В 2007 г. Счетной палате Владимирской области исполняется 10 лет. Накопленный за этот период опыт работы уникален и заслуживает особого внимания. Наш сегодняшний разговор – с председателем Счетной палаты Владимирской области Виктором ЧЕЧЕТКИНЫМ.
– Виктор Дмитриевич, как Вы оцениваете деятельность Счетной палаты за прошедшее десятилетие? Изменился ли за этот период характер нарушений?
– Сейчас можно с полной ответственностью утверждать, что Счетная палата Владимирской области как орган внешнего государственного финансового контроля состоялась. Многие наши сотрудники за успехи в работе удостоены государственных, корпоративных, территориальных наград. Если говорить о практических результатах, то за 10 лет специалисты Счетной палаты проверили использование средств бюджета в 420 объектах объемом свыше 67 млрд руб., выявили резервы бюджета на сумму 2 880 млн. В результате реализации рекомендаций палаты в бюджет было восстановлено более 610 млн руб., доходы бюджета увеличены на 187 млн руб. Только в 2006 г. по итогам контрольно-аналитических мероприятий в собственность области восстановлено имущества на сумму свыше 164 млн руб., в органы прокуратуры направлено семь материалов, из которых четыре уже реализованы. Специалистами палаты подготовлено за год свыше 80 заключений по проектам областных законов, целевым программам. Несмотря на проводимую работу, нарушения в использовании бюджетных средств органами государственной власти и местного самоуправления, бюджетными учреждениями, государственными и муниципальными предприятиями, организациями еще допускаются. Однако они носят, если можно так выразиться, качественно иной характер. Если поначалу преобладали серьезные, принципиальные нарушения, за устранение которых нам приходилось бороться, то теперь большая часть выявляемых недостатков снимается, как правило, уже в ходе проверки. Так, при анализе проекта бюджета области на 2007 г. Счетная палата указала на малый размер страхового платежа на обязательное медицинское страхование неработающего населения. Уже ко второму чтению администрация области изыскала на указанные цели дополнительно порядка 241 млн руб.
– Решается ли вопрос с возвратом средств, использованных нецелевым образом? Какие это суммы?
– По итогам проверок и направляемых нами представлений средства, израсходованные нецелевым образом, возвращаются. Другой вопрос – как трактовать само понятие «нецелевое». Бюджетным кодексом оно определяется не просто как несоответствие смете, бюджету, бюджетной росписи, а как использование на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств. Но каковы эти условия, в документах не прописано. Поэтому обывательское понимание понятия «нецелевого использования бюджетных средств» (как преступления, влекущего за собой уголовную ответственность) в нашей практике встречается очень редко. В то же время, скажем, бесконкурсное использование бюджетных средств соответствующего объема мы считаем нецелевым. Но это наша трактовка. Приведу недавний пример. В одном из крупных муниципальных образований, Гусь-Хрустальном, было установлено, что за счет средств субвенции областного бюджета на поддержку образования и реализацию государственных общеобразовательных программ финансировалась сверхнормативная численность административного, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала, что повлекло нецелевое отвлечение средств областной субвенции на выплату заработной платы с начислениями оценочно в сумме 4,7 млн руб. По итогам проверки и нашего представления эти недостатки устранены.
– Какие нарушения в области управления государственным имуществом обнаружены работниками Счетной палаты?
– Они, как правило, связаны с тем, что объекты государственной и муниципальной собственности не включены в реестр государственной собственности. Отметим, что беспрецедентные злоупотребления имели место в 1990-е гг., в период хищнической приватизации. Счетная палата области впоследствии обнаружила ряд серьезных нарушений, однако из-за истечения сроков давности вернуть собственность государству не удалось. Отдельные ошибки имеют место и сегодня. Так, в Коврове имущественный комплекс больницы передан с ведомственного баланса в муниципальную собственность без включения части помещений общей площадью 587,2 кв. м, из-за чего убытки муниципального бюджета от непоступления арендной платы составляли порядка 400,0 тыс. руб. ежегодно.
– Выявлены ли случаи завышение расходов и занижение доходов бюджетной системы области и муниципальных образований?
– Да, с этой проблемой мы столкнулись, когда начали аудит местных бюджетов. Наиболее характерный пример – городское поселение Покров. Здесь доходная часть бюджета перевыполнена на 34,2%, что связано с низкой достоверностью прогнозирования, причем в нарушение Бюджетного кодекса РФ доходы, полученные при исполнении бюджета сверх утвержденных, не были направлены на уменьшение дефицита. Более того, дефицит городского бюджета увеличился в 1,6 раза. А доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в сумме более 8 млн руб. в доходной части бюджета не учтены и не отражены. В ходе проверки выявлен еще ряд нарушений, в том числе необоснованные выплаты материальной помощи работникам администрации.
– Насколько тесно вы взаимодействуете с коллегами из других субъектов Федерации?
– Очень тесно. Обмениваемся опытом, участвуем в семинарах и конференциях, проводимых АКСОР. Если на первом этапе мы учились у коллег, то теперь и они ездят к нам. Только за последний год практику работы во Владимирской области изучали делегация Социалистической Республики Вьетнам во главе с генеральным аудитором СРВ До Бинь Зыонгом, представители контрольно-счетных органов республик Коми и Татарстан, Новосибирской и Рязанской областей, Волгограда. Накопленные нами методические материалы используются в деятельности этих и ряда других контрольно-счетных органов. На базе нашей Счетной палаты проведены I Международная научно-практическая конференция «Финансовый контроль и новые информационные технологии», три межрегиональных семинара-совещания.
– Счетная палата совместно с представителями органов местного самоуправления создала общественный совет внешнего финансового контроля. Каковы его функции, результаты работы?
– К принятию такого решения нас подтолкнула новая редакция Федерального закона № 131-ФЗ, в числе прочих поставившая задачу формирования контрольных органов муниципальных образований. Организация муниципального контроля потребовала серьезных затрат местных бюджетов, наличия кадрового потенциала. Всем этим многие российские города и районы не располагали. Помощь Счетной палаты области оказалась востребованной. Между областным контрольно-счетным органом и 17 представительными органами местного самоуправления муниципальных образований были заключены соглашения о совместном аудите местных бюджетов. Одновременно был образован общественный совет внешнего финансового контроля Владимирской области. Главная цель создания такого общественного формирования – оказание содействия органам местного самоуправления в организации в муниципальных образованиях внешнего финансового контроля и внешнего аудита местных бюджетов, координация контрольной деятельности со Счетной палатой, выстраивание единой системы и единой политики в этом направлении на территории области, обеспечение прозрачности бюджетного процесса для населения. В числе основных задач общественного совета можно выделить следующие:
– подготовка предложений по созданию и развитию эффективной системы внешнего финансового контроля, обеспечивающей на единой методологической основе профессиональный внешний аудит областного и местных бюджетов и аудит рациональности и эффективности формирования и использования публичных (государственных и муниципальных) ресурсов во Владимирской области;
– подготовка предложений по совершенствованию бюджетного законодательства, регулирующего бюджетные правоотношения, бюджетный процесс и межбюджетные отношения на территории Владимирской области;
– оказание методической и практической помощи контрольно-счетным органам муниципальных образований, представительным органам местного самоуправления в подготовке и проведении внешнего финансового контроля как на этапе формирования проекта местного бюджета, так и на этапе его исполнения, включая экспертизу отчета об исполнении местного бюджета;
– обобщение и распространение опыта контрольной и экспертно-аналитической деятельности. Совершенствование системы проведения совместных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;
– разработка предложений, направленных на укрепление взаимодействия между контрольно-счетными и правоохранительными органами области в интересах повышения эффективности государственного и муниципального финансового контроля;
– разработка предложений по повышению эффективности управления и использования государственной и муниципальной собственности, экономного и целевого использования бюджетных средств. За непродолжительный пока период существования общественного совета уже накоплен некоторый опыт. Проведено семь заседаний. Сформулирован и апробирован ряд методических рекомендаций, в том числе по организации экспертиз проектов и аудита отчетов об исполнении местных бюджетов. Методики передаются в муниципальные образования, а специалисты Счетной палаты обучают специалистов органов местного самоуправления, что постепенно позволит повысить квалификацию кадров на местах.
– Какие задачи поставлены перед Счетной палатой на 2007 г.?
– Серьезнейшей задачей на текущий год является организация финансового контроля в муниципальных образованиях поселений – самой массовой ветви местного самоуправления. Решить эту проблему очень сложно, поскольку в большинстве поселений собственные бюджеты будут формироваться впервые.
– Как в области осуществляется контроль за реализацией нацпроектов?
– Контроль за реализацией на территории области приоритетных национальных проектов мы включили в свой план работы еще в прошлом году. Провели ряд контрольно-аналитических мероприятий, регулярно направляем аналитические данные в Счетную палату России для мониторинга в целом по РФ. Как только было объявлено о национальных приоритетах, мы оперативно подготовили перечень вопросов для мониторинга. Сейчас, правда, используются оценочные показатели, утвержденные Правительством РФ, и мы работаем по ним, хотя с нашим вариантом согласились и члены областного межведомственного координационного совета. Собственные наработки по мониторингу мы применяем при проведении практических проверок в конкретных организациях и муниципальных образованиях, они дают много информации для анализа и иногда служат поводом для обращения на федеральный уровень с целью решения возникающих проблем. Так, по результатам проверки реализации на территории области приоритетного национального проекта «Здоровье» в части оплаты родовых сертификатов было установлено, что федеральным законодательством не учтена оплата труда сотрудников отделений патологии беременных, которые обеспечивают непрерывность процесса беременности и в конечном итоге влияют на процесс родоразрешения. В связи с этим Счетная палата рекомендовала администрации Владимирской области обратиться в Правительство РФ с предложением учесть в федеральном законодательстве источники и суммы финансирования отделений патологии родильных домов. Проверка выполнения приоритетного национального проекта «Образование» показала, что несовершенство действующего федерального законодательства не позволило осуществить выплаты лучшим учителям в полном объеме – в размере 100 тыс. руб. Во-первых, с данных выплат взимается подоходный налог, а во-вторых, эти средства должны быть переведены на лицевые счета учителей, открытые в финансово-кредитных учреждениях. Однако соответствующие процедуры не регламентированы федеральным законодательством, что влечет снятие процентов за кассовое обслуживание банковскими учреждениями. Таким образом, каждый учитель получит «на руки» лишь около 86,5 тыс. руб. За рамками проекта остались и отдельные категории учебных заведений. Счетная палата рекомендовала Законодательному Собранию области в целях реализации мер поддержки лучших учителей для стимулирования их преподавательской и воспитательной деятельности рассмотреть возможность обращения в Государственную Думу РФ с законодательной инициативой о включении премии лучшим учителям, выплачиваемой в соответствии с условиями нацпроекта, в Перечень международных, иностранных или российских премий за выдающиеся достижения в науке и технике, образовании, культуре, литературе и искусстве, суммы которых, полученные физическими лицами, не включаются в их совокупный доход за налоговый период. О необходимости расширения категорий учебных заведений, участвующих в проекте, была проинформирована Счетная палата России.
–Как строятся взаимоотношения Счетной палаты с Управлением Федерального казначейства Минфина РФ по Владимирской области и областным Управлением Министерства РФ по налогам и сборам?
– И с теми, и с другими мы сотрудничаем достаточно тесно. Наладили обмен информацией. С налоговой службой подписано соглашение. А вот с областным Управлением Федерального казначейства есть некоторые проблемы: сведения они предоставляют, но не в полном объеме, от заключения соглашения отказываются, ссылаясь на ведомственные инструкции. Мы же твердо убеждены, что данные об исполнении бюджета должны поступать в Счетную палату непрерывно, поскольку выстроить аудит эффективности без получения сведений в реальном времени очень сложно.
– В 2007 г. планируется проведение II Международной научно-практической конференции «Финансовый контроль и новые информационные технологии». Первая такая конференция по инициативе Счетной палаты Владимирской области прошла в 2002 г. в Суздале, в ней приняли участие более 300 ученых и специалистов как из России, так и из ближнего и дальнего зарубежья. А какой будет конференция 2007 г.?
– Мы ожидаем прибытия большого количества ученых и специалистов из ближнего и дальнего зарубежья и всех заинтересованных коллег из регионов России.
Польза от таких мероприятий, безусловно, огромна. Например, после первой конференции было создано федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный центр информатизации Счетной палаты РФ», которое, кстати, является одним из организаторов предстоящей конференции. Там же, в Счетной палате России, начал деятельность Государственный научно-исследовательский институт системного анализа, в составе Ассоциации контрольно-счетных органов сформирован и эффективно функционирует научно-методический совет. Надеемся, что на второй конференции удастся плодотворно обсудить опыт и проблемы других стран для совершенствования отечественной практики информатизации финансового контроля. Одной из центральных тем должен стать вопрос о дальнейших перспективах развития создаваемой государственной информационно-аналитической системы контрольно-счетных органов России, возможностях ее использования не только для контроля, но и для подготовки принятия решений органов государственной власти. Серьезный разговор будет и о применении единого информационного пространства для аудита эффективности публичной собственности.
– Какие еще мероприятия предполагается провести в юбилейном году? Какие направления в работе Счетной палаты в 2007 г. будут приоритетными?
– Главным мероприятием, безусловно, станет конференция. А дальше – напряженная работа по намеченным планам. В числе приоритетов остается контроль национальных проектов на территории области. Счетная палаты по-прежнему будет оказывать поддержку и содействие органам местного самоуправления муниципальных образований в осуществлении аудита местных бюджетов. Актуальным будет развитие информатизации и создание единого информационного пространства Владимирской области. Кстати, для коллектива Счетной палаты мы наметили еще один личный приоритет – шефство над одним из детских учебных заведений интернатного типа.
– В прошлом году количество муниципальных образований области увеличилось в четыре раза. Как это отразилось на вашей работе? Проверки в скольких муниципальных образованиях вы провели и сколько планируется проверить в 2007 г.?
– Мы и раньше осуществляли проверки в муниципальных образованиях, но не в целом, а в части средств, поступающих из областного бюджета. Теперь есть возможность делать это в полном объеме. Я уже говорил, что Счетной палатой заключены соглашения о взаимодействии и сотрудничестве с 17 представительными органами городских округов и муниципальных районов. Безусловно, нагрузка на сотрудников Счетной палаты увеличилась. Администрация и Законодательное Собрание области пошли навстречу пожеланиям муниципалитетов, и с 1 января 2007 г. в Счетной палате появилось новое структурное подразделение, которое будет заниматься муниципальными образованиями. К тому же и Устав области определяет право областного контрольно-счетного органа осуществлять аудит местных бюджетов, если муниципалитеты подпишут с палатой соответствующее соглашение. Внутри же муниципальных районов идет процесс передачи контрольных полномочий от поселений районным представительным органам.
– Аудиторы Владимирской области считаются одними из самых опытных в России. Актуален ли для вашей Счетной палаты кадровый вопрос: хватает ли грамотных специалистов (ведь нагрузка в 2006 г. в связи с реализацией нацпроектов и увеличением числа муниципальных образований сильно возросла)? Идет ли к вам молодежь?
– Да, проблема существует. И связана она в первую очередь с тем, что специализированная подготовка кадров для внешнего финансового контроля только начинается. По существу, мы обучаем на месте тех, кто имеет финансовое, экономическое или юридическое образование и определенный практический опыт. А у настоящего специалиста должны быть не только знания в этих областях и аналитические способности, но и умение ориентироваться в отраслях, где осуществляются проверки. Опытные, сложившиеся специалисты, узнав об уровне оплаты труда и напряженном, разъездном характере работы, идут в Счетную палату неохотно. Обычно мы набираем на конкурсной основе молодежь с нужными задатками и постепенно делаем из них грамотных специалистов. Однако нередки случаи, когда, набравшись опыта, получив знания и навыки, люди уходят на более высокооплачиваемую работу. Приходится набирать и учить новых. Сейчас значительная часть наших сотрудников моложе 40 лет. Это хорошо и для творческого роста, и для перспективы.
– Расскажите, как решается вопрос информатизации?
– В регионе принята Программа информатизации Владимирской области, поэтому мы начали работу в этом направлении. Программно-аналитический комплекс «Контроль, анализ и прогноз бюджетных и социально-экономических процессов во Владимирской области», созданный нашими специалистами совместно с учеными Владимирского государственного университета, зарегистрирован Агентством по патентам и товарным знакам РФ. Сейчас уже готова новая версия, которая, надеюсь, тоже будет запатентована. Разработки внедряются не только на областном, но и на муниципальном уровне, это помогает нам справляться с увеличивающимися нагрузками.
– Какие механизмы проверок движения государственных средств существуют в области?
– Для каждой проверки есть свой механизм, все их здесь не опишешь. Особые механизмы – это совместные проверки со Счетной палатой РФ, когда проверяются как федеральные, так и областные средства. Для этих целей разработан специальный стандарт, одобренный научно-методическим советом АКСОР. Уже проведено несколько таких проверок с нашим участием, они оказались достаточно эффективными. Хотелось бы, чтобы результаты также рассматривались совместно, что сегодня бывает далеко не всегда.
– Нужно ли вносить поправки в законодательство для повышения эффективности работы контролеров?
– Безусловно. Общефедеральное законодательство должно систематизировать систему контроля на территории России. Если Бюджетный кодекс РФ предусматривает аудит всех без исключения бюджетов, то нужен и общефедеральный акт о системе внешнего государственного и муниципального финансового контроля.
Справка «Бюджета»
Виктор Дмитриевич ЧЕЧЕТКИН, председатель Счетной палаты Владимирской области
Родился 6 октября 1945 г. во Владимире.
Окончил Московский авиационный институт им. С. Орджоникидзе, Владимирский филиал Российской академии государственной службы. Кандидат технических наук, доцент. Имеет восемь авторских свидетельств на изобретения.
Трудовую деятельность начинал рабочим завода «Электроприбор» (Владимир). По окончании института был направлен во Владимирский политехнический институт, где более 16 лет занимался научной, преподавательской и общественной деятельностью.
В 1985-1991 гг. работал в органах власти и управления города Владимира и области. Пробовал свои силы в коммерческих структурах.
С 1994 г. возобновил управленческую деятельность. Консультант, затем руководитель группы консультантов в аппарате Законодательного Собрания Владимирской области. Депутат Владимирского городского Совета народных депутатов, глава Бюджетного комитета.
1 февраля 1997 г. приступил к исполнению полномочий председателя Счетной палаты Владимирской области.
В декабре 2001 г. назначен председателем Счетной палаты Владимирской области на второй срок. Избран членом президиума Ассоциации контрольно-счетных органов РФ.
С 2003 г. возглавляет научно-методический совет Ассоциации.
Награжден Орденом Почета, знаком экспертно-консультативного совета при председателе Счетной палаты РФ «За заслуги в экспертной работе» I степени. Дипломант конкурса «Лучший финансовый контролер России 2002 г.», проводимого Ассоциацией контрольно-счетных органов РФ.
– Виктор Дмитриевич, как Вы оцениваете деятельность Счетной палаты за прошедшее десятилетие? Изменился ли за этот период характер нарушений?
– Сейчас можно с полной ответственностью утверждать, что Счетная палата Владимирской области как орган внешнего государственного финансового контроля состоялась. Многие наши сотрудники за успехи в работе удостоены государственных, корпоративных, территориальных наград. Если говорить о практических результатах, то за 10 лет специалисты Счетной палаты проверили использование средств бюджета в 420 объектах объемом свыше 67 млрд руб., выявили резервы бюджета на сумму 2 880 млн. В результате реализации рекомендаций палаты в бюджет было восстановлено более 610 млн руб., доходы бюджета увеличены на 187 млн руб. Только в 2006 г. по итогам контрольно-аналитических мероприятий в собственность области восстановлено имущества на сумму свыше 164 млн руб., в органы прокуратуры направлено семь материалов, из которых четыре уже реализованы. Специалистами палаты подготовлено за год свыше 80 заключений по проектам областных законов, целевым программам. Несмотря на проводимую работу, нарушения в использовании бюджетных средств органами государственной власти и местного самоуправления, бюджетными учреждениями, государственными и муниципальными предприятиями, организациями еще допускаются. Однако они носят, если можно так выразиться, качественно иной характер. Если поначалу преобладали серьезные, принципиальные нарушения, за устранение которых нам приходилось бороться, то теперь большая часть выявляемых недостатков снимается, как правило, уже в ходе проверки. Так, при анализе проекта бюджета области на 2007 г. Счетная палата указала на малый размер страхового платежа на обязательное медицинское страхование неработающего населения. Уже ко второму чтению администрация области изыскала на указанные цели дополнительно порядка 241 млн руб.
– Решается ли вопрос с возвратом средств, использованных нецелевым образом? Какие это суммы?
– По итогам проверок и направляемых нами представлений средства, израсходованные нецелевым образом, возвращаются. Другой вопрос – как трактовать само понятие «нецелевое». Бюджетным кодексом оно определяется не просто как несоответствие смете, бюджету, бюджетной росписи, а как использование на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств. Но каковы эти условия, в документах не прописано. Поэтому обывательское понимание понятия «нецелевого использования бюджетных средств» (как преступления, влекущего за собой уголовную ответственность) в нашей практике встречается очень редко. В то же время, скажем, бесконкурсное использование бюджетных средств соответствующего объема мы считаем нецелевым. Но это наша трактовка. Приведу недавний пример. В одном из крупных муниципальных образований, Гусь-Хрустальном, было установлено, что за счет средств субвенции областного бюджета на поддержку образования и реализацию государственных общеобразовательных программ финансировалась сверхнормативная численность административного, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала, что повлекло нецелевое отвлечение средств областной субвенции на выплату заработной платы с начислениями оценочно в сумме 4,7 млн руб. По итогам проверки и нашего представления эти недостатки устранены.
– Какие нарушения в области управления государственным имуществом обнаружены работниками Счетной палаты?
– Они, как правило, связаны с тем, что объекты государственной и муниципальной собственности не включены в реестр государственной собственности. Отметим, что беспрецедентные злоупотребления имели место в 1990-е гг., в период хищнической приватизации. Счетная палата области впоследствии обнаружила ряд серьезных нарушений, однако из-за истечения сроков давности вернуть собственность государству не удалось. Отдельные ошибки имеют место и сегодня. Так, в Коврове имущественный комплекс больницы передан с ведомственного баланса в муниципальную собственность без включения части помещений общей площадью 587,2 кв. м, из-за чего убытки муниципального бюджета от непоступления арендной платы составляли порядка 400,0 тыс. руб. ежегодно.
– Выявлены ли случаи завышение расходов и занижение доходов бюджетной системы области и муниципальных образований?
– Да, с этой проблемой мы столкнулись, когда начали аудит местных бюджетов. Наиболее характерный пример – городское поселение Покров. Здесь доходная часть бюджета перевыполнена на 34,2%, что связано с низкой достоверностью прогнозирования, причем в нарушение Бюджетного кодекса РФ доходы, полученные при исполнении бюджета сверх утвержденных, не были направлены на уменьшение дефицита. Более того, дефицит городского бюджета увеличился в 1,6 раза. А доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в сумме более 8 млн руб. в доходной части бюджета не учтены и не отражены. В ходе проверки выявлен еще ряд нарушений, в том числе необоснованные выплаты материальной помощи работникам администрации.
– Насколько тесно вы взаимодействуете с коллегами из других субъектов Федерации?
– Очень тесно. Обмениваемся опытом, участвуем в семинарах и конференциях, проводимых АКСОР. Если на первом этапе мы учились у коллег, то теперь и они ездят к нам. Только за последний год практику работы во Владимирской области изучали делегация Социалистической Республики Вьетнам во главе с генеральным аудитором СРВ До Бинь Зыонгом, представители контрольно-счетных органов республик Коми и Татарстан, Новосибирской и Рязанской областей, Волгограда. Накопленные нами методические материалы используются в деятельности этих и ряда других контрольно-счетных органов. На базе нашей Счетной палаты проведены I Международная научно-практическая конференция «Финансовый контроль и новые информационные технологии», три межрегиональных семинара-совещания.
– Счетная палата совместно с представителями органов местного самоуправления создала общественный совет внешнего финансового контроля. Каковы его функции, результаты работы?
– К принятию такого решения нас подтолкнула новая редакция Федерального закона № 131-ФЗ, в числе прочих поставившая задачу формирования контрольных органов муниципальных образований. Организация муниципального контроля потребовала серьезных затрат местных бюджетов, наличия кадрового потенциала. Всем этим многие российские города и районы не располагали. Помощь Счетной палаты области оказалась востребованной. Между областным контрольно-счетным органом и 17 представительными органами местного самоуправления муниципальных образований были заключены соглашения о совместном аудите местных бюджетов. Одновременно был образован общественный совет внешнего финансового контроля Владимирской области. Главная цель создания такого общественного формирования – оказание содействия органам местного самоуправления в организации в муниципальных образованиях внешнего финансового контроля и внешнего аудита местных бюджетов, координация контрольной деятельности со Счетной палатой, выстраивание единой системы и единой политики в этом направлении на территории области, обеспечение прозрачности бюджетного процесса для населения. В числе основных задач общественного совета можно выделить следующие:
– подготовка предложений по созданию и развитию эффективной системы внешнего финансового контроля, обеспечивающей на единой методологической основе профессиональный внешний аудит областного и местных бюджетов и аудит рациональности и эффективности формирования и использования публичных (государственных и муниципальных) ресурсов во Владимирской области;
– подготовка предложений по совершенствованию бюджетного законодательства, регулирующего бюджетные правоотношения, бюджетный процесс и межбюджетные отношения на территории Владимирской области;
– оказание методической и практической помощи контрольно-счетным органам муниципальных образований, представительным органам местного самоуправления в подготовке и проведении внешнего финансового контроля как на этапе формирования проекта местного бюджета, так и на этапе его исполнения, включая экспертизу отчета об исполнении местного бюджета;
– обобщение и распространение опыта контрольной и экспертно-аналитической деятельности. Совершенствование системы проведения совместных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;
– разработка предложений, направленных на укрепление взаимодействия между контрольно-счетными и правоохранительными органами области в интересах повышения эффективности государственного и муниципального финансового контроля;
– разработка предложений по повышению эффективности управления и использования государственной и муниципальной собственности, экономного и целевого использования бюджетных средств. За непродолжительный пока период существования общественного совета уже накоплен некоторый опыт. Проведено семь заседаний. Сформулирован и апробирован ряд методических рекомендаций, в том числе по организации экспертиз проектов и аудита отчетов об исполнении местных бюджетов. Методики передаются в муниципальные образования, а специалисты Счетной палаты обучают специалистов органов местного самоуправления, что постепенно позволит повысить квалификацию кадров на местах.
– Какие задачи поставлены перед Счетной палатой на 2007 г.?
– Серьезнейшей задачей на текущий год является организация финансового контроля в муниципальных образованиях поселений – самой массовой ветви местного самоуправления. Решить эту проблему очень сложно, поскольку в большинстве поселений собственные бюджеты будут формироваться впервые.
– Как в области осуществляется контроль за реализацией нацпроектов?
– Контроль за реализацией на территории области приоритетных национальных проектов мы включили в свой план работы еще в прошлом году. Провели ряд контрольно-аналитических мероприятий, регулярно направляем аналитические данные в Счетную палату России для мониторинга в целом по РФ. Как только было объявлено о национальных приоритетах, мы оперативно подготовили перечень вопросов для мониторинга. Сейчас, правда, используются оценочные показатели, утвержденные Правительством РФ, и мы работаем по ним, хотя с нашим вариантом согласились и члены областного межведомственного координационного совета. Собственные наработки по мониторингу мы применяем при проведении практических проверок в конкретных организациях и муниципальных образованиях, они дают много информации для анализа и иногда служат поводом для обращения на федеральный уровень с целью решения возникающих проблем. Так, по результатам проверки реализации на территории области приоритетного национального проекта «Здоровье» в части оплаты родовых сертификатов было установлено, что федеральным законодательством не учтена оплата труда сотрудников отделений патологии беременных, которые обеспечивают непрерывность процесса беременности и в конечном итоге влияют на процесс родоразрешения. В связи с этим Счетная палата рекомендовала администрации Владимирской области обратиться в Правительство РФ с предложением учесть в федеральном законодательстве источники и суммы финансирования отделений патологии родильных домов. Проверка выполнения приоритетного национального проекта «Образование» показала, что несовершенство действующего федерального законодательства не позволило осуществить выплаты лучшим учителям в полном объеме – в размере 100 тыс. руб. Во-первых, с данных выплат взимается подоходный налог, а во-вторых, эти средства должны быть переведены на лицевые счета учителей, открытые в финансово-кредитных учреждениях. Однако соответствующие процедуры не регламентированы федеральным законодательством, что влечет снятие процентов за кассовое обслуживание банковскими учреждениями. Таким образом, каждый учитель получит «на руки» лишь около 86,5 тыс. руб. За рамками проекта остались и отдельные категории учебных заведений. Счетная палата рекомендовала Законодательному Собранию области в целях реализации мер поддержки лучших учителей для стимулирования их преподавательской и воспитательной деятельности рассмотреть возможность обращения в Государственную Думу РФ с законодательной инициативой о включении премии лучшим учителям, выплачиваемой в соответствии с условиями нацпроекта, в Перечень международных, иностранных или российских премий за выдающиеся достижения в науке и технике, образовании, культуре, литературе и искусстве, суммы которых, полученные физическими лицами, не включаются в их совокупный доход за налоговый период. О необходимости расширения категорий учебных заведений, участвующих в проекте, была проинформирована Счетная палата России.
–Как строятся взаимоотношения Счетной палаты с Управлением Федерального казначейства Минфина РФ по Владимирской области и областным Управлением Министерства РФ по налогам и сборам?
– И с теми, и с другими мы сотрудничаем достаточно тесно. Наладили обмен информацией. С налоговой службой подписано соглашение. А вот с областным Управлением Федерального казначейства есть некоторые проблемы: сведения они предоставляют, но не в полном объеме, от заключения соглашения отказываются, ссылаясь на ведомственные инструкции. Мы же твердо убеждены, что данные об исполнении бюджета должны поступать в Счетную палату непрерывно, поскольку выстроить аудит эффективности без получения сведений в реальном времени очень сложно.
– В 2007 г. планируется проведение II Международной научно-практической конференции «Финансовый контроль и новые информационные технологии». Первая такая конференция по инициативе Счетной палаты Владимирской области прошла в 2002 г. в Суздале, в ней приняли участие более 300 ученых и специалистов как из России, так и из ближнего и дальнего зарубежья. А какой будет конференция 2007 г.?
– Мы ожидаем прибытия большого количества ученых и специалистов из ближнего и дальнего зарубежья и всех заинтересованных коллег из регионов России.
Польза от таких мероприятий, безусловно, огромна. Например, после первой конференции было создано федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный центр информатизации Счетной палаты РФ», которое, кстати, является одним из организаторов предстоящей конференции. Там же, в Счетной палате России, начал деятельность Государственный научно-исследовательский институт системного анализа, в составе Ассоциации контрольно-счетных органов сформирован и эффективно функционирует научно-методический совет. Надеемся, что на второй конференции удастся плодотворно обсудить опыт и проблемы других стран для совершенствования отечественной практики информатизации финансового контроля. Одной из центральных тем должен стать вопрос о дальнейших перспективах развития создаваемой государственной информационно-аналитической системы контрольно-счетных органов России, возможностях ее использования не только для контроля, но и для подготовки принятия решений органов государственной власти. Серьезный разговор будет и о применении единого информационного пространства для аудита эффективности публичной собственности.
– Какие еще мероприятия предполагается провести в юбилейном году? Какие направления в работе Счетной палаты в 2007 г. будут приоритетными?
– Главным мероприятием, безусловно, станет конференция. А дальше – напряженная работа по намеченным планам. В числе приоритетов остается контроль национальных проектов на территории области. Счетная палаты по-прежнему будет оказывать поддержку и содействие органам местного самоуправления муниципальных образований в осуществлении аудита местных бюджетов. Актуальным будет развитие информатизации и создание единого информационного пространства Владимирской области. Кстати, для коллектива Счетной палаты мы наметили еще один личный приоритет – шефство над одним из детских учебных заведений интернатного типа.
– В прошлом году количество муниципальных образований области увеличилось в четыре раза. Как это отразилось на вашей работе? Проверки в скольких муниципальных образованиях вы провели и сколько планируется проверить в 2007 г.?
– Мы и раньше осуществляли проверки в муниципальных образованиях, но не в целом, а в части средств, поступающих из областного бюджета. Теперь есть возможность делать это в полном объеме. Я уже говорил, что Счетной палатой заключены соглашения о взаимодействии и сотрудничестве с 17 представительными органами городских округов и муниципальных районов. Безусловно, нагрузка на сотрудников Счетной палаты увеличилась. Администрация и Законодательное Собрание области пошли навстречу пожеланиям муниципалитетов, и с 1 января 2007 г. в Счетной палате появилось новое структурное подразделение, которое будет заниматься муниципальными образованиями. К тому же и Устав области определяет право областного контрольно-счетного органа осуществлять аудит местных бюджетов, если муниципалитеты подпишут с палатой соответствующее соглашение. Внутри же муниципальных районов идет процесс передачи контрольных полномочий от поселений районным представительным органам.
– Аудиторы Владимирской области считаются одними из самых опытных в России. Актуален ли для вашей Счетной палаты кадровый вопрос: хватает ли грамотных специалистов (ведь нагрузка в 2006 г. в связи с реализацией нацпроектов и увеличением числа муниципальных образований сильно возросла)? Идет ли к вам молодежь?
– Да, проблема существует. И связана она в первую очередь с тем, что специализированная подготовка кадров для внешнего финансового контроля только начинается. По существу, мы обучаем на месте тех, кто имеет финансовое, экономическое или юридическое образование и определенный практический опыт. А у настоящего специалиста должны быть не только знания в этих областях и аналитические способности, но и умение ориентироваться в отраслях, где осуществляются проверки. Опытные, сложившиеся специалисты, узнав об уровне оплаты труда и напряженном, разъездном характере работы, идут в Счетную палату неохотно. Обычно мы набираем на конкурсной основе молодежь с нужными задатками и постепенно делаем из них грамотных специалистов. Однако нередки случаи, когда, набравшись опыта, получив знания и навыки, люди уходят на более высокооплачиваемую работу. Приходится набирать и учить новых. Сейчас значительная часть наших сотрудников моложе 40 лет. Это хорошо и для творческого роста, и для перспективы.
– Расскажите, как решается вопрос информатизации?
– В регионе принята Программа информатизации Владимирской области, поэтому мы начали работу в этом направлении. Программно-аналитический комплекс «Контроль, анализ и прогноз бюджетных и социально-экономических процессов во Владимирской области», созданный нашими специалистами совместно с учеными Владимирского государственного университета, зарегистрирован Агентством по патентам и товарным знакам РФ. Сейчас уже готова новая версия, которая, надеюсь, тоже будет запатентована. Разработки внедряются не только на областном, но и на муниципальном уровне, это помогает нам справляться с увеличивающимися нагрузками.
– Какие механизмы проверок движения государственных средств существуют в области?
– Для каждой проверки есть свой механизм, все их здесь не опишешь. Особые механизмы – это совместные проверки со Счетной палатой РФ, когда проверяются как федеральные, так и областные средства. Для этих целей разработан специальный стандарт, одобренный научно-методическим советом АКСОР. Уже проведено несколько таких проверок с нашим участием, они оказались достаточно эффективными. Хотелось бы, чтобы результаты также рассматривались совместно, что сегодня бывает далеко не всегда.
– Нужно ли вносить поправки в законодательство для повышения эффективности работы контролеров?
– Безусловно. Общефедеральное законодательство должно систематизировать систему контроля на территории России. Если Бюджетный кодекс РФ предусматривает аудит всех без исключения бюджетов, то нужен и общефедеральный акт о системе внешнего государственного и муниципального финансового контроля.
Справка «Бюджета»
Виктор Дмитриевич ЧЕЧЕТКИН, председатель Счетной палаты Владимирской области
Родился 6 октября 1945 г. во Владимире.
Окончил Московский авиационный институт им. С. Орджоникидзе, Владимирский филиал Российской академии государственной службы. Кандидат технических наук, доцент. Имеет восемь авторских свидетельств на изобретения.
Трудовую деятельность начинал рабочим завода «Электроприбор» (Владимир). По окончании института был направлен во Владимирский политехнический институт, где более 16 лет занимался научной, преподавательской и общественной деятельностью.
В 1985-1991 гг. работал в органах власти и управления города Владимира и области. Пробовал свои силы в коммерческих структурах.
С 1994 г. возобновил управленческую деятельность. Консультант, затем руководитель группы консультантов в аппарате Законодательного Собрания Владимирской области. Депутат Владимирского городского Совета народных депутатов, глава Бюджетного комитета.
1 февраля 1997 г. приступил к исполнению полномочий председателя Счетной палаты Владимирской области.
В декабре 2001 г. назначен председателем Счетной палаты Владимирской области на второй срок. Избран членом президиума Ассоциации контрольно-счетных органов РФ.
С 2003 г. возглавляет научно-методический совет Ассоциации.
Награжден Орденом Почета, знаком экспертно-консультативного совета при председателе Счетной палаты РФ «За заслуги в экспертной работе» I степени. Дипломант конкурса «Лучший финансовый контролер России 2002 г.», проводимого Ассоциацией контрольно-счетных органов РФ.
Материал подготовила Светлана СТРЕЛЬНИКОВА
Журнал «Бюджет» №2 февраль 2007