категория персональных данных, обрабатываемых в информационных системах Управления. Вышеназванный приказ выделяет четыре категории. 

Категория 1 — персональные данные, касающиеся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных и философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни.

Категория 2 — персональные данные, позволяющие идентифицировать субъект персональных данных и получить о нем дополнительную информацию за исключением персональных данных, относящихся к категории.

Категория 3 — персональные данные, позволяющие идентифицировать субъект персональных данных.

Категория 4 — обезличенные и (или) общедоступные персональные данные.

Анализ персональных данных позволил сделать вывод о том, что в информационных системах Управления обрабатываются данные, которые дают возможность лишь идентифицировать субъект, а именно: в системе используются фамилия, инициалы, иные персональные данные (адрес, паспортные данные и т. д.) субъекта. Никакой дополнительной информации (не содержащейся в информационной системе) получить из обрабатываемых персональных данных невозможно. К каким-либо другим базам данных, имеющим дополнительную информацию о субъекте персональных данных, Управление подключение не производит. На основании данных аргументов было принято решение о присвоении обрабатываемым в информационной системе Управления персональным данным третьей категории.

Также были установлены и характеристики информационной системы Управления. Во-первых, информационная система отнесена к специальной информационной системе, поскольку вне зависимости от обеспечения конфиденциальности персональных данных, необходимо обеспечить хотя бы одну из характеристик безопасности персональных данных, отличную от конфиденциальности (защищенность от уничтожения, изменения, блокирования, а также иных несанкционированных действий). Во-вторых, информационная система Управления представляет собой комплекс автоматизированных рабочих мест, объединенных в единую информационную систему средствами связи без использования технологии удаленного доступа (локальная информационная система). В-третьих, информационная система Управления имеет подключение к сетям связи общего пользования и сетям международного информационного обмена. В-четвертых, режим обработки персональных данных в информационной системе Управления  многопользовательский. В-пятых, информационная система Управления относится к системе с разграничением прав доступа пользователей. В-шестых, все технические средства информационной системы Управления находятся в пределах Российской Федерации. 

С учетом категории информационной системы, объема обрабатываемых персональных данных (от 1 тыс. до 100 тыс. субъектов), а также указанных выше характеристик информационной системы Управления, ей был присвоен третий класс информационной системы персональных данных. Результаты классификации информационной системы были оформлены соответствующим актом Управления. Стоит отметить, что для данного класса информационных систем нарушение заданной характеристики безо­пасности персональных данных, обрабатываемых в них, может привести к незначительным негативным последствиям для субъектов персональных данных.

Этап третий: определение методов и способов защиты информации 

На завершающем этапе, с учетом требований и рекомендаций руководящих документов ФСТЭК России, были разработаны организационно-распорядительные документы, в которых регламентируется порядок обработки документов (информации), содержащих персональные данные, установлен круг работников Управления, допущенных к обработке такой информации, определены актуальные угрозы безопасности, выработаны и реализованы организационные и технические меры по их нейтрализации. При этом во внимание было принято то, что в соответствии с приказом ФСТЭК России от 5 февраля 2010 г. № 58 «Об утверждении Положения о методах и способах защиты информации в информационных системах персональных данных» к методам и способам защиты информации в информационных системах относятся:

  • методы и способы защиты информации, обрабатываемой техническими средствами информационной системы, от несанкционированного, в том числе случайного, доступа к персональным данным, результатом которого может стать уничтожение, изменение, блокирование, копирование, распространение персональных данных, а также иных несанкционированных действий;
  • методы и способы защиты речевой информации, а также информации, предоставленной в виде информативных электрических сигналов, физических полей, от несанкционированного доступа к персональным данным, результатом которого может стать копирование, распространение персональных данных, а также иных несанкционированных действий.

С учетом того, что ранее был установлен третий класс информационной системы персональных данных Управления, было принято решение, что угрозы утечки речевой информации, а также информации, представленной в виде информативных электрических сигналов и физических полей, являются неактуальными, а сама информация от утечки по техническим каналам защите не подлежит. Поэтому применяемыми в Управлении методами и способами защиты информации от несанкционированного доступа являются следующие:

  • реализация разрешительной системы допуска пользователей (обслуживающего персонала) к информационным ресурсам, информационной системе и связанным с ее использованием работам, документам;
  • ограничение доступа пользователей в помещения, где размещены технические средства, позволяющие осуществлять обработку персональных данных, а также где хранятся носители информации;
  • разграничение доступа пользователей и обслуживающего персонала к информационным ресурсам, программным средствам обработки (передачи) и защиты информации;
  • регистрация действий пользователей и обслуживающего персонала, контроль несанкционированного доступа и действий пользователей, обслуживающего персонала и посторонних лиц;
  • учет и хранение съемных носителей информации и их обращение, исключающее хищение, подмену и уничтожение;
  • резервирование технических сред­ств, дублирование массивов и носителей информации;
  • использование средств защиты информации, прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия;
  • использование защищенных каналов связи;
  • размещение технических средств, позволяющих осуществлять обработку персональных данных, в пределах охраняемой территории;
  • организация физической защиты помещений и собственно технических средств, позволяющих осуществлять обработку персональных данных;
  • предотвращение внедрения в информационные системы вредоносных программ (программ-вирусов) и программных закладок.

Поскольку информационная система Управления имеет подключение к сетям связи общего пользования и сетям международного информационного обмена, было решено наряду с методами и способами, указанными выше, предпринять еще ряд мер по защите информации от несанкционированного доступа: 

  • межсетевое экранирование с целью управления доступом, фильтрации сетевых пакетов и трансляции сетевых адресов для скрытия структуры информационной системы;
  • обнаружение вторжений в информационную систему, нарушающих или создающих предпосылки к нарушению установленных требований по обеспечению безопасности персональных данных;
  • анализ защищенности информационных систем, предполагающий применение специализированных программных средств (сканеров безопасности);
  • защита информации при ее передаче по каналам связи;
  • использование смарт-карт, электронных замков и других носителей информации для надежной идентификации и аутентификации пользователей;
  • использование средств антивирусной защиты;
  • централизованное управление системой защиты персональных данных информационной системы.

На сегодняшний день все мероприятия в сфере обработки и защиты персональных данных, предписанные законодательством, в Управлении выполнены. С целью поддержания надлежащего уровня информационной безо­пасности производится контроль (как плановый, так и внеплановый) выполнения требований разработанных организационно-распорядительных документов, а также работоспособности применяемых средств защиты. 

Следует принять во внимание, что класс информационной системы может быть в дальнейшем пересмотрен:

  • на основе проведенного Управлением анализа и оценки угроз безопасности персональных данных с учетом особенностей или изменений конкретной информационной системы;
  • по результатам мероприятий по контролю за выполнением требований к обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационной системе.

Реализация одной или нескольких угроз информационной безопасности в каком-либо управлении Федерального казначейства или в их территориальных отделениях могут повлечь негативные последствия не только для субъектов персональных данных, но также нанести ущерб репутации органам исполнительной власти России и вызвать серьезные социальные последствия. Именно по этой причине вопросам информационной безопасности в Управлении уделяется очень серьезное внимание. 

Поделиться