Не меньшее внимание область уделяет и развитию новых перспективных секторов экономики, малому и среднему бизнесу.
С просьбой рассказать о том, как сегодня живет регион, о планах и задачах, стоящих перед руководством области в 2007 г., мы обратились к губернатору Анатолию ЛИСИЦЫНУ, возглавляющему Ярославскую область уже 15 лет.
– Анатолий Иванович, каковы предварительные итоги социально-экономического развития Ярославской области в 2004–2007 г.? Достигнута ли главная цель – повышение качества жизни населения?
– Программа социально-экономического развития области осуществляется в два этапа: 2000–2003 гг. и 2004–2007 гг. Итоги 2006 г. таковы: средняя зарплата по области увеличилась по сравнению с 2005 г. на 21% и достигла 8 934 руб. По нашим прогнозам, к концу 2007 г. она составит порядка 10 тыс. руб. (программой предусмотрено 8,5 тыс.).
В рамках программы запущено 22 социальных проекта, среди которых наиболее известны «Школьный автобус» и «Телефонизация сельской местности». Проведены работы по реконструкции объектов и инфраструктуры аэропорта «Туношна». Осенью 2006 г. завершилось строительство нового четырехполосного 800-метрового мостового перехода через Волгу. Проект общей стоимостью 10 млрд руб. вошел в национальную программу «Дороги России XXI в.».
– Как решается задача развития экономики области? Можно ли говорить о создании новых производственных мощностей, обновлении основных фондов, привлечении квалифицированной рабочей силы?
– Модернизация экономики и развитие инвестиционного потенциала региона являются важнейшими задачами, которые мы ставим перед собой на ближайшие годы. Мы не должны потерять существующий в регионе промышленный потенциал. Чтобы наши предприятия были конкурентоспособными на мировом рынке, необходимо проводить постоянную модернизацию производства, обновлять устаревающие основные фонды, внедрять современные технологии и осваивать выпуск новых видов продукции.
Активную роль в этих процессах должны играть собственники и руководители предприятий. Со своей стороны администрация области может гарантировать поддержку инвестиционных проектов всеми законодательно разрешенными способами – от налоговых льгот на период окупаемости до поддержки в лоббировании интересов компаний на федеральном уровне и поиске новых рынков сбыта.
Наиболее успешным примером такого подхода может служить НПО «Сатурн» – лидер отечественного авиационного двигателестроения. Кооперация с французской фирмой Snecma позволила предприятию модернизировать производство, освоить новейшие технологии и начать выпуск продукции мирового уровня – двигателя SaM146 для российских региональных самолетов. Ежегодно компания вкладывает более 100 млн долл. в обновление основных фондов и кардинальную реструктуризацию мощностей.
Тем же путем идет и ОАО «Русские краски»: здесь проведена модернизация производства, создано совместное предприятие с одним из главных игроков лакокрасочного рынка – американским концерном DuPont. Это партнерство не только позволило заводу выйти на новый уровень технологий и стандартов производства продукции, но и стало основой для новых проектов. Отмечу, что власть намерена поддерживать все подобные инициативы.
– В Ярославской области существует практика заключения соглашений между администрацией и российскими холдингами, которые владеют предприятиями на территории региона: «Базовым элементом», НГК «Славнефть», компанией «Сибур – Русские шины». Пожалуйста, расскажите об этом подробнее.
– Практика соглашений, несмотря на всю свою противоречивость, оказалась весьма полезной. Приведу пример. Пять лет назад администрация области заключила соглашение с холдингом «Сибирский алюминий» (сегодня – «Базовый элемент»). Мы договорились о поддержке холдинга в приобретении и развитии предприятий дизелестроения: «Автодизеля», Ярославского завода топливной аппаратуры, Ярославского завода дизельной аппаратуры и Тутаевского моторного завода. На сегодняшний день большинство пунктов соглашения уже выполнено: заводы продолжают работать и наращивать объемы производства, зарплата рабочих повышается, налоги выплачиваются.
Единственный пункт, который не был реализован, – масштабные инвестиции в модернизацию предприятий. Конечно, никто не думал, что сразу после заключения соглашения на ЯМЗ прольется «золотой дождь». Новый собственник провел реструктуризацию предприятия, оптимизировал численность персонала и задействовал все внутренние резервы завода. В этом году уже объявлено о начале масштабных инвестиций в ОАО «Автодизель»: предполагается организация серийного производства двигателей DCi 11 по лицензии фирмы «Рено» (около 60 млн евро) и создание серийного производства средних двигателей семейства ЯМЗ530 (160 млн евро). Конструкция новых моторов была разработана совместно со специалистами австрийской фирмы AVL.
Сейчас готовится новое соглашение между администрацией Ярославской области и холдингом «Базовый элемент», в котором будут прописаны обязательства сторон по реализации этих двух масштабных инвестиционных проектов. Кроме того, перед нами стоит задача выиграть неформальный конкурс регионов на право разместить новое литейное и коробочное производство, которое ОАО «Группа ГАЗ» намерена создать для удовлетворения потребности своих заводов в качественном литье и коробках передач.
Пока не решено, будет это производство размещено в Нижнем Новгороде, на базе Горьковского автозавода, или у нас, на базе Тутаевского моторного завода. Чтобы победить в этом «конкурсе», владельцы ТМЗ должны согласиться на приемлемых условиях включить предприятие в сферу деятельности «Группы ГАЗ». Тогда мы сможем привлечь в регион инвестиции в размере 400–700 млн долл. для создания современного литейного и коробочного производства, обеспечить развитие Тутаевского моторного завода и других ярославских дизелестроительных предприятий, увеличить налогооблагаемую базу в регионе и создать новые рабочие места. Мы уже сформировали рабочую группу, которая продумывает возможные варианты вхождения ТМЗ в холдинг.
Депутаты областной Думы сейчас требуют, чтобы «Славнефть» и ее предприятия в регионе увеличивали налоговую базу и решили давно существующую экологическую проблему утилизации кислогудронных прудов НПЗ им. Менделеева. Компания готова обсуждать эти вопросы. На сегодняшний день дочерние предприятия «Славнефти» производят на территории области продукции на 7–9 млрд руб., уплачивая около 2,2 млрд руб. налогов и выделяя средства на социальные проекты.
Все это – результат заключения соглашений между администрацией области и НГК «Славнефть». Без них компания вполне могла платить в два раза меньше налогов. К слову, ОАО «Автодизель» производит продукции на 12–17 млрд руб. в год, а платежи в бюджет составляют около 1 млрд. Мы считаем, что компания должна вносить более существенный вклад в бюджеты области и города. Сейчас данный вопрос обсуждается с владельцами и руководством предприятия.
Что касается проблемы утилизации прудов с более чем 500 тыс. тонн кислых гудронов, то силами предприятия удавалось ликвидировать лишь около 15 тыс. тонн в год. После вхождения ОАО «Газпром» в состав акционеров НГК «Славнефть» я договорился с председателем совета директоров ОАО «Газпром», первым вицепремьером Правительства РФ Дмитрием Медведевым о проведении международного тендера на утилизацию кислогудронных прудов. В мире существуют более выгодные и эффективные технологии, позволяющие не только ликвидировать пруды, но и получить экономический эффект. Мы рассчитываем найти компании, которые решат эту проблему в течение нескольких лет.
Администрация Ярославской области готовит соглашение с холдингом «Сибур – Русские шины», где будет определена программа развития ОАО «Ярославский шинный завод». Владельцы предприятия, которые связаны с ОАО «Газпром», намерены вложить в модернизацию производства шин порядка 40 млн долл., чтобы сохранить долю завода на рынке и увеличить выпуск востребованных покрышек.
– А как в области реализуется национальный проект «Аграрная реформа»? Какие средства область намерена выделить на сельское хозяйство в 2007 г.? Какие меры будут приняты для развития этой отрасли?
– Основных направлений развития АПК три: ускоренное развитие животноводства, стимулирование развития малых форм хозяйствования и строительство (приобретение) жилья для молодых семей и специалистов на селе. Разработаны и конкретные пути решения этих проблем в каждом из направлений, в частности предлагается субсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам на строительство на срок до восьми лет, а также по кредитам и займам на развитие личных подсобных и фермерских хозяйств; модернизация животноводческих комплексов, выделение средств на увеличение уставного капитала ОАО «Росагролизинг»; снижение или отмена ввозных пошлин на импортное оборудование, не имеющее отечественных аналогов; закупка высокопродуктивного племенного скота; создание заготовительных, снабженческо-сбытовых и перерабатывающих кооперативов и др.
Надо сказать, что еще до присвоения данному проекту статуса национального в регионе был сделан ряд шагов для поддержки товаропроизводителей. Все принятые меры в конечном итоге призваны повысить производительность труда. Сейчас в области поголовье скота ежегодно сокращается на 3–5%, износ техники составляет 80%, обеспеченность материальными ресурсами — 40–60%. 80% доходов селяне получают от молока. Но во многих хозяйствах доярки до сих пор стоят около коровы с ведром. Очевидно, что производительность труда (а значит, и зарплата) в таком случае будет минимальной. Два года мы возили руководителей хозяйств по передовым сельхозпредприятиям Московской и Ленинградской областей, где производительность труда в несколько раз выше нашей среднеобластной. Соответственно и доход больше, есть возможность покупать технику, внедрять высокоэффективные технологии и т.д. Думаю, проект поможет изменить во многом еще потребительское сознание селян. Сейчас мы отказались от прямых дотаций хозяйствам за литр сданного молока и пытаемся подтолкнуть их к тому, чтобы они брали кредиты на закупку удобрений, племенного скота, техники, запчастей, ГСМ, ветеринарных препаратов и получали дотации за это.
На начальном этапе реализации национального проекта мы передали в Министерство сельского хозяйства данные о 26 хозяйствах, однако семь исключили, поскольку у них были только соглашения о намерениях взять кредит. Хозяйства Ярославского, Угличского, Рыбинского, Любимского, Даниловского, Некрасовского и некоторых других районов предоставили реальные бизнес-планы со всеми расчетами. Банки (в основном Россельхозбанк и Сбербанк) готовы дать кредит на восемь лет для модернизации животноводческих комплексов и на пять лет для покупки скота и техники. Это выгодно. Судите сами: федеральный бюджет субсидирует две трети процентной ставки рефинансирования (сегодня она составляет 12%). Если хозяйство берет кредит под 14% годовых, выходит, что федеральный бюджет субсидирует 8%, еще 4% платит областной, а самому хозяйству остается только 2%. Однако условия получения ссуды жесткие: у хозяйства не должно быть задолженности по налогам.
Сегодня многие руководители боятся брать кредиты – и напрасно. Для решения серьезных задач без кредита не обойтись, во всех развитых странах через это прошли. Деньги надо вкладывать в землю. Оформлять землю в собственность и брать кредит под нее, под здания и сооружения. Но такая работа стоит дорого, поэтому до 50% затрат на подобные цели субсидируются из областного бюджета. Есть и областной лизинг техники.
А то, что сельские жители уезжают в города, не проблема: при внедрении новых технологий много работников и не нужно. Это уже осознали новые хозяева – частные лица, банки, которые решили вложить средства в сельское хозяйство. Важно понять, что и на земле можно заниматься бизнесом, вкладывать в нее деньги, зарабатывать, нужно лишь грамотно это делать.
– Как в регионе развивается малый и средний бизнес? Каков его вклад в бюджет области?
– Как бы хорошо ни работали крупные заводы и фабрики, процветание региона все-таки зависит от малых предприятий. В Ярославской области это поняли еще до того, как в послании к Федеральному собранию об этом секторе экономики заговорил Президент РФ. Сейчас, по данным Росстата, наш регион занимает второе (после Москвы) место в ЦФО по количеству предприятий малого бизнеса. Его доля в общем количестве всех предприятий и организаций Ярославской области за период с января по сентябрь 2006 г. увеличилась с 19 до 31,3% и достигла 9,4 тыс., в общем объеме инвестиций – с 0,7 до 1,1%.
Большая часть малых предприятий занимается оптовой и розничной торговлей, ремонтом автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (45,8%), строительством (15,9%), а также работает в сфере добывающих и обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа и воды (12,3%). В названных областях заняты 49,4 тыс. человек, или 66,4%. Всего на малых предприятий трудится порядка 74,4 тыс. специалистов. Оборот организаций малого бизнеса за девять месяцев 2006 г. в целом составил 71 167 млн руб. Объем инвестиций в основной капитал был равен 243,1 млн руб., что в 1,4 раза больше показателя соответствующего периода 2005 г.
Мы приняли решение стимулировать сектор, связанный с предоставлением услуг, производством, наукоемкими технологиями и инновациями. Область берет на себя две трети банковской ставки рефинансирования, но при условии, что кредит выдается на инвестиционный проект. Если предприниматель хочет купить новый станок, увеличить производительность труда и тем самым снизить затраты, ему предоставляются льготы. В 2006 г. на погашение кредитной ставки мы выделили 10 млн руб., но, увидев динамику кредитования малого бизнеса по данной программе, на 2007 г. увеличили сумму до 30 млн.
Сегодня в рамках соответствующего федерального проекта мы создаем сеть бизнес-инкубаторов, то есть реально помогаем тем начинающим предпринимателям, кто создает собственный продукт, чей бизнес связан с производством, инновациями, наукоемкими технологиями. Под «инкубатор» выделено большое здание в г. Ярославле, где одновременно смогут работать порядка 100 субъектов малого бизнеса, выбранных по результатам конкурса. Пользоваться благами «инкубатора» можно в течение полутора лет, потом придется уступить место другим.
– В 2010 г. Ярославль отмечает свое тысячелетие. Мероприятия такого масштаба готовятся заранее. Поэтому, думаю, уже можно задать вопрос о помощи, которую область окажет городу в подготовке к проведению праздника. Какие суммы будут выделены на реставрацию памятников архитектуры и культуры, на ремонт и строительство дорог?
– Я считаю, что юбилей Ярославля – событие общенационального значения. Город был основан киевским князем Ярославом Мудрым – исторической личностью, к нему до сих пор с равным уважением относятся все славянские народы. Вклад Ярославля в становление российской государственности поистине уникален. Достаточно вспомнить, что в 1612 г. Ярославль был столицей Руси, именно его жители помогли положить конец смутным временам, освободить Москву от иноземцев и прекратить междоусобные распри. Современный Ярославль – типичный крупный российский город, олицетворением так называемой русской провинции. Может ли это событие пройти незамеченным для россиян и мирового сообщества? Думаю, нет.
В 2003 г. появился указ Президента РФ о подготовке к празднованию тысячелетия Ярославля. В конце 2006 г. подписано распоряжение правительства, утверждающее основной план мероприятий, которые связаны с подготовкой и проведением юбилея. Есть интересные инициативы, связанные с 2010 г. В частности, сейчас в районе «Стрелки» ведутся раскопки на месте бывшего Успенского собора, взорванного в 1937 г. Результаты раскопок позволили узнать много нового об истории российского государства в период татаро-монгольского нашествия. Ничего этого не было бы, если бы не жест доброй воли со стороны столичного мецената Виктора Тырышкина, с которым мы нашли полное взаимопонимание и взялись за кафедральный собор Ярославской губернии. Храм возрождается, и к 2010 г. должен быть возведен. Это полностью внебюджетный проект. Кстати, ранее В. Тырышкин уже помогал при строительстве и реставрации нескольких храмов в других городах нашего региона.
А на другом конце города строится перинатальный центр – областной центр родовспоможения, возводимый с учетом ультрасовременных строительных и медицинских технологий. Год назад я специально ездил в немецкий город Висбаден, чтобы предметно познакомиться с работой местного перинатального центра. После этой поездки появилась твердая уверенность, что такой центр должен быть и у нас. Поскольку сегодня Президентом РФ поставлена задача улучшать демографическую ситуацию в стране, мы станем оказывать помощь жителям не только Ярославской области, но и соседних регионов. Это нормально и правильно, тем более что проблемы рождаемости, материнского и детского здоровья для всех общие и отдельно взятых «передовиков» в их решении быть не может.
Готовясь к празднованию тысячелетия Ярославля, администрация области вместе с городскими властями планирует заниматься крупными проектами, рассчитанными на перспективу. В числе первоочередных – расселение людей из ветхого и аварийного жилья, строительство новых жилых комплексов, берегоукрепление Волги. Мы должны принять ряд стратегических решений, которые дадут импульс развитию не только Ярославля, но и региона в целом. Они должны стать теми «точками роста», которые определят наше будущее на несколько десятилетий вперед. На реализацию программы к тысячелетию Ярославля из всех источников планируется привлечь более 50 млрд руб.
Справка «Бюджета»
Анатолий Иванович ЛИСИЦЫН, губернатор Ярославской области
Родился 26 июня 1947 г. в Калининской (Тверской) области.
Окончил Ленинградскую лесотехническую академию им. С. М. Кирова.
С 1963 по 1987 гг. работал на Рыбинском деревообрабатывающем комбинате «Свобода», где прошел путь от ученика столяра до директора предприятия.
В 1987 г. перешел на работу в органы государственной исполнительной власти Рыбинска.
В декабре 1991 г. указом Президента РФ назначен и. о. главы администрации Ярославской области, а в 1992 г. – главой администрации области.
В 1995, 1999 и 2003 гг. избирался на пост губернатора Ярославской области. В 2006 г. по представлению Президента РФ наделен полномочиями губернатора Ярославской области.
С 1998 г. – член Правительства РФ, Государственного совета РФ.
С 2001 г. – член президиума Государственного совета РФ, глава рабочей группы президиума Государственного совета РФ по вопросам развития оборонно-промышленного комплекса РФ.
Награжден орденами Дружбы, Почета, «Знак Почета», «За заслуги перед Отечеством» III степени, орденами Русской православной церкви – святого благоверного князя Даниила Московского II степени, святого благоверного царевича Димитрия «За дела милосердия», преподобного Сергия Радонежского I и II степеней, а также орденом Почета Республики Беларусь.
С просьбой рассказать о том, как сегодня живет регион, о планах и задачах, стоящих перед руководством области в 2007 г., мы обратились к губернатору Анатолию ЛИСИЦЫНУ, возглавляющему Ярославскую область уже 15 лет.
– Анатолий Иванович, каковы предварительные итоги социально-экономического развития Ярославской области в 2004–2007 г.? Достигнута ли главная цель – повышение качества жизни населения?
– Программа социально-экономического развития области осуществляется в два этапа: 2000–2003 гг. и 2004–2007 гг. Итоги 2006 г. таковы: средняя зарплата по области увеличилась по сравнению с 2005 г. на 21% и достигла 8 934 руб. По нашим прогнозам, к концу 2007 г. она составит порядка 10 тыс. руб. (программой предусмотрено 8,5 тыс.).
В рамках программы запущено 22 социальных проекта, среди которых наиболее известны «Школьный автобус» и «Телефонизация сельской местности». Проведены работы по реконструкции объектов и инфраструктуры аэропорта «Туношна». Осенью 2006 г. завершилось строительство нового четырехполосного 800-метрового мостового перехода через Волгу. Проект общей стоимостью 10 млрд руб. вошел в национальную программу «Дороги России XXI в.».
– Как решается задача развития экономики области? Можно ли говорить о создании новых производственных мощностей, обновлении основных фондов, привлечении квалифицированной рабочей силы?
– Модернизация экономики и развитие инвестиционного потенциала региона являются важнейшими задачами, которые мы ставим перед собой на ближайшие годы. Мы не должны потерять существующий в регионе промышленный потенциал. Чтобы наши предприятия были конкурентоспособными на мировом рынке, необходимо проводить постоянную модернизацию производства, обновлять устаревающие основные фонды, внедрять современные технологии и осваивать выпуск новых видов продукции.
Активную роль в этих процессах должны играть собственники и руководители предприятий. Со своей стороны администрация области может гарантировать поддержку инвестиционных проектов всеми законодательно разрешенными способами – от налоговых льгот на период окупаемости до поддержки в лоббировании интересов компаний на федеральном уровне и поиске новых рынков сбыта.
Наиболее успешным примером такого подхода может служить НПО «Сатурн» – лидер отечественного авиационного двигателестроения. Кооперация с французской фирмой Snecma позволила предприятию модернизировать производство, освоить новейшие технологии и начать выпуск продукции мирового уровня – двигателя SaM146 для российских региональных самолетов. Ежегодно компания вкладывает более 100 млн долл. в обновление основных фондов и кардинальную реструктуризацию мощностей.
Тем же путем идет и ОАО «Русские краски»: здесь проведена модернизация производства, создано совместное предприятие с одним из главных игроков лакокрасочного рынка – американским концерном DuPont. Это партнерство не только позволило заводу выйти на новый уровень технологий и стандартов производства продукции, но и стало основой для новых проектов. Отмечу, что власть намерена поддерживать все подобные инициативы.
– В Ярославской области существует практика заключения соглашений между администрацией и российскими холдингами, которые владеют предприятиями на территории региона: «Базовым элементом», НГК «Славнефть», компанией «Сибур – Русские шины». Пожалуйста, расскажите об этом подробнее.
– Практика соглашений, несмотря на всю свою противоречивость, оказалась весьма полезной. Приведу пример. Пять лет назад администрация области заключила соглашение с холдингом «Сибирский алюминий» (сегодня – «Базовый элемент»). Мы договорились о поддержке холдинга в приобретении и развитии предприятий дизелестроения: «Автодизеля», Ярославского завода топливной аппаратуры, Ярославского завода дизельной аппаратуры и Тутаевского моторного завода. На сегодняшний день большинство пунктов соглашения уже выполнено: заводы продолжают работать и наращивать объемы производства, зарплата рабочих повышается, налоги выплачиваются.
Единственный пункт, который не был реализован, – масштабные инвестиции в модернизацию предприятий. Конечно, никто не думал, что сразу после заключения соглашения на ЯМЗ прольется «золотой дождь». Новый собственник провел реструктуризацию предприятия, оптимизировал численность персонала и задействовал все внутренние резервы завода. В этом году уже объявлено о начале масштабных инвестиций в ОАО «Автодизель»: предполагается организация серийного производства двигателей DCi 11 по лицензии фирмы «Рено» (около 60 млн евро) и создание серийного производства средних двигателей семейства ЯМЗ530 (160 млн евро). Конструкция новых моторов была разработана совместно со специалистами австрийской фирмы AVL.
Сейчас готовится новое соглашение между администрацией Ярославской области и холдингом «Базовый элемент», в котором будут прописаны обязательства сторон по реализации этих двух масштабных инвестиционных проектов. Кроме того, перед нами стоит задача выиграть неформальный конкурс регионов на право разместить новое литейное и коробочное производство, которое ОАО «Группа ГАЗ» намерена создать для удовлетворения потребности своих заводов в качественном литье и коробках передач.
Пока не решено, будет это производство размещено в Нижнем Новгороде, на базе Горьковского автозавода, или у нас, на базе Тутаевского моторного завода. Чтобы победить в этом «конкурсе», владельцы ТМЗ должны согласиться на приемлемых условиях включить предприятие в сферу деятельности «Группы ГАЗ». Тогда мы сможем привлечь в регион инвестиции в размере 400–700 млн долл. для создания современного литейного и коробочного производства, обеспечить развитие Тутаевского моторного завода и других ярославских дизелестроительных предприятий, увеличить налогооблагаемую базу в регионе и создать новые рабочие места. Мы уже сформировали рабочую группу, которая продумывает возможные варианты вхождения ТМЗ в холдинг.
Депутаты областной Думы сейчас требуют, чтобы «Славнефть» и ее предприятия в регионе увеличивали налоговую базу и решили давно существующую экологическую проблему утилизации кислогудронных прудов НПЗ им. Менделеева. Компания готова обсуждать эти вопросы. На сегодняшний день дочерние предприятия «Славнефти» производят на территории области продукции на 7–9 млрд руб., уплачивая около 2,2 млрд руб. налогов и выделяя средства на социальные проекты.
Все это – результат заключения соглашений между администрацией области и НГК «Славнефть». Без них компания вполне могла платить в два раза меньше налогов. К слову, ОАО «Автодизель» производит продукции на 12–17 млрд руб. в год, а платежи в бюджет составляют около 1 млрд. Мы считаем, что компания должна вносить более существенный вклад в бюджеты области и города. Сейчас данный вопрос обсуждается с владельцами и руководством предприятия.
Что касается проблемы утилизации прудов с более чем 500 тыс. тонн кислых гудронов, то силами предприятия удавалось ликвидировать лишь около 15 тыс. тонн в год. После вхождения ОАО «Газпром» в состав акционеров НГК «Славнефть» я договорился с председателем совета директоров ОАО «Газпром», первым вицепремьером Правительства РФ Дмитрием Медведевым о проведении международного тендера на утилизацию кислогудронных прудов. В мире существуют более выгодные и эффективные технологии, позволяющие не только ликвидировать пруды, но и получить экономический эффект. Мы рассчитываем найти компании, которые решат эту проблему в течение нескольких лет.
Администрация Ярославской области готовит соглашение с холдингом «Сибур – Русские шины», где будет определена программа развития ОАО «Ярославский шинный завод». Владельцы предприятия, которые связаны с ОАО «Газпром», намерены вложить в модернизацию производства шин порядка 40 млн долл., чтобы сохранить долю завода на рынке и увеличить выпуск востребованных покрышек.
– А как в области реализуется национальный проект «Аграрная реформа»? Какие средства область намерена выделить на сельское хозяйство в 2007 г.? Какие меры будут приняты для развития этой отрасли?
– Основных направлений развития АПК три: ускоренное развитие животноводства, стимулирование развития малых форм хозяйствования и строительство (приобретение) жилья для молодых семей и специалистов на селе. Разработаны и конкретные пути решения этих проблем в каждом из направлений, в частности предлагается субсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам на строительство на срок до восьми лет, а также по кредитам и займам на развитие личных подсобных и фермерских хозяйств; модернизация животноводческих комплексов, выделение средств на увеличение уставного капитала ОАО «Росагролизинг»; снижение или отмена ввозных пошлин на импортное оборудование, не имеющее отечественных аналогов; закупка высокопродуктивного племенного скота; создание заготовительных, снабженческо-сбытовых и перерабатывающих кооперативов и др.
Надо сказать, что еще до присвоения данному проекту статуса национального в регионе был сделан ряд шагов для поддержки товаропроизводителей. Все принятые меры в конечном итоге призваны повысить производительность труда. Сейчас в области поголовье скота ежегодно сокращается на 3–5%, износ техники составляет 80%, обеспеченность материальными ресурсами — 40–60%. 80% доходов селяне получают от молока. Но во многих хозяйствах доярки до сих пор стоят около коровы с ведром. Очевидно, что производительность труда (а значит, и зарплата) в таком случае будет минимальной. Два года мы возили руководителей хозяйств по передовым сельхозпредприятиям Московской и Ленинградской областей, где производительность труда в несколько раз выше нашей среднеобластной. Соответственно и доход больше, есть возможность покупать технику, внедрять высокоэффективные технологии и т.д. Думаю, проект поможет изменить во многом еще потребительское сознание селян. Сейчас мы отказались от прямых дотаций хозяйствам за литр сданного молока и пытаемся подтолкнуть их к тому, чтобы они брали кредиты на закупку удобрений, племенного скота, техники, запчастей, ГСМ, ветеринарных препаратов и получали дотации за это.
На начальном этапе реализации национального проекта мы передали в Министерство сельского хозяйства данные о 26 хозяйствах, однако семь исключили, поскольку у них были только соглашения о намерениях взять кредит. Хозяйства Ярославского, Угличского, Рыбинского, Любимского, Даниловского, Некрасовского и некоторых других районов предоставили реальные бизнес-планы со всеми расчетами. Банки (в основном Россельхозбанк и Сбербанк) готовы дать кредит на восемь лет для модернизации животноводческих комплексов и на пять лет для покупки скота и техники. Это выгодно. Судите сами: федеральный бюджет субсидирует две трети процентной ставки рефинансирования (сегодня она составляет 12%). Если хозяйство берет кредит под 14% годовых, выходит, что федеральный бюджет субсидирует 8%, еще 4% платит областной, а самому хозяйству остается только 2%. Однако условия получения ссуды жесткие: у хозяйства не должно быть задолженности по налогам.
Сегодня многие руководители боятся брать кредиты – и напрасно. Для решения серьезных задач без кредита не обойтись, во всех развитых странах через это прошли. Деньги надо вкладывать в землю. Оформлять землю в собственность и брать кредит под нее, под здания и сооружения. Но такая работа стоит дорого, поэтому до 50% затрат на подобные цели субсидируются из областного бюджета. Есть и областной лизинг техники.
А то, что сельские жители уезжают в города, не проблема: при внедрении новых технологий много работников и не нужно. Это уже осознали новые хозяева – частные лица, банки, которые решили вложить средства в сельское хозяйство. Важно понять, что и на земле можно заниматься бизнесом, вкладывать в нее деньги, зарабатывать, нужно лишь грамотно это делать.
– Как в регионе развивается малый и средний бизнес? Каков его вклад в бюджет области?
– Как бы хорошо ни работали крупные заводы и фабрики, процветание региона все-таки зависит от малых предприятий. В Ярославской области это поняли еще до того, как в послании к Федеральному собранию об этом секторе экономики заговорил Президент РФ. Сейчас, по данным Росстата, наш регион занимает второе (после Москвы) место в ЦФО по количеству предприятий малого бизнеса. Его доля в общем количестве всех предприятий и организаций Ярославской области за период с января по сентябрь 2006 г. увеличилась с 19 до 31,3% и достигла 9,4 тыс., в общем объеме инвестиций – с 0,7 до 1,1%.
Большая часть малых предприятий занимается оптовой и розничной торговлей, ремонтом автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (45,8%), строительством (15,9%), а также работает в сфере добывающих и обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа и воды (12,3%). В названных областях заняты 49,4 тыс. человек, или 66,4%. Всего на малых предприятий трудится порядка 74,4 тыс. специалистов. Оборот организаций малого бизнеса за девять месяцев 2006 г. в целом составил 71 167 млн руб. Объем инвестиций в основной капитал был равен 243,1 млн руб., что в 1,4 раза больше показателя соответствующего периода 2005 г.
Мы приняли решение стимулировать сектор, связанный с предоставлением услуг, производством, наукоемкими технологиями и инновациями. Область берет на себя две трети банковской ставки рефинансирования, но при условии, что кредит выдается на инвестиционный проект. Если предприниматель хочет купить новый станок, увеличить производительность труда и тем самым снизить затраты, ему предоставляются льготы. В 2006 г. на погашение кредитной ставки мы выделили 10 млн руб., но, увидев динамику кредитования малого бизнеса по данной программе, на 2007 г. увеличили сумму до 30 млн.
Сегодня в рамках соответствующего федерального проекта мы создаем сеть бизнес-инкубаторов, то есть реально помогаем тем начинающим предпринимателям, кто создает собственный продукт, чей бизнес связан с производством, инновациями, наукоемкими технологиями. Под «инкубатор» выделено большое здание в г. Ярославле, где одновременно смогут работать порядка 100 субъектов малого бизнеса, выбранных по результатам конкурса. Пользоваться благами «инкубатора» можно в течение полутора лет, потом придется уступить место другим.
– В 2010 г. Ярославль отмечает свое тысячелетие. Мероприятия такого масштаба готовятся заранее. Поэтому, думаю, уже можно задать вопрос о помощи, которую область окажет городу в подготовке к проведению праздника. Какие суммы будут выделены на реставрацию памятников архитектуры и культуры, на ремонт и строительство дорог?
– Я считаю, что юбилей Ярославля – событие общенационального значения. Город был основан киевским князем Ярославом Мудрым – исторической личностью, к нему до сих пор с равным уважением относятся все славянские народы. Вклад Ярославля в становление российской государственности поистине уникален. Достаточно вспомнить, что в 1612 г. Ярославль был столицей Руси, именно его жители помогли положить конец смутным временам, освободить Москву от иноземцев и прекратить междоусобные распри. Современный Ярославль – типичный крупный российский город, олицетворением так называемой русской провинции. Может ли это событие пройти незамеченным для россиян и мирового сообщества? Думаю, нет.
В 2003 г. появился указ Президента РФ о подготовке к празднованию тысячелетия Ярославля. В конце 2006 г. подписано распоряжение правительства, утверждающее основной план мероприятий, которые связаны с подготовкой и проведением юбилея. Есть интересные инициативы, связанные с 2010 г. В частности, сейчас в районе «Стрелки» ведутся раскопки на месте бывшего Успенского собора, взорванного в 1937 г. Результаты раскопок позволили узнать много нового об истории российского государства в период татаро-монгольского нашествия. Ничего этого не было бы, если бы не жест доброй воли со стороны столичного мецената Виктора Тырышкина, с которым мы нашли полное взаимопонимание и взялись за кафедральный собор Ярославской губернии. Храм возрождается, и к 2010 г. должен быть возведен. Это полностью внебюджетный проект. Кстати, ранее В. Тырышкин уже помогал при строительстве и реставрации нескольких храмов в других городах нашего региона.
А на другом конце города строится перинатальный центр – областной центр родовспоможения, возводимый с учетом ультрасовременных строительных и медицинских технологий. Год назад я специально ездил в немецкий город Висбаден, чтобы предметно познакомиться с работой местного перинатального центра. После этой поездки появилась твердая уверенность, что такой центр должен быть и у нас. Поскольку сегодня Президентом РФ поставлена задача улучшать демографическую ситуацию в стране, мы станем оказывать помощь жителям не только Ярославской области, но и соседних регионов. Это нормально и правильно, тем более что проблемы рождаемости, материнского и детского здоровья для всех общие и отдельно взятых «передовиков» в их решении быть не может.
Готовясь к празднованию тысячелетия Ярославля, администрация области вместе с городскими властями планирует заниматься крупными проектами, рассчитанными на перспективу. В числе первоочередных – расселение людей из ветхого и аварийного жилья, строительство новых жилых комплексов, берегоукрепление Волги. Мы должны принять ряд стратегических решений, которые дадут импульс развитию не только Ярославля, но и региона в целом. Они должны стать теми «точками роста», которые определят наше будущее на несколько десятилетий вперед. На реализацию программы к тысячелетию Ярославля из всех источников планируется привлечь более 50 млрд руб.
Справка «Бюджета»
Анатолий Иванович ЛИСИЦЫН, губернатор Ярославской области
Родился 26 июня 1947 г. в Калининской (Тверской) области.
Окончил Ленинградскую лесотехническую академию им. С. М. Кирова.
С 1963 по 1987 гг. работал на Рыбинском деревообрабатывающем комбинате «Свобода», где прошел путь от ученика столяра до директора предприятия.
В 1987 г. перешел на работу в органы государственной исполнительной власти Рыбинска.
В декабре 1991 г. указом Президента РФ назначен и. о. главы администрации Ярославской области, а в 1992 г. – главой администрации области.
В 1995, 1999 и 2003 гг. избирался на пост губернатора Ярославской области. В 2006 г. по представлению Президента РФ наделен полномочиями губернатора Ярославской области.
С 1998 г. – член Правительства РФ, Государственного совета РФ.
С 2001 г. – член президиума Государственного совета РФ, глава рабочей группы президиума Государственного совета РФ по вопросам развития оборонно-промышленного комплекса РФ.
Награжден орденами Дружбы, Почета, «Знак Почета», «За заслуги перед Отечеством» III степени, орденами Русской православной церкви – святого благоверного князя Даниила Московского II степени, святого благоверного царевича Димитрия «За дела милосердия», преподобного Сергия Радонежского I и II степеней, а также орденом Почета Республики Беларусь.
Журнал «Бюджет» №2 февраль 2007