Версия для печати 8906 Материалы по теме
Продолжение бюджетных реформ, совершенствование системы управления общественными финансами, использование для этих целей информационных технологий – приоритетные вопросы на всех уровнях власти РФ. Основной целью при реализации проектов автоматизации бюджетного процесса является обеспечение органов исполнительной власти эффективным средством информационной поддержки формирования, контроля и реализации финансово-бюджетной политики региона.
Одним из лидеров в сфере создания и внедрения новых форм и методов управления общественными финансами на основе современных информационных технологий является Департамент финансов Ярославской области. Департамент финансов и научно-производственное объединение «Криста» успешно работают вместе с 2002 г. Большинство программных решений НПО «Криста», реализованных на областном уровне, используются и на уровне муниципальных образований. Это существенно повышает методическую роль департамента, позволяет объединить усилия органов исполнительной власти области, чтобы совершенствовать систему управления общественными финансами.
Для интеграции автоматизированных информационных процессов и оптимизации документооборота в Департаменте финансов Ярославской области были внедрены:
- автоматизированная система (АС) «Бюджет» НПО «Криста» для комплексной автоматизации деятельности департамента на всех этапах исполнения бюджета;
- «Система удаленного документооборота» для организации электронного документооборота между департаментом, его территориальными подразделениями, главными распорядителями и получателями средств областного бюджета.
Одновременно был изменен регламент деятельности Департамента финансов, реализован принцип конвейерной обработки документов, что позволило осуществлять платежи от имени получателей бюджетных средств в день поступления от них документов. Территориальные подразделения департамента, главные распорядители и получатели средств областного бюджета, обладающие удаленными рабочими местами (УРМ) «Системы удаленного документооборота», являются звеньями в общей цепочке движения электронных документов.
Механизмы автоматического контроля и экспорта/импорта информации АС «Бюджет» и «Системы удаленного документооборота» обеспечивают эффективную работу специалистов, уменьшение операционной нагрузки по вводу, обработке и подготовке документов, существенное сокращение количества допускаемых ошибок. Централизация информации в единой базе данных позволяет осуществлять оперативный контроль и мониторинг состояния областных финансов, принимать обоснованные управленческие решения, сократить сроки подготовки отчетности.
УРМ «Системы удаленного документооборота» интегрированы с программными продуктами, используемыми главными распорядителями и получателями средств областного бюджета для бюджетного учета их хозяйственной деятельности.
Информационный обмен между Департаментом финансов и Управлением Федерального казначейства по Ярославской области ведется по каналам электронной связи с применением средств ЭЦП через автоматизированное рабочее место системы электронного документооборота (АРМ СЭД) Федерального казначейства. Информационный обмен между Департаментом финансов и ГРКЦ, в котором департаменту открыты единый счет для предпринимательских средств и счет для выплаты наличных денег, также осуществляется по каналам электронной связи с применением средств ЭЦП через программное обеспечение ГРКЦ – клиент банка. АС «Бюджет» обеспечивает двусторонний электронный обмен между АРМ ответственных специалистов департамента, АРМ СЭД и клиентом банка: автоматический перенос исходящих пакетов электронных документов (ЭД) в АРМ СЭД и клиент банка, автоматическую загрузку и обработку входящих пакетов ЭД. Это существенно облегчает ежедневную работу по составлению, проверке и транспортировке платежных документов.
Финансовые органы муниципальных образований Ярославской области не менее уверенно следуют курсом автоматизации бюджетного процесса. АС «Бюджет» функционирует в трех городских округах и 16 муниципальных районах (из 17). На территории области образованы 92 поселения. Полномочия по организации исполнения бюджетов поселений переданы муниципальным районам. В финансовых органах муниципальных районов АС «Бюджет» позволяет вести учет исполнения нескольких бюджетов в единой базе данных, используя стандартные функциональные возможности.
Рабочие места главных распорядителей и многих получателей средств местных бюджетов оснащены УРМ «Системы удаленного документооборота». Во всех финансовых органах области АС «Бюджет» интегрирована с АРМ СЭД. Финансовые органы трех муниципальных образований (городов Ярославль и Переславль-Залесский, Тутаевского муниципального округа) обмениваются электронными платежными документами с учреждениями банков, где открыты счета для наличных денег или предпринимательских средств. Остальные муниципальные образования планируют организовать электронный обмен с учреждениями банков в 2007 г.
Высокий уровень автоматизации бюджетных процессов на территории региона – следствие долгого плодотворного сотрудничества областных и муниципальных органов исполнительной власти Ярославской области и НПО «Криста». Опыт, накопленный за время совместной работы, позволяет решать все возникающие проблемы в сжатые сроки и с максимальной эффективностью.
На данный момент в эксплуатацию вводятся две новые подсистемы:
- «Учет договоров» в Департаменте финансов мэрии Ярославля; подсистема позволяет вести учет и контроль документов, сопровождающих процессы формирования и исполнения муниципальных контрактов и договоров;
- «Учет средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности» в Департаменте финансов Ярославской области и в финансовых органах трех городских округов и 16 муниципальных районов.
Новый порядок учета средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности получателей бюджетных средств является единым (типовым) для всех финансовых органов области. Кассовое обслуживание операций со средствами от предпринимательской деятельности осуществляет финансовый орган соответствующего бюджета на счете, открытом в учреждении банка на балансовом счете № 40603 «Счета предприятий, находящиеся в государственной (кроме федеральной) собственности. Некоммерческие организации» или № 40703 «Счета негосударственных предприятий. Некоммерческие организации». Операции со средствами от предпринимательской деятельности отражаются в лицевых счетах, открытых финансовым органом получателям бюджетных средств на основании оформленных разрешений. Разрешения получателям бюджетных средств выдаются финансовым органом по представлению главного распорядителя бюджетных средств.
Платежные документы для оплаты расходов получателя бюджетных средств за счет предпринимательских средств принимаются финансовым органом в пределах сметы доходов и расходов по средствам от предпринимательской деятельности и свободного остатка на лицевом счете для предпринимательских средств. Суммы невыясненных и неклассифицированных поступлений на единый счет для средств от предпринимательской деятельности учитываются по коду бюджетной классификации «Невыясненные поступления, зачисляемые в бюджеты субъектов РФ» на лицевом счете для предпринимательских средств получателя бюджетных средств или на специальном лицевом счете для невыясненных поступлений предпринимательских средств финансового органа. Бюджетный учет операций с предпринимательскими средствами ведется в отдельных (от бюджетных средств) регистрах учета, на основе которых формируется регламентированная бюджетная отчетность.
Преобразование системы учета предпринимательских средств началось в конце 2006 г., в настоящее время система находится на этапе запуска в опытную эксплуатацию как в самой области, так и в муниципальных образованиях.
Многолетнее сотрудничество финансовых органов Ярославской области и НПО «Криста» отличает постоянное стремление к увеличению объема и повышению качества автоматизированных бизнес-процессов, не позволяя останавливаться на достигнутом. На первый план сегодня выходят задачи автоматизации бюджетного планирования. Во-первых, необходимо внедрять новые методы бюджетирования, ориентированного на результат: в основе формирования бюджета должны лежать четко заданные цели финансово-бюджетной политики. Во-вторых, нужно переходить на среднесрочное (трехлетнее) бюджетное планирование, которое упорядочит бюджетный процесс, сделает его более стабильным. Специалисты НПО «Криста» разработали концепцию автоматизации единой системы управления бюджетным процессом. Реализация этой концепции обеспечит переход к модели «управления результатами» в рамках единой информационной платформы для всех участников бюджетного процесса. Высокий уровень автоматизации бюджетного процесса – важная составляющая в успешном экономическом развитии области, что является дополнительным стимулом для работы остальных регионов в этом направлении.

Олег ИВАНОВ, заместитель генерального директора НПО «Криста»
Журнал «Бюджет» №2 февраль 2007

Поделиться