Версия для печати 8917 Материалы по теме
Государственный расчет

Зимина
Среди развитых и богатых стран Израиль занимает далеко не первое место. Проверки по итогам 2009 года показали, что в стране недопустимо большой разрыв между доходами бедных и богатых, а также довольно большое количество семей около 29 процентов, балансирующих на грани нищеты. При этом Израиль — страна социальная, то есть немало средств идет на решение проблем незащищенных слоев населения, в том числе инвалидов. То, что в вышесказанном кажется противоречием, на самом деле таковым не является. Почему? Потому что забота об инвалидах не всегда «деньги на ветер». Начинается она, как ни странно это звучит, скорее с государственного расчета, чем с милосердия. Объясню почему.

Лариса Борисовна ЗИМИНА, специальный корреспондент журнала «Бюджет» в Израиле

Процент инвалидности 

В Израиле существует процентная система инвалидизации. То есть каждый человек, здоровье которого ниже некой стандартной нормы, проходит обследование и получает процент инвалидности от 0 до 100. Практически любая инвалидность — величина непостоянная, кроме крайних случаев: отсутствия жизненно важных органов или невозможности самостоятельно передвигаться. Во всех прочих ситуациях инвалидность нужно подтверждать один раз в определенный период, и нередко процент ее изменяется с течением времени довольно существенно. 

Подтвердить инвалидность не так уж просто. Дело в том, что зависит она не от диагноза, а от реального состояния человека. То есть тот, у кого был, например, рак, может быть признан вполне здоровым — если болезнь действительно побеждена и человек вернулся к трудовой деятельности. Точно так же не гарантируют инвалидности и врожденные патологии. Например, аутист или человек с синдромом Дауна может быть инвалидом лишь на 30 процентов, если он обслуживает себя сам, работает и ведет более или менее полноценный образ жизни. 

Государство всеми силами старается снизить степень инвалидности. Методы при этом используются не только прямые — сокращение количества инвалидов или пособий, но и косвенные — стремление сделать инвалидов как можно более независимыми во всем: передвижении, обслуживании и т. д. Ведь чем больше человек умеет делать сам, тем дешевле он обходится казне: за ним требуется меньше ухода. Например, система воспитания и образования инвалидов детства построена так, чтобы сделать ребенка как можно более самостоятельным и социализированным. С самого раннего возраста (государственные садики для детей с ограниченными возможностями есть с полугода) детей учат уходу за собой, самостоятельному питанию, правилам гигиены. Система страдает множеством недостатков, но главная ее задача — адаптировать к жизни малышей с ограниченными возможностями — выполняется неплохо. Нередко случается, что дети с проблемами, с которыми занимались с самого раннего возраста, адаптируются настолько, что выходят из специальной системы образования в обычную. Или как минимум меняют уровень: с более низкого (например, садик для детей со средней задержкой развития) на более высокий (садик или школа для «легких» деток). Плюс еще и в том, что значительная часть детей без конкретного диагноза — просто с различной степенью педагогических задержек (уровень семей очень разный) — за несколько лет действительно «выравниваются» и покидают систему навсегда (заодно переставая получать какую-то помощь от государства).

Система поддержки инвалидов

Государственный уровень

Разумеется, любой, даже самый маленький доказанный процент инвалидности дает человеку определенные льготы, причем не всегда денежные. Распределяются они по нескольким уровням. Главный — государственный, которым ведает Институт национального страхования (ИНС). Это ежемесячная выплата пособия по инвалидности согласно проценту инвалидности, то есть 100-процентный инвалид получает полную сумму, а 50-процентный — лишь половину и т. д. Пенсию инвалиду платят вне зависимости от уровня жизни его семьи в целом — то есть ребенок богачей получает столько же, сколько малыш из малообеспеченной семьи. Прожиточный минимум обеспечивается и тому, кто за инвалидом ухаживает (если речь идет о ребенке, то маме или кому-то из близких), правда, только в том случае, если доход на каждого члена семьи не превышает прожиточного минимума. Здесь небогатые семьи получают преимущество. Опять же, действует простой расчет — пособие родственнику всегда меньше зарплаты специалистов, которые должны были бы за инвалидом ухаживать. 

Кроме того, ИНС компенсирует затраты на необходимые инвалидам для нормальной жизни аппаратуру и приспособления — коляски, слуховые аппараты. Увы, часто компенсация не покрывает расходов: требуется более «продвинутая» техника, чем готово финансировать государство. 

Далее следует сложная система распределения жилья. Правда, заботу о месте жительства государство берет на себя лишь в том случае, если инвалидность превышает 75 процентов и надежды на ее уменьшение нет. Инвалиды, которые нуждаются в сложном ежедневном уходе, постоянно проживают в специальных интернатах. Некоторые — с круглосуточным медицинским уходом, некоторые — просто под присмотром. Так, например, есть интернаты для взрослых людей с ограниченными возможностями, что-то вроде общежития, где каждый живет согласно своим возможностям. Самые адаптированные могут жить семейными парами и выходить из интерната — на работу или по каким-то своим делам. Роль персонала в таком случае сводится к присмотру и контролю. Интернаты, кстати, могут быть и частными: государство в таком случае просто контролирует их работу. При этом финансируются они частично из казны, а частично — из пенсий проживающих там инвалидов. 

Обычно стандартная квартира для инвалида — государственное жилье в старом доме не лучшей планировки и часто не в центре страны, а на периферии, в провинции. Но случается и такое, что для особо нуждающихся выкупают (на государственные средства) квартиры в новых домах. Правда, чтобы добиться этого, родственники инвалида должны немало потрудиться. Или искать покровителя в лице депутата парламента, какого-то крупного чиновника. 

Муниципальный уровень 

Следующий уровень заботы об инвалидах — муниципальный, который напрямую зависит от места проживания семьи. Чаще всего, чем богаче город, тем больше в нем делается для жителей, в том числе и инвалидов. Впрочем, зависимость не прямая: могут быть муниципалитеты, которые больше или меньше внимания уделяют этой конкретной категории жителей независимо от наполненности казны. Например, где-то город оплачивает дополнительные занятия или ставки для парамедиков в детсадах для проблемных детей, а где-то нет. Есть и услуги, которые город предоставить обязан, например, доставку к месту учебы всех детей, которые находятся в ведении специальной системы образования. То есть если родители обычного ребенка выбирают сад или школу поближе к дому или сами доставляют чадо на другой конец города в более престижное учебное заведение, то тем, у кого дети больны, не важно, где территориально расположены школа или садик. Автобус, обязательно с сопровождающим (считается, что водитель не может в непредвиденной ситуации справиться с полным салоном проблемных деток), подъедет к дому и заберет ребенка. 

Система работников, занимающихся с инвалидами, также имеет сложную градацию: часть специалистов подчиняются городу, а часть — разным министерствам. Так, психологи, работающие в спецшколах, не зависят от руководства школы, чтобы не принимали решений, удобных администрации. 

Еще одна муниципальная льгота — скидка на налог на недвижимость, который в Израиле платят все вне зависимости от того, купленная квартира или съемная (что-то вроде коммунального платежа в России). Муниципалитет же контролирует выполнение законов, защищающих права инвалидов при городском строительстве. Именно его службы следят за наличием в районах пандусов, специальных спусков и подъемов, площадок с качелями не только для здоровых детей, но и для детей с ограниченными возможностями — повышенной безопасности. Впрочем, иначе невозможно: даже если исключить из поля зрения инвалидов, останутся люди с обычными детским колясками, которых в многодетном Израиле большинство: в светской семье в среднем трое детей, в религиозных — как получится. Пандусы и спуски около каждой лестницы и для них тоже. И нет такого магазина или кафе, куда нельзя было бы войти с коляской или заехать на инвалидном кресле — хозяин просто лишится основной части посетителей. То же касается общественных туалетов: кроме обычных «М» и «Ж» есть непременно еще отдельный и специально оборудованный — для инвалидов, плюс нередко — место для кормления и пеленания. 

Но даже учитывая все эти несомненные плюсы, говорить о рае на земле по меньшей мере преждевременно. Мэрия обычно страдает той же казенной прижимистостью, что и все официальные структуры в любой стране мира. Она старается сэкономить на ставках, отказать (если родители не особенно настаивают) в частном сопровождении ребенка (есть и такое право — отдать ребенка со специальными потребностями в обычный класс обычной школы, но с сопровождением — человеком, который будет целый день помогать ребенку учиться). Короче, если спросить большинство родителей, довольны ли они, как заботятся об их особенном ребенке, многие начнут фразу со слов: «в нормальных странах…» или «в нормальных городах», а продолжат: «а у нас…». Но в целом ребенок-инвалид находится в привилегированном положении по сравнению с обычным, например, специальные садики дешевле, работают до вечера, и в них меньше детей и больше персонала. 

Общественные организации

Кроме того, в стране в целом и в каждом городе в частности действуют бесчисленное количество общественных организаций, которые хоть и не являются ни государственными, ни муниципальными, обычно частично финансируются из бюджета. Или получают какие-то льготы: помещения в зданиях мэрии, налоговые льготы, ставки от мэрии и т. д. Такие организации занимаются сбором и распределением пожертвований, а также организацией досуга инвалидов. Например, есть структура, которая принимает от родителей просьбы на оплату дополнительных занятий для детей и, если дети соответствуют определенным требованиям, оплачивает занятия. Родители при этом денег не получают, зато у них появляется возможность, например, плавать или кататься на лошадях с ребенком. 

Есть общественные клубы для детей с синдромом Дауна, для аутистов, для детей с ДЦП, для пожилых людей, для семей, где есть страдающие болезнью Альцгеймера… Список можно перечислять бесконечно. В общественных организациях часто работают волонтеры или те, у чьих близких есть похожие проблемы. Так, родители детей с определенным отклонением часто собираются и создают общественную организацию. Волонтерство в Израиле — течение чрезвычайно распространенное  как среди пенсионеров, так и среди молодых. Причем среди причин, по которым люди помогают инвалидам, есть и вполне «земные»: например, студенты, которые в качестве волонтеров работают с проблемными детками, потом нередко идут учиться разным профессиям, связанным с педагогикой, дефектологией или специальным образованием. Волонтерствуя, они не только набираются опыта, но и понимают, что это занятие им подходит. Кстати, такие студенты нередко возвращаются на работу в садики, школы и общественные организации, где были бесплатными помощниками, ведь там их уже знают.

Больничные кассы

Еще одна структура, которая так или иначе заботится об инвалидах, — больничная касса. Их в Израиле четыре, и каждый гражданин может выбрать ту, которая предложит ему наиболее удобный и выгодный пакет услуг. Каждая касса разрабатывает свои правила, но в среднем можно говорить о неком «стандартном пакете», в который помимо «корзины лекарств» (в нем все лекарства стоят определенную сумму, независимо от их реальной стоимости) входят приемы у высококлассных специалистов, за которые касса возвращает больному часть денег, операции и лечение, реабилитация. Также можно, например, взять в год не более 30 уроков для проблемного ребенка — не важно, каких (гипотерапия, плавание, логопед, драматерапия и т. д), за которые касса вернет большую часть уплаченных денег. Для взрослых есть курсы реабилитации после травм, психотерапия по особым ценам, специальные занятия по восстановлению двигательных функций.

Разумеется, на страницах журнала сложно рассказать обо всех плюсах и минусах израильской системы поддержки инвалидов. Но в целом стоит понимать, что она создана в том числе и для того, чтобы экономить государственные деньги. Потому что человек, попавший в аварию и прошедший реабилитацию, пусть и за деньги ИНС, быстрее вернется к работе, и государство сэкономит на пособии. А ребенок, который с детства привык сам ухаживать за собой, стоит стране дешевле, чем беспомощный и нуждающийся в круглосуточном уходе. Кроме того, люди с ограниченными возможностями — потребители, не только покупающие товары и услуги, но и создающие рабочие места для педагогов, врачей, парамедиков, сопровождающих, водителей и многих-многих других. Об этом тоже не стоит забывать в государственном масштабе. 

Поделиться