Инвестиции№2 февраль 2007 — 20 февраля 2007

Промсборка по-русски, или Как превратить импорт в потоки прямых инвестиций

Версия для печати 10990 Материалы по теме
На вопросы корреспондента журнала «Бюджет» отвечает заместитель директора Департамента инвестиционной политики Министерства экономического развития РФ, кандидат экономических наук Дмитрий ЛЕВЧЕНКОВ.

левченков
– Дмитрий Анатольевич, многие аналитики считают прошедший 2006 г. поворотным для российской автомобильной промышленности и напрямую связывают изменения в отрасли с инвестиционной политикой российского правительства. Ключевым событием года, безусловно, стал приход в Россию крупнейших автопроизводителей, таких как Toyota, Nissan, Volkswagen и др. А ведь еще не так давно о подобных проектах говорили как о малореальных, связанных с высочайшими рисками для инвесторов… Что же изменилось сейчас?

– Действительно, в последнее время в российском автопроме наметилась тенденция к изменению расстановки сил. Тому есть две причины. Во-первых, стабилизировалась общая экономическая ситуация, устойчиво растут доходы населения, повышается его покупательная способность, активно развиваются программы потребительского кредитования и, как следствие, увеличивается спрос на автомобили, которые перестали считаться предметом роскоши. Во-вторых, заработал новый механизм привлечения инвестиций в экономику – режим промышленной сборки. Его правовой основой стало разработанное нами совместно с другими органами исполнительной власти постановление Правительства РФ от 29 марта 2005 г. № 166 «О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в части автокомпонентов, ввозимых для промышленной сборки». Этот документ предоставил автопроизводителям возможность ввозить в Россию по льготным таможенным тарифам целый ряд компонентов для организации сборочного производства. С мая по декабрь прошлого года в порядке реализации данного постановления министерство заключило с крупнейшими мировыми автоконцернами 10 соглашений об организации сборочных производств полного цикла на территории Российской Федерации.
Но утверждать, что такой прорыв случился неожиданно, было бы неправильно. Разговоры о вероятном приходе в Россию лидеров мирового автопрома велись давно, а вышеупомянутое постановление № 166 стало результатом длительной работы и ряда встреч с потенциальными инвесторами.
процесс
Кроме того, Россия – перспективный рынок: за последние 10 лет продажи автомобилей увеличились более чем в 10 раз – с 70 тыс. автомобилей в 1997 г. до 940 тыс. в 2006 г. Покупательная способность населения растет, но вместе с ней повышаются и требования к качеству продукции. Поэтому появление на рынке зарубежных автопроизводителей вполне закономерно.
Механизм промышленной сборки обеспечивает большую экономическую эффективность проектов производства автомобилей на территории Российской Федерации по сравнению с импортом готовых моделей. Так, при импорте автомобилей ставка таможенной пошлины составляет 25%, при импорте компонентов – 12%, а импорт автокомпонентов для промышленной сборки осуществляется практически беспошлинно.
– Бизнес своей выгоды не упустит, это общеизвестно. А что получит государство? Почему Россия заинтересована в создании сборочных производств зарубежных компаний?
– Выгода государства заключается в получении прямых инвестиций: только в сборочные производства до 2009 г. будет направлено свыше 2 млрд долл. Это позволит создать новые и усовершенствовать имеющиеся производственные мощности отечественного автопрома. При реализации действующих и обсуждаемых проектов ожидается, что число собираемых автомобилей составит более 600 тыс. шт. в год, а уже через два-три года увеличится до 800–900 тыс. шт. Таким образом, общие производственные мощности по выпуску легковых автомобилей к 2010 г. составят около 1,9 млн шт. в год, что с учетом импорта полностью обеспечит потребности быстро растущего рынка. Такое развитие и локализация автомобильного производства – хороший стимул для развития смежных отраслей: машиностроения, нефтехимии, электроники и др. Будет получен и видимый социальный эффект: например, реализация только одного проекта – строительство завода Volkswagen в Калужской области – позволит создать порядка 3,5 тыс. новых рабочих мест.
Кроме того, крупнейшие мировые автоконцерны, приходя в Россию, приводят и своих постоянных поставщиков, производителей автокомпонентов. А это не только дополнительные рабочие места и инвестиции, но и, главное, новые возможности для развития российских предприятий автопрома, повышения качества и расширения ассортимента выпускаемой ими продукции, внедрения новейших технологий за счет кооперации с зарубежными партнерами.
И еще одно важное замечание. В режим промышленной сборки заложены условия, которые в совокупности обеспечивают нам создание порядка 50% добавленной стоимости автомобиля внутри страны. Учитывая объемы авторынка, это станет существенным вкладом в ВВП. Таким образом, решается одна из стратегических задач инвестиционной политики в автомобильной сфере – превратить примитивный импорт в инвестиции внутри страны.
– Какие автоконцерны уже заключили соглашения о создании сборочных производств на территории России? Ожидается ли подписание новых соглашений?
– На данный момент соглашения подписали ООО «Фольксваген Рус», ООО «Дженерал Моторз Авто», ООО «Тойота Мотор Мануфэкчуринг Россия», ООО «Ниссан Мотор Рус», ЗАО «Форд Мотор Компани», а также ОАО «ИжАвто», ОАО «Завод микролитражных автомобилей», ОАО «Автофрамос», ЗАО «Джи Эм – Автоваз», ОАО «Автоваз». Собственные автомобильные заводы уже строят Volkswagen (в Калужской области), Nissan, Toyota и General Motors (в Санкт-Петербурге). Ведутся переговоры еще с несколькими компаниями.
– Правительство не может решить, пускать их на российский рынок или нет?
– Важно, чтобы окончательной выбор – приходить на рынок или нет – сделала сама компания. А до этого ведутся предварительные исследования и работы, проводятся консультации, определяются формы создания производства, регион размещения, модельный ряд, решаются другие вопросы.
– Какие условия в подобных соглашениях считаются существенными?
– Соглашение – это, прежде всего, правовое основание для классификации ввозимых компонентов для промышленной сборки. Кроме того, в документе указываются основные условия организации сборочных производств: планируемые модели и объемы их выпуска, производственные мощности, количество рабочих мест, общий объем инвестиций в проект и др. Все подписанные соглашения предусматривают создание производства полного цикла, включая сварку и окраску кузова. Соглашения с некоторыми компаниями помимо этих работ включают еще и организацию штамповочного и прессового производства.
– Получается, что автоконцерны будут собирать автомобили исключительно из ввозимых в Россию деталей, а отечественные производители автокомпонентов как возможные поставщики даже не рассматриваются?
микра
– К сожалению, уровень производства автокомпонентов, имеющийся в России на сегодняшний день, зарубежных заказчиков не устраивает. Отечественных поставщиков, продукция которых соответствует требованиям мировых стандартов качества, на рынке не более 5%. Тем не менее потенциал отечественного автопрома достаточно высок – как по уровню технологической мысли, так и с точки зрения возможностей обеспечения качества. Однако пока конкуренция среди российских производителей автокомпонентов невысока, полноценно реализовать этот потенциал удается лишь в кооперации с зарубежными партнерами. Как правило, такие компании, в отличие от автопроизводителей, не собираются строить на территории Российской Федерации новые заводы, а рассчитывают на сотрудничество с отечественными поставщиками с использованием их производственных мощностей. В этом случае российские компании получают возможность модернизировать производство, перенять у зарубежных партнеров опыт и традиции качества, скорректировать стратегию своего развития в соответствии с текущими рыночными тенденциями и в результате занять более высокое место на рынке.
– Все в рамках того же постановления № 166?
– Для поставщиков автомобильных компонентов была разработана нормативно-правовая база, определяющая условия применения механизма промышленной сборки для производства автокомпонентов. Были подготовлены изменения в части расширения постановления № 166, оформленные постановлением Правительства РФ № 566, которое существенно расширяет номенклатуру комплектующих для промышленной сборки (с 67 до 130 позиций) и дополняет ее позициями для производства двигателей, коробок передач и др., что позволит реализовать проекты изготовления комплектующих в рамках механизма промышленной сборки. Одновременно с этим внесены изменения в порядок, определяющий понятие промышленной сборки, что дает всем производителям компонентов возможность использовать данный режим. Названные меры поддержат уже существующие проекты по выпуску современных узлов и агрегатов и откроют дорогу для новых производств.
Сейчас интерес к работе в рамках постановления № 566 в той или иной мере проявили порядка 40 компаний – производителей автомобильных компонентов. Некоторые из них уже ведут переговоры о возможном сотрудничестве с российскими коллегами.
– Каким образом зарубежные производители автомобильных компонентов могут воспользоваться льготными условиями постановления № 566?
– Как и в случае с производителями автомобилей, правовой основой применения механизма промышленной сборки для производителей комплектующих является соглашение, заключенное с Минэкономразвития России, в котором закрепляются основные права и обязательства сторон. Прежде чем такое соглашение будет подписано, компания должна подготовить и направить в министерство проект соглашения, перечень импортируемых по сниженным ставкам пошлин компонентов и бизнес-план проекта. После согласования с Минпромэнерго России и ФТС России документ подписывается сторонами.
Срок действия соглашения в соответствии с новым порядком определяется следующим образом: для производства двигателей, коробок передач и мостов ведущих – семь лет, прочих компонентов – пять лет.
– Какие компоненты планируется производить в режиме промышленной сборки?
– Все компоненты разделены на четыре группы: двигатели внутреннего сгорания, коробки передач, мосты ведущие, другие автокомпоненты. Для каждой группы установлены минимальные проектные производственные мощности предприятий, а также обязательные технологические операции в производственном цикле.
Кроме того, предусмотрено постепенное сокращение ввоза автокомпонентов для промышленной сборки продукции. Например, компании-производители должны уменьшить объем ввоза автокомпонентов минимум на 10% не позднее чем через 18 месяцев с даты вступления соглашения в силу, еще на 10% – не позднее чем через 30 месяцев и наконец еще на 10% – не позднее чем через 40 месяцев.
Сокращение ввоза не означает локализацию. Оно может быть проведено тремя способами: производство на территории России, закупка на территории России или ввоз по действующим ставкам таможенных пошлин.
– Режим промышленной сборки критикуют главным образом потому, что российское автомобилестроение заведомо не сможет конкурировать с мировыми автоконцернами. Означают ли эти меры, что Правительство РФ стремится поддержать отечественных автопроизводителей и производителей комплектующих, косвенно создавая условия для развития местного автопроизводства?
– Государство не имеет ни права, ни возможности строить частный бизнес. Оно лишь создает условия, позволяющие наиболее востребованным, качественным и приемлемым по цене продуктам и услугам пробиться на рынок. Условия развития для всех одинаковы. Отечественные автопроизводители это хорошо понимают. АвтоВАЗ уже воспользовался режимом промышленной сборки. Другие компании заключают соглашения о сотрудничестве с зарубежными автоконцернами. Нельзя говорить о полномасштабном развитии российского автопрома без сильной компонентной базы, которая смогла бы эффективно поддерживать конкурентоспособность автосборочных производств, а в перспективе позволила бы создать качественно новые продукты. Поэтому ближайшее будущее российского автомобилестроения зависит от взаимодействия отечественных компаний с лидерами мирового автомобильного рынка.
– Отразится ли вступление России во Всемирную торговую организацию на реализации механизма промышленной сборки? Обычно ВТО не приветствует льготные таможенные режимы.
– Да, действительно, с момента присоединения России к ВТО подписание соглашений по промышленной сборке будет прекращено. Однако нам удалось достигнуть договоренности о семилетнем переходном периоде в отношении автопрома. За это время предполагается существенно снизить пошлины, например на новые легковые автомобили. Иномарки станут значительно доступнее для россиян.

Материал подготовила Татьяна БЫСТРИЦКАЯ
Журнал «Бюджет» №2 февраль 2007

Поделиться