Счетная палата, Центральная избирательная комиссия и внебюджетные фонды могут получить право выступать в роли государственных заказчиков.
Новому году – новые изменения
Это предложение, как и ряд других, депутаты Государственной Думы РФ начали рассматривать в конце 2006 г. в числе поправок к Федеральному закону № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Кроме того, думцы предложили разрешить чиновникам не публиковать извещения о проведении торгов, ограничившись размещением информации на официальном сайте (сейчас это противоречит условиям Федерального закона № 94-ФЗ, согласно которому государственные и муниципальные заказы, размещаемые даже через закрытый аукцион или конкурс, должны быть напечатаны в официальных изданиях). По оценкам Федеральной антимонопольной службы (ФАС), такое нововведение позволит ежегодно экономить до 10 млрд долл. бюджетных средств.
Также депутаты предложили сократить перечень сведений в извещении о проведении торгов, чтобы удешевить процедуру публикации извещения: ведь чем оно объемнее, тем дороже его печать. Полный перечень сведений планируется размещать только на официальном сайте заказчика.
Авторы законопроекта считают целесообразным разрешить выступать в качестве госзаказчиков не только органам власти, но и, например, Счетной палате, Центральной избирательной комиссии и государственным внебюджетным фондам (сейчас они вправе закупать товары и услуги в рамках государственного заказа, но не быть собственно заказчиками). Наконец, депутаты предлагают повысить порог закупок с 500 тыс. до 1 млн руб. методом запроса котировок и увеличить срок подачи котировочных заявок с четырех до семи дней.
Другими поправками уточняются отдельные положения действующего закона. Заказчик при исполнении контракта наряду с правом не более чем на 10% изменять объем работ или услуг получит возможность регулировать и количество товаров в пределах названной величины.
Планируется скорректировать порядок размещения заказа у единственного поставщика на технически сложное вооружение и военную технику. Порядок формирования цены на эту продукцию будет определять правительство. По мнению депутатов, это позволит своевременно выполнять задания по государственному оборонному заказу на серийно поставляемое вооружение.
Кроме того, депутаты считают возможным допускать к конкурсам и аукционам по госзаказу компании, которые имеют задолженность по налогам и имущество которых находится под арестом.
Пожалуй, единственным спорным моментом остается предложение об отмене квалифицированного отбора участников госзаказа, которое продвигает ФАС – орган, контролирующий исполнение закона о госзакупках. Можно понять позицию антимонопольной службы, которая в борьбе с коррупцией и ограничением конкуренции поддерживает такое нововведение. Но если речь идет о выполнении сложного заказа, вряд ли критерием определения победителя может служить только заявленная им цена.
Появление подобных предложений было вполне ожидаемым. Несмотря на то что Федеральный закон № 94-ФЗ существует уже год, в СМИ его до сих пор называют новым. Возможно, причина в том, что предыдущий закон (от 1994 г.) в последние три-четыре года считался устаревшим, и многие специалисты в области государственных закупок говорили о необходимости его обновления. Определенную роль в появлении нового закона сыграла и перенасыщенность прежнего документа нововведениями: установление единых процедур размещение заказов по торгам и внеконкурсным процедурам, возможность проведения аукциона в электронной форме, создание реестра недобросовестных поставщиков и др. В эксклюзивном интервью, данном нашему изданию в начале прошлого года, начальник отдела государственных закупок Министерства экономического развития и торговли РФ Лариса Некрасова признавала, что «хотя закон жестко регламентирует все процедуры, в нем предусмотрена разработка большого количества подзаконных нормативных актов».
За девять месяцев 2006 г. наметились положительные сдвиги в области совершенствования системы госзаказа. По данным отдела государственных закупок Минэкономразвития России, на 9% сократилось количество размещений госзаказа без открытых торгов, причем по итогам второго квартала эта цифра достигла 17%. Сегодня на госзаказ приходится порядка 30% всех бюджетных расходов, поэтому важность доработки закона в деле формирования бездефицитного бюджета сложно переоценить.
ФАСовский надзор
Недавно в Москве прошел семинар «Актуальные проблемы государственного заказа и регистрации Федерального закона “О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”», участниками которого стали чиновники и эксперты в области системы госзаказа. Они и подвели предварительные итоги функционирования Федерального закона № 94-ФЗ.
Согласно постановлению Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 94 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд» Федеральная антимонопольная служба была уполномочена осуществлять контроль в сфере размещения заказов. За время исполнения ФАС своих обязанностей в области государственного заказа система контроля размещения госзаказа претерпела значительные изменения: была введена административная процедура рассмотрения жалоб, появился механизм защиты интересов заказчиков и др., что сделало данную систему контроля более прозрачной и способствовало защите интересов всех участников процесса.
Сегодня ФАС осуществляет два основных вида контроля в сфере госзаказа: рассматривает жалобы поставщиков на действия заказчиков и проводит плановые и внеплановые проверки деятельности заказчиков. На 1 октября 2006 г. в Федеральную антимонопольную службу поступило 1 206 жалоб на действия заказчиков, 656 из них признаны обоснованными. За этот же период было проведено 386 плановых и 566 внеплановых проверок. Были осуществлены действия в сфере госзаказа Федерального медико-биологического агентства, Федеральной налоговой службы, Федерального агентства по строительству и ЖКХ, Федеральной таможенной службы, Федерального агентства по здравоохранению и Федерального агентства по образованию.
Владимир Ефимов, заместитель начальника управления по контролю и надзору в области недвижимости, локальных монополий и ЖКХ ФАС России, рассказал об основных нарушениях, которые допускают заказчики. Нарушители, как правило, не указывают значения критериев в конкурсной документации, не соблюдают порядок сопоставления заявок, устанавливают незаконные требования по предоставлению документов, проводят предквалифицированный отбор участников. Наиболее часто нарушения в сфере госзаказа допускали Федеральное агентство по образованию и Пенсионный фонд РФ. Однако в последнее время положение дел в этих структурах стало улучшаться.
В. Ефимов отметил, что закон о госзаказе «не лишен недостатков», и в настоящее время его служба в сотрудничестве с Минэкономразвития России старается привести нормы закона в соответствие с объективными потребностями. При этом концепция закона, направленная на обеспечение прозрачности процедуры размещения госзаказа, создание единого информационного пространства в данной сфере и минимизацию возможности принятия субъективных решений, изменена не будет.
Заместитель начальника отдела государственных закупок Минэкономразвития России Павел Тихомиров сообщил, что министерством подготовлены предложения по совершенствованию системы контроля качества продукции, которая поставляется в рамках госзаказа и должна состоять из трех основных элементов:
предварительного контроля до проведения конкурса;
проверки во время самой процедуры конкурса;
наблюдения во время приема товара.
Первый этап связан с необходимостью составления экспертами четких технических требований к товару. В результате потенциальный участник конкурса сможет оценить, соответствует ли он предъявляемым требованиям. Не менее важно проследить, чтобы эти нормативы не были чрезмерно жесткими и искусственно не сужали рынок.
На втором этапе все требования к поставляемой продукции должны быть прописаны в конкурсной документации и договоре. В частности, заказчик может указать обязательное соответствие товара общероссийским или международным стандартам качества. Крайне важно предусмотреть и штрафные санкции за невыполнение поставщиком своих обязательств.
Наконец, на последнем этапе основная функция заказчика сводится к тому, чтобы принять товар, который должен соответствовать условиям договора. Для этого необходимо присутствие представителя заказчика при приемке товара до его отгрузки. Позитивной практикой является привлечение к данной процедуре независимых специалистов.
Европа нам поможет
Между тем в России полным ходом идет реализация проекта «Реформа госзакупок». Финансируется данный проект Евросоюзом и осуществляется совместно с Минэкономразвития России и Федеральной антимонопольной службой. «Во всем мире система государственных закупок имеет решающее значение для экономики страны, – заявил глава представительства Европейской комиссии в РФ Марк Франко на презентации проекта. – Только в странах Евросоюза система госзаказа составляет от 15 до 20% ВВП. И если раньше вопросами госзаказа занимались финансовые институты той или иной страны, то в последнее время объединенный европейский рынок диктует единые правила для всех стран еврозоны». М. Франко назвал базовые принципы, на которых строится подобная система в европейских странах: равные права компаний на участие в тендерах, доступ всех участников торгов к информации и непредвзятое рассмотрение тендерных заявок – этого вполне достаточно при наличии по-настоящему независимой прессы и развитого гражданского общества. По мнению представителя Еврокомиссии, главной проблемой российской системы государственного заказа является коррупция. В числе других проблем сферы госзакупок он назвал отсутствие квалифицированных кадров и недостаточную информационную поддержку реформы.
Проект «Реформа госзакупок» продлится до 2008 г., его бюджет составляет 3 млн евро. Организаторы проекта уверены, что он будет содействовать реформе государственных закупок за счет внедрения эффективных инструментов мониторинга, создания системы электронных закупок и обучения российских чиновников в данной области. В итоге ожидается повышение прозрачности системы госзаказа и существенное сокращение государственных расходов.
Эксперты по госзакупкам и мониторингу в Москве, Республике Карелия, а также в Ярославской, Пермской и Ростовской областях разработают инструменты мониторинга и особый барометр, позволяющий проанализировать, применяются ли новые правила государственных закупок и какие дают результаты. Кроме того, предполагается создать обширную учебную программу для наращивания потенциала российских чиновников в сфере госзакупок. Обучение пройдут более 120 российских госслужащих.
Новому году – новые изменения
Это предложение, как и ряд других, депутаты Государственной Думы РФ начали рассматривать в конце 2006 г. в числе поправок к Федеральному закону № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Кроме того, думцы предложили разрешить чиновникам не публиковать извещения о проведении торгов, ограничившись размещением информации на официальном сайте (сейчас это противоречит условиям Федерального закона № 94-ФЗ, согласно которому государственные и муниципальные заказы, размещаемые даже через закрытый аукцион или конкурс, должны быть напечатаны в официальных изданиях). По оценкам Федеральной антимонопольной службы (ФАС), такое нововведение позволит ежегодно экономить до 10 млрд долл. бюджетных средств.
Также депутаты предложили сократить перечень сведений в извещении о проведении торгов, чтобы удешевить процедуру публикации извещения: ведь чем оно объемнее, тем дороже его печать. Полный перечень сведений планируется размещать только на официальном сайте заказчика.
Авторы законопроекта считают целесообразным разрешить выступать в качестве госзаказчиков не только органам власти, но и, например, Счетной палате, Центральной избирательной комиссии и государственным внебюджетным фондам (сейчас они вправе закупать товары и услуги в рамках государственного заказа, но не быть собственно заказчиками). Наконец, депутаты предлагают повысить порог закупок с 500 тыс. до 1 млн руб. методом запроса котировок и увеличить срок подачи котировочных заявок с четырех до семи дней.
Другими поправками уточняются отдельные положения действующего закона. Заказчик при исполнении контракта наряду с правом не более чем на 10% изменять объем работ или услуг получит возможность регулировать и количество товаров в пределах названной величины.
Планируется скорректировать порядок размещения заказа у единственного поставщика на технически сложное вооружение и военную технику. Порядок формирования цены на эту продукцию будет определять правительство. По мнению депутатов, это позволит своевременно выполнять задания по государственному оборонному заказу на серийно поставляемое вооружение.
Кроме того, депутаты считают возможным допускать к конкурсам и аукционам по госзаказу компании, которые имеют задолженность по налогам и имущество которых находится под арестом.
Пожалуй, единственным спорным моментом остается предложение об отмене квалифицированного отбора участников госзаказа, которое продвигает ФАС – орган, контролирующий исполнение закона о госзакупках. Можно понять позицию антимонопольной службы, которая в борьбе с коррупцией и ограничением конкуренции поддерживает такое нововведение. Но если речь идет о выполнении сложного заказа, вряд ли критерием определения победителя может служить только заявленная им цена.
Появление подобных предложений было вполне ожидаемым. Несмотря на то что Федеральный закон № 94-ФЗ существует уже год, в СМИ его до сих пор называют новым. Возможно, причина в том, что предыдущий закон (от 1994 г.) в последние три-четыре года считался устаревшим, и многие специалисты в области государственных закупок говорили о необходимости его обновления. Определенную роль в появлении нового закона сыграла и перенасыщенность прежнего документа нововведениями: установление единых процедур размещение заказов по торгам и внеконкурсным процедурам, возможность проведения аукциона в электронной форме, создание реестра недобросовестных поставщиков и др. В эксклюзивном интервью, данном нашему изданию в начале прошлого года, начальник отдела государственных закупок Министерства экономического развития и торговли РФ Лариса Некрасова признавала, что «хотя закон жестко регламентирует все процедуры, в нем предусмотрена разработка большого количества подзаконных нормативных актов».
За девять месяцев 2006 г. наметились положительные сдвиги в области совершенствования системы госзаказа. По данным отдела государственных закупок Минэкономразвития России, на 9% сократилось количество размещений госзаказа без открытых торгов, причем по итогам второго квартала эта цифра достигла 17%. Сегодня на госзаказ приходится порядка 30% всех бюджетных расходов, поэтому важность доработки закона в деле формирования бездефицитного бюджета сложно переоценить.
ФАСовский надзор
Недавно в Москве прошел семинар «Актуальные проблемы государственного заказа и регистрации Федерального закона “О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”», участниками которого стали чиновники и эксперты в области системы госзаказа. Они и подвели предварительные итоги функционирования Федерального закона № 94-ФЗ.
Согласно постановлению Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 94 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд» Федеральная антимонопольная служба была уполномочена осуществлять контроль в сфере размещения заказов. За время исполнения ФАС своих обязанностей в области государственного заказа система контроля размещения госзаказа претерпела значительные изменения: была введена административная процедура рассмотрения жалоб, появился механизм защиты интересов заказчиков и др., что сделало данную систему контроля более прозрачной и способствовало защите интересов всех участников процесса.
Сегодня ФАС осуществляет два основных вида контроля в сфере госзаказа: рассматривает жалобы поставщиков на действия заказчиков и проводит плановые и внеплановые проверки деятельности заказчиков. На 1 октября 2006 г. в Федеральную антимонопольную службу поступило 1 206 жалоб на действия заказчиков, 656 из них признаны обоснованными. За этот же период было проведено 386 плановых и 566 внеплановых проверок. Были осуществлены действия в сфере госзаказа Федерального медико-биологического агентства, Федеральной налоговой службы, Федерального агентства по строительству и ЖКХ, Федеральной таможенной службы, Федерального агентства по здравоохранению и Федерального агентства по образованию.
Владимир Ефимов, заместитель начальника управления по контролю и надзору в области недвижимости, локальных монополий и ЖКХ ФАС России, рассказал об основных нарушениях, которые допускают заказчики. Нарушители, как правило, не указывают значения критериев в конкурсной документации, не соблюдают порядок сопоставления заявок, устанавливают незаконные требования по предоставлению документов, проводят предквалифицированный отбор участников. Наиболее часто нарушения в сфере госзаказа допускали Федеральное агентство по образованию и Пенсионный фонд РФ. Однако в последнее время положение дел в этих структурах стало улучшаться.
В. Ефимов отметил, что закон о госзаказе «не лишен недостатков», и в настоящее время его служба в сотрудничестве с Минэкономразвития России старается привести нормы закона в соответствие с объективными потребностями. При этом концепция закона, направленная на обеспечение прозрачности процедуры размещения госзаказа, создание единого информационного пространства в данной сфере и минимизацию возможности принятия субъективных решений, изменена не будет.
Заместитель начальника отдела государственных закупок Минэкономразвития России Павел Тихомиров сообщил, что министерством подготовлены предложения по совершенствованию системы контроля качества продукции, которая поставляется в рамках госзаказа и должна состоять из трех основных элементов:
предварительного контроля до проведения конкурса;
проверки во время самой процедуры конкурса;
наблюдения во время приема товара.
Первый этап связан с необходимостью составления экспертами четких технических требований к товару. В результате потенциальный участник конкурса сможет оценить, соответствует ли он предъявляемым требованиям. Не менее важно проследить, чтобы эти нормативы не были чрезмерно жесткими и искусственно не сужали рынок.
На втором этапе все требования к поставляемой продукции должны быть прописаны в конкурсной документации и договоре. В частности, заказчик может указать обязательное соответствие товара общероссийским или международным стандартам качества. Крайне важно предусмотреть и штрафные санкции за невыполнение поставщиком своих обязательств.
Наконец, на последнем этапе основная функция заказчика сводится к тому, чтобы принять товар, который должен соответствовать условиям договора. Для этого необходимо присутствие представителя заказчика при приемке товара до его отгрузки. Позитивной практикой является привлечение к данной процедуре независимых специалистов.
Европа нам поможет
Между тем в России полным ходом идет реализация проекта «Реформа госзакупок». Финансируется данный проект Евросоюзом и осуществляется совместно с Минэкономразвития России и Федеральной антимонопольной службой. «Во всем мире система государственных закупок имеет решающее значение для экономики страны, – заявил глава представительства Европейской комиссии в РФ Марк Франко на презентации проекта. – Только в странах Евросоюза система госзаказа составляет от 15 до 20% ВВП. И если раньше вопросами госзаказа занимались финансовые институты той или иной страны, то в последнее время объединенный европейский рынок диктует единые правила для всех стран еврозоны». М. Франко назвал базовые принципы, на которых строится подобная система в европейских странах: равные права компаний на участие в тендерах, доступ всех участников торгов к информации и непредвзятое рассмотрение тендерных заявок – этого вполне достаточно при наличии по-настоящему независимой прессы и развитого гражданского общества. По мнению представителя Еврокомиссии, главной проблемой российской системы государственного заказа является коррупция. В числе других проблем сферы госзакупок он назвал отсутствие квалифицированных кадров и недостаточную информационную поддержку реформы.
Проект «Реформа госзакупок» продлится до 2008 г., его бюджет составляет 3 млн евро. Организаторы проекта уверены, что он будет содействовать реформе государственных закупок за счет внедрения эффективных инструментов мониторинга, создания системы электронных закупок и обучения российских чиновников в данной области. В итоге ожидается повышение прозрачности системы госзаказа и существенное сокращение государственных расходов.
Эксперты по госзакупкам и мониторингу в Москве, Республике Карелия, а также в Ярославской, Пермской и Ростовской областях разработают инструменты мониторинга и особый барометр, позволяющий проанализировать, применяются ли новые правила государственных закупок и какие дают результаты. Кроме того, предполагается создать обширную учебную программу для наращивания потенциала российских чиновников в сфере госзакупок. Обучение пройдут более 120 российских госслужащих.
По мнению начальника управления по контролю в области локальных монополий ФАС Михаила Евраева, экономия средств государственного бюджета от реализации Федерального закона № 94-ФЗ в этом году может составить порядка 150 млрд руб. при условии повсеместного введения аукционов и четкой регламентации торгов. После введения обязательных аукционов в странах ЕЭС удалось сэкономить от 25 до 30% бюджетных средств. Совокупный рынок государственного заказа в России с учетом муниципального и регионального компонента находится на уровне 2,3 трлн руб. в год. Ежегодные же потери бюджета от коррупции в сфере госзаказа, по самым оптимистичным оценкам, составляют от 300 до 350 млрд руб.
Материал подготовила Анастасия АНДРЕЕВА
Журнал «Бюджет» №2 февраль 2007