Версия для печати 5679 Материалы по теме
В 2006 г. на саммите, проходившем в Санкт-Петербурге, Россия впервые возглавила «Большую восьмерку». В честь такого события государственного масштаба фирма «Дионис» выпустила новую марку водки – «Спецзаказ. G8». Это первый опыт подобного продвижения товара на рынке.
На вопросы нашего корреспондента о том, каким был прошедший год для отечественного алкогольного бизнеса и чего следует ожидать от наступившего года, отвечает Дмитрий ХОРОШЕВ, генеральный директор ЗАО «Фирма “Дионис”».

– Дмитрий Валерьевич, насколько активно развивается сейчас алкогольный бизнес?
– В последние годы алкогольный бизнес, как и любой другой в период стабилизации экономики страны, развивался достаточно интенсивно. Не стояла на месте брендовая политика, активно внедрялись и внедряются новые технологии.
Однако в последнее время в алкогольное законодательство вносится слишком много поправок. В 2006 г. российский алкогольный рынок лихорадило от постоянной смены правил игры – введения системы контроля «ЕГАИС», изменения условий выплаты акцизов и пр. С одной стороны, это прогресс, а его можно оценивать только положительно. С другой – слишком частые изменения выбивают заводы-производители и компании, торгующие спиртным, из рабочего режима, не дают возможности составлять планы развития на долгосрочную перспективу. Например, в результате изменения системы выплаты акцизов 100%-ная оплата легла на плечи заводов-изготовителей, а не дистрибьюторов, как это было раньше, когда заводы платили только 20%.
Одновременно изменилась система маркировки. Марка теперь клеится на бутылку в очень неудачном месте – на боковине самой бутылки, что увеличивает вероятность повторного использования марки.
листовка
Хочу напомнить и о введении компьютерной системы государственного учета и контроля «ЕГАИС», которую разработала фирма «Атлас». Во-первых, эта система не была выпущена вовремя и попала к нам с серьезным запозданием. Во-вторых, дважды давала сбои. Новые марки также не были вовремя подготовлены Гознаком, и в начале 2006 г. заводы месяц простояли без работы. Разумеется, это негативно сказалось на отечественном алкогольном бизнесе.
На этот рынок серьезно влияют и политические решения – в частности, приостановка импорта молдавских и грузинских вин, ударившая по российским дистрибьюторам алкоголя, стала примером использования нерыночного механизма воздействия на бизнес.
На мой взгляд, за минувший год давление на российский алкогольный рынок было близким к предельному. Причем от подобных нововведений пострадали преимущественно честные налогоплательщики, легальный бизнес.
– Как повлияли все эти события на Вашу компанию?
– Мы понесли серьезные убытки в январе из-за отсутствия акцизных марок, в июле, когда дала сбой система «ЕГАИС» и наши клиенты не могли получить продукцию. В конце 2005 г. компания «Дионис» была процветающим предприятием, занимающим заметную долю рынка. Безусловно, нам удалось минимизировать убытки, но эти усилия и деньги мы могли бы потратить более эффективно, направив их на модернизацию производства, увеличение зарплаты персоналу и соответственно на объем выплачиваемых нами налогов.
– Насколько часто компании прибегают к кредитованию?
– Кредитование – нормальный рыночный инструмент. Он дисциплинирует компанию-заемщика, заставляет более тщательно и продуманно планировать свою деятельность. При соблюдении этих условий банковский кредит позволяет увеличивать объемы производства, продаж, быстрее расти и развиваться. Если есть интересные идеи и возможность эти идеи реализовывать, то поддержка банков необходима. Очень хорошо, что банков сейчас много и они конкурируют между собой. Скажу, что ЗАО «Фирма “Дионис”» активно использует данный ресурс.
– А как обстоят дела с инвестированием? Это тоже вполне рыночный инструмент.
– Безусловно, средства в алкогольный бизнес вкладывают и отечественные, и иностранные инвесторы. Ведь это достаточно открытый рынок. Например, группа компаний «Промышленные инвесторы» приобрела завод «Топаз», обеспечила финансовые вливания, и теперь этот завод занимает третье или четвертое место в стране по производительности. Но мы все же предпочитаем брать кредиты.
– В последнее время активно обсуждается вопрос о том, что, если в феврале 2007 г. не будут установлены счетчики и программные средства для обмена информацией между датчиками и системой «ЕГАИС», заводы прекратят свою работу. Специалисты пророчат даже очередной коллапс российского алкогольного рынка. Насколько оправданны эти опасения? Кроме того, сотрудники предприятий, уже установивших такие счетчики, утверждают, что аппаратура ненадежна и данные, которые она должна пересылать в автоматическом режиме в ЕГАИС, неверны.
– Да, опасения существуют. Система учета действительно требует доработки, которую сейчас пытаются провести непосредственно во время ее производства. Такого рода счетчики и программные средства – весьма тонкое и чувствительное оборудование, при его изготовлении следует учитывать множество нюансов. А значит, поставленную аппаратуру нужно «обкатывать» не менее полугода. Думаю, перенос сроков установки счетчиков и программных средств для обмена информацией между датчиками и системой «ЕГАИС» с февраля 2007 г. на более поздний срок – правильное решение. Надеюсь, разработчики системы успеют справиться с поставленной перед ними задачей, устранят все имеющиеся недочеты, и в будущем удастся избежать многочисленных остановок заводов.
– Социальная ответственность бизнеса означает его влияние на общество. В Великобритании даже учрежден пост министра по проблемам корпоративной социальной ответственности. А какое значение придают социальной ответственности бизнеса предприниматели, работающие в сфере производства и продажи алкоголя в России, и, в частности, Ваша компания?
– Во-первых, люди, работающие на нашем предприятии, получают достойную зарплату, адекватную вложенному труду. Во-вторых, хочу обратить внимание на такой аспект. Многие считают, что некие бизнесмены – производители алкоголя просто наживаются на здоровье граждан. Могу сказать, что наша продукция дарит людям радость. Мы делаем это хорошо, нам не стыдно за свою работу, за выпускаемую предприятием продукцию. В этом смысле наши интересы полностью совпадают с интересами граждан и государства в целом. То есть все мы заинтересованы в качественных спиртных напитках.
Служба безопасности компании «Дионис», занимающаяся в том числе и выявлением подделок, работает в тесном контакте с налоговыми службами, сотрудниками Роспотребнадзора. Мы хотим, чтобы люди, употребляющие алкоголь, не сталкивались с некачественными продуктами, и делаем все, чтобы в продаже не появлялись подделки не только под нашу продукцию, но и под марки других производителей алкоголя.
– Каким образом вы решаете эту проблему?
– Мы осуществляем мониторинг розничной сети в Ленинградской области и Санкт-Петербурге, а также – с помощью дистрибьюторов – в тех регионах, где продается продукция фирмы «Дионис». Например, обращает на себя внимание подозрительно дешевый товар: продукция завода не может стоить так мало. Когда мы обнаруживаем подделки, сразу обращаемся в Роспотребнадзор, в налоговую службу, настоятельно рекомендуем проверить организации, замеченные в нарушениях, требуем принять меры.
– Каково сейчас соотношение легальной и фальсифицированной алкогольной продукции в российской рознице?
– Согласно официальным статистическим данным – 50/50. Но я склонен думать немного иначе. В мегаполисах, крупных городах легальная водка и легальный алкоголь составляют порядка 80–90%. Нелегальное спиртное продается главным образом в сельской местности и небольших городах.

Справка «Бюджета»
Дмитрий Валерьевич ХОРОШЕВ, генеральный директор ЗАО «Фирма “Дионис”»
Родился в Ленинграде в 1970 г.
Окончил Ленинградский электротехнический институт им. Ульянова-Ленина (ЛЭТИ).
В 1991 г. возглавил ГК «Евросервис» – предприятие, специализирующееся на оптовой торговле алкогольной продукцией. В 2001 г. ГК «Евросервис» стало крупнейшим дистрибьютором алкогольной продукции в северо-западном регионе РФ.
С 2005 г. – генеральный директор водочного завода «Дионис». Ассортиментный ряд завода включает более 30 наименований продукции. Наиболее известными являются водки «Спецзаказ», «Кристальная», «Мягкая», «Петербургская широта», «Ржаная», «Медовая» и «Реальная». На сегодняшний день завод экспортирует свою продукцию в Великобританию, Францию, Италию, Германию, Испанию, Португалию, США и Канаду.

Материал подготовила Светлана СТРЕЛЬНИКОВА
Журнал «Бюджет» №2 февраль 2007

Поделиться