На вопросы корреспондента журнала «Бюджет» отвечает заместитель директора Департамента инвестиционной политики Министерства экономического развития РФ, кандидат экономических наук Дмитрий ЛЕВЧЕНКОВ.
– Дмитрий Анатольевич, многие аналитики считают прошедший 2006 г. поворотным для российской автомобильной промышленности и напрямую связывают изменения в отрасли с инвестиционной политикой российского правительства. Ключевым событием года, безусловно, стал приход в Россию крупнейших автопроизводителей, таких как Toyota, Nissan, Volkswagen и др. А ведь еще не так давно о подобных проектах говорили как о малореальных, связанных с высочайшими рисками для инвесторов… Что же изменилось сейчас?
– Действительно, в последнее время в российском автопроме наметилась тенденция к изменению расстановки сил. Тому есть две причины. Во-первых, стабилизировалась общая экономическая ситуация, устойчиво растут доходы населения, повышается его покупательная способность, активно развиваются программы потребительского кредитования и, как следствие, увеличивается спрос на автомобили, которые перестали считаться предметом роскоши. Во-вторых, заработал новый механизм привлечения инвестиций в экономику – режим промышленной сборки. Его правовой основой стало разработанное нами совместно с другими органами исполнительной власти постановление Правительства РФ от 29 марта 2005 г. № 166 «О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в части автокомпонентов, ввозимых для промышленной сборки». Этот документ предоставил автопроизводителям возможность ввозить в Россию по льготным таможенным тарифам целый ряд компонентов для организации сборочного производства. С мая по декабрь прошлого года в порядке реализации данного постановления министерство заключило с крупнейшими мировыми автоконцернами 10 соглашений об организации сборочных производств полного цикла на территории Российской Федерации.
Но утверждать, что такой прорыв случился неожиданно, было бы неправильно. Разговоры о вероятном приходе в Россию лидеров мирового автопрома велись давно, а вышеупомянутое постановление № 166 стало результатом длительной работы и ряда встреч с потенциальными инвесторами.
Кроме того, Россия – перспективный рынок: за последние 10 лет продажи автомобилей увеличились более чем в 10 раз – с 70 тыс. автомобилей в 1997 г. до 940 тыс. в 2006 г. Покупательная способность населения растет, но вместе с ней повышаются и требования к качеству продукции. Поэтому появление на рынке зарубежных автопроизводителей вполне закономерно.
Механизм промышленной сборки обеспечивает большую экономическую эффективность проектов производства автомобилей на территории Российской Федерации по сравнению с импортом готовых моделей. Так, при импорте автомобилей ставка таможенной пошлины составляет 25%, при импорте компонентов – 12%, а импорт автокомпонентов для промышленной сборки осуществляется практически беспошлинно.
– Бизнес своей выгоды не упустит, это общеизвестно. А что получит государство? Почему Россия заинтересована в создании сборочных производств зарубежных компаний?
– Выгода государства заключается в получении прямых инвестиций: только в сборочные производства до 2009 г. будет направлено свыше 2 млрд долл. Это позволит создать новые и усовершенствовать имеющиеся производственные мощности отечественного автопрома. При реализации действующих и обсуждаемых проектов ожидается, что число собираемых автомобилей составит более 600 тыс. шт. в год, а уже через два-три года увеличится до 800–900 тыс. шт. Таким образом, общие производственные мощности по выпуску легковых автомобилей к 2010 г. составят около 1,9 млн шт. в год, что с учетом импорта полностью обеспечит потребности быстро растущего рынка. Такое развитие и локализация автомобильного производства – хороший стимул для развития смежных отраслей: машиностроения, нефтехимии, электроники и др. Будет получен и видимый социальный эффект: например, реализация только одного проекта – строительство завода Volkswagen в Калужской области – позволит создать порядка 3,5 тыс. новых рабочих мест.
Кроме того, крупнейшие мировые автоконцерны, приходя в Россию, приводят и своих постоянных поставщиков, производителей автокомпонентов. А это не только дополнительные рабочие места и инвестиции, но и, главное, новые возможности для развития российских предприятий автопрома, повышения качества и расширения ассортимента выпускаемой ими продукции, внедрения новейших технологий за счет кооперации с зарубежными партнерами.
И еще одно важное замечание. В режим промышленной сборки заложены условия, которые в совокупности обеспечивают нам создание порядка 50% добавленной стоимости автомобиля внутри страны. Учитывая объемы авторынка, это станет существенным вкладом в ВВП. Таким образом, решается одна из стратегических задач инвестиционной политики в автомобильной сфере – превратить примитивный импорт в инвестиции внутри страны.
– Какие автоконцерны уже заключили соглашения о создании сборочных производств на территории России? Ожидается ли подписание новых соглашений?
– На данный момент соглашения подписали ООО «Фольксваген Рус», ООО «Дженерал Моторз Авто», ООО «Тойота Мотор Мануфэкчуринг Россия», ООО «Ниссан Мотор Рус», ЗАО «Форд Мотор Компани», а также ОАО «ИжАвто», ОАО «Завод микролитражных автомобилей», ОАО «Автофрамос», ЗАО «Джи Эм – Автоваз», ОАО «Автоваз». Собственные автомобильные заводы уже строят Volkswagen (в Калужской области), Nissan, Toyota и General Motors (в Санкт-Петербурге). Ведутся переговоры еще с несколькими компаниями.
– Правительство не может решить, пускать их на российский рынок или нет?
– Важно, чтобы окончательной выбор – приходить на рынок или нет – сделала сама компания. А до этого ведутся предварительные исследования и работы, проводятся консультации, определяются формы создания производства, регион размещения, модельный ряд, решаются другие вопросы.
– Какие условия в подобных соглашениях считаются существенными?
– Соглашение – это, прежде всего, правовое основание для классификации ввозимых компонентов для промышленной сборки. Кроме того, в документе указываются основные условия организации сборочных производств: планируемые модели и объемы их выпуска, производственные мощности, количество рабочих мест, общий объем инвестиций в проект и др. Все подписанные соглашения предусматривают создание производства полного цикла, включая сварку и окраску кузова. Соглашения с некоторыми компаниями помимо этих работ включают еще и организацию штамповочного и прессового производства.
– Получается, что автоконцерны будут собирать автомобили исключительно из ввозимых в Россию деталей, а отечественные производители автокомпонентов как возможные поставщики даже не рассматриваются?
– К сожалению, уровень производства автокомпонентов, имеющийся в России на сегодняшний день, зарубежных заказчиков не устраивает. Отечественных поставщиков, продукция которых соответствует требованиям мировых стандартов качества, на рынке не более 5%. Тем не менее потенциал отечественного автопрома достаточно высок – как по уровню технологической мысли, так и с точки зрения возможностей обеспечения качества. Однако пока конкуренция среди российских производителей автокомпонентов невысока, полноценно реализовать этот потенциал удается лишь в кооперации с зарубежными партнерами. Как правило, такие компании, в отличие от автопроизводителей, не собираются строить на территории Российской Федерации новые заводы, а рассчитывают на сотрудничество с отечественными поставщиками с использованием их производственных мощностей. В этом случае российские компании получают возможность модернизировать производство, перенять у зарубежных партнеров опыт и традиции качества, скорректировать стратегию своего развития в соответствии с текущими рыночными тенденциями и в результате занять более высокое место на рынке.
– Все в рамках того же постановления № 166?
– Для поставщиков автомобильных компонентов была разработана нормативно-правовая база, определяющая условия применения механизма промышленной сборки для производства автокомпонентов. Были подготовлены изменения в части расширения постановления № 166, оформленные постановлением Правительства РФ № 566, которое существенно расширяет номенклатуру комплектующих для промышленной сборки (с 67 до 130 позиций) и дополняет ее позициями для производства двигателей, коробок передач и др., что позволит реализовать проекты изготовления комплектующих в рамках механизма промышленной сборки. Одновременно с этим внесены изменения в порядок, определяющий понятие промышленной сборки, что дает всем производителям компонентов возможность использовать данный режим. Названные меры поддержат уже существующие проекты по выпуску современных узлов и агрегатов и откроют дорогу для новых производств.
Сейчас интерес к работе в рамках постановления № 566 в той или иной мере проявили порядка 40 компаний – производителей автомобильных компонентов. Некоторые из них уже ведут переговоры о возможном сотрудничестве с российскими коллегами.
– Каким образом зарубежные производители автомобильных компонентов могут воспользоваться льготными условиями постановления № 566?
– Как и в случае с производителями автомобилей, правовой основой применения механизма промышленной сборки для производителей комплектующих является соглашение, заключенное с Минэкономразвития России, в котором закрепляются основные права и обязательства сторон. Прежде чем такое соглашение будет подписано, компания должна подготовить и направить в министерство проект соглашения, перечень импортируемых по сниженным ставкам пошлин компонентов и бизнес-план проекта. После согласования с Минпромэнерго России и ФТС России документ подписывается сторонами.
Срок действия соглашения в соответствии с новым порядком определяется следующим образом: для производства двигателей, коробок передач и мостов ведущих – семь лет, прочих компонентов – пять лет.
– Какие компоненты планируется производить в режиме промышленной сборки?
– Все компоненты разделены на четыре группы: двигатели внутреннего сгорания, коробки передач, мосты ведущие, другие автокомпоненты. Для каждой группы установлены минимальные проектные производственные мощности предприятий, а также обязательные технологические операции в производственном цикле.
Кроме того, предусмотрено постепенное сокращение ввоза автокомпонентов для промышленной сборки продукции. Например, компании-производители должны уменьшить объем ввоза автокомпонентов минимум на 10% не позднее чем через 18 месяцев с даты вступления соглашения в силу, еще на 10% – не позднее чем через 30 месяцев и наконец еще на 10% – не позднее чем через 40 месяцев.
Сокращение ввоза не означает локализацию. Оно может быть проведено тремя способами: производство на территории России, закупка на территории России или ввоз по действующим ставкам таможенных пошлин.
– Режим промышленной сборки критикуют главным образом потому, что российское автомобилестроение заведомо не сможет конкурировать с мировыми автоконцернами. Означают ли эти меры, что Правительство РФ стремится поддержать отечественных автопроизводителей и производителей комплектующих, косвенно создавая условия для развития местного автопроизводства?
– Государство не имеет ни права, ни возможности строить частный бизнес. Оно лишь создает условия, позволяющие наиболее востребованным, качественным и приемлемым по цене продуктам и услугам пробиться на рынок. Условия развития для всех одинаковы. Отечественные автопроизводители это хорошо понимают. АвтоВАЗ уже воспользовался режимом промышленной сборки. Другие компании заключают соглашения о сотрудничестве с зарубежными автоконцернами. Нельзя говорить о полномасштабном развитии российского автопрома без сильной компонентной базы, которая смогла бы эффективно поддерживать конкурентоспособность автосборочных производств, а в перспективе позволила бы создать качественно новые продукты. Поэтому ближайшее будущее российского автомобилестроения зависит от взаимодействия отечественных компаний с лидерами мирового автомобильного рынка.
– Отразится ли вступление России во Всемирную торговую организацию на реализации механизма промышленной сборки? Обычно ВТО не приветствует льготные таможенные режимы.
– Да, действительно, с момента присоединения России к ВТО подписание соглашений по промышленной сборке будет прекращено. Однако нам удалось достигнуть договоренности о семилетнем переходном периоде в отношении автопрома. За это время предполагается существенно снизить пошлины, например на новые легковые автомобили. Иномарки станут значительно доступнее для россиян.
– Дмитрий Анатольевич, многие аналитики считают прошедший 2006 г. поворотным для российской автомобильной промышленности и напрямую связывают изменения в отрасли с инвестиционной политикой российского правительства. Ключевым событием года, безусловно, стал приход в Россию крупнейших автопроизводителей, таких как Toyota, Nissan, Volkswagen и др. А ведь еще не так давно о подобных проектах говорили как о малореальных, связанных с высочайшими рисками для инвесторов… Что же изменилось сейчас?
– Действительно, в последнее время в российском автопроме наметилась тенденция к изменению расстановки сил. Тому есть две причины. Во-первых, стабилизировалась общая экономическая ситуация, устойчиво растут доходы населения, повышается его покупательная способность, активно развиваются программы потребительского кредитования и, как следствие, увеличивается спрос на автомобили, которые перестали считаться предметом роскоши. Во-вторых, заработал новый механизм привлечения инвестиций в экономику – режим промышленной сборки. Его правовой основой стало разработанное нами совместно с другими органами исполнительной власти постановление Правительства РФ от 29 марта 2005 г. № 166 «О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в части автокомпонентов, ввозимых для промышленной сборки». Этот документ предоставил автопроизводителям возможность ввозить в Россию по льготным таможенным тарифам целый ряд компонентов для организации сборочного производства. С мая по декабрь прошлого года в порядке реализации данного постановления министерство заключило с крупнейшими мировыми автоконцернами 10 соглашений об организации сборочных производств полного цикла на территории Российской Федерации.
Но утверждать, что такой прорыв случился неожиданно, было бы неправильно. Разговоры о вероятном приходе в Россию лидеров мирового автопрома велись давно, а вышеупомянутое постановление № 166 стало результатом длительной работы и ряда встреч с потенциальными инвесторами.
Кроме того, Россия – перспективный рынок: за последние 10 лет продажи автомобилей увеличились более чем в 10 раз – с 70 тыс. автомобилей в 1997 г. до 940 тыс. в 2006 г. Покупательная способность населения растет, но вместе с ней повышаются и требования к качеству продукции. Поэтому появление на рынке зарубежных автопроизводителей вполне закономерно.
Механизм промышленной сборки обеспечивает большую экономическую эффективность проектов производства автомобилей на территории Российской Федерации по сравнению с импортом готовых моделей. Так, при импорте автомобилей ставка таможенной пошлины составляет 25%, при импорте компонентов – 12%, а импорт автокомпонентов для промышленной сборки осуществляется практически беспошлинно.
– Бизнес своей выгоды не упустит, это общеизвестно. А что получит государство? Почему Россия заинтересована в создании сборочных производств зарубежных компаний?
– Выгода государства заключается в получении прямых инвестиций: только в сборочные производства до 2009 г. будет направлено свыше 2 млрд долл. Это позволит создать новые и усовершенствовать имеющиеся производственные мощности отечественного автопрома. При реализации действующих и обсуждаемых проектов ожидается, что число собираемых автомобилей составит более 600 тыс. шт. в год, а уже через два-три года увеличится до 800–900 тыс. шт. Таким образом, общие производственные мощности по выпуску легковых автомобилей к 2010 г. составят около 1,9 млн шт. в год, что с учетом импорта полностью обеспечит потребности быстро растущего рынка. Такое развитие и локализация автомобильного производства – хороший стимул для развития смежных отраслей: машиностроения, нефтехимии, электроники и др. Будет получен и видимый социальный эффект: например, реализация только одного проекта – строительство завода Volkswagen в Калужской области – позволит создать порядка 3,5 тыс. новых рабочих мест.
Кроме того, крупнейшие мировые автоконцерны, приходя в Россию, приводят и своих постоянных поставщиков, производителей автокомпонентов. А это не только дополнительные рабочие места и инвестиции, но и, главное, новые возможности для развития российских предприятий автопрома, повышения качества и расширения ассортимента выпускаемой ими продукции, внедрения новейших технологий за счет кооперации с зарубежными партнерами.
И еще одно важное замечание. В режим промышленной сборки заложены условия, которые в совокупности обеспечивают нам создание порядка 50% добавленной стоимости автомобиля внутри страны. Учитывая объемы авторынка, это станет существенным вкладом в ВВП. Таким образом, решается одна из стратегических задач инвестиционной политики в автомобильной сфере – превратить примитивный импорт в инвестиции внутри страны.
– Какие автоконцерны уже заключили соглашения о создании сборочных производств на территории России? Ожидается ли подписание новых соглашений?
– На данный момент соглашения подписали ООО «Фольксваген Рус», ООО «Дженерал Моторз Авто», ООО «Тойота Мотор Мануфэкчуринг Россия», ООО «Ниссан Мотор Рус», ЗАО «Форд Мотор Компани», а также ОАО «ИжАвто», ОАО «Завод микролитражных автомобилей», ОАО «Автофрамос», ЗАО «Джи Эм – Автоваз», ОАО «Автоваз». Собственные автомобильные заводы уже строят Volkswagen (в Калужской области), Nissan, Toyota и General Motors (в Санкт-Петербурге). Ведутся переговоры еще с несколькими компаниями.
– Правительство не может решить, пускать их на российский рынок или нет?
– Важно, чтобы окончательной выбор – приходить на рынок или нет – сделала сама компания. А до этого ведутся предварительные исследования и работы, проводятся консультации, определяются формы создания производства, регион размещения, модельный ряд, решаются другие вопросы.
– Какие условия в подобных соглашениях считаются существенными?
– Соглашение – это, прежде всего, правовое основание для классификации ввозимых компонентов для промышленной сборки. Кроме того, в документе указываются основные условия организации сборочных производств: планируемые модели и объемы их выпуска, производственные мощности, количество рабочих мест, общий объем инвестиций в проект и др. Все подписанные соглашения предусматривают создание производства полного цикла, включая сварку и окраску кузова. Соглашения с некоторыми компаниями помимо этих работ включают еще и организацию штамповочного и прессового производства.
– Получается, что автоконцерны будут собирать автомобили исключительно из ввозимых в Россию деталей, а отечественные производители автокомпонентов как возможные поставщики даже не рассматриваются?
– К сожалению, уровень производства автокомпонентов, имеющийся в России на сегодняшний день, зарубежных заказчиков не устраивает. Отечественных поставщиков, продукция которых соответствует требованиям мировых стандартов качества, на рынке не более 5%. Тем не менее потенциал отечественного автопрома достаточно высок – как по уровню технологической мысли, так и с точки зрения возможностей обеспечения качества. Однако пока конкуренция среди российских производителей автокомпонентов невысока, полноценно реализовать этот потенциал удается лишь в кооперации с зарубежными партнерами. Как правило, такие компании, в отличие от автопроизводителей, не собираются строить на территории Российской Федерации новые заводы, а рассчитывают на сотрудничество с отечественными поставщиками с использованием их производственных мощностей. В этом случае российские компании получают возможность модернизировать производство, перенять у зарубежных партнеров опыт и традиции качества, скорректировать стратегию своего развития в соответствии с текущими рыночными тенденциями и в результате занять более высокое место на рынке.
– Все в рамках того же постановления № 166?
– Для поставщиков автомобильных компонентов была разработана нормативно-правовая база, определяющая условия применения механизма промышленной сборки для производства автокомпонентов. Были подготовлены изменения в части расширения постановления № 166, оформленные постановлением Правительства РФ № 566, которое существенно расширяет номенклатуру комплектующих для промышленной сборки (с 67 до 130 позиций) и дополняет ее позициями для производства двигателей, коробок передач и др., что позволит реализовать проекты изготовления комплектующих в рамках механизма промышленной сборки. Одновременно с этим внесены изменения в порядок, определяющий понятие промышленной сборки, что дает всем производителям компонентов возможность использовать данный режим. Названные меры поддержат уже существующие проекты по выпуску современных узлов и агрегатов и откроют дорогу для новых производств.
Сейчас интерес к работе в рамках постановления № 566 в той или иной мере проявили порядка 40 компаний – производителей автомобильных компонентов. Некоторые из них уже ведут переговоры о возможном сотрудничестве с российскими коллегами.
– Каким образом зарубежные производители автомобильных компонентов могут воспользоваться льготными условиями постановления № 566?
– Как и в случае с производителями автомобилей, правовой основой применения механизма промышленной сборки для производителей комплектующих является соглашение, заключенное с Минэкономразвития России, в котором закрепляются основные права и обязательства сторон. Прежде чем такое соглашение будет подписано, компания должна подготовить и направить в министерство проект соглашения, перечень импортируемых по сниженным ставкам пошлин компонентов и бизнес-план проекта. После согласования с Минпромэнерго России и ФТС России документ подписывается сторонами.
Срок действия соглашения в соответствии с новым порядком определяется следующим образом: для производства двигателей, коробок передач и мостов ведущих – семь лет, прочих компонентов – пять лет.
– Какие компоненты планируется производить в режиме промышленной сборки?
– Все компоненты разделены на четыре группы: двигатели внутреннего сгорания, коробки передач, мосты ведущие, другие автокомпоненты. Для каждой группы установлены минимальные проектные производственные мощности предприятий, а также обязательные технологические операции в производственном цикле.
Кроме того, предусмотрено постепенное сокращение ввоза автокомпонентов для промышленной сборки продукции. Например, компании-производители должны уменьшить объем ввоза автокомпонентов минимум на 10% не позднее чем через 18 месяцев с даты вступления соглашения в силу, еще на 10% – не позднее чем через 30 месяцев и наконец еще на 10% – не позднее чем через 40 месяцев.
Сокращение ввоза не означает локализацию. Оно может быть проведено тремя способами: производство на территории России, закупка на территории России или ввоз по действующим ставкам таможенных пошлин.
– Режим промышленной сборки критикуют главным образом потому, что российское автомобилестроение заведомо не сможет конкурировать с мировыми автоконцернами. Означают ли эти меры, что Правительство РФ стремится поддержать отечественных автопроизводителей и производителей комплектующих, косвенно создавая условия для развития местного автопроизводства?
– Государство не имеет ни права, ни возможности строить частный бизнес. Оно лишь создает условия, позволяющие наиболее востребованным, качественным и приемлемым по цене продуктам и услугам пробиться на рынок. Условия развития для всех одинаковы. Отечественные автопроизводители это хорошо понимают. АвтоВАЗ уже воспользовался режимом промышленной сборки. Другие компании заключают соглашения о сотрудничестве с зарубежными автоконцернами. Нельзя говорить о полномасштабном развитии российского автопрома без сильной компонентной базы, которая смогла бы эффективно поддерживать конкурентоспособность автосборочных производств, а в перспективе позволила бы создать качественно новые продукты. Поэтому ближайшее будущее российского автомобилестроения зависит от взаимодействия отечественных компаний с лидерами мирового автомобильного рынка.
– Отразится ли вступление России во Всемирную торговую организацию на реализации механизма промышленной сборки? Обычно ВТО не приветствует льготные таможенные режимы.
– Да, действительно, с момента присоединения России к ВТО подписание соглашений по промышленной сборке будет прекращено. Однако нам удалось достигнуть договоренности о семилетнем переходном периоде в отношении автопрома. За это время предполагается существенно снизить пошлины, например на новые легковые автомобили. Иномарки станут значительно доступнее для россиян.
Материал подготовила Татьяна БЫСТРИЦКАЯ
Журнал «Бюджет» №2 февраль 2007