Такое название носит стратегия социально-экономического развития Ярославской области на 2004–2007 гг. Главные цели стратегии развития региона заключаются в повышении конкурентоспособности государственного управления, бизнеса и «человеческого капитала». О том, как именно достигаются эти цели, мы беседуем с Ириной СКОРОХОДОВОЙ, вице-губернатором Ярославской области.
– Ирина Ильинична, за счет чего администрация области в 2007 г. планирует изыскать дополнительные доходы в бюджет?
– В первую очередь за счет активизации работы с крупными предприятиями-налогоплательщиками, в том числе с дочерними компаниями крупных российских холдингов, таких как НГК «Славнефть», ООО «Балтнефтепровод», ОАО «Газпром», ОАО «РусПромАвто» и др. Кроме того, будет продолжена работа по привлечению и сохранению на территории области крупных налогоплательщиков в рамках реализации закона «Об экономическом стимулировании в Ярославской области».
Целый пласт задач – помощь нашим предприятиям в поиске рынков сбыта, финансовых партнеров. Это тоже деятельность, направленная на пополнение бюджета, только в отдаленной перспективе.
Не потеряет актуальности и деятельность по ликвидации «серых» зарплатных схем, что должно способствовать росту поступлений от подоходного налога, который дает около трети доходов бюджета.
Проведенный в 2006 г. анализ показал, что уровень вмененного налога в Ярославской области – один из самых низких в стране. Следовательно, нужно лучше работать с предпринимателями. С 2007 г. этот налог полностью передан муниципальным образованиям. Мы рассудили, что малый и средний бизнес должен платить вмененный налог в бюджет муниципального образования, на территории которого находится и где его налоговые выплаты проще контролировать. Надеемся, эта работа, а также развитие малого бизнеса и торговли также принесут дополнительные доходы в бюджет в 2007 г.
Таким образом, механизмов получения дополнительных доходов в казну на сегодняшний день достаточно много.
– Каковы принципы построения бюджетов муниципальных образований на 2007 г.?
– В наступившем году мы передали муниципальным образованиям вмененный налог полностью и подоходный налог в гораздо большей части, то есть фактически ушли от так называемых неокрашенных дотаций муниципальным образованиям. По двум-трем территориям сделать это не удалось из-за низкого уровня бюджетной обеспеченности. Но остальным мы отдали регулярно собираемый, равномерный, ежемесячный подоходный налог в качестве стимула для развития.
– Будет ли в 2007 г. проводиться кадастровая оценка земли?
– Да. Мы впервые предусмотрели в областном бюджете на 2007 г. 10 млн руб. на оказание помощи тем муниципальным образованиям, которые не в состоянии сами оплатить оценку. Если сумма окажется недостаточной, мы будем изыскивать иные способы финансирования, потому что откладывать такую работу нельзя.
Ярославская область – регион особенный, расположенный недалеко от Москвы, поэтому земельный вопрос интересует и частных предпринимателей, и инвесторов. А кадастровая оценка земли у нас сейчас в иногда в десятки раз ниже рыночной. Переоценка позволит существенно увеличить налоговый потенциал земельного налога, особенно в сельских территориях и населенных пунктах.
– Является ли земля доходным источником для бюджета области?
– Безусловно. И не только для областного бюджета, но и для бюджетов муниципальных образований. Это доходы от земельного налога, от продажи и сдачи в аренду земельных участков. Однако на сегодняшний день эффективность использования земли как доходного источника бюджета оставляет желать лучшего и требует принятия комплекса мер.
К примеру, доходы местных бюджетов от земельного налога в 2006 г. снизились по сравнению с 2005 г. на 28%. И причин тому несколько. Во-первых, как уже было сказано, кадастровая оценка большинства земель в муниципальных районах оказалась крайне низкой. Во-вторых, не завершена идентификация сведений о владельцах земельных участков. В-третьих, основные плательщики налога в сельских районах – сельхозпредприятия – оказались неплатежеспособными. И наконец, в-четвертых, федеральным законодательством с 2006 г. предоставлены и не компенсированы льготы для земель, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования. Потери составили около 100 млн руб.
Доходы от аренды земли в 2006 г. в консолидированном бюджете Ярославской области равнялись более 670 млн руб. – 2,8% от объема собственных доходов. По доле доходов от аренды земли в бюджете наша область значительно отстает от регионов Центрального федерального округа и соседних областей.
– Какие нарушения выявил предварительный анализ ситуации с арендной платой за земли в муниципальных районах?
– Анализ показал отсутствие в ряде муниципальных образований системы учета договоров аренды земельных участков, отсутствие должного порядка в установлении стоимости аренды земельных участков, а также связи арендной платы с кадастровой и рыночной оценкой земли (в первом полугодии 2006 г. арендная платы за 1 кв. м в среднем по области составила 38 коп.). Кроме того, выявились очень низкая собираемость арендных платежей (от 30 до 70%) и отсутствие контроля за своевременностью и полнотой внесения арендной платы по имеющимся договорам.
– Какие меры органы власти области принимают для улучшения социального обеспечения и социальной защиты граждан региона? Предусмотрено ли повышение зарплаты бюджетникам?
– По ситуации в социальной сфере мы в лучшую сторону отличаемся от большинства регионов ЦФО. Средняя зарплата в области приближается к 10 тыс. руб. Зарплата бюджетников у нас на 20% выше федерального уровня, здесь мы опережаем даже Московскую область. И такое соотношение сохраняется последние 10 лет.
– А как в Ярославской области развивается ипотечное кредитование?
– В регионе разработана и реализуется губернаторская целевая программа «Государственная поддержка граждан, проживающих на территории Ярославской области, в сфере ипотечного жилищного кредитования» на 2006–2007 гг. (утверждена постановлением губернатора области от 16 мая 2006 г. № 401), которая предусматривает предоставление целевых субсидий гражданам на оплату части первоначального взноса по ипотечному кредиту на приобретение либо строительство жилья. Практически во всех муниципальных районах области приняты соответствующие программы.
В рамках реализации программы в 2006 г. заключены трехсторонние соглашения о сотрудничестве в сфере ипотечного кредитования между администрацией области, органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов и пятью банками: Северным банком Сбербанка России, КБ «Севергазбанк», Банком «Возрождение», Ярсоцбанком и АКБ «Росбанк».
Реализация программы позволит снизить социальную напряженность, так как 78% ее участников состоят на учете в органах местного самоуправления как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
– Какие новые социальные выплаты и пособия появились в области для решения демографической проблемы?
– В соответствии с концепцией демографической политики 2007 г. объявлен в Ярославской области Годом ребенка под девизом «Древней Ярославии – молодое будущее». Впрочем, эту работу мы начали задолго до послания Президента РФ в силу того, что в нашем регионе пенсионеров больше, чем в других. Причин несколько. Во-первых, молодежь предпочитает работать в Москве. Во-вторых, область в силу своей близости к столице, развитой транспортной сети, хорошей инфраструктуры, климата и прочего, привлекает пожилых людей. Многие люди, всю жизнь работавшие где-нибудь на Севере, Дальнем Востоке и т.д., выходят на пенсию и переезжают в Ярославскую область.
В регионе принят ряд мер (помимо федеральных). В частности, выплачивается губернаторское пособие на рождение ребенка. На первого – 3 тыс. руб., на второго – 4 тыс., на третьего – 5 тыс. Предусмотрена выплата 200 руб. в месяц на молочные продукты детям до трех лет, есть губернаторское пособие на детей-инвалидов – 550 руб. в месяц. Десятый год в области выплачивается пособие по беременности и родам женщинам, состоящим на учете в службе занятости, в случаях, не предусмотренных федеральным законодательством. В этом году введено пособие на дополнительное питание беременным женщинам, выделены средства на школьное питание для детей из малообеспеченных и многодетных семей, детей-инвалидов.
1 января 2007 г. – в первый день Года ребенка – в нашей области родилось 29 детей: 18 мальчиков и 11 девочек. Всем родившимся в первый день года было выделено по 34,5 тыс. руб. Заранее о таком губернаторском подарке мы не объявляли, чтобы избежать нарушений.
– Многодетные семьи также находятся в зоне вашего внимания?
– Это наша особая забота. В Ярославской области ежемесячное пособие на детей из многодетных семей увеличено на 30%, с 2007 г. введено губернаторское пособие на детей из социально благополучных семей, где воспитываются пять и более детей. Многодетным семьям предоставляется скидка на жилищно-коммунальные услуги, детям до 6 лет лекарства выдаются бесплатно, у школьников бесплатный проезд. В текущем году в области учреждена губернаторская награда матерям за воспитание пяти и более детей «Материнская слава», вознаграждение к ней составляет 20 минимальных размеров оплаты труда.
Предприниматели области также решили оказать поддержку многодетным семьям, эта акция получила название «Бизнес – детям». Например, директор автофирмы «Светлана» С. К. Фролова взяла шефство над многодетной семьей Денисенко из Пошехонского района, где воспитывается 12 детей. Ее инициативу поддержали и другие бизнесмены.
– А как обстоят дела с самой незащищенной категорией детей – сиротами?
– Мы делаем все, чтобы помочь детям-сиротам реализовать свое право на семью за счет создания приемных, опекунских семей. Сегодня в нашей области 360 детей воспитываются в 245 приемных семьях (для сравнения: на 1 января 2006 г. приемных семей было всего 50). В регионе таким семьям оказывается достойная поддержка. В частности, заработная плата приемного родителя выше обозначенной в президентском послании: она составляет (вместе с губернаторской надбавкой) 5 900 руб. на ребенка. Также введена единовременная выплата в размере 10 тыс. руб. при передаче ребенка в семью усыновителя или приемных родителей. Пособия на содержание ребенка в семье опекуна, приемной семье составляют 4 781 руб. на школьника и 4 119 руб. на дошкольника. В настоящий момент более 50 родителей подали в органы опеки заявление с просьбой передать им на воспитание ребенка-сироту. Очевидно, что содержание ребенка в приемной семье – даже при таких значительных пособиях – бюджету обходится дешевле, чем его содержание в детском доме.
Под особый контроль было взято предоставление жилья детям-сиротам – выпускникам учреждений и приемных семей. В текущем году на эти цели в областном бюджете предусмотрено 17 млн руб. С 2002 г. было приобретено 186 квартир для 208 сирот, общая сумма выделенных средств составила более 50 млн руб.
– Очередь в детские сады в регионе большая?
– На места в детских садах у нас сейчас претендуют 7 тыс. детей. В 2007 г. мы впервые заложили в бюджет более 60 млн руб. на реализацию программы развития детского дошкольного образования.
В 2007 г. планируется сократить расходы на содержание детских домов (сейчас эта сумма составляет 220 млн руб.) за счет их закрытия или перепрофилирования. Так, детский дом в Ярославском районе передан под детский сад, в 2007 г. планируется реорганизовать еще два детдома.
– Как в области реализуется программа развития образования?
– В 2007 г. большое внимание по-прежнему будет уделяться улучшению качества образования, оснащению школ современным оборудованием, использованию новых педагогических технологий. Финансирование образовательных учреждений обеспечено в полном объеме в соответствии с нормативами. Прежними темпами будут развиваться инновационные процессы. Продолжится реализация программы «Школьный автобус»: сегодня 175 автобусов доставляют сельских школьников к месту учебы. В 2007 г. планируется приобрести 30 новых автобусов (стоимость программы на этот год – 22 млн руб.). Детей-инвалидов, не имеющих возможности посещать образовательные учреждения, мы по-прежнему будем обеспечивать компьютерами в рамках акции «Окно в мир». Обучение ребенка работе на компьютере, обслуживание и ремонт техники, доступ в Интернет оплачиваются за счет средств областного бюджета, а саму технику приобретают спонсоры.
– Чтобы у древней Ярославии появилось молодое будущее, самым приоритетным должен быть национальный проект «Здравоохранение».
– Разумеется. И мы запланировали ряд мер, направленных на охрану здоровья матери и ребенка, профилактику и снижение детской заболеваемости. В частности, будет проведена 100%-ная диспансеризация детей. Продолжится строительство современного областного перинатального центра, оснащение современным диагностическим оборудованием женских консультаций и родильных домов, детских больниц, областного детского диагностического центра. На программу «Здоровый ребенок» в бюджете заложено 102 млн руб.
По-прежнему в приоритетном порядке выделяются средства на организацию отдыха и оздоровления детей и подростков (66 млн руб.); санаторно-курортное лечение работников бюджетной сферы и членов их семей (50 млн).
Одна из главных целей – воспитание духовно богатой личности. Продолжится совершенствование работы учреждений культуры, библиотек, учреждений дополнительного образования. Наиболее талантливым учащимся назначаются губернаторские стипендии, их размер в 2007 г. достигнет 1 тыс. руб. в месяц. Будет увеличена сумма, выделяемая на оснащение музыкальных, художественных, спортивных школ.
Значительные усилия планируется направить на развитие физкультуры и спорта, профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Общие затраты областного бюджета на реализацию мероприятий, направленных на поддержку детства, в 2007 г. составят более 1,2 млрд руб.
Для достижения обозначенных целей необходима не только напряженная деятельность органов власти, но и поддержка трудовых коллективов, общественных, благотворительных организаций, коммерческих структур.
В 2007 г. вводятся специальные губернаторские доплаты врачам и среднему медицинскому персоналу, работающим в дошкольных учреждениях и школах. Эта категория сотрудников не учтена в нацпроекте «Здравоохранение». В итоге 200 врачей-педиатров будут получать ежемесячную губернаторскую надбавку в размере 1,5 тыс. руб., порядка 1000 работников из среднего медперсонала – 800 руб.
– Насколько активно развивается в области туристический сектор?
– Предварительные оценки показывают, что количество въезжающих в область туристов в 2006 г. выросло до 900 тыс. (рост за год составляет примерно 10%). В 2007 г. мы планируем принять до 1 млн гостей. Доходы от этой сферы составляют более 1,4 млрд руб. (рост за год примерно на 20%), в том числе в туристско-гостиничном секторе – более 650 млн. В следующем году ожидается увеличение доходов еще на 15–20%.
Мы хотим превратить сферу туризма в эффективную индустрию гостеприимства, а для этого нужно прежде всего разработать программы развития туризма на территориях наиболее подготовленных муниципальных образований. Уже запущен пилотный проект – создание стратегии развития и системы управления туризмом в Мышкинском муниципальном районе (включая бизнес-план функционирования и развития культурно-развлекательного туристского комплекса «Дворец Мыши» и международной программы празднования Года Мыши в 2008 г.).
Подобный комплексный подход к развитию туристских территорий позволит получить синергетический эффект, что очень важно для многих муниципальных образований области.
– Из каких стран приезжают туристы? Меняется ли со временем соотношение иностранных и российских гостей?
– Основные страны – источники иностранного въездного туризма: Франция (31%), Германия (28%), США (20%), за ними следуют Италия, Великобритания и Испания. Франция продолжает играть лидирующую роль во въездном иностранном потоке, сейчас заметно увеличилась доля туристов из США.
Доля зарубежных туристов значительно (до 30%) упала в результате кризиса 1998 г., затем снова возросла, но в последние несколько лет процент иностранцев стабильно снижается и составляет сегодня менее 30%, хотя в абсолютных величинах число гостей из разных стран мира увеличивается. Зато рост количества российских туристов достигает 15–20% ежегодно.
– Достаточно ли гостиниц?
– Гостиниц и в Ярославле, и в области крайне недостаточно. Это видно как по увеличению их заполняемости, так и по растущему количеству неудовлетворенных заявок. Особенно заметна нехватка гостиничных мест в туристический сезон и во время проведения крупных конгрессов и форумов.
На сегодняшний день более десятка гостиниц в области находятся в различной стадии строительства, проектирования и согласования. В 2007 г. ожидается ввод в строй трех новых отелей (в Ярославле, Переславле-Залесском и Угличе), сооружаемых совместно с правительством Москвы.
– Влияет ли сезонность на поступления в бюджет?
– Безусловно. Работа, которую мы проводим, направлена на то, чтобы сделать наш туристский рынок как можно менее подверженным сезонным колебаниям, например использовать все прелести зимних забав и зимнего туризма. С каждым годом все больше туристов приезжает в Ярославскую область на новогодние каникулы.
Но основную ставку мы делаем на деловой туризм – как минимум по двум причинам. Во-первых, бизнес-туристы – люди состоятельные. На конгресс они приезжают за счет фирм, а собственные средства тратят на развлечения. Во-вторых, такой вид туризма особенно привлекателен для инвесторов, поскольку защищен от сезонных колебаний и поддается прогнозированию, ведь расписание проведения крупных конгрессов и конференций составляется заблаговременно.
– Однако мероприятия такого рода предполагают большую ответственность и требуют серьезных затрат.
– Конечно, но и выгоды сулят немалые. Конгресс-туристы предпочитают пятизвездочные отели, арендуют современные залы с профессиональной аппаратурой, пользуются услугами переводчиков-синхронистов, ходят в дорогие рестораны и пр. В мире существуют города, где нет никакой промышленности, а есть только конгресс-туризм, например Страсбург, Канны. Так что это направление очень перспективное.
Сейчас мы продвигаем региональный конгресс-туризм на российском и международном рынках, планируем сооружение современного конгресс-центра в Ярославле. Подобные меры позволят нам перейти от точечных мероприятий и вливаний к стратегически продуманному развитию туризма в области.
– Охотно ли инвесторы вкладывают средства в туризм?
– В последнее время – все более и более охотно. Причем отечественных компаний-инвесторов больше, чем зарубежных. Сейчас реальный практический интерес начали проявлять известные гостиничные сети, которые никогда не приходят на те территории, где туризм плохо развит, где он не позиционируется как отрасль экономики. В Ярославле будет строиться отель «Мариотт». Когда такая сеть появляется в регионе – это признание. А главное, за ней придут и другие.
– Будет ли тысячелетний юбилей Ярославля использоваться как повод для привлечения туристов?
– Не использовать такое событие было бы огромной ошибкой. Губернатор уже утвердил целевую программу подготовки к празднованию юбилея Ярославля. Для привлечения туристов планируются проведение форумов, выпуск специальной сувенирной и рекламной продукции, обзор истории и культурных достижений Ярославля и Ярославской области на туристских и других выставках, Интернет-сайтах.
Но главное – воспользоваться возможностями юбилея, чтобы сформировать яркий и положительный имидж Ярославля и области как прекрасного места для путешествий, отдыха и работы.
Справка «Бюджета»
Ирина Ильинична СКОРОХОДОВА, вице-губернатор Ярославской области
Родилась в 1947 г. в Казани.
В 1971 г. окончила Ярославский технологический институт, специальность «Инженер-химик-технолог».
1983–1988 гг. – редактор городской редакции радиовещания Рыбинска (Ярославская область).
1988–1991 гг. – редактор комитета по телевидению и радиовещанию Ярославского облисполкома.
1991–1997 гг. – руководитель службы по связям с общественностью и средствам массовой информации администрации Ярославской области.
1997–1997 гг. – директор Департамента культуры и туризма администрации Ярославской области.
1997–2000 гг. – заместитель председателя правительства Ярославской области.
2000–2002 гг. – заместитель губернатора области. 2002–2005 гг. – первый заместитель губернатора области. С 2005 г. по настоящее время – вице-губернатор Ярославской области.
Награждена орденом Почета, медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II и IV степеней, орденами Русской православной церкви – равноапостольной княгини Ольги II и III степени, почетной медалью Национальной премии общественного признания достижений женщин России «Олимпия», почетным знаком «Отличник здравоохранения». Имеет благодарность Президента РФ.
– Ирина Ильинична, за счет чего администрация области в 2007 г. планирует изыскать дополнительные доходы в бюджет?
– В первую очередь за счет активизации работы с крупными предприятиями-налогоплательщиками, в том числе с дочерними компаниями крупных российских холдингов, таких как НГК «Славнефть», ООО «Балтнефтепровод», ОАО «Газпром», ОАО «РусПромАвто» и др. Кроме того, будет продолжена работа по привлечению и сохранению на территории области крупных налогоплательщиков в рамках реализации закона «Об экономическом стимулировании в Ярославской области».
Целый пласт задач – помощь нашим предприятиям в поиске рынков сбыта, финансовых партнеров. Это тоже деятельность, направленная на пополнение бюджета, только в отдаленной перспективе.
Не потеряет актуальности и деятельность по ликвидации «серых» зарплатных схем, что должно способствовать росту поступлений от подоходного налога, который дает около трети доходов бюджета.
Проведенный в 2006 г. анализ показал, что уровень вмененного налога в Ярославской области – один из самых низких в стране. Следовательно, нужно лучше работать с предпринимателями. С 2007 г. этот налог полностью передан муниципальным образованиям. Мы рассудили, что малый и средний бизнес должен платить вмененный налог в бюджет муниципального образования, на территории которого находится и где его налоговые выплаты проще контролировать. Надеемся, эта работа, а также развитие малого бизнеса и торговли также принесут дополнительные доходы в бюджет в 2007 г.
Таким образом, механизмов получения дополнительных доходов в казну на сегодняшний день достаточно много.
– Каковы принципы построения бюджетов муниципальных образований на 2007 г.?
– В наступившем году мы передали муниципальным образованиям вмененный налог полностью и подоходный налог в гораздо большей части, то есть фактически ушли от так называемых неокрашенных дотаций муниципальным образованиям. По двум-трем территориям сделать это не удалось из-за низкого уровня бюджетной обеспеченности. Но остальным мы отдали регулярно собираемый, равномерный, ежемесячный подоходный налог в качестве стимула для развития.
– Будет ли в 2007 г. проводиться кадастровая оценка земли?
– Да. Мы впервые предусмотрели в областном бюджете на 2007 г. 10 млн руб. на оказание помощи тем муниципальным образованиям, которые не в состоянии сами оплатить оценку. Если сумма окажется недостаточной, мы будем изыскивать иные способы финансирования, потому что откладывать такую работу нельзя.
Ярославская область – регион особенный, расположенный недалеко от Москвы, поэтому земельный вопрос интересует и частных предпринимателей, и инвесторов. А кадастровая оценка земли у нас сейчас в иногда в десятки раз ниже рыночной. Переоценка позволит существенно увеличить налоговый потенциал земельного налога, особенно в сельских территориях и населенных пунктах.
– Является ли земля доходным источником для бюджета области?
– Безусловно. И не только для областного бюджета, но и для бюджетов муниципальных образований. Это доходы от земельного налога, от продажи и сдачи в аренду земельных участков. Однако на сегодняшний день эффективность использования земли как доходного источника бюджета оставляет желать лучшего и требует принятия комплекса мер.
К примеру, доходы местных бюджетов от земельного налога в 2006 г. снизились по сравнению с 2005 г. на 28%. И причин тому несколько. Во-первых, как уже было сказано, кадастровая оценка большинства земель в муниципальных районах оказалась крайне низкой. Во-вторых, не завершена идентификация сведений о владельцах земельных участков. В-третьих, основные плательщики налога в сельских районах – сельхозпредприятия – оказались неплатежеспособными. И наконец, в-четвертых, федеральным законодательством с 2006 г. предоставлены и не компенсированы льготы для земель, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования. Потери составили около 100 млн руб.
Доходы от аренды земли в 2006 г. в консолидированном бюджете Ярославской области равнялись более 670 млн руб. – 2,8% от объема собственных доходов. По доле доходов от аренды земли в бюджете наша область значительно отстает от регионов Центрального федерального округа и соседних областей.
– Какие нарушения выявил предварительный анализ ситуации с арендной платой за земли в муниципальных районах?
– Анализ показал отсутствие в ряде муниципальных образований системы учета договоров аренды земельных участков, отсутствие должного порядка в установлении стоимости аренды земельных участков, а также связи арендной платы с кадастровой и рыночной оценкой земли (в первом полугодии 2006 г. арендная платы за 1 кв. м в среднем по области составила 38 коп.). Кроме того, выявились очень низкая собираемость арендных платежей (от 30 до 70%) и отсутствие контроля за своевременностью и полнотой внесения арендной платы по имеющимся договорам.
– Какие меры органы власти области принимают для улучшения социального обеспечения и социальной защиты граждан региона? Предусмотрено ли повышение зарплаты бюджетникам?
– По ситуации в социальной сфере мы в лучшую сторону отличаемся от большинства регионов ЦФО. Средняя зарплата в области приближается к 10 тыс. руб. Зарплата бюджетников у нас на 20% выше федерального уровня, здесь мы опережаем даже Московскую область. И такое соотношение сохраняется последние 10 лет.
– А как в Ярославской области развивается ипотечное кредитование?
– В регионе разработана и реализуется губернаторская целевая программа «Государственная поддержка граждан, проживающих на территории Ярославской области, в сфере ипотечного жилищного кредитования» на 2006–2007 гг. (утверждена постановлением губернатора области от 16 мая 2006 г. № 401), которая предусматривает предоставление целевых субсидий гражданам на оплату части первоначального взноса по ипотечному кредиту на приобретение либо строительство жилья. Практически во всех муниципальных районах области приняты соответствующие программы.
В рамках реализации программы в 2006 г. заключены трехсторонние соглашения о сотрудничестве в сфере ипотечного кредитования между администрацией области, органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов и пятью банками: Северным банком Сбербанка России, КБ «Севергазбанк», Банком «Возрождение», Ярсоцбанком и АКБ «Росбанк».
Реализация программы позволит снизить социальную напряженность, так как 78% ее участников состоят на учете в органах местного самоуправления как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
– Какие новые социальные выплаты и пособия появились в области для решения демографической проблемы?
– В соответствии с концепцией демографической политики 2007 г. объявлен в Ярославской области Годом ребенка под девизом «Древней Ярославии – молодое будущее». Впрочем, эту работу мы начали задолго до послания Президента РФ в силу того, что в нашем регионе пенсионеров больше, чем в других. Причин несколько. Во-первых, молодежь предпочитает работать в Москве. Во-вторых, область в силу своей близости к столице, развитой транспортной сети, хорошей инфраструктуры, климата и прочего, привлекает пожилых людей. Многие люди, всю жизнь работавшие где-нибудь на Севере, Дальнем Востоке и т.д., выходят на пенсию и переезжают в Ярославскую область.
В регионе принят ряд мер (помимо федеральных). В частности, выплачивается губернаторское пособие на рождение ребенка. На первого – 3 тыс. руб., на второго – 4 тыс., на третьего – 5 тыс. Предусмотрена выплата 200 руб. в месяц на молочные продукты детям до трех лет, есть губернаторское пособие на детей-инвалидов – 550 руб. в месяц. Десятый год в области выплачивается пособие по беременности и родам женщинам, состоящим на учете в службе занятости, в случаях, не предусмотренных федеральным законодательством. В этом году введено пособие на дополнительное питание беременным женщинам, выделены средства на школьное питание для детей из малообеспеченных и многодетных семей, детей-инвалидов.
1 января 2007 г. – в первый день Года ребенка – в нашей области родилось 29 детей: 18 мальчиков и 11 девочек. Всем родившимся в первый день года было выделено по 34,5 тыс. руб. Заранее о таком губернаторском подарке мы не объявляли, чтобы избежать нарушений.
– Многодетные семьи также находятся в зоне вашего внимания?
– Это наша особая забота. В Ярославской области ежемесячное пособие на детей из многодетных семей увеличено на 30%, с 2007 г. введено губернаторское пособие на детей из социально благополучных семей, где воспитываются пять и более детей. Многодетным семьям предоставляется скидка на жилищно-коммунальные услуги, детям до 6 лет лекарства выдаются бесплатно, у школьников бесплатный проезд. В текущем году в области учреждена губернаторская награда матерям за воспитание пяти и более детей «Материнская слава», вознаграждение к ней составляет 20 минимальных размеров оплаты труда.
Предприниматели области также решили оказать поддержку многодетным семьям, эта акция получила название «Бизнес – детям». Например, директор автофирмы «Светлана» С. К. Фролова взяла шефство над многодетной семьей Денисенко из Пошехонского района, где воспитывается 12 детей. Ее инициативу поддержали и другие бизнесмены.
– А как обстоят дела с самой незащищенной категорией детей – сиротами?
– Мы делаем все, чтобы помочь детям-сиротам реализовать свое право на семью за счет создания приемных, опекунских семей. Сегодня в нашей области 360 детей воспитываются в 245 приемных семьях (для сравнения: на 1 января 2006 г. приемных семей было всего 50). В регионе таким семьям оказывается достойная поддержка. В частности, заработная плата приемного родителя выше обозначенной в президентском послании: она составляет (вместе с губернаторской надбавкой) 5 900 руб. на ребенка. Также введена единовременная выплата в размере 10 тыс. руб. при передаче ребенка в семью усыновителя или приемных родителей. Пособия на содержание ребенка в семье опекуна, приемной семье составляют 4 781 руб. на школьника и 4 119 руб. на дошкольника. В настоящий момент более 50 родителей подали в органы опеки заявление с просьбой передать им на воспитание ребенка-сироту. Очевидно, что содержание ребенка в приемной семье – даже при таких значительных пособиях – бюджету обходится дешевле, чем его содержание в детском доме.
Под особый контроль было взято предоставление жилья детям-сиротам – выпускникам учреждений и приемных семей. В текущем году на эти цели в областном бюджете предусмотрено 17 млн руб. С 2002 г. было приобретено 186 квартир для 208 сирот, общая сумма выделенных средств составила более 50 млн руб.
– Очередь в детские сады в регионе большая?
– На места в детских садах у нас сейчас претендуют 7 тыс. детей. В 2007 г. мы впервые заложили в бюджет более 60 млн руб. на реализацию программы развития детского дошкольного образования.
В 2007 г. планируется сократить расходы на содержание детских домов (сейчас эта сумма составляет 220 млн руб.) за счет их закрытия или перепрофилирования. Так, детский дом в Ярославском районе передан под детский сад, в 2007 г. планируется реорганизовать еще два детдома.
– Как в области реализуется программа развития образования?
– В 2007 г. большое внимание по-прежнему будет уделяться улучшению качества образования, оснащению школ современным оборудованием, использованию новых педагогических технологий. Финансирование образовательных учреждений обеспечено в полном объеме в соответствии с нормативами. Прежними темпами будут развиваться инновационные процессы. Продолжится реализация программы «Школьный автобус»: сегодня 175 автобусов доставляют сельских школьников к месту учебы. В 2007 г. планируется приобрести 30 новых автобусов (стоимость программы на этот год – 22 млн руб.). Детей-инвалидов, не имеющих возможности посещать образовательные учреждения, мы по-прежнему будем обеспечивать компьютерами в рамках акции «Окно в мир». Обучение ребенка работе на компьютере, обслуживание и ремонт техники, доступ в Интернет оплачиваются за счет средств областного бюджета, а саму технику приобретают спонсоры.
– Чтобы у древней Ярославии появилось молодое будущее, самым приоритетным должен быть национальный проект «Здравоохранение».
– Разумеется. И мы запланировали ряд мер, направленных на охрану здоровья матери и ребенка, профилактику и снижение детской заболеваемости. В частности, будет проведена 100%-ная диспансеризация детей. Продолжится строительство современного областного перинатального центра, оснащение современным диагностическим оборудованием женских консультаций и родильных домов, детских больниц, областного детского диагностического центра. На программу «Здоровый ребенок» в бюджете заложено 102 млн руб.
По-прежнему в приоритетном порядке выделяются средства на организацию отдыха и оздоровления детей и подростков (66 млн руб.); санаторно-курортное лечение работников бюджетной сферы и членов их семей (50 млн).
Одна из главных целей – воспитание духовно богатой личности. Продолжится совершенствование работы учреждений культуры, библиотек, учреждений дополнительного образования. Наиболее талантливым учащимся назначаются губернаторские стипендии, их размер в 2007 г. достигнет 1 тыс. руб. в месяц. Будет увеличена сумма, выделяемая на оснащение музыкальных, художественных, спортивных школ.
Значительные усилия планируется направить на развитие физкультуры и спорта, профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Общие затраты областного бюджета на реализацию мероприятий, направленных на поддержку детства, в 2007 г. составят более 1,2 млрд руб.
Для достижения обозначенных целей необходима не только напряженная деятельность органов власти, но и поддержка трудовых коллективов, общественных, благотворительных организаций, коммерческих структур.
В 2007 г. вводятся специальные губернаторские доплаты врачам и среднему медицинскому персоналу, работающим в дошкольных учреждениях и школах. Эта категория сотрудников не учтена в нацпроекте «Здравоохранение». В итоге 200 врачей-педиатров будут получать ежемесячную губернаторскую надбавку в размере 1,5 тыс. руб., порядка 1000 работников из среднего медперсонала – 800 руб.
– Насколько активно развивается в области туристический сектор?
– Предварительные оценки показывают, что количество въезжающих в область туристов в 2006 г. выросло до 900 тыс. (рост за год составляет примерно 10%). В 2007 г. мы планируем принять до 1 млн гостей. Доходы от этой сферы составляют более 1,4 млрд руб. (рост за год примерно на 20%), в том числе в туристско-гостиничном секторе – более 650 млн. В следующем году ожидается увеличение доходов еще на 15–20%.
Мы хотим превратить сферу туризма в эффективную индустрию гостеприимства, а для этого нужно прежде всего разработать программы развития туризма на территориях наиболее подготовленных муниципальных образований. Уже запущен пилотный проект – создание стратегии развития и системы управления туризмом в Мышкинском муниципальном районе (включая бизнес-план функционирования и развития культурно-развлекательного туристского комплекса «Дворец Мыши» и международной программы празднования Года Мыши в 2008 г.).
Подобный комплексный подход к развитию туристских территорий позволит получить синергетический эффект, что очень важно для многих муниципальных образований области.
– Из каких стран приезжают туристы? Меняется ли со временем соотношение иностранных и российских гостей?
– Основные страны – источники иностранного въездного туризма: Франция (31%), Германия (28%), США (20%), за ними следуют Италия, Великобритания и Испания. Франция продолжает играть лидирующую роль во въездном иностранном потоке, сейчас заметно увеличилась доля туристов из США.
Доля зарубежных туристов значительно (до 30%) упала в результате кризиса 1998 г., затем снова возросла, но в последние несколько лет процент иностранцев стабильно снижается и составляет сегодня менее 30%, хотя в абсолютных величинах число гостей из разных стран мира увеличивается. Зато рост количества российских туристов достигает 15–20% ежегодно.
– Достаточно ли гостиниц?
– Гостиниц и в Ярославле, и в области крайне недостаточно. Это видно как по увеличению их заполняемости, так и по растущему количеству неудовлетворенных заявок. Особенно заметна нехватка гостиничных мест в туристический сезон и во время проведения крупных конгрессов и форумов.
На сегодняшний день более десятка гостиниц в области находятся в различной стадии строительства, проектирования и согласования. В 2007 г. ожидается ввод в строй трех новых отелей (в Ярославле, Переславле-Залесском и Угличе), сооружаемых совместно с правительством Москвы.
– Влияет ли сезонность на поступления в бюджет?
– Безусловно. Работа, которую мы проводим, направлена на то, чтобы сделать наш туристский рынок как можно менее подверженным сезонным колебаниям, например использовать все прелести зимних забав и зимнего туризма. С каждым годом все больше туристов приезжает в Ярославскую область на новогодние каникулы.
Но основную ставку мы делаем на деловой туризм – как минимум по двум причинам. Во-первых, бизнес-туристы – люди состоятельные. На конгресс они приезжают за счет фирм, а собственные средства тратят на развлечения. Во-вторых, такой вид туризма особенно привлекателен для инвесторов, поскольку защищен от сезонных колебаний и поддается прогнозированию, ведь расписание проведения крупных конгрессов и конференций составляется заблаговременно.
– Однако мероприятия такого рода предполагают большую ответственность и требуют серьезных затрат.
– Конечно, но и выгоды сулят немалые. Конгресс-туристы предпочитают пятизвездочные отели, арендуют современные залы с профессиональной аппаратурой, пользуются услугами переводчиков-синхронистов, ходят в дорогие рестораны и пр. В мире существуют города, где нет никакой промышленности, а есть только конгресс-туризм, например Страсбург, Канны. Так что это направление очень перспективное.
Сейчас мы продвигаем региональный конгресс-туризм на российском и международном рынках, планируем сооружение современного конгресс-центра в Ярославле. Подобные меры позволят нам перейти от точечных мероприятий и вливаний к стратегически продуманному развитию туризма в области.
– Охотно ли инвесторы вкладывают средства в туризм?
– В последнее время – все более и более охотно. Причем отечественных компаний-инвесторов больше, чем зарубежных. Сейчас реальный практический интерес начали проявлять известные гостиничные сети, которые никогда не приходят на те территории, где туризм плохо развит, где он не позиционируется как отрасль экономики. В Ярославле будет строиться отель «Мариотт». Когда такая сеть появляется в регионе – это признание. А главное, за ней придут и другие.
– Будет ли тысячелетний юбилей Ярославля использоваться как повод для привлечения туристов?
– Не использовать такое событие было бы огромной ошибкой. Губернатор уже утвердил целевую программу подготовки к празднованию юбилея Ярославля. Для привлечения туристов планируются проведение форумов, выпуск специальной сувенирной и рекламной продукции, обзор истории и культурных достижений Ярославля и Ярославской области на туристских и других выставках, Интернет-сайтах.
Но главное – воспользоваться возможностями юбилея, чтобы сформировать яркий и положительный имидж Ярославля и области как прекрасного места для путешествий, отдыха и работы.
Справка «Бюджета»
Ирина Ильинична СКОРОХОДОВА, вице-губернатор Ярославской области
Родилась в 1947 г. в Казани.
В 1971 г. окончила Ярославский технологический институт, специальность «Инженер-химик-технолог».
1983–1988 гг. – редактор городской редакции радиовещания Рыбинска (Ярославская область).
1988–1991 гг. – редактор комитета по телевидению и радиовещанию Ярославского облисполкома.
1991–1997 гг. – руководитель службы по связям с общественностью и средствам массовой информации администрации Ярославской области.
1997–1997 гг. – директор Департамента культуры и туризма администрации Ярославской области.
1997–2000 гг. – заместитель председателя правительства Ярославской области.
2000–2002 гг. – заместитель губернатора области. 2002–2005 гг. – первый заместитель губернатора области. С 2005 г. по настоящее время – вице-губернатор Ярославской области.
Награждена орденом Почета, медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II и IV степеней, орденами Русской православной церкви – равноапостольной княгини Ольги II и III степени, почетной медалью Национальной премии общественного признания достижений женщин России «Олимпия», почетным знаком «Отличник здравоохранения». Имеет благодарность Президента РФ.
Журнал "Бюджет" №2 февраль 2007